Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Науменко Л.А,
судей Александровой Л.А, Диденко О.В.
при секретаре Рогожиной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Шульца А. А.ча к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Каменском районе Алтайского края (межрайонному) о возложении обязанности засчитать период работы в страховой стаж, перерасчете размера пенсии
по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Каменском районе Алтайского края (межрайонному) на решение Панкрушихинского районного суда Алтайского края от 05 июля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Науменко Л.А, пояснения Шульца А.А, судебная коллегия
установила:
Шульц А.А, ДД.ММ.ГГ рождения, в настоящее время является гражданином Российской Федерации, ранее проживал в Республике Казахстан.
ДД.ММ.ГГ Шульц А.А. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) (далее - ГУ УПФР) с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости. Решением от ДД.ММ.ГГ пенсия ему была назначена с ДД.ММ.ГГ в суммарном размере 6 200,28 руб, для расчета страховой пенсии по старости не были учтены периоды работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в связи с неподтверждением трудового (страхового) стажа.
Шульц А.А. обратился в суд с иском, в ходе рассмотрения дела требования изменял, просил включить в его общий страховой стаж периоды трудовой деятельности, имевшей место на территории Республики Казахстан: в совхозе имени "60 лет Октября" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности газоэлектросварщика 5 разряда, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности шофера 3 класса, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности заведующего котельной; в совхозе "Дружба" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности пчеловода, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности заведующего складом ГСМ; в крестьянском фермерском хозяйстве "Гейн" со ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности газоэлектросварщика 5 разряда.
В обоснование заявленных требований указал, что из его трудового стажа исключены периоды продолжительностью более 15 лет, несмотря на то, что факт трудовой деятельности подтверждается записями в трудовой книжке. В ходе рассмотрения дела истец пояснил, что родился и жил в Казахстане до 2009 года, затем переехал в Россию, получил российское гражданство. В период проживания в Казахстане фактически работал у указанных в трудовой книжке работодателей в спорные периоды, полагает, что их невключение спорных периодов в стаж нарушает его пенсионные права.
Ответчик возражал против удовлетворения иска, указав, что записи в трудовой книжке заверены печатями организаций, действующих на территории Республики Казахстан. ГУ УПФР направлялись запросы о подтверждении трудового стажа за данные периоды, но ответы не поступили.
Решением Панкрушихинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ иск удовлетворен.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) возложена обязанность засчитать Шульцу А. А.чу в общий страховой стаж периоды работы, имевшей место на территории Республики Казахстан, в совхозе имени "60 лет Октября" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности газоэлектросварщика 5 разряда, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности шофера 3 класса, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности заведующего котельной; в совхозе "Дружба" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности пчеловода, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности заведующего складом ГСМ; в крестьянском фермерском хозяйстве "Гейн" со ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности газоэлектросварщика 5 разряда и произвести перерасчет размера назначенной пенсии с учетом данных периодов.
С ответчика в пользу Шульца А.А. взыскано 300 рублей в возмещение судебных расходов.
Ответчик в апелляционной жалобе просит указанное решение изменить в части и принять новое решение, указывая на неправильное применение судом материального закона - п. 2 ст. 11, ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации", п. 2 ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, п.п. 10, 16 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015, а также полагает, что судом не учтены разъяснения, содержащиеся в п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерации из государств - республик бывшего СССР, утв. распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р.
Из указанных актов следует, что записи, внесенные в трудовые книжки членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления. Истец в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ работал в крестьянском хозяйстве "Гейн". Условием включения в страховой стаж данного периода является уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации или в соответствующие органы Республики Казахстан. Поскольку истцом не представлено доказательств в подтверждение указанных обстоятельств, оснований для включения указанного периода в страховой стаж истца не имелось.
Истец в возражениях просит оставить решение суда без изменения, ссылаясь на отсутствие у него возможности представить сведения, указанные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании истец поддержал доводы возражений, пояснил, что крестьянское хозяйство "Гейн" было создано на базе имущества совхоза имени "60 лет Октября", место работы фактически осталось прежним. В настоящее время у работодателя получить какие-либо документы нет возможности, так как Гейн А.К. уехал на постоянное место жительства в Германию, его адрес не известен.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Проверив материалы дела исключительно в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований отмены решения суда.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о пенсиях), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу, право на страховую пенсию по старости приобретают мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Закона о пенсиях).
В соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 Закона о пенсиях, размер страхового стажа влияет на размер пенсии. Следовательно, невключение каких-либо периодов в страховой стаж нарушает права пенсионера, поскольку влечет занижение размера пенсии.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о пенсиях страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу ч. 2 ст. 11 Закона о пенсиях периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Таким образом уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не является обязательной для включения указанных периодов в страховой стаж в случаях, предусмотренных международными договорами.
13 марта 1992 года государствами - участниками СНГ, включая Республику Казахстан и Российскую Федерацию, подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение), в статье 1 которого предусматривается, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно ст. 3 Соглашения все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по данному Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
В силу п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу названного Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
В соответствии со статьей 11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Поскольку решение суда оспаривается только в части включения в общий страховой стаж истца периода работы в крестьянском фермерском хозяйстве "Гейн" со 02.07.1995 по 06.08.2000, судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Спорный период работы в крестьянском хозяйстве "Гейн" имел место на территории Республики Казахстан, где истец и проживал. Этот период работы подтверждается записью, внесенной в установленном порядке работодателем в трудовую книжку истца (л.д. 8).
Ответчиком принимались меры для подтверждения периодов работы истца путем направления запросов в пенсионные и архивные организации Республики Казахстан, однако оказались безуспешными. Согласно ответу руководителя Государственного архива Павлодарской области от 26.12.2017 документы по личному составу крестьянского хозяйства "Гейн" г. Экибастуза в архив не передавались.
Как указано в ч.ч. 1, 3 ст. 13 Закона о пенсиях исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. При исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Истец не являлся главой, либо членом крестьянского (фермерского) хозяйства, поэтому при решении вопроса о включении спорного периода работы в его страховой стаж указанная норма не применяется.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о пенсиях при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 8 ст. 13 Закона о пенсиях при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу действующего Закона о пенсиях и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Как указано в п.п. 10, 16 действующих Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а при их отсутствии - документами, в пунктах 11 - 17 названных Правил. В частности, периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются трудовой книжкой и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей. Записи, внесенные в трудовые книжки членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления.
Согласно пункту 11 ранее действовавших Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555, периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются трудовой книжкой и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей. Записи, внесенные в трудовые книжки членов хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления.
Поскольку указанные правила как 2014, так и 2002 года были приняты по завершении спорного периода работы истца в крестьянском хозяйстве, судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что этот период необходимо подтверждать лишь в порядке, предусмотренном указанными нормами.
В соответствии с п. 1.1 действовавшего в 1995-2000 годы Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсии в РСФСР, утвержденного приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 N 190, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, удостоверения, характеристики, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их исполнении, трудовые, послужные и формулярные списки и иные документы, содержащие сведения о периодах работы. Согласно пункту 3.6 указанного Положения время работы в сельском (фермерском) хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, подтверждается записями в трудовой книжке и документами, подтверждающими уплату взносов по социальному страхованию.
В данном случае записи, содержащиеся в трудовой книжке истца, являются точными, не допускают иного толкования.
Как указано в пункте 5 Рекомендаций по проверки правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р (ред. от 28.01.2005), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16). При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Спорный период работы имел место до 1 января 2002 года, следовательно, вопреки доводам апелляционной жалобы, факт оплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение согласно указанным разъяснениям не подлежал обязательному подтверждению.
Кроме того отсутствие доказательств отчислений в спорный период работы истца страховых взносов не может повлечь отказ в удовлетворении иска, поскольку и в случае их неуплаты нарушения, допущенные работодателем, не могут влиять на реализацию пенсионных прав работника. Поскольку работником действительно осуществлялась трудовая деятельность, в связи с чем подлежали начислению и уплате работодателем необходимые обязательные платежи, соответствующий период подлежит включению в общий трудовой стаж, независимо от того, выполнялись ли фактически работодателем требования закона о начислении и уплате указанных платежей.
Таким образом в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены, либо изменения оспариваемого решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 320-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Каменском районе Алтайского края (межрайонному) на решение Панкрушихинского районного суда Алтайского края от 05 июля 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.