Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Авериной Е.Г.
судей Синани А.М, Мотиной И.И,
при секретаре Калиниченко В.С.
рассмотрела 01 августа 2018 года в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Пряхина Сергея Владиславовича к ГУ УПФ РФ в городе Евпатории Республики Крым о возложении обязанности по назначению и выплате страховой пенсии за выслугу лет,
по апелляционной жалобе Пряхина Сергея Владиславовича на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 10 апреля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И, исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Пряхин С.В. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Евпатории Республики Крым о возложении обязанности по назначению и выплате страховой пенсии.
В обоснование требований указал, что с 27 апреля 1995 года является получателем пенсии за выслугу лет, также является инвалидом второй группы в связи с заболеванием, полученным при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. С марта 1997 года по март 2014 года осуществлял индивидуальную предпринимательскую деятельность, выплачивал налоги, страховые взносы, в том числе и пенсионный фонд г. Евпатории. Указывает, что по состоянию на 01.01.2017 года его страховой стаж составил свыше 8 лет. Решением ответчика ему отказано в назначении страховой пенсии, ввиду отсутствия необходимого ИПК. Пряхин С.В. полагает указанное решение ответчика незаконным, в связи с этим обратился в суд за защитой своих пенсионных прав.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 10 апреля 2018 года в удовлетворении исковых требований Пряхину С.В. отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Пряхин С.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении его требований. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что у него имеется необходимый стаж для назначения страховой пенсии.
В суде апелляционной инстанции Пряхин С.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Евпатории Республики Крым Демьянова И.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Заслушав судью-докладчика, лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ) гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (статья 39, часть 1).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Пунктом 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", введенным Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", предусмотрено, что военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего при назначении пенсий до 01.01.2015, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с указанной даты Закон N 173-ФЗ не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 8 Закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2).
В силу п. 1 ст. 11 Закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 г. составляет 6 лет (ч. 1 ст. 35), начиная с 01.01.2016, ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 35).
Кроме того, страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) с 01.01.2015 не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30 (ч. 3 ст. 35).
Таким образом, для застрахованных лиц, достигших возраста 60 и 55 (для мужчин и женщин соответственно) в 2016 году, требуемая продолжительность страхового стажа составляет 7 лет, величина ИПК - 9,0.
Пункт 3 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ содержит исчерпывающий перечень лиц, которые имеют право на одновременное получение двух пенсий.
Судом установлено, следует из материалов дела, что Пряхин 17.05.1956 года рождения, является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пенсия за выслугу лет назначена истцу с 27.04.1995 года пожизненно (справка Центра социального обеспечения Военного комиссариата Республики Крым от 15.01.2018 года и от 26.04.2016 года).
Периоды службы, и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным законом, составили с 18.07.1973 года по 26.04.1995 года.
Истец имеет удостоверение серии Б N 19841 от 05.11.2015года о праве на меры социальной поддержки, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", как получившего или перенесшему лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшим инвалидом.
15.12.2017 года Пряхин С.В. обратился в УПФР г.Евпатория с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением от 16.03.2018 года N 180000013162/821632/17 Пряхину С.В. 17.05.1956 года рождения отказано в назначении пенсии по старости, в связи с отсутствием величины индивидуального коэффициента не менее 9, определенной с учетом ч. 103 ст. 35 ФЗ-400 от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях".
Согласно записям в трудовой книжке колхозника серии УКР N 2807390 от 10.05.1990 года истец с 04.06.1990 года по 18.09.1997 года работал трактористом в колхоз им. Кирова Сакского района. С 19.09.1997 года по 27.04.1999 года истец работал реализатором, заведующим магазином, коммерческим директором по торговле и снабжению в ООО "Триада".
Свидетельством о государственной регистрации от 09.03.1997 года подтверждается, что истец был зарегистрирован в качестве субъекта предпринимательской деятельности в Государственном реестре физических лиц-плательщиков налогов и иных обязательных платежей в г. Евпатория АРК.
Согласно справке Пенсионного фонда Украины от 25.02.2003года N 03-01-71/195, частный предприниматель Пряхин С.В, зарегистрированный в Пенсионном фонде, по состоянию на 25.02.2003года задолженности перед Пенсионным фондом не имеет.Комиссия по реализации пенсионных прав граждан, созданной на основании распоряжения Совета Министров Республики Крым от 20.10.2016года N 1250-р, установилаПряхину С.В. периоды осуществления предпринимательской деятельности на основании индивидуальных сведений о застрахованном лице в системе персонифицированного учета с 01.05.1999 года по 31.12.2003 года, с 01.04.2004года по 30.09.2004года, с 01.05.2005 года по 31.08.2005года, с 01.06.2006года по 31.08.2006года.
Данные периоды были включены ответчиком в страховой стаж истца при определении права на пенсию и расчета ИПК.
