Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Сидоренковой Е.В,
судей Алейниковой С.А, Маклашова В.И,
при секретаре Смольняковой О.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Журавкова О.С. на решение Советского районного суда г.Брянска от 16 августа 2018 года по делу по иску Брянской городской администрации к Журавкову Олегу Сергеевичу, Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа "ОЛИМП" об оспаривании приказов в части и взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Алейниковой С.А, объяснения представителя Журавкова О.С. - Серенко А.И, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителей Брянской городской администрации Драпа А.И, Ерохова Д.Е, судебная коллегия
установила:
Брянская городская администрация обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что по результатам проверки установлено, что Журавкову О.С. неправомерно начислена и выплачена сумма премиальных выплат в размере 191 753,92 руб, которые в бюджет города Брянска не возвращены.
Факт выплаты премий с января 2015 года по июнь 2016 года выявлен ревизией финансово-хозяйственной деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа "Рекорд" (далее МБОУДОД ДЮСШ "Рекорд"), результаты которой оформлены актом N 15 от 29 ноября 2016 года.
В соответствии с трудовым договором от 24 апреля 2012 года, заключенным с Журавковым О.С, его работодателем является Брянская городская администрация, в связи с чем, премиальные выплаты ему могли быть установлены исключительно Брянской городской администрацией в соответствии с положениями, регламентирующими оплату труда, действующими у работодателя.
Однако Журавковым О.С. премиальные выплаты назначались в соответствии с изменениями, внесенными в коллективный договор на собрании трудового коллектива от 29 мая 2013 года, на основании приложения N3 к нему - "Положения о распределении стимулирующих выплат... ", которые не предоставлялись для регистрации в Брянскую городскую администрацию.
Премирование осуществлялось на основании протоколов заседаний комиссии по распределению стимулирующих выплат из стимулирующей части фонда оплаты труда работников МБОУДОД ДЮСШ "Рекорд", которое в дальнейшем утверждались приказами руководителя учреждения Журавковым О.С.
Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г.Брянска от 20 декабря 2017 года Брянской городской администрации отказано в удовлетворении исковых требований к Журавкову О.С, основанных на ст.ст. 238, 277 Трудового кодекса РФ, поскольку понятие прямого действительного ущерба не является идентичным с понятием убытков и неосновательного обогащения.
В связи с чем, Брянская городская администрация просила взыскать с Журавкова О.С. в пользу Брянской городской администрации денежные средства в размере 191 753,92 руб.
Уточнив исковые требования, истец просил суд:
1. Признать незаконными в части премирования Журавкова О.С. следующие приказы МБОУДОД ДЮСШ "Рекорд" "О распределении стимулирующих выплат из стимулирующей части фонда труда и премировании работников" за период с январь 2015 года по июнь 2016 года: от 30 января 2015 года N 4, от 27 февраля 2015 года N 9, от 31 марта 2015 года N 13, от 30 апреля 2015 года N28, от 29 мая 2015 года N 41, от 30 июня 2015 года N60, от 31 июля 2015 N73, от 31 августа 2015 года N80, от 30 сентября 2015 года N92, от 30 октября 2015 года N114, от 30 ноября 2015
года N116, от 31 декабря 2015 года N135, от 29 января 2016 года N5, от 29 февраля 2016 года N7, от 31 марта 2016 года N13, от 29 апреля 2016 года N26, от 31 мая 2016 года N 42, от 30 июня 2016 года N49.
2. Взыскать с Журавкова О.С. в пользу Брянской городской администрации денежные средства в размере 191 753,92 руб.
Определениями суда в качестве соответчика привлечено Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа "ОЛИМП", являющееся правопреемником МБОУДОД ДЮСШ "Рекорд" (постановление Брянской городской администрации N 166-и от 20 января 2017 года о реорганизации МБОУДОД ДЮСШ "Рекорд" в форме присоединения), в качестве третьего лица Комитет по физической культуре и спорту Брянской городской администрации.
Решением суда от 16 августа 2018 года исковые требования удовлетворены.
