Конституционный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе председателя Маирова Ю.Х., судей Адамова Г.Н., Багова Ю.А., Бликановой В.В., Кумыкова Б.Х.,
с участием граждан Шумахова М.3., Чеченова М.Г., обратившихся с жалобой в Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики, представителя Кабинета Министров (Правительства) Кабардино-Балкарской Республики Бондарь В.И., прокурора КБР Абазова Р.И., зам. председателя Верховного Суда КБР Мамилова Г.А.,
руководствуясь статьей 145 Конституции КБР и статьями 49, 58 Закона КБР "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики",
Здесь и далее по тексту имеется в виду Закон Кабардино-Балкарской Республики от 12 мая 1992 г. "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики", утративший силу Законом Кабардино-Балкарской Республики от 12 декабря 1997 г. N 38-РЗ
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности Постановлений Кабинета Министров (Правительства) КБР N 148 от 28.06.93 "Об утверждении отраслевой программы приватизации предприятий и организаций промышленно-строительного комплекса АППСА "Каббалкпроектстрой", N 301 от 24.12.1993 "О передаче предприятиям и организациям строительного комплекса КБР имущества жилищного фонда", а также Распоряжений Госкомимущества КБР N 835 от 15.12.94, N 317 от 10.10.95.
Поводом к рассмотрению дела согласно статьи 59 Закона КБР "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики" явилась жалоба акционеров Акционерного общества открытого типа "Каббалкстрой" Дзугулова Р.М., Шумахова М.3., Жемухова А.Г., Чеченова М.Г. на нарушение их конституционных прав, в которой они в соответствии с частью 4 статьи 145 Конституции КБР просят о проверка конституционности Постановлений Кабинета Министров (Правительства) КБР N 148 от 28.06.1993 и N 301 от 24.12.1993, подлежащих применению в конкретном деле.
Основанием к рассмотрению дела согласно статьи 50 Закона КБР "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики" явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Кабардино-Балкарской Республики Постановлений Кабинета Министров (Правительства) КБР N 148 от 28.06.93, N 301 от 24.12.93, с точки зрения закрепленных в Конституции КБР прав и свобод человека и гражданина (статья 51); разделения властей и разграничения компетенции между органами государственной власти КБР, а также разграничения предметов ведения между КБР и Российской Федерацией (статья 9, 114).
Заслушав сообщение судьи-докладчика Бликановой В.В., объяснения сторон, исследовав представленные материалы, Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики установил:
22.03.1991 между Арендной проектно-промышленно-строительной ассоциацией (АППСА) "Каббалкпроектстрой" и ее же Арендным жилищно-коммунальным управлением (АЖКУ) был заключен договор аренды, по которому АЖКУ были переданы здания, сооружения, оборудование и другое имущество, в том числе семейные общежития, находившиеся на балансе АППСА "Каббалкпроектстрой" по состоянию на 01.01.1991.
Кабинет Министров (Правительство) КБР для реализации Программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в КБР Постановлением N 148 от 28 июня 1993 года утвердил Программу приватизации предприятий и организаций промышленно-строительного комплекса АППСА "Каббалкпроектстрой".
В целях сохранения единого промышленно-строительного комплекса в республике было решено преобразовать АППСА "Каббалкпроектстрой" в акционерное общество открытого типа "Каббалкстрой" (АООТ "Каббалкстрой").
Акционерное общество "Каббалкстрой", ставшее правопреемником ранее существовавшей АППСА "Каббалкпроектстрой", учреждено 27 июня 1994 года.
Кабинет Министров (Правительство) КБР тем же Постановлением N 148 утвердил перечень объектов государственной КБР и коллективной собственности, закрепляемой за Акционерным обществом открытого типа "Каббалкстрой" (Приложение N 1 к постановлению).
Государственный комитет КБР по управлению государственным имуществом своим Распоряжением N 317 от 10.10.1995, принятым на основании Постановления Кабинета Министров КБР N 148 от 28.06.93, договор аренды от 22.03.91 признал расторгнутым и передал семейные общежития с баланса Арендного жилищно-коммунального управления на баланс Общества с ограниченной ответственностью (ОООТ) ЖЭУ АО "Каббалкстрой", созданного для обеспечения надлежащей эксплуатации и содержания жилого фонда семейных общежитий.