Кроме того, ответчик на основании сведений из индивидуального персонифицированного учета включил в страховой стаж истца для определения права на пенсию и расчета ИПК периоды работы истца с 21.03.2015года по 01.10.2015года, с 13.05.2016года по 20.09.2016года.
В суммарный стаж и при определении размера ИПК не учтены периоды работы по трудовой книжке серии УКР N 2807390 от 10.05.1990года:
с 04.06.1990года по 18.09.1997года и с 19.09.1997 года по 27.04.1999 года, так как согласно ответу на запрос управления в документах по личному составу колхоза им. Кирова Сакского района, находящихся на хранении в Трудовой архиве Администрации Веселовского сельского поселения, Пряхин С.В. 17.05.1956 года рождения в период с 04.06.1990года по 18.09.1997года, не значится. Кроме того, печать, заверяющая запись о работе истца в ООО "Триада", не соответствует требованиям Инструкции о порядке выдачи разрешений на оформление заказов на изготовление печатей и штампов, утв. Приказом министерства внутренних дел Украины от 18.10.1993 года N 643, зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 28.10.1993 года под. N 164, а именно отсутствует номер свидетельства о регистрации либо ОКПО. Так согласно ответу на запрос ответчика, УПФР РФ в г. Саки и Сакском районе сообщило, что ООО "Триада" на территории г.Саки и Сакского района не зарегистрировано, документы на хранение в архивы г.Саки и Сакского района не поступали, их местонахождение не известно.
Порядок исчисления требуемого страхового стажа (как и общего трудового стажа) военнослужащих имеет свои особенности.
Так при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости военнослужащими, в него не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом N 4468-1.
Периоды службы, работы и иной деятельности с 18.07.1973 года по 26.04.1995 года были учтенные истцу при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии Законом РФ от 12.02.1993года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и повторному зачету не подлежат.
Таким образом, общая продолжительность стажа для назначения страховой пенсии составила 06 лет 07 месяцев 23 дня, величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) составила 6, тогда как продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2016 году составляет 7 лет, величина ИПК 9,0. В связи с этим, у истца не возникло права на назначение страховой пенсии по старости на дату его обращения в пенсионный орган.
С требованием о включении в страховой стаж периодов работы истец не обращался.
Таким образом, оценив конкретные обстоятельства дела, доказательства представленные сторонами, правильно применив материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска. Доводы апелляционной жалобы, по сути, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и собранных доказательств, для чего оснований не имеется.
Доводы апеллянта о том, что суд неверно рассмотрел спор о праве на пенсию, поскольку истец обращался в суд за назначением пенсии за выслугу лет, как военный пенсионер, и просил назначить и выплачивать "страховое пенсионное обеспечение за выслугу лет", а суд рассмотрел спор о назначении страховой пенсии по старости, не подтверждаются материалами дела.
В исковом заявлении и в своих пояснениях в суде первой и апелляционной инстанции истец, в обоснование своих требований ссылался на то, что получает пенсию по выслуге лет, после назначения которой, продолжал работать в качестве индивидуального предпринимателя, выплачивая налоги и взносы, имеет страховой стаж свыше 8 лет, тем самым приобрел право на вторую пенсию на основании п.6 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", введенным Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения".
Данной нормой предусмотрено, что военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С 25 июля 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", предусматривающий установление страховой части трудовой пенсии по старости военным пенсионерам начиная с 1 января 2007 года.
Статья 7 Закона Российской Федерации N 4468-1 была дополнена частью 4, в соответствии с которой (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 N 213-ФЗ) право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным Законом N 4468-1, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предоставлено лицам, указанным в статье 1 Закона N 4468-1, при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости.
Аналогичная норма содержалась в пункте 6 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 N 166-ФЗ.
Таким образом, военные пенсионеры, работающие по трудовому договору, за периоды работы которых отчислялись страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации, получили возможность получать без отказа от военной пенсии одновременно страховую часть трудовой пенсии по старости, исчисленную с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Право на страховую часть трудовой пенсии по старости военнослужащим предоставляется при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом, обязательным условием возникновения указанного права является также наличие установленной военнослужащему пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с нормами Закона N 4468-1.
Кроме того, исследую пенсионное дело Пряхина С.В, судебная коллегия установила, что истец 15.12.2017 года обращался в пенсионный орган с заявлением об установлении ему страховой пенсии по старости, с заявлением о назначении ему какой-либо иной пенсии, обращений нет.
При рассмотрении заявления истца в пенсионной органе и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, был учтен, в том числе, тот факт, что истец является бывшим военнослужащим, получающим пенсию за выслугу лет.
Наименование пенсии, изложенной в редакции истца ("страховое пенсионное обеспечение за выслугу лет"), не соответствует формулировкам, указанным в норме закона, на который ссылается истец в обоснование своих требований.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами подлежащего применению законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства, рассмотрел спор по существу заявленных истцом требований. Данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
По изложенным мотивам апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 10 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пряхина Сергея Владиславовича - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи А.М. Синани
И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.