Судом признаны несоответствующими нормам права в части премирования Журавкова О.С. приказы МБОУДОД ДЮСШ "Рекорд" "О распределении стимулирующих выплат из стимулирующей части фонда труда и премировании работников за период с января 2015 года по июнь 2016 года: от 30 января 2015 года N4, от 27 февраля 2015 года N9, от 31 марта 2015 года N13, от 30 апреля 2015 года N28, от 29 мая 2015 года N41, от 30 июня 2015 года N60, от 31 июля 2015 N73, от 31 августа 2015 года N80, от 30 сентября 2015 года N92, от 30 октября 2015 года N114, от 30 ноября 2015
года N116, от 31 декабря 2015 года N135, от 29 января 2016 года N5, от 29 февраля 2016 года N7, от 31 марта 2016 года N13, от 29 апреля 2016 года N26, от 31 мая 2016 года N42, от 30 июня 2016 года N49.
С Журавкова О.С. в пользу Брянской городской администрации взысканы денежные средства в размере 191 753,92 руб.
В апелляционной жалобе Журавков О.С. просил отменить решение суда как незаконное и необоснованное, постановленное при неправильном применении норм материального права, указывая в доводах на отсутствие оснований привлечения его к материальной ответственности в соответствии с нормами гражданского законодательства. Считает, что Брянская городская администрация является ненадлежащим истцом, поскольку главным распорядителем денежных средств является Комитет по физической культуре и спорту Брянской городской администрации. Считает выплату премий законной, поскольку она по решению комиссии по распределению стимулирующих выплат.
Кроме того, указывает на пропуск истцом срока обращения в суд, предусмотренного часть 2 статьи 392 Трудового кодекса РФ.
Судебная коллегия, на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствии представителей МБУДО "Детско-юношеская спортивная школа "ОЛИМП", комитета по физической культуре и спорту Брянской городской администрации, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, поскольку сведения об уважительных причинах неявки отсутствуют, просьб об отложении слушания или рассмотрении в их отсутствие не поступало, а также в отсутствии Журавкова О.С, представившего заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что 24 апреля 2012 года между Брянской городской администрацией и Журавковым О.С. на основании распоряжения Брянской городской администрации N228-р от 2 мая 2012 года заключен трудовой договор, в соответствии с которым Журавков О.С. принят на должность директора МБОУДОД ДЮСШ "Рекорд" с 25 апреля 2012 года на неопределенный срок.
Пунктом 4.1 трудового договора предусмотрено, что за выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим договором, работнику выплачивается:
- должностной оклад (тарифная ставка) согласно положению об оплате труда и другим нормативным документам;
- доплаты, надбавки к окладу (ставке), а также премиальные выплаты, устанавливаемые в соответствии с положениями, регламентирующими оплату труда, действующими у Работодателя.
Штатным расписанием МБОУДОД ДЮСШ "Рекорд" по состоянию на 1 сентября 2014 года и на 1 сентября 2015 года, утвержденным директором Учреждения Журавковым О.С. и согласованных комитетом по физической культуре и спорту Брянской городской администрации, директору установлен должностной оклад в размере 7 068 руб. и персональный повышающий коэффициент 0,5 от должностного оклада. Всего по должности директора месячный фонд оплаты труда составил 10 602 руб. (7 068 + 3 534).
В период с 29 сентября 2016 года по 8 ноября 2016 года контрольно-ревизионным отделом Брянской городской администрации проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности муниципального учреждения за период с 1 января 2015 года по 30 июня 2016 года.
Из акта ревизии МБОУДОД ДЮСШ "Рекорд" N15 от 29 ноября 2016 года следует, что согласно выпискам из протоколов заседаний комиссий по распределению стимулирующих выплат из стимулирующей части фонда оплаты труда работников МБОУДОД ДЮСШ "Рекорд", директору учреждения Журавкову О.С. распределены и произведены стимулирующие выплаты - премии в размере 200% от оклада директора за период с января 2015 года по декабрь 2015 года, за июнь 2016 года, а так же в размере 110% от оклада директора за период с января по май 2016 года.
В соответствии с приказами МБОУДОД ДЮСШ "Рекорд" от 30 января 2015 года N 4, от 27 февраля 2015 года N 9, от 31 марта 2015 года N 13, от 30 апреля 2015 года N 28, от 29 мая 2015 года N 41, от 30 июня 2015 года N 60, от 31 июля 2015 года N 73, от 31 августа 2015 года N 80, от 30 сентября 2015 года N 92, от 30 октября 2015 года N114, от 30 ноября 2015 года N 116, от 31 декабря 2015 года N 135, от 29 января 2016 года N 5, от 29 февраля 2016 года N7, от 31 марта 2016 года N 13, от 29 апреля 2016 года N 26, от 31 мая 2016 года N 42, от 30 июня 2016 года N 49, данными справок
по форме 2-НДФЛ, Журавкову О.С. произведены премиальные выплаты из стимулирующей части фонда оплаты труда на общую сумму 191 753,92 руб.
