Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.
судей Александровой Л.А, Диденко О.В.
при секретаре Сафронове Д.В.
с участием прокурора Мищенко Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе
истца Кураева Геннадия Александровича на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 09 апреля 2018г. по делу по иску Кураева Геннадия Александровича к Администрации ЗАТО Сибирский о признании фиктивным сокращение юридического отдела Администрации ЗАТО Сибирский и должности главного специалиста-юриста юридического отдела Администрации ЗАТО Сибирский, признании незаконным распоряжения Главы Администрации ЗАТО Сибирский от 09.01.2017 N1-л о расторжении трудового договора, восстановлении на работе, восстановлении срока на обращение в суд за разрешением трудового спора.
Заслушав доклад судьи Параскун Т.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Распоряжением Главы Администрации ЗАТО Сибирский Алтайского края от 01.02.2010 N *** Кураев Г.А. был принят на работу на младшую должность муниципальной службы - специалист 1 категории юрист юридического отдела с 01.02.2010.
С 11.01.2011 он переведен на старшую должность муниципальной службы- главный специалист юрист юридического отдела.
С 17.02.2014 распоряжением Главы Администрации ЗАТО Сибирский от 17.02.2014 N 45-р "О возложении обязанностей" на главного специалиста-юриста юридического отдела Кураева Г.А. было возложено исполнение обязанностей начальника юридического отдела.
Решением Совета депутатов городского округа ЗАТО Сибирский Алтайского края от 27.10.2016 N 14\88 в целях оптимизации организационной структуры Администрации ЗАТО Сибирский утверждена структура Администрации ЗАТО Сибирский.
На основании распоряжения Главы Администрации ЗАТО Сибирский от 27.10.2016 N 320-р "Об упразднении функциональных органов Администрации ЗАТО Сибирский и проведении организационно-штатных мероприятий", изданного во исполнение решения Совета депутатов ЗАТО Сибирский от 27.10.2016 N 14\88 "Об утверждении структуры Администрации ЗАТО Сибирский" с 28.12.2016 упразднены организационный отдел Администрации ЗАТО Сибирский и юридический отдел Администрации ЗАТО Сибирский, сокращен штат работников, в том числе замещаемая Кураевым Г.А. старшая должность муниципальной службы- главный специалист юрист юридического отдела Администрации ЗАТО Сибирский.
Кураев Г.А. был освобожден от замещаемой старшей должности муниципальной службы- главного специалиста юриста юридического отдела Администрации ЗАТО Сибирский в связи с сокращением штата работников, трудовой договор с ним расторгнут с 09.01.2017 по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ на основании распоряжения Главы Администрации ЗАТО Сибирский от 09.01.2017 N 1-л "О расторжении трудового договора".
07.03.2018 Кураев Г.А. обратился в суд к Администрации ЗАТО Сибирский о признании фиктивным сокращение юридического отдела Администрации ЗАТО Сибирский и должности главного специалиста-юриста юридического отдела Администрации ЗАТО Сибирский, признании незаконным распоряжения Главы Администрации ЗАТО Сибирский от 09.01.2017 N1-л о расторжении трудового договора, восстановлении на работе, восстановлении срока на обращение в суд за разрешением трудового спора.
В обоснование исковых требований указал на то, что к полномочиям юридического отдела относилось юридическое сопровождение деятельности Администрации и её органов, оказание правовой помощи муниципальным учреждениям и предприятиям, антикоррупционная экспертиза проектов правовых актов, издаваемых Администрацией и вносимых в Совет депутатов, защита интересов Администрации и ее органов в судах общей юрисдикции, арбитражных судах по гражданским и административным делам.
С февраля 2014 года должность начальника юридического отдела была вакантна, и в течение одного года Кураев Г.А. исполнял обязанности начальника юридического отдела.
По утверждению истца в апреле 2014 года на заседании аттестационной комиссии он вступил в спор с Главой Администрации по поводу необоснованных к истцу претензий и длительного не продвижения по службе. В мае 2015 года в юридический отдел был принят главный специалист-юрист ввиду того, что одного юриста было явно недостаточно для обеспечения деятельности Администрации и реализации права на отпуск юристами юридического отдела. Однако вместо дублирования полномочий новому сотруднику было поручено юридическое сопровождение социального направления деятельности Администрации, работа по выселению граждан из служебных жилых помещений, с истца же эти полномочия были сняты. В течение последующего года истец был ограничен в исполнении должностных обязанностей по согласованию проектов правовых актов, принимаемых Администрацией. За истцом оставлено только представительство в Арбитражном суде.
