Руководитель секретариата комиссии |
3. Кочесоков |
Соглашение
между Правительством Кабардино-Балкарской Республики региональным
объединением работодателей "Союз промышленников и предпринимателей
Кабардино-Балкарской Республики" и Объединением организаций
профессиональных союзов Кабардино-Балкарской Республики
на 2008-2010 годы
О тарифном регулировании оплаты труда работников предприятий и организаций материальной сферы экономики см.:
на 2010 год - Решение Кабардино-Балкарской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, утвержденное Председателем Правительства Кабардино-Балкарской Республики, координатором Комиссии А. Меркуловым 2 апреля 2010 г.
на 2009 год - Решение Кабардино-Балкарской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2008 г.
См. также Решение Кабардино-Балкарской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2008 г. "О Региональном соглашении о минимальной заработной плате в Кабардино-Балкарской Республике на 2009 год"
Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители Правительства Кабардино-Балкарской Республики, регионального объединения работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Кабардино-Балкарской Республики" и Объединения организаций профессиональных союзов Кабардино-Балкарской, Республики, именуемые в дальнейшем Сторонами, заключили на основании Трудового кодекса Российской Федерации настоящее Соглашение, устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на республиканском уровне в 2008-2010 годах, и совместные действия Сторон по их реализации.
Стороны в числе приоритетных целей Соглашения ставят проведение в предстоящий период социально-экономической политики, обеспечивающей право работников на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей, резкое сокращение масштабов бедности на основе устойчивого развития экономики, повышения ее конкурентоспособности и увеличения доходов организаций, роста производительности труда, стабильной занятости и гибкости рынка труда, безопасности рабочих мест, расширения возможностей профессионального и карьерного роста работников.
Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и служит основой для разработки и заключения отраслевых соглашений на республиканском уровне и коллективных договоров в организациях.
Стороны принимают на себя обязательства развивать взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные Соглашением обязательства и договоренности.
Стороны признают необходимость заключения районных, городских, отраслевых Соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обязуются оказывать коллективам, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. При этом Соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров в отраслях, районах, городах и организациях, расположенных в Кабардино-Балкарской Республике. Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.
Стороны, подписавшие Соглашение, в пределах своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008-2010 годы.
I. Развитие отраслей экономики республики, предпринимательства,
обеспечение занятости населения республики
Стороны обязуются:
Правительство:
1.1. Проводить государственную промышленную политику, являющуюся катализатором ускорения экономического роста республики.
1.2. Разработать и внести на рассмотрение Парламента Кабардино-Балкарской Республики республиканскую целевую программу "Развитие промышленности в Кабардино-Балкарской Республике на 2008-2012 годы".
1.3. Осуществлять меры, направленные на повышение эффективности действий исполнительной власти республики, особенно в вопросах создания в республике условий для развития современной рыночной экономики и инвестиционной активности.
1.4. В установленном порядке оказывать организационную, техническую и финансовую поддержку организациям, проводящим работу по привлечению молодежи к научно-техническому творчеству.
1.5. Обеспечить инвестирование развития транспорта общего пользования.
1.6. Информировать ежеквартально через средства массовой информации население и работодателей республики о положении на рынке труда.
1.7. При осуществлении республиканской тарифной политики проводить на заседаниях Кабардино-Балкарской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия) консультации по вопросам установления предельных уровней цен (тарифов) на продукцию (услуги) отраслей естественных монополий и жилищно-коммунального хозяйства.
1.8. Принимать меры по выявлению неэффективных (убыточных) организаций с целью их возможной реструктуризации и разработки программ социальной поддержки работников.
1.9. Представлять сторонам социального партнерства информацию о наличии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства в отношении предприятий и организаций, в капитале которых имеется доля (вклад) республики, социально или экономически важных для республики организаций.
1.10. Содействовать дальнейшему развитию малого предпринимательства, в том числе путем совершенствования законодательной базы по вопросам налогообложения субъектов малого предпринимательства, улучшения налогового администрирования, обеспечения доступа к нежилым помещениям, а также расширения государственной поддержки их конкурентоспособности.
1.11. В области бюджетной политики:
проводить консультации по основным социальным параметрам прогноза социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики и проекта республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики (в соответствии с согласованным Сторонами перечнем основных показателей согласно приложению N 1);
учитывать при подготовке проекта закона Кабардино-Балкарской Республики о республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики обязательства, предусмотренные Соглашением, требующие финансирования из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.
Работодатели:
1.12. Обеспечить увеличение объемов производства промышленной продукции организациями республики не менее чем на 10 процентов в 2008 году, 12 процентов в 2009 году, 15 процентов в 2010 году (по отношению к предыдущему году).
1.13. В соответствии с коллективными договорами и соглашениями предоставлять работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, возможность переобучения новым профессиям, а также оплачиваемое время для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора.
1.14. Представлять ежемесячно в Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по занятости населения:
сведения о применении в отношении соответствующей организации процедур несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
1.15. Заключать договоры о подготовке квалифицированных кадров с учреждениями начального и среднего профессионального образования и обеспечивать условия для проведения производственной практики.
Работодатели и Профсоюзы:
1.16. Добиваться заключения коллективных договоров и соглашений во всех отраслях и организациях республики независимо от организационно-правовой формы.
1.17. Предусмотреть в коллективных договорах и соглашениях проведение и обеспечение финансирования не менее 2 процентов от прибыли мероприятий, направленных на сохранение и увеличение объемов работ, числа рабочих мест, повышение квалификации и рост профессионального мастерства кадров, переподготовку увольняемых работников до срока расторжения трудового договора, предоставление им льгот и компенсаций, дополнительно к установленным законодательством.
Профсоюзы:
1.18. Предоставлять бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов, а также малообеспеченным гражданам по вопросам трудового законодательства, охраны труда, профессиональной заболеваемости, занятости.
См. также Закон Кабардино-Балкарской Республики от 12 января 2009 г. N 6-РЗ "Об охране труда в Кабардино-Балкарской Республике"
1.19. Проводить обучение профсоюзного актива и членов профсоюзов по вопросам трудового законодательства, улучшения условий и охраны труда отдельных категорий работников.
II. Развитие рынка труда и содействие занятости
населения республики
Стороны обязуются:
2.1. Исходя из сложившейся ситуации в республике# вопросы занятости и реализацию конкретных мер по повышению уровня занятости рассматривать как важнейшую социальную задачу, приоритетную во всех сферах деятельности, во всех хозяйствующих субъектах республики. Обеспечивать реализацию мер, предусмотренных Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
2.2. Обеспечить приоритетное финансирование и реализацию программ социально-экономического развития республики, районов и городов, инвестиционных проектов и других мероприятий, предусматривающих создание новых рабочих мест.