Решением Арбитражного Суда КБР от 25.09.1996 Распоряжение Государственного Комитета КБР по управлению государственным имуществом N 317 признано недействительным.
Акционеры АООТ "Каббалкстрой" Дзугулов Р.М., Шумахов М.3., Жемухов А.Г., Чеченов М.Г., полагая, что принятием такого решения нарушены их права, предусмотренные статьями 28, 45, 46 Конституции КБР, считают, что в процессе рассмотрения дела и вынесения решения Арбитражный суд, с учетом изменения общественно-экономических отношений, перехода к рыночному хозяйствованию в стране и принятия законов о приватизации в Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республике, должен был исходить из Постановлений Кабинета Министров (Правительства) КБР N 148 от 28.06 1993 и N 301 от 24.12.1993.
Вследствие этого возникла неопределенность в вопросе о том, правомочны ли Кабинет Министров и Госкомимущество КБР принимать решения, определяющие правовой статус, порядок эксплуатации (использования), ведомственную принадлежность, порядок изъятия (передачи) в полное хозяйственное ведение объектов республиканской (КБР) собственности с точки зрения установленного Конституцией КБР (статьи 9, 10, 14, 66) разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти КБР. В связи с этим они обратились в Конституционный Суд КБР с просьбой проверить конституционность Постановлений Кабинета Министров (Правительства) КБР N 148 от 28.06.1993 "Об утверждении программы приватизации предприятий и организаций промышленно-строительного комплекса АППСА "Каббалкпроектстрой" и N 301 от 24.12.1993 "О передаче предприятиям и организациям строительного комплекса КБР имущества жилищного фонда".
Кроме того, акционеры просят рассмотреть вопрос о конституционности Распоряжений Госкомимущества КБР N 317 от 10.10.1995 и N 835 от 15.12.1994.
В соответствии со статьей N 58 Закона КБР "О Конституционном суде Кабардино-Балкарской Республики" жалоба граждан на нарушения конституционных прав и свобод допустима, если обжалуемый правовой акт затрагивает их конституционные права в конкретном деле.
Исходя из этих требований закона, жалоба Дзугулова Р.М., Шумахова М.З., Жемухова А.Г., Чеченова М.Г. является допустимой, а разрешение вопроса о конституционности постановлений Кабинета Министров КБР N 148 от 28 июля 1993 года и N 301 от 24 декабря 1993 года подведомственно Конституционному Суду КБР.
Жалоба о проверке конституционности распоряжений Госкомимущества КБР не может быть предметом рассмотрения Конституционного Суда КБР, поскольку круг разрешаемых Конституционным Судом КБР вопросов строго определен Конституцией КБР и Законом КБР "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики" (ст. 145 и 49 соответственно), в их перечень не входит такой нормативный акт, как распоряжение структурного подразделения Кабинета Министров (Правительства) КБР, каковым является Госкомимущество республики.
Поэтому в соответствии с частью 2 статьи 61 Закона КБР "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики" рассмотрение жалобы в этой части подлежит прекращению за неподведомственностью. Что же касается решения Арбитражного Суда, то Конституционный Суд КБР не входит в обсуждение вопроса о его законности и обоснованности и в пределах своей компетенции решает исключительно вопросы права, воздерживаясь от установления и исследования фактических обстоятельств конкретного дела.
Процесс преобразования государственных предприятий в Российской Федерации в акционерные общества как один из способов приватизации регламентируется Законом РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 03.07.91, "Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации", утвержденной Указом Президента РФ N 2284 от 24.12.1993, а также Законом КБР от 20 мая 1992 г. "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Кабардино-Балкарской Республике, "Программой приватизации государственного и муниципального имущества в КБР", утвержденной Постановлением Верховного Совета КБР N 1409-XII-З от 27.04.93, Указом Президента Российской Федерации N 721 от 01.07.1992 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества".
Верховный Совет КБР Постановлением N 956-XII-В от 06.02.1992 "О разграничении государственной собственности в Кабардино-Балкарской ССР на федеральную и республиканскую" утвердил предложения Совета Министров КБР по разграничению государственного имущества на федеральную и республиканскую собственность, согласно которым АППСА "Каббалкпроектстрой" отнесена к объектам республиканской (КБР) собственности.