В сентябре 2016 года без согласования с истцом проекта распоряжения по кадрам, сотрудника юридического отдела, принятого в мае 2015 года, перевели в отдел по учету и распределения жилья Администрации ЗАТО Сибирский, предположительно внеся изменения в штатное расписание и увеличив число сотрудников отдела по учету и распределению жилья Администрации ЗАТО Сибирский до 3-х человек.
При отсутствии объективных оснований для оптимизации структуры Администрации ЗАТО Сибирский, нуждаемости Администрации и ее органов в юридическом сопровождении, а в связи с принятием Кодекса административного судопроизводства, указанная функция не может поручаться по договорам гражданско-правового характера, а также возлагаться на должностных лиц, не отвечающих за юридическое сопровождение деятельности Администрации, Главой Администрации в Совет депутатов ЗАТО Сибирский был внесен проект решения об утверждении структуры Администрации ЗАТО Сибирский, согласно которой из структуры Администрации исключались юридический и организационный отделы.
Фиктивность сокращения юристов Администрации ЗАТО Сибирский в единственном числе в лице Кураева Г.А. выявилась истцом 06.03.2018 после очередной отметки в Центре занятости населения ЗАТО Сибирский, где истец состоит на учете, и где он случайно от знакомых узнал, что в Администрацию ЗАТО Сибирский вернули юристов. Ознакомившись в тот же день на сайте со структурой Администрации ЗАТО Сибирский, истец обнаружил, что в структуре Администрации ЗАТО Сибирский появилось четыре юриста.
Ссылаясь на эти обстоятельства, истец с учетом уточнения исковых требований просил признать фиктивным сокращение юридического отдела Администрации ЗАТО Сибирский и должности главного специалиста-юриста юридического отдела Администрации ЗАТО Сибирский,
незаконным распоряжение Главы Администрации ЗАТО Сибирский от 09.01.2017 N1-л о расторжении с ним трудового договора по п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ,
восстановить на работе в должности главного специалиста-юриста юридического отдела Администрации ЗАТО Сибирский с 09.01.2017,
восстановить Кураеву Г.А. срок на обращение в суд за разрешением трудового спора ввиду того, что о фиктивности своего увольнения Кураеву Г.А. стало известно только 06.03.2018.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 09 апреля 2018г. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец Кураев Г.А. просит об отмене решения, ссылаясь на то, что вывод суда о недоказанности истцом фиктивности сокращения юридического отдела и должности юриста противоречит материалам дела, из которых следует, что вместо 2 должностей юристов администрации через 1 год 2 мес. с января 2018г. в штатное расписание введены 6 должностей юристов под другим наименованием. Должностные обязанности истца практически идентичны должностным обязанностям главному юрисконсульту Друговой Л.В.
Доказательства обоснованности сокращения должности истца ответчиком суду не представлено. При этом суд не учел, что решение о сокращении юридического отдела принималось без необходимого анализа и проверки фактической нагрузки на юридический отдел, это решение принималось единолично главой администрации.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик Администрация ЗАТО Сибирский, Алтайский прокурор по надзору за соблюдением законов на особо режимных объектах просят решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании в апелляционной инстанции истец Кураев Г.А. поддержал доводы апелляционной жалобы, прокурор Мищенко Е.Ю. просила суд оставить решение суда без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки в судебную коллегию не уведомили, что в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда постановленным законно и обоснованно.
В силу п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Как установлено судом первой инстанции, решением Совета депутатов городского округа ЗАТО Сибирский Алтайского края от 27.10.2016 N *** в целях оптимизации организационной структуры Администрации ЗАТО Сибирский утверждена структура Администрации ЗАТО Сибирский, решение Совета депутатов городского округа ЗАТО Сибирский Алтайского края от 27.03.2015 N *** "Об утверждении структуры Администрации ЗАТО Сибирский" признано утратившим силу.
На основании распоряжения Главы Администрации ЗАТО Сибирский от 27.10.2016 N 320-р "Об упразднении функциональных органов Администрации ЗАТО Сибирский и проведении организационно-штатных мероприятий", изданного во исполнение решения Совета депутатов ЗАТО Сибирский от 27.10.2016 N *** "Об утверждении структуры Администрации ЗАТО Сибирский" с 28.12.2016 упразднены организационный отдел Администрации ЗАТО Сибирский и юридический отдел Администрации ЗАТО Сибирский, сокращен штат работников, в том числе замещаемая Кураевым Г.А. старшая должность муниципальной службы- главный специалист юрист юридического отдела Администрации