2.3. При проведении конкурсов инвестиционных проектов считать одним из важнейших критериев их оценки создание новых рабочих мест и сохранение имеющихся.
2.4. Оказывать содействие в трудоустройстве жителей республики с ограниченными возможностями здоровья после окончания общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.
2.5. Соблюдать принципы социального партнерства в обеспечении занятости инвалидов и молодежи.
2.6. Совершенствовать и развивать систему профессиональной ориентации среди учащихся образовательных школ и учреждений начального и среднего профессионального образования.
2.7. Проводить согласованную политику социально-трудовой адаптации молодежи, обеспечить координацию деятельности заинтересованных структур по содействию занятости несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе находящихся в социальных приютах. Обеспечить организацию оздоровления и труда подростков в лагерях труда и отдыха, поддерживать движение трудовых объединений молодежи.
2.8. Содействовать созданию системы организационных, правовых и экономических мер по формированию и реализации политики подбора, подготовки и сохранения квалифицированных кадров, а также повышения их конкурентоспособности на рынке труда.
2.9. Организовать совместные республиканские (районные, городские) информационно-разъяснительные кампании и акции, включая массовые мероприятия (ярмарки вакансий), по информированию населения о состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства и профобучения; проводить социологические исследования и опросы населения по вопросам занятости; привлекать средства массовой информации к информационному обеспечению реализации государственной политики занятости.
2.10. В целях содействия повышению квалификации работников проводить республиканские, районные, городские конкурсы профессионального мастерства.
2.11. Осуществлять оформление заявок на использование иностранной рабочей силы в пределах установленной квоты с учетом мнения профсоюзной организации.
III. Регулирование оплаты труда, доходы и уровень
жизни населения
Стороны считают необходимым в предстоящий период разработать и реализовать комплекс мер, обеспечивающих право работника на достойный труд, повышение уровня реальной заработной платы работников в соответствии с ростом эффективности и производительности труда, доходов и повышение уровня жизни населения.
Стороны способствуют совершенствованию организации труда и заработной платы, обеспечивающих повышение квалификации работников, рост производительности труда и устойчивое развитие экономики.
Стороны в установленном порядке ежегодно утверждают Положение о тарифном регулировании оплаты труда работников предприятий и организаций материальной сферы экономики Кабардино-Балкарской Республики (приложение N 2) и Рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений Кабардино-Балкарской Республики, финансируемых из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики и бюджетов муниципальных образований (приложение N 3).
Стороны принимают на себя следующие обязательства:
Правительство:
3.1. Ежеквартально определять величину прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Кабардино-Балкарской Республике в законодательно установленном порядке и информацию публиковать в газете "Кабардино-Балкарская правда".
О величине прожиточного минимума, периодичности ее исчисления и порядке установления см. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 18 мая 2005 г. N 30-РЗ "О прожиточном минимуме в Кабардино-Балкарской Республике
3.2. Рассмотреть возможность обеспечения роста заработной платы работников государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета, не ниже уровня оплаты труда работников федеральных государственных учреждений.
3.3. Обеспечить взаимодействие с социальными партнерами при подготовке проектов законов Кабардино-Балкарской Республики и других правовых актов, направленных на сохранение уровня социальной защищенности и рост уровня жизни жителей республики.
Работодатели:
3.4. Обеспечить оперативные меры по ликвидации задолженности по выплате заработной платы, реализовать мероприятия по погашению и предупреждению появления задолженности по заработной плате перед работниками организаций, расположенных в Кабардино-Балкарской Республике.
3.5. Обеспечить выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени в нормальных условиях и выполнившим норму труда, в размере не ниже величины республиканского минимума оплаты труда, установленного Республиканским трехсторонним соглашением. Разрабатывать совместно с Профсоюзами меры по ее поэтапному повышению до величины прожиточного минимума трудоспособного человека.
3.6. Не допускать задержек заработной платы работникам.
3.7. Обеспечить доступ и условия для осуществления контроля государственными и профсоюзными органами за соблюдением трудового законодательства и нормативных актов по вопросам оплаты труда.
Профсоюзы и Работодатели:
3.8. В коллективных договорах и соглашениях определять денежную компенсацию за задержку выплат заработной платы в размере не ниже одной двухсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
3.9. Предусмотреть в коллективных договорах положение о признании времени приостановки работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней простоем по вине работодателя, если работник в письменной форме известил работодателя о начале приостановки работы, и оплачивать его в размере не менее 2/3 средней заработной платы.
3.10. Предусмотреть в коллективных договорах предприятий и организаций предоставление оплачиваемого времени уполномоченным профсоюзных комитетов и комиссий для выполнения возложенных на них обязанностей по контролю условий и охраны труда.
IV. Социальная защита граждан
Стороны совместно обязуются:
Проводить согласованную социальную политику, направленную на дальнейшее улучшение социальных условий жизни населения республики, охрану окружающей среды, развитие культуры, спорта, туризма, молодежной сферы, укрепление семьи, организацию детского и семейного отдыха, сохранение и развитие сети спортивных, социально-культурных объектов республики.
Правительство:
4.1. Обеспечить взаимодействие с социальными партнерами при подготовке проектов законов Кабардино-Балкарской Республики и других правовых актов, направленных на сохранение уровня социальной защищенности и рост уровня жизни жителей республики.
4.2. Сохранить в 2008 году за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики предоставление мер социальной поддержки ветеранам, инвалидам, репрессированным гражданам и адресную поддержку наименее обеспеченных граждан с учетом разграничения полномочий между исполнительными органами государственной власти Российской Федерации и исполнительными органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики.
4.3. Принять меры по предоставлению бесплатного и льготного питания учащимся 1-4 классов общеобразовательных школ и детям из малообеспеченных семей.
4.4. Оказать содействие в установке общедомовых приборов учета энергоресурсов в многоквартирных жилых домах, в которых созданы товарищества собственников жилья и другие объединения собственников, а также финансировании расходов объединения собственников по содержанию и ремонту жилищного фонда на условиях, установленных законодательством республики.
См. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 28 июля 2006 г. N 55-РЗ "О регулировании жилищных отношений в Кабардино-Балкарской Республике"
4.5. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства республики осуществлять с учетом мнения сторон социального партнерства республики.
4.6. Предусмотреть в республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2009 год средства на организацию оздоровительных мероприятий для детей, в том числе в загородных оздоровительных лагерях, профильных городских и выездных лагерях и лагерях труда и отдыха в период летних и зимних каникул.
4.7. Обеспечить не ниже 2007 года количество бесплатных и льготных путевок в загородные детские оздоровительные лагеря для детей, нуждающихся в дополнительной социальной поддержке.