Установлено, что данные премиальные выплаты Журавкову О.С. произведены неправомерно, выдано предписание о возврате денежных средств в указанной сумме в бюджет города Брянска.
До настоящего времени денежные средства в бюджет не возвращены.
Результаты проверки в установленном законом порядке ответчиком не оспорены.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что выплата директору МБОУДОД ДЮСШ "Рекорд" заработной платы и премии в силу заключенного трудового договора должна производится исключительно с согласия и на основании выраженного волеизъявления его работодателя, которым по отношению к директору учреждения является Брянская городская администрация, в связи с чем, пришел к правильному выводу, что в результате неправомерных действий ответчика бюджету города Брянска причинены убытки в размере 191 753,92 руб. в виде полученных премий по вышеуказанным приказам.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В силу ст.1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно п.1 ст.123.21 Гражданского кодекса РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п.4 ст.123.21 Гражданского кодекса РФ учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.
Пунктом 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Согласно части 6 статьи 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 28 Федерального закона "О некоммерческих организациях" установлено, что структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а в отношении казенного или бюджетного учреждения - также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования или в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, - нормативными правовыми актами иных органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.
Согласно п.3 ст.53 Гражданского кодекса РФ лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.
В соответствии с п.1 ст.53.1 Гражданского кодекса РФ лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени (пункт 3 статьи 53), обязано возместить по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу.
Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, несет ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей оно действовало недобросовестно или неразумно, в том числе, если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.
В соответствии с п.1 ст.15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками согласно пункта 2 названной статьи понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Взыскание убытков является мерой гражданско-правовой ответственности и ее применение возможно лишь при наличии совокупности условий ответственности, предусмотренных законом.
Так, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения убытков, их размер, противоправность поведения причинителя ущерба и юридически значимую причинную связь между поведением указанного лица и наступившим вредом. Недоказанность хотя бы одного из элементов состава правонарушения является достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований о возмещении убытков.
Из материалов дела следует, что МБОУДОД ДЮСШ "Рекорд" является бюджетным учреждением, учредителем которого является Брянская городская администрация.
На основании трудового договора от 24 апреля 2012 года, заключенного с Брянской городской администрацией, Журавков О.С. принят на должность директора МБОУДОД ДЮСШ "Рекорд".
Оплата труда работников Учреждения регулируется:
- Постановлением Брянской городской администрации от 21 сентября 2011 года N2413-п "Об утверждении системы оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, авиационно-технического спортивного клуба "Пересвет", находящихся в ведении муниципального образования "Город Брянск" (далее Постановление от 21 сентября 2011 2413-п).
- Положением о порядке распределения фонда стимулирования руководителей муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей детско-юношеских спортивных, школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, авиационного технического спортивного клуба "Пересвет", находящихся в ведении муниципального образования "Город Брянск" (Приложение N5 к Постановлению N2413-п).
Согласно пункту 1.2. данного Положения конкретный размер
стимулирующих выплат руководителю учреждения устанавливается
приказом комитета по физической культуре и спорту Брянской городской
администрации, с учетом критериев распределения стимулирующей части
фонда оплаты труда, отраженных в пунктах 2.2 и 2.3 Положения и
учитывающих эффективность учебно-тренировочного и учебно-воспитательного процесса, а также эффективность управленческой
деятельности.
Размер стимулирующих выплат руководителю учреждения не должен превышать 2 % от фонда оплаты труда учреждения (пункт 1.2. Положения).
Из указанного следует, что право устанавливать размер выплат стимулирующего характера, в том числе премий, принадлежит работодателю - Брянской городской администрации.
Приказами комитета по физической культуре и спорту Брянской городской администрации от 4 марта 2015 N55/1, от 29 мая 2015 N124/1, от 29 сентября 2015 N181/2, от 28 января 2016 N29/1 за период с 1 января 2015 года по 31 августа 2016 года директору МБОУДОД ДЮСШ "Рекорд" Журавкову О.С. установлена стимулирующая выплата в размере 2% от фонда оплаты труда учреждения.
Ответчиком не оспаривалось, что данная премия выплачена ему в полном объеме.
