Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Булгытовой С.В., судей Казанцевой Т.Б., Назимовой П.С., при секретаре Черепановой О.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дашиевой Арюны Зориковны в интересах несовершеннолетней дочери "... " к Комитету по образованию г. Улан-Удэ о признании незаконным действия, выразившегося в недостаточных мерах по обеспечению ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении, возложении обязании предоставить ребенку место в дошкольном образовательном учреждении с учетом территориальной доступности
по апелляционной жалобе МКУ "Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ" на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 14 сентября 2018г, которым постановлено:
Удовлетворить административный иск Дашиевой А.З. в интересах несовершеннолетней дочери "... "
Признать незаконным бездействие Комитета по образованию Администрации г.Улан-Удэ", выразившееся в необеспечени "... " местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Возложить на Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ обязанность предоставить "... " место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г.Улан-Удэ в группе полного дня с учетом территориальной доступности.
Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Дашиеву А.З, представителя МКУ "Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ" Нимаеву А.Ц, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, Дашиева А.З. просила признать незаконным бездействие МКУ "Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ" (далее - Комитет по образованию), выразившиеся в принятии недостаточных мер по обеспечению ее ребенка "... " местом в дошкольном образовательном учреждении, и обязать административного ответчика обеспечить ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении с учетом территориальной доступности.
Обосновывая свои требования, административный истец указала, что 04.12.2015г. ее дочь "... "... года рождения была поставлена на учет в качестве нуждающейся в получении общедоступного бесплатного дошкольного образования. В июне 2018г. истец обратилась в Комитет по образованию с заявлением о предоставлении ее дочери места в муниципальном дошкольном учреждении. Административным ответчиком на заявление дан ответ о невозможности предоставления места со ссылкой на необходимость соблюдения соответствующего порядка учета детей и комплектования квот в детские дошкольные учреждения. Заявителю было предложено воспользоваться альтернативными формами дошкольного обучения - группами дневного пребывания, частными детскими садами и прочими. Оспариваемые действия Комитета по образованию нарушают конституционные права ребёнка на получение доступного бесплатного дошкольного образования. Административный ответчик в соответствии со своими полномочиями не предпринимает надлежащих и достаточных мер по обеспечению ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении.
В судебном заседании Дашиева А.З. поддержала заявленные требования.
Представитель МКУ "Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ" Нимаева А.Ц. возражала против удовлетворения заявленных требований.
Обжалуемым решением исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель МКУ "Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ" Нимаева А.Ц. просит отменить решение, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что поступление ребенка в муниципальное дошкольное образовательное учреждение осуществляется в порядке очередности с учетом нормативно установленных льгот. В соответствии с принятым Администрацией г.Улан-Удэ Порядком учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, и комплектования муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, предоставление места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении осуществляется в порядке общей очередности, а при наличии льгот - в первоочередном или внеочередном порядке. Положения указанного Порядка, регулирующего спорные правоотношения, суд не применил, а также не учел положения статьи 17 Конституции РФ. Предоставление места ребенку административного истца по решению суда нарушит конституционные права других детей, постановленных в очередь ранее. Права ребенка могут быть реализованы в иных вариативных формах дошкольного образования.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель МКУ "Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ" Нимаева А.Ц. поддержала доводы жалобы, против которых возражала Дашиева А.З.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).
В соответствии с положениями статьи 3 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г, вступила в силу для СССР 15.09.1990г.) во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29.12.2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N273-ФЗ) право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, а также гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (статья 9 Федерального закона N 273-ФЗ), получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев, а правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (части 1 и 2 статьи 67 этого же Закона).
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приеме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таком случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию вправе обращаться в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (части 3 и 4 названной выше статьи).
Таким образом, в силу действующего правового регулирования муниципальные образования обязаны обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.
Из материалов дела видно, что дочь административного истца "... "... года рождения состоит в общей очереди для зачисления в детский сад с 04.12.2015г.
Из ответа МКУ "Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ" от 28.06.2018г. за N380/0б, направленном на ее обращение о предоставлении места в детском саду, следует, что закон не ограничивает получение дошкольного образования законом только в муниципальном образовательном учреждении в режиме полного дня, а предоставляет возможность получить его в других вариативных формах. Заявителю также разъяснена возможность добавить, изменить или расширить перечень дошкольных учреждений в электронной карточке ребенка с указанием учреждений, в которых производится набор детей соответствующего возраста при проведении дополнительного комплектования.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных Дашиевой А.З. требований, поскольку материалы дела не содержат сведений, подтверждающих принятие Комитетом по образованию Администрации г.Улан-Удэ в порядке, установленном п.4 ст.67 Федерального закона N273-ФЗ, мер для решения вопроса об устройстве дочери Дашиевой А.З. в муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
При этом суд правильно исходил из того, что поскольку административным истцом были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду (достижение ребенком требуемого возраста, соответствующее заявление родителя), уполномоченный орган обязан обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования. Непредоставление же ребенку такого места указывает о ненадлежащем исполнении уполномоченный органом возложенной на него законом обязанности и о нарушении конституционного права "... " на получение доступного и бесплатного дошкольного образования.
Судом первой инстанции по делу установлены юридически значимые обстоятельства, дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Доводы жалобы об очередном (первоочередном, внеочередном) порядке предоставления мест в дошкольных образовательных учреждениях, об отсутствии в них свободных мест, превышении предельных норм комплектования, нарушении прав других детей, осуществлением органом местного самоуправления мероприятий по расширению муниципальной сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений не могут быть приняты во внимание, так как данные обстоятельства не исключают возможности удовлетворения заявленных Дашиевой А.З. требований, с учетом установления судом нарушения права несовершеннолетней "... " на получение гарантированного государством общедоступного дошкольного образования.
При решении вопросов организации предоставления дошкольного образования органы местного самоуправления должны учитывать соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, обязаны создать достаточную сеть таких учреждений, тем самым обеспечить потребность детей дошкольного возраста в получении соответствующей услуги. Место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено в пределах доступности его посещения, что правомерно учтено судом первой инстанции.
Абзацем четвертым пункта 2.1. Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006г. N5-П определено, что применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Исходя из принципа свободы выбора родителями несовершеннолетнего ребенка форм и методов его обучения, образовательного учреждения, следует сделать вывод о том, что группы кратковременного пребывания или иные вариативные формы обучения не могут выступать в качестве альтернативы групп полного дня; в любом случае выбор конкретной формы обучения согласно базовым принципам в сфере образования законом отнесен только к компетенции родителей.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке в соответствии со ст.310 КАС РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 14 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: С.В. Булгытова
Судьи: Т.Б. Казанцева
П.С. Назимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.