4.8. Принимать меры по сохранению социально-культурных объектов организаций всех форм собственности, осуществляющих образовательную, спортивную, оздоровительную, культурно-досуговую деятельность, обеспечивающих детский и семейный отдых жителей республики.
Правительство и Профсоюзы:
4.9. В случаях, предусмотренных законодательством, обеспечить участие профсоюзов в реализации республиканских целевых программ социально значимого характера.
4.10. Осуществлять в пределах компетенции контроль за реализацией мероприятий по обеспечению отдыха детей в оздоровительных организациях.
4.11. Организовать новогодние представления для детей и подростков в дни зимних каникул и осуществлять их финансирование в установленном порядке.
4.12. В установленном порядке обеспечить деятельность детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва профсоюзов и организаций республики с увеличением контингента занимающихся.
Работодатели:
4.13. Предусмотреть в коллективных договорах выплату пособия по временной нетрудоспособности за первые два дня нетрудоспособности работника в связи с его заболеванием или травмой (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) из средств работодателя в размере среднемесячного заработка.
4.14. Принимать меры по сохранению социально-культурных объектов организаций всех форм собственности, осуществляющих образовательную, спортивную, оздоровительную, культурно-досуговую деятельность, обеспечивающих детский и семейный отдых жителей республики.
4.15. В установленном порядке принимать долевое участие в финансировании культурно-массовых, спортивных мероприятий, проводимых для жителей республики на базе клубных учреждений, спортивных сооружений, учреждений дополнительного и профессионального образования.
4.16. В установленном порядке принимать долевое участие в финансировании ведомственных организаций и учреждений культуры и спорта, спортивных сооружений, работающих с детьми, а также учащимися учреждений профессионального образования.
V. Здравоохранение, охрана труда, окружающая среда
и природные ресурсы
Правительство:
5.1. Сохранить с учетом разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти республики гарантированные виды бесплатной медицинской помощи населению республики.
5.2. Принять меры по выполнению в полном объеме плана мероприятий по реализации приоритетного национального проекта "Здравоохранение" в Кабардино-Балкарской Республике.
См. также Закон Кабардино-Балкарской Республики от 21 ноября 2007 г. N 84-РЗ "О республиканской целевой программе "Развитие здравоохранения в Кабардино-Балкарской Республике на 2007-2011 годы"
5.3. Принять меры к недопущению закрытия, перепрофилирования и передачи другим организациям помещений медицинских, детских дошкольных и школьных учреждений под другие цели.
5.4. Выделять в установленном порядке средства на приобретение санаторно-курортных путевок "Мать и дитя" для родителей с детьми из малообеспеченных семей и детей в республиканский детский реабилитационный санаторий.
5.5. Принять меры по своевременному и полному перечислению платежей в Кабардино-Балкарский территориальный фонд обязательного медицинского страхования за неработающее население. Рассмотреть вопрос возможности увеличения подушевого норматива за медицинское страхование неработающего населения.
5.6. В пределах компетенции осуществлять регулярный контроль за соблюдением правил торговли лекарственными средствами, информировать население о фактах выявления фальсифицированной лекарственной продукции.
5.7. Развивать взаимодействие с федеральными органами государственного надзора и контроля по вопросам трудового, санитарного, природоохранного законодательства по охране труда в организациях, осуществляющих свою деятельность в республике.
5.8. Обеспечить разработку, согласование с социальными партнерами, контроль за ходом выполнения республиканской программы по охране и улучшению условий труда в республике, а также ее финансирование.
5.9. Осуществлять меры по повышению эффективности функционирования системы государственного управления охраной труда в республике, контролю за соблюдением законодательных и иных нормативных актов о труде и охране труда.
5.10. Осуществлять меры по расширению охвата системой непрерывного обучения и проверке знаний различных категорий руководителей и специалистов хозяйственного комплекса республики по вопросам охраны труда.
5.11. Провести республиканский смотр-конкурс на лучшую организацию работы в области охраны труда.
5.12. Совершенствовать систему экологического мониторинга и экологической сертификации производств, принимать меры по упорядочению и повышению эффективности природоресурсной и природоохранной деятельности, ускорить принятие законодательных и иных нормативных актов, направленных на стимулирование экологической деятельности хозяйствующих субъектов Кабардино-Балкарской Республики.
5.13. Содействовать развитию всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования.
5.14. Систематически информировать население об экологической и радиационной обстановке в республике и принимаемых мерах по ее улучшению.
Правительство и Работодатели
5.15. Обеспечить выполнение промышленными предприятиями и иными хозяйствующими субъектами санитарно-противо-эпидемических требований экологической безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности, включая транспортировку, обезвреживание и переработку промышленных и бытовых отходов.
5.16. Обеспечить организацию и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификацию работ по охране труда, в том числе в бюджетных организациях республики.
5.17. Мероприятия по охране труда в бюджетных организациях республики осуществлять за счет средств, выделяемых на их содержание и фиксировать фактические расходы на эти цели.
5.18. Продолжить осуществление мер по созданию в организациях служб охраны труда или введению должности специалиста по охране труда (в соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации).
5.19. Включать представителей профсоюзных организаций, технических инспекторов труда профсоюзов в комиссии, принимающие вновь вводимые в эксплуатацию и реконструируемые производственные объекты и объекты социальной сферы.
Работодатели:
5.20. Обеспечить расходы на мероприятия по охране труда в расчете на каждого работника в размере не менее годовой суммы минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации.
5.21. Обеспечить:
безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
разработку плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда и его реализацию;
проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников в соответствии с действующим законодательством.
5.22. Представлять статистическую отчетность по условиям труда и производственному травматизму организаций независимо от форм собственности.
5.23. Своевременно информировать отраслевые исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления и соответствующие профсоюзные организации о групповых и тяжелых несчастных случаях, несчастных случаях со смертельным исходом, происшедших на производстве, а также об экологических происшествиях, повлекших нанесение ущерба окружающей среде.
5.24. Предоставлять в соответствии с коллективными договорами и соглашениями дополнительные к установленным законодательством компенсации работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.
5.25. Обеспечить в соответствии с действующим законодательством организацию:
горячего питания;
выдачу молока или равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда;
бесплатного получения работниками лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда.
5.26. Обеспечить работников спецодеждой и средствами индивидуальной защиты в объемах, предусмотренных нормами и коллективными договорами.
5.27. Определить и реализовать меры, направленные на уменьшение негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности организации.
Профсоюзы:
5.28. Осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по труду силами правовых и технических инспекторов труда профсоюзов, уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзных комитетов.
5.29. Обеспечить обучение и методическое руководство по организации работы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзных комитетов.
5.30. Проводить ежегодный конкурс "Лучший уполномоченный (доверенный) по охране труда" среди организаций республики.