Кроме того, как указывалось ранее, приказами МБОУДОД ДЮСШ "Рекорд" от 30 января 2015 года N 4, от 27 февраля 2015 года N 9, от 31 марта 2015 года N 13, от 30 апреля 2015 года N 28, от 29 мая 2015 года N 41, от 30 июня 2015 года N 60, от 31 июля 2015 года N 73, от 31 августа 2015 года N 80, от 30 сентября 2015 года N 92, от 30 октября 2015 года N114, от 30 ноября 2015 года N 116, от 31 декабря 2015 года N 135, от 29 января 2016 года N 5, от 29 февраля 2016 года N7, от 31 марта 2016 года N 13, от 29 апреля 2016 года N 26, от 31 мая 2016 года N 42, от 30 июня 2016 года N 49, подписанными директором учреждения Журавковым О.С, ему же произведены премиальные выплаты из стимулирующей части фонда оплаты труда на общую сумму 191 753,92 руб.
Доводы о том, что эти премии выплачены законно со ссылкой на решение комиссии учреждения по распределению стимулирующих выплат, судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно Уставу МБОУДОД ДЮСШ "Рекорд", утвержденному Постановлением Брянской городской администрации от 11 ноября 2011 года N2951-п, к компетенции учреждения относится установление заработной платы работникам Учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования, оказания материальной помощи (пункт 2.9).
Пунктом 5.15 Коллективного договора на 2012-2015 годы МБОУДО ДЮСШ "Рекорд", утвержденному на общем собрании работников организации 24 сентября 2012 года, работники имеют право на получение премиальных выплат. Порядок и условия премирования работников осуществляется на основании Положения о премировании работников, являющегося приложением к коллективному договору (приложение N3).
В силу п.2.1 Положения о премировании работников премирование работников осуществляется по решению руководителя учреждения, производиться на основании приказа по учреждению, в котором указывается размер премии по каждому работнику и показатели премирования.
21 января 2013 года данный коллективный договор зарегистрирован Брянской городской администрацией.
В последующем, 29 мая 2013 года на собрании трудового коллектива МБОУДОД ДЮСШ "Рекорд" с участием директора учреждения Журавкова О.С. и председателя совета трудового коллектива учреждения ДСМ принято решение с 1 июня 2013 года внести изменения и дополнения в коллективный договор в пункт 2.1 Положения о премировании работников МБУДОД ДЮСШ "Рекорд" (приложения N3).
Пункт 2.1 изложен в следующей редакции: "Премирование работника Учреждения осуществляется по решению руководителя Учреждения. Премирование руководителя Учреждения осуществляется по решению комиссии по распределению стимулирующих выплат из стимулирующей части фонда оплаты труда. Премирование производится на основании приказа по Учреждению, в котором указывается конкретный размер премии по каждому работнику".
Однако указанные изменения в коллективном договоре не согласованы и не зарегистрированы Брянской городской администрацией.
Доказательств обратного ответчик в нарушении положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представил, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о законности издания оспариваемых приказов со ссылкой на протоколы заседаний комиссий по распределению стимулирующих выплат из стимулирующей части фонда оплаты труда работников Учреждения, несостоятельны.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что директор Учреждения Журавков О.С, подписывая приказы о начислении себе выплат стимулирующего характера и материального поощрения без согласования с работодателем - Брянской городской администрацией, нарушил процедуру рассмотрения данных вопросов, тем самым действовал недобросовестно, в результате чего незаконно распорядился денежными средствами Учреждения, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств бюджета города Брянска, чем причин убытки бюджету города.
Довод о том, что администрация не является надлежащим истцом по делу, суд первой инстанции обоснованно отклонил, поскольку в соответствии с пунктами 3,4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ, подпунктом 3 пункта 7 статьи 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
В 2015 году условия, механизм формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели в бюджете города Брянска на очередной финансовый год, регулировались "Порядком формирования финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными бюджетными и автономными учреждениями города Брянска", утвержденным постановлением Брянской городской администрации от 22 января 2015 N 116-п.
Согласно пункту 9 Порядка финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальными бюджетными и автономными учреждениями осуществляется путем предоставления субсидий из бюджета города Брянска.
В соответствии с постановлением Брянской городской администрации от 13 января 2014 года N21-П функции и полномочия учредителя Брянской городской администрации переданы комитету по физической культуре и спорту Брянской городской администрации в части установления муниципального задания, предоставления субсидий муниципальным, бюджетным и автономным учреждениям в целях возмещения нормативных затрат, в том числе МБОУДОД ДЮСШ "Рекорд".