Такое положение закреплено и Постановлением Совета Министров (Правительства) РФ N 1202 от 22.11.1993 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений", а также иного государственного имущества в государственную собственность Кабардино-Балкарской Республики.
В соответствии с Конституциями Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики основополагающим принципом конституционного строя является принцип разделения властей, одно из основных требований которого - строгое разделение властей, одно из основных требований которого - строгое разграничение компетенции этих властей. Любой государственный орган может принимать только такие решения и осуществлять только такие действия, которые входят в его компетенцию, определенную конституцией и законами.
Конституция КБР (статья 113) определяя полномочия Кабинета Министров (Правительства) КБР, отнесла к его компетенции решение вопросов государственного управления, обеспечения комплексного экономического и социального развития республики.
Правом же устанавливать особенности приватизации для отдельных видов государственного имущества, решать вопросы приватизации жилья Кабинет Министров (Правительство) КБР наделен Законом КБР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Кабардино-Балкарской Республике" и "О приватизации жилищного фонда в КБР".
Принимая Постановления N 148 от 28 июня 1993 года "Об утверждении отраслевой программы приватизации предприятий и организаций проектно-промышленно-строительного комплекса (АППСА) "Каббалкпроектстрой" и N 301 от 24.12.1993 "О передаче предприятиям и организациям строительного комплекса КБР имущества жилищного фонда", Кабинет Министров (Правительство) КБР действовал в строгом соответствии со своими полномочиями и реализовал предоставленное ему законом право.
Из этого следует, что Постановления Кабинета Министров (Правительства) КБР N 148 от 28 июня 1993 года "Об утверждении отраслевой программы приватизации предприятий и организаций промышленно-строительного комплекса АППСА "Каббалкпроектстрой" и N 301 от 24.12.93 "О передаче предприятиям и организациям строительного комплекса КБР имущества жилищного фонда" соответствуют Конституции Кабардино-Балкарской Республики как с точки зрения установленного в КБР разграничения компетенции между высшими органами государственной власти республики, так и с точки зрения разграничения полномочий между органами государственного управления Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 31, 36, 37 40, 61, 63 Закона КБР "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики", Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики постановил:
1. Признать соответствующими Конституции Кабардино-Балкарской Республики Постановления Кабинета Министров (Правительства) КБР N 148 от 28 июня 1993 г. "Об утверждении отраслевой программы приватизации предприятий и организаций промышленно-строительного комплекса АППСА "Каббалкпроектстрой" и N 301 от 24.12.1993 "О передаче предприятиям и организациям строительного комплекса КБР имущества жилищного фонда".
2. Производство по делу в части проверки соответствия Конституции КБР Распоряжений Государственного Комитета КБР по управлению государственным имуществом N 835 от 15 декабря 1994 г. и N 317 от 10 октября 1995 года прекратить за неподведомственностью.
3. В соответствии со статьями 41 и 42 Закона КБР "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики" настоящее постановление Конституционного Суда КБР вступает в силу немедленно после его провозглашения, является окончательным и обжалованию не подлежит.
4. Согласно статье 74 Закона КБР "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики" настоящее постановление подлежит опубликованию в газетах "Кабардино-Балкарская Правда", "Адыгэ псалъэ", "Заман" не позднее, чем в десятидневный срок после его провозглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 12 ноября 1996 г. N 2-11 "По делу конституционности Постановлений Кабинета Министров (Правительства) Кабардино-Балкарской Республики N 148 от 28 июня 1993 г. "Об утверждении отраслевой программы приватизации предприятий и организаций промышленно-строительного комплекса АППСА "Каббалкпроктстрой", N 301 от 24 декабря 1993 г. "О передаче предприятиям и организациям строительного комплекса КБР имущества жилищного фонда", а также Распоряжений Госкомимущества КБР N 835 от 15 декабря 1994 г. и N 317 от 10 октября 1995 г."
Настоящее постановление Конституционного Суда КБР вступает в силу немедленно после его провозглашения, является окончательным и обжалованию не подлежит
Текст постановления опубликован в Cборнике "Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации 1992-2008" Том 6