5.31. Информировать о работе Совета технических инспекторов Объединения организаций профессиональных союзов Кабардино-Балкарской Республики, технических инспекторов отраслевых профсоюзных комитетов, уполномоченных лиц по охране труда организаций через средства массовой информации республики и профсоюзный информационный листок.
VI. Обеспечение конструктивного взаимодействия
и социальное партнерство
Стороны обязуются:
6.1. Руководствоваться Трудовым Кодексом Российской Федерации и Законом Кабардино-Балкарской Республики "Об органах социального партнерства в Кабардино-Балкарской Республике".
6.2. Принимать решения по вопросам и проблемам, включенным в Соглашение, после консультаций на уровне Республиканской комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
6.3. Официально информировать друг друга о принимаемых решениях и правовых актах по проблемам, включенным в Соглашение, другим социально-экономическим вопросам.
6.4. Взаимно обеспечивать представителям Сторон возможность принимать участие на всех уровнях в рассмотрении социально-трудовых и связанных с ними экономических вопросов.
6.5. Оказывать практическое и методическое содействие при заключении республиканского, отраслевых соглашений, коллективных договоров в организациях республики.
6.6. Обеспечить заключение на согласованных условиях и уведомительную регистрацию в установленном порядке коллективных договоров.
6.7. Способствовать предотвращению и разрешению коллективных трудовых споров.
6.8. Проводить силами Правового совета Объединения организаций профессиональных союзов Кабардино-Балкарской Республики бесплатные юридические консультации по трудовому законодательству, законодательству о занятости населения республики, а также предоставлять бесплатную юридическую защиту трудовых интересов слабозащищенных категорий граждан.
6.9. Проводить согласованную политику по созданию новых и укреплению действующих профсоюзных организаций в организациях всех форм собственности, осуществляющих свою деятельность в республике.
6.10. Обеспечивать условия для деятельности профсоюзов и их выборных органов на всех уровнях в соответствии с действующим законодательством.
Стороны признают необходимым обеспечить:
уважение внутриуставной деятельности профсоюзов и их объединений, если указанная деятельность не противоречит законодательству Российской Федерации;
невмешательство в финансовую деятельность организаций профсоюзов и их объединений.
6.11. По мере необходимости практиковать проведение встреч с Председателем Правительства Кабардино-Балкарской Республики активов профсоюзных организаций и работодателей для совместного рассмотрения социально-экономического положения в республике и выработке конкретных мер по разрешению возникших проблем в области реализации настоящего Соглашения
VII. Механизмы реализации Соглашения
7.1. Настоящее Соглашение вступает в силу со дня подписания его Сторонами и действует до заключения нового Соглашения.
7.2. В месячный срок после подписания Соглашения каждая из Сторон разрабатывает комплекс мер, необходимых для выполнения совместно взятых на себя обязательств, в том числе с указанием сроков исполнения и ответственных исполнителей.
7.3. В развитие Соглашения могут разрабатываться предложения и протоколы, конкретизирующие его отдельные положения и являющиеся неотъемлемой частью Соглашения.
7.4. Соглашение обязательно для выполнения подписавшими его Сторонами. Оно открыто для присоединения к нему (с подтверждением в письменном виде) других работодателей.
7.5. По взаимному Согласию сторон в Соглашение могут вноситься дополнения и изменения.
7.6. Коллективные переговоры о заключении Соглашения на 2011-2013 годы должны быть начаты не позднее 1 октября 2010 года.
7.7. Стороны признают настоящее Соглашение республиканским правовым актом социального партнерства, устанавливающим общие принципы проведения согласованной социально-экономической политики в Кабардино-Балкарской Республике на 2008-2010 годы и, руководствуясь его положениями, принимают на себя обязательства соблюдать его условия и нести предусмотренную законодательством Российской Федерации и законодательством Кабардино-Балкарской Республики ответственность за нарушение и невыполнение его положений.
7.8. Текст Соглашения с комментариями координаторов Сторон публикуется в газете "Официальная Кабардино-Балкария" в двухнедельный срок после его подписания.
7.9. В целях освещения деятельности Республиканской трехсторонней комиссии и хода реализации Соглашения Стороны обеспечивают регулярную публикацию в средствах массовой информации материалов, посвященных развитию социального партнерства и проблемам социально-трудовых отношений.
От Правительства Кабардино-Балкарской Республики:
Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской Республики |
А. Ярин |
От профсоюзов Кабардино-Балкарской Республики:
Председатель Объединения
организаций профессиональных союзов
Кабардино-Балкарской Республики |
П. Таов |
От работодателей Кабардино-Балкарской Республики:
Заместитель председателя
регионального объединения работодателей
"Союз промышленников и предпринимателей
Кабардино-Балкарской Республики" |
Ж. Губачиков |
Приложение N 1
к Республиканскому трехстороннему
соглашению между Правительством
Кабардино-Балкарской Республики,
региональным объединением работодателей
"Союз промышленников и предпринимателей
Кабардино-Балкарской Республики" и
Объединением организаций профессиональных
союзов Кабардино-Балкарской Республики
на 2008-2010 годы (принято на заседании
Кабардино-Балкарской трехсторонней комиссии
по регулированию социально-трудовых
отношений 25 марта 2008 года)
Перечень
основных показателей прогноза социально-экономического развития
Кабардино-Балкарской Республики и проекта республиканского бюджета
Кабардино-Балкарской Республики, по которым проводятся
консультации Сторон
В качестве основных показателей, характеризующих социальную направленность и результативность бюджетной политики и подлежащих обсуждению в рамках проведения Сторонами консультаций по основным социальным параметрам прогноза социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики и проекта республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, предлагаются следующие:
Показатели прогноза социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики:
фонд заработной платы;
доля заработной платы в валовом внутреннем продукте;
индексация оплаты труда работников республиканских государственных учреждений;
номинальная и реальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника в целом по экономике;
реальные располагаемые денежные доходы населения;
прожиточный минимум в среднем на душу населения и по социально-демографическим группам населения (трудоспособные, пенсионеры, дети);
уровень жизни населения (численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума);
общая численность безработных;
уровень безработицы в процентах к экономически активному населению;
уровень регистрируемой безработицы.