На основании пункта 3.1 Положения о комитете по физической культуре и спорту Брянской городской администрации, утвержденного решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28 мая 2008 года N979, Комитет является главным распорядителем бюджетных средств, участвует в формировании бюджета города Брянска в части расходов на физическую культуру и спорт, осуществляет финансирование муниципальных учреждений физической культуры и спорта города Брянска.
Субсидия на возмещение нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) на основании пункта 9 Порядка включает в себя оплату труда работников учреждения в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы и численность соответствующих категорий работников по оказанию муниципальных услуг в соответствии с муниципальным заданием.
С 1 января 2016 года действует Положение о формировании муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений города Брянска и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями города Брянска, утвержденное постановлением Брянской городской администрации от 16 октября 2015 года N 3269-п.
Согласно пункту 16 данного Положения в базовый норматив затрат, непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги, включаются, в том числе, затраты на оплату труда работников, непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги, и начисления на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги, включая взносы в государственные внебюджетные фонды, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права
Таким образом, финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий осуществляется за счет средств бюджета города Брянска, следовательно, Брянская городская администрация является надлежащим истцом по настоящему делу.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика убытки в размере 191 753,92 руб. в виде полученных им в качестве премий денежных средств, при этом учитывая наличие доказательств факта и размера причиненных убытков, противоправности поведения ответчика как директора МБОУДОД ДЮСШ "Рекорд", которая находится в прямой причинно-следственной связи с причинением убытков работодателю.
Довод апелляционной жалобы о том, что истцом пропущен срок исковой давности судебной коллегией отклоняется как основанный на неправильном толковании норм материального права.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 2 июня 2015 N 21 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации" (пункт 6) разъяснено, что руководитель организации (в том числе бывший) на основании части 2 статьи 277 Трудового кодекса РФ возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями, только в случаях, предусмотренных федеральными законами (например, статьей 53.1 Гражданского кодекса РФ, статьей 25 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", статьей 71 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", статьей 44 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и др.). Расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства, согласно которым под убытками понимается реальный ущерб, а также неполученные доходы (упущенная выгода) (статья 15 ГК РФ).
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 N 62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица" (пункты 1, 5, 6) лицо, входящее в состав органов юридического лица (единоличный исполнительный орган - директор, генеральный директор и т.д, временный единоличный исполнительный орган, управляющая организация или управляющий хозяйственного общества, руководитель унитарного предприятия, председатель кооператива и т.п.; члены коллегиального органа юридического лица - члены совета директоров (наблюдательного совета) или коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции) хозяйственного общества, члены правления кооператива и т.п.; далее - директор), обязано действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно (пункт 3 статьи 53 Гражданского кодекса РФ). В случае нарушения этой обязанности директор по требованию юридического лица и (или) его учредителей (участников), которым законом предоставлено право на предъявление соответствующего требования, должен возместить убытки, причиненные юридическому лицу таким нарушением.
Следовательно, доводы ответчика о том, что возникший между сторонами спор является трудовым спором, и истец пропустил срок исковой давности, установленный статьей 392 Гражданского кодекса РФ, являются несостоятельными, так как настоящий спор возник не из трудовых отношений, а из оснований предусмотренных пунктом 3 статьи 53 Гражданского кодекса РФ, поскольку заявленные убытки причинены ответчиком вследствие его недобросовестных действий.
Таким образом, ответственность руководителя учреждения является гражданско-правовой и убытки подлежат взысканию по правила статьи 15 Гражданского кодекса РФ. К требованиям о взыскании убытков применяется общий срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса РФ, который составляет три года.
Поскольку выявленный размер убытков стал результатом проверки
контрольно-ревизионным отделом Брянской городской администрации,
оформленный актом N15 от 29 ноября 2016 года, следовательно, трехгодичный срок исковой давности истекает 29 ноября 2019 года, истец обратился в суд 2 марта 2018 года, т.е. в пределах установленного срока.
Доводы апелляционной жалобы, аналогичны позиции стороны ответчика в суде первой инстанции, по существу направлены на переоценку доказательств, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч.4 ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г.Брянска от 16 августа 2018 года по делу по иску Брянской городской администрации к Журавкову Олегу Сергеевичу, Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа "ОЛИМП" об оспаривании приказов в части и взыскании денежных средств, оставить без изменения, апелляционную жалобу Журавкова О.С. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Сидоренкова
Судьи С.А. Алейникова
В.И. Маклашов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.