Показатели проекта республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики:
расходы бюджета Кабардино-Балкарской Республики на социальную сферу;
увеличение расходов бюджета Кабардино-Балкарской Республики на социально-культурную сферу в сравнении с прогнозируемыми темпами инфляции;
финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы и доля получаемых муниципальными образованиями дотаций из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики;
доля социальных затрат в общей структуре расходов бюджета Кабардино-Балкарской Республики (включая ее дифференциацию - на образование, здравоохранение и физическую культуру, культуру и искусство, социальное обеспечение, науку), в том числе в процентах к валовому внутреннему продукту;
минимальный размер заработной платы и его соотношение с прожиточным минимумом трудоспособного населения республики;
сведения об оплате труда работников республиканских государственных учреждений;
объем средств бюджета Кабардино-Балкарской Республики, направляемых на реализацию мероприятий по содействию занятости;
бюджетная классификация расходов бюджета Кабардино-Балкарской Республики по социальным адресам получателей государственных средств (социальная экспертиза расходов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, направляемых на решение конкретных социальных задач - сокращение бедности, повышение рождаемости и снижение смертности, поддержку материнства и детства, инвалидов и др.).
Приложение N 2
к Республиканскому трехстороннему
соглашению между Правительством
Кабардино-Балкарской Республики,
региональным объединением работодателей
"Союз промышленников и предпринимателей
Кабардино-Балкарской Республики" и
Объединением организаций профессиональных
союзов Кабардино-Балкарской Республики
на 2008-2010 годы (принято на заседании
Кабардино-Балкарской трехсторонней
комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений 25 марта 2008 года)
Положение
о тарифном регулировании оплаты труда работников предприятий и
организаций материальной сферы экономики Кабардино-Балкарской
Республики на 2008 год
Правительство Кабардино-Балкарской Республики, региональное объединение работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Кабардино-Балкарской Республики" и Объединение организаций профессиональных союзов Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Кабардино-Балкарской Республики в целях создания экономических и социальных условий для стимулирования трудовой активности граждан, повышения заработной платы и установления обоснованных соотношений в уровнях оплаты труда работников предприятий и организаций материальной сферы экономики Кабардино-Балкарской Республики после консультаций и переговоров и в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации договорились:
1.1. Оплату труда производить по тарифной системе оплаты труда, включающей в себя тарифные ставки, оклады, тарифную сетку, тарифные коэффициенты.
1.2. Труд работников оплачивать в соответствии с Положением об оплате труда, являющимся составной частью коллективного договора.
1.3. Работодателям с учетом мнения представительного органа работников устанавливать систему оплаты и стимулирования труда, размеры различного вида выплат, в том числе за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу, за работу в особых условиях, время простоя и в других случаях выполнения работы, отклоняющихся от нормальных, но не ниже размеров, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными законодательными и нормативными актами.
1.4. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, индивидуальным договором, иными локальными нормативными актами организации не могут быть ухудшены по сравнению с настоящим Положением, Трудовым кодексом Российской Федерации, иными законодательными и нормативными актами.
2. Установить для работников предприятий материальной сферы экономики Кабардино-Балкарской Республики:
2.1. Минимальный размер месячной базовой тарифной ставки рабочего в размере 90 процентов от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за IV квартал 2007 года, предшествующий заключению настоящего Соглашения, равный 2916 рублям (3240 рублей х 0,90);
2.2. Отраслевые коэффициенты корректировки минимального размера месячной базовой тарифной ставки рабочего и размеры минимальных отраслевых тарифных ставок I разряда рабочих-сдельщиков основной профессии (таблица 1).
Таблица 1
Наименование отрасли | Коэффициент корректировки (сложности труда) минимального размера месячной базовой тарифной ставки рабочего |
Размер минимальной отраслевой месячной тарифной ставки 1 разряда рабочего-сдельщика основной профессии |
|
1. | Обрабатывающие производства: в том числе | ||
1.1. | металлургическое производство | 1,8 | 5249 |
1.2. | производство транспортных средств | 1,6 | 4666 |
1.3. | металлообработка | 1,6 | 4666 |
1.4. | деревообрабатывающее производство | 1,3 | 3791 |
1.5. | текстильное и швейное производство | 1,3 | 3791 |
1.6. | производство пищевых продуктов | 1,3 | 3791 |
1.7 | производство кожи, изделий из кожи | 1,3 | 3791 |
1.8 | производство неметаллических продуктов | 1,3 | 3791 |
1.9. | химическое (нефтехимическое) производство | 1,3 | 3791 |
1.10. | целлюлозно-бумажное производство и полиграфия | 1,3 | 3791 |
2. | Добыча полезных ископаемых | ||
а) добыча и переработка нерудных строительных материалов на подземных работах |
2,17 | 6328 | |
на открытых горных работах и на работах на поверхности действующих и строящихся шахт, карьеров, рудников, на обогащении |
1,58 | 4607 | |
б) добыча и обогащение асбеста и графита на подземных работах |
2,4 | 6998 | |
на открытых горных работах | 1,8 | 5249 | |
на работах на поверхности действующих и строящихся шахт, карьеров, рудников, на обогащении |
1,58 | 4607 | |
3. | Производство строительных материалов | ||
а) обслуживание агрегатов в основных производственных цехах цементных заводов |
1,58 | 4607 | |
б) производство асбестоцементных изделий | 1,4 | 4082 | |
в) другие отрасли промышленности стройматериалов, по производству мягкой кровли, стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности |
1,21 | 3528 | |
4. | Сельское хозяйство: | ||
а) для трактористов машинистов | 1,6 | 4666 | |
б) в животноводстве и на ручных работах | 1,4 | 4082 | |
5 | Строительство (строительно-монтажные работы) | 1,5 | 4374 |
6 | Производство и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды |
1,3 | 3791 |
7 | Транспорт, связь и дорожное хозяйство | 1,5 | 4374 |
7.1 | Транспорт | 1,6 | 4666 |
7.2 | Связь | 1,3 | 3791 |
7.3 | Дорожное хозяйство | 1,6 | 4666 |
8 | Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг |
1,3 | 3791 |
9 | Оптовая и розничная торговля | 1,2 | 3499 |
9.1 | оптовая торговля | 1,2 | 3499 |
9.2 | розничная торговля | 1,2 | 3499 |
Примечание. Месячная тарифная ставка рабочего-сдельщика 1 разряда основной профессии в отрасли устанавливается умножением месячной базовой тарифной ставки на коэффициент ее корректировки.
2.3. Перечень межотраслевых (сквозных) профессий рабочих, общих для всех отраслей экономики Кабардино-Балкарской Республики, по которым устанавливается единый коэффициент корректировки месячной базовой ставки рабочего - 1,6 и единый минимальный размер тарифной ставки рабочего-сдельщика 1 разряда - 4666 рублей:
газосварщик
заточник
машинист крана (крановщик)
машинист холодильных установок
монтажник оборудования
наладчик технологического оборудования
слесарь аварийно-восстановительных работ
слесарь-ремонтник (на работах по ремонту оборудования)
слесарь-сантехник
слесарь-электрик по ремонту электрооборудования
слесарь по ремонту технологических установок
станочник широкого профиля
токарь
тракторист на транспортных работах
фрезеровщик
электромонтер
электромонтажник-наладчик
электрогазосварщик
электросварщик ручной сварки
электрослесарь (слесарь) дежурный и по ремонту оборудования.
2.4. Диапазон отраслевой тарифной сетки (соотношение между тарифными ставками высшего и первого разряда тарифной сетки):
по шестиразрядной тарифной сетке 1,8
по Единой тарифной сетке 2,44.
2.5. Межразрядные коэффициенты тарифной сетки, предусматривающие соотношение тарифных ставок соответствующих разрядов к тарифной ставке 1 разряда рабочего-сдельщика (таблица 2).
Таблица 2
Соотношение тарифного коэффициента соответствующего
разряда к тарифной ставке I разряда
I | II | III | IV | V | VI | |
По шестиразрядной тарифной сетке | 1,0 | 1,1 | 1,21 | 1,35 | 1,54 | 1,8 |
По Единой тарифной сетке | 1,0 | 1,3 | 1,69 | 1,91 | 2,16 | 2,44 |
Примечание. Размер тарифной ставки соответствующего разряда определяется путем умножения тарифного коэффициента соответствующего разряда на размер отраслевой тарифной ставки рабочего-сдельщика 1 разряда. Поварам, кондитерам, мойщикам посуды, чистильщикам плодоовощной продукции и кухонным рабочим ресторанов часовые тарифные ставки повышаются на 10 процентов.
2.6. Тарифную ставку рабочего - повременщика - на 10 процентов ниже тарифной ставки рабочего-сдельщика, при этом отраслевые коэффициенты корректировки (сложности труда) и межразрядные коэффициенты сохраняются.
2.7. Порядок индексации месячных тарифных ставок (должностных окладов) работника в целях обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги в Кабардино-Балкарской Республике (приложение N 3).
3. Производить до получения сельскохозяйственной продукции работавших месячную норму рабочего времени и выполнивших нормы выработки, в размере восьмидесяти процентов начисленной суммы заработной платы, но не ниже минимальной тарифной ставки I разряда рабочего-сдельщика основной профессии сельскохозяйственного предприятия.
4. Выплату заработной платы производить в денежной форме. В соответствии с коллективным и трудовым договором и по письменному заявлению работника оплата труда допускается и в иных (не денежных) формах. Долю заработной платы, выплачиваемой в не денежной форме, ограничить размером до 20 процентов от общей суммы начисленной заработной платы.
5. Нормы и гарантии, включаемые в территориальные и отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения, а также в коллективные договоры, индивидуальные трудовые договоры не могут быть ниже предусмотренных в настоящем Соглашении.
6. Условия регулирования оплаты труда, установленные настоящим дополнением к Соглашению, учитывать при разработке законодательных и иных нормативно-правовых актов на всех уровнях регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в республике, а также при рассмотрении и принятии республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.
7. Должностной оклад руководителя республиканского государственного унитарного предприятия, акционерного и иного общества, контрольный пакет акций (долей, паев) которых закреплен в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, определять в соответствии с постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 16 января 1999 года N 19 и фиксировать в трудовом договоре.
См. Положение об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий Кабардино-Балкарской Республики утвержденное постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 8 мая 2008 г. N 114-ПП
Рекомендовать органам местного самоуправления при определении должностного оклада руководителя муниципального предприятия руководствоваться порядком, предусмотренным для государственного унитарного предприятия, акционерного и иного общества, контрольный пакет акций (долей, паев) которых закреплен в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики.
8. Рекомендовать руководителям предприятий устанавливать должностные оклады специалистов и служащих предприятий с учетом соотношений к окладу руководителя предприятия, предусмотренных схемами должностных окладов, утвержденных постановлением ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 года N 1115.
9. Работодателям обеспечивать:
оплату времени простоя по вине работодателя в размере не менее двух третей средней заработной платы работника;
оплату времени простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, в размере не менее двух третей тарифной ставки (оклада);
оплату работы, производимой в условиях, отклоняющихся от нормальных условий труда (ночные, праздничные, сверхурочные, вредные условия труда), в размерах не ниже предусмотренных законодательством о труде Российской Федерации;
повышенную оплату труда в случаях, когда работа носит разъездной характер при продолжительности:
12 дней и более в месяц, при этом работники имеют возможность ежедневно возвращаться к месту жительства, в размере до 20 процентов месячной тарифной ставки (должностного оклада) без учета коэффициентов и доплат;
менее 12 дней в месяц - до 15 процентов месячной тарифной ставки (должностного оклада) без учета коэффициентов и доплат.
Для работников строительства, транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, надбавки определять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
10. При расчете фонда оплаты труда удельный вес тарифной части оплаты труда в структуре заработной платы работника предприятия определять в размере не менее 70 процентов от общего заработка.
11. Работодателям:
установить в коллективном договоре и трудовом договоре конкретный размер материальной ответственности работодателя за несвоевременную выплату заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, при этом размер денежной компенсации (процентов), выплачиваемой работнику, установить не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно;
выплату заработной платы производить не реже чем каждые полмесяца в день, установленный коллективным договором, либо иным локальным документом организации. При совпадении дня выплаты заработной платы с выходным или нерабочим праздничным днем выплачивать ее накануне этого дня, оплату отпуска производить не позднее чем за 3 дня до его начала;
утвердить с учетом мнения представительного органа работников форму расчетного листка и в письменной форме извещать работника при выплате заработной платы о составных частях заработной платы, причитающейся ему за месяц, размерах и основаниях произведенного удержания, а также об общей сумме, подлежащей выплате.
12. Отраслевым министерствам и ведомствам, объединениям, предприятиям и организациям республики совместно с органами местного самоуправления обеспечить:
выполнение прогнозных показателей социально-экономического развития отраслей экономики, районов, городов, предприятий, организаций на 2008 год по росту объемов производства, реализации продукции (работ, услуг), производительности труда и изыскания внутрипроизводственных резервов по снижению затрат и на этой основе введение на предприятиях материальной сферы тарифных ставок, предусмотренных настоящим Положением;
достижение среднемесячного размера заработной платы одного работника в 2008 году в целом по республике не ниже 8703 рублей;
достижение прогнозного среднемесячного размера заработной платы одного работника в 2008 году по предприятиям и организациям Кабардино-Балкарской Республики по видам экономической деятельности в соответствии с приложениями N 4 и 5.
13. Обеспечить государственный надзор, государственный, внутриведомственный и общественный контроль за выполнением работодателями принятых в настоящем Соглашении обязательств по оплате труда работников, выплатой заработной платы в установленный срок и ликвидацией долгов по заработной плате, а также за соответствием территориальных и отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, трудовых договоров (контрактов) настоящему Соглашению.
За невыполнение обязательств по оплате труда, предусмотренных данным Соглашением, либо за воспрепятствование деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, а также общественного контроля привлекать должностных лиц к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Об ответственности работодателя за невыполнение обязательств по оплате труда см.:
Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ
Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 19 июля 2002 г. N 42-РЗ "О гарантиях конституционных прав граждан на полную и своевременную оплату труда"
14. Органам социального партнерства Кабардино-Балкарской Республики после принятия настоящего Положения начать переговоры по внесению соответствующих изменений и дополнений в отраслевые и территориальные соглашения, коллективные и трудовые договоры.
15. Действие настоящего Положения распространяется на предприятия и организации материальной сферы экономики всех видов и форм собственности Кабардино-Балкарской Республики, если они не заявили письменно в тридцатидневный срок со дня его опубликования в газете "Официальная Кабардино-Балкария" в Кабардино-Балкарскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений о своем несогласии с его содержанием.
16. Настоящее Положение вступает в силу со дня его подписания.
Приложение N 1
к Положению о тарифном
регулировании оплаты труда
работников предприятий и организаций
материальной сферы экономики
Кабардино-Балкарской Республики на 2008 год
Прогноз
среднемесячной заработной платы одного работника предприятий
и организаций отраслей материальной сферы экономики
Кабардино-Балкарской Республики на 2008 год
Наименование отрасли | Среднемесячная зарплата, рублей |
Всего по Кабардино-Балкарской Республике: | 8703 |
В том числе | |
Сельское хозяйство | 5315 |
Добыча полезных ископаемых | 6510 |
Обрабатывающие производства | 7932 |
В том числе | |
Производство пищевых продуктов | 5754 |
Текстильное и швейное производство | 5783 |
Производство кожи, изделий из кожи | 5322 |
Целлюлозно-бумажное производство и полиграфия | 8736 |
Химическое производство | 7334 |
Производство неметаллических продуктов | 8164 |
Металлургическое производство | 10116 |
Производство электрооборудования | 8346 |
Производство транспортных средств | 11863 |
Производство и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды |
9258 |
Строительство | 9113 |
Торговля | 8340 |
Транспорт | 9288 |
Связь | 9736 |
Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг | 5894 |
Приложение N 2
к Положению о тарифном регулировании
оплаты труда работников предприятий
и организаций материальной сферы экономики
Кабардино-Балкарской Республики
на 2008 год
Прогноз
Среднемесячной заработной платы одного работника предприятий
и организаций Кабардино-Балкарской Республики на 2008 год
В среднем по району (городскому округу) рублей, на 2008 год |
|
Всего по Кабардино-Балкарской Республике | 8703 |
городской округ Нальчик | 10325 |
городской округ Прохладный | 8515 |
городской округ Баксан | 6508 |
Зольский муниципальный район | 5730 |
Майский муниципальный район | 6565 |
Баксанский муниципальный район | 6352 |
Прохладненский муниципальный район | 5681 |
Терский муниципальный район | 6616 |
Урванский муниципальный район | 6426 |
Чегемский муниципальный район | 6853 |
Черекский муниципальный район | 7596 |
Эльбрусский муниципальный район | 8355 |
Лескенский муниципальный район | 6138 |
Приложение N 3
к Положению о тарифном регулировании
оплаты труда работников предприятий
и организаций материальной сферы экономики
Кабардино-Балкарской Республики на 2008 год
Порядок
индексации месячных тарифных ставок (должностных окладов)
работников предприятий и организаций материальной сферы экономики
Кабардино-Балкарской Республики
Индексация тарифных ставок (должностных окладов) представляет собой механизм увеличения заработной платы в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги.
Цель индексации - поддержание покупательной способности граждан и своевременное обеспечение роста денежных доходов.
Индексации подлежат тарифные ставки (должностные оклады) работников предприятий и организаций материальной сферы.
Основой индексации тарифных ставок (должностных окладов) является индекс потребительских цен на товары и услуги. Он рассчитывается нарастающим итогом с начала года и за месяц Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Кабардино-Балкарской Республике исходя из средних фактических цен на товары и услуги народного потребления и структуры потребительских расходов населения за предыдущий месяц.
См. справку об уровне индекса потребительских цен
Порог индексации - это индекс потребительских цен, с которого начинается индексация тарифных ставок (должностных окладов), он устанавливается в размере 6 процентов.
Индексация тарифных ставок (должностных окладов) производится в следующем порядке:
тарифная ставка 1 разряда умножается на индекс потребительских цен, превышающий установленный порог индексации с коэффициентом 0,8.
Индексация тарифных ставок (должностных окладов) предприятиями и организациями материальной сферы экономики производится за счет собственных средств.
Приложение N 3
к Республиканскому трехстороннему
соглашению между Правительством
Кабардино-Балкарской Республики,
региональным объединением
работодателей "Союз промышленников
и предпринимателей Кабардино-Балкарской
Республики" и Объединением организаций
профессиональных союзов
Кабардино-Балкарской Республики
на 2008-2010 годы (принято на
заседании Кабардино-Балкарской
трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений 25 марта 2008 года)
Рекомендации
по установлению систем оплаты труда работников государственных и
муниципальных учреждений Кабардино-Балкарской Республики,
финансируемых из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской
Республики и бюджетов муниципальных образований на 2008 год
См. Рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений Кабардино-Балкарской Республики, финансируемых из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики и бюджетов муниципальных образований на 2009 год, утвержденные Решением Кабардино-Балкарской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 17 апреля 2009 г. от 17 апреля 2009 г.
I. Общие положения
Рекомендации по установлению систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики и бюджетов муниципальных образований (далее - Pекомендации) разработаны Кабардино-Балкарской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 144 и частью 3 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы и введения новых систем оплаты труда в Кабардино-Балкарской Республике с учетом Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2008 год, утвержденных протоколом Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21 декабря 2007 года N 9.
Рекомендации учитываются Правительством Кабардино-Балкарской Республики и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования организаций здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы (далее - учреждения бюджетной сферы) и разработке законов Кабардино-Балкарской Республики и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников учреждений бюджетной сферы.
II. Принципы формирования государственных и муниципальных
систем оплаты труда
Определение органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органами местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений осуществляется на принципах:
2.1. Верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Кабардино-Балкарской Республики, законов Кабардино-Балкарской Республики и общепризнанных принципов и норм международного права на всей территории Российской Федерации.
Размеры и условия оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики, не могут быть снижены или ухудшены по сравнению с предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2.2. Самостоятельного определения органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики размеров и условий оплаты труда работников государственных учреждений Кабардино-Балкарской Республики в пределах своих полномочий.
2.3. Самостоятельного определения органами местного самоуправления размеров и условий оплаты труда работников муниципальных учреждений в пределах своих полномочий.
2.4. Обеспечения зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером.
III. Перечень норм по оплате труда, регламентируемых федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
Обязательными для применения на территории Российской Федерации являются нормы по оплате труда, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. К основным из них относятся:
3.1. Минимальный размер оплаты труда (минимальная заработная плата).
3.2. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.
3.3. Профессиональные квалификационные группы (группы профессий рабочих и должностей служащих), сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам, утверждаемые Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
3.4. Минимальные размеры повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения, устанавливаемые в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
3.5. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), состоящий из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующие им тарифные разряды; требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих; примеры работ.
Единый тарифно-квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), состоящий из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.
Применение указанных справочников направлено на сохранение единства тарификации работ, установление единых подходов в определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, правильный подбор и расстановку кадров, повышение деловой квалификации работников, рациональное разделение труда, создание действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между различными категориями работников.
До утверждения в установленном порядке ЕКС, содержащего квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих учреждений бюджетной сферы, в том числе по общеотраслевым должностям служащих, применяются тарифно-квалификационные (квалификационные) характеристики, в соответствии с которыми работникам учреждений бюджетной сферы по состоянию на 31 декабря 2004 года устанавливались разряды оплаты труда.
IV. Установление условий оплаты труда работников
учреждений бюджетной сферы
Условия оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации и федеральными законами, а также постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми во исполнение этих федеральных законов в отношении работников бюджетных учреждений всех уровней независимо от того, являются ли они федеральными, региональными или муниципальными, обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.
Условия оплаты труда (в том числе тарифные ставки и оклады, должностные оклады, ставки заработной платы, компенсационные и стимулирующие выплаты) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
в государственных учреждениях Кабардино-Балкарской Республики - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики;
в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.
V. Основные подходы к формированию новых систем оплаты труда
работников бюджетных учреждений
Формирование систем оплаты труда работников государственных и муниципальных бюджетных учреждений, отличных от EТС, осуществляется с учетом:
обоснованного соотношения величин базовых окладов (базовых должностных окладов) базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;
повышения достигнутого уровня оплаты труда;
государственных гарантий по оплате труда;
минимальных размеров повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых вопросов;
размеров выплат при выполнении сверхурочных работ, работ в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
порядка аттестации работников бюджетных учреждений, устанавливаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации;
мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов);
создания условий для оплаты труда работников в зависимости от их личного участия в эффективном функционировании учреждения;
типовых норм труда для однородных работ (межотраслевые, отраслевые, и иные нормы труда, включая нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, нормы времени, утверждаемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации);
См. Правила разработки и утверждения типовых норм труда, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 804
создания условий для направления средств, полученных от сокращения численности, в распоряжение учреждения, не допуская их изъятия или зачета в объеме финансирования учреждения;
направления средств, полученных от предпринимательской и иной не запрещенной законом приносящей доход деятельности, на увеличение фонда оплаты труда учреждения.
Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:
государственными учреждениями Кабардино-Балкарской Республики - за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики;
муниципальными учреждениями - за счет средств бюджетов муниципальных образований.
VI. Порядок формирования систем оплаты труда работников
государственных учреждений Кабардино-Балкарской Республики
6.1. В 2008 году в республиканских бюджетных учреждениях вводятся новые системы оплаты труда.
Сроки и порядок введения систем оплаты труда работников республиканских государственных учреждений устанавливаются исполнительными органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в отношении учреждений, находящихся в их ведении, а также в отношении учреждений, подведомственных исполнительным органам государственной власти Кабардино-Балкарской Республики непосредственно.
Республиканские бюджетные учреждения, являющиеся главными распорядителями средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, сроки и порядок введения новых систем оплаты труда устанавливают самостоятельно.
6.2. Системы оплаты труда работников республиканских бюджетных учреждений включающие размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кабардино-Балкарском Республики, а также Положением об установлении систем оплаты труда работников республиканских бюджетных учреждений, утверждаемым Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
6.3. При введении систем оплаты труда в республиканских бюджетных учреждениях могут применяться Методические рекомендации по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 октября 2007 года N 663.
VII. Системы оплаты труда работников муниципальных учреждений
Органы местного самоуправления устанавливают системы оплаты труда работников подведомственных муниципальных учреждений в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом настоящих Рекомендаций.
При установлении органами местного самоуправления систем оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы муниципального подчинения рекомендуется использовать условия оплаты труда, установленные Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти для работников федеральных государственных учреждений и Правительством Кабардино-Балкарской Республики для работников республиканских государственных учреждений.
При введении систем оплаты труда в муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов местного самоуправления, могут применяться Методические рекомендации по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 октября 2007 года N 663.
VIII. Увеличение бюджетных ассигнований по фондам оплаты труда
бюджетных учреждений
Объем бюджетных ассигнований на введение новых систем оплаты труда работников республиканских бюджетных учреждений формируется с учетом дополнительных ассигнований на эти цели, а также с учетом увеличения ассигнований по фондам оплаты труда, предусмотренных республиканским бюджетом Кабардино-Балкарской Республики в целях обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Органы местного самоуправления определяют размер увеличения бюджетных ассигнований по фондам оплаты труда подведомственных учреждений с учетом дополнительных ассигнований на эти цели, а также с учетом увеличения ассигнований по фондам оплаты труда, предусмотренных муниципальным бюджетом в целях обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
IX. Понятия и определения
Для целей реализации настоящих Рекомендаций используются следующие основные понятия и определения:
"система оплаты труда работников учреждения" - совокупность норм, содержащихся в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах, принятых в соответствии с федеральными законами и устанавливающих условия и размеры оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера;
"профессиональные квалификационные группы" - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимых для осуществления соответствующей профессиональной деятельности;
"базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы по профессиональной квалификационной группе" - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат;
"выплаты компенсационного характера" - выплаты, обеспечивающие оплату труда в повышенном размере работников учреждений, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или опасными и иными особыми условиями труда, в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, на работах в местностях с особыми климатическими условиями, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
"выплаты стимулирующего характера" - выплаты, предусматриваемые системами оплаты труда работников учреждений с целью повышения мотивации качественного труда работников и их поощрения за результаты труда.
Приложение не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Кабардино-Балкарской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 марта 2008 г. "О Республиканском трехстороннем соглашении между Правительством Кабардино-Балкарской Республики, региональным объединением работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Кабардино-Балкарской Республики" и Объединением организаций профессиональных союзов Кабардино-Балкарской Республики на 2008-2010 годы"
Текст решения опубликован в газете "Официальная Кабардино-Балкария" от 11 апреля 2008 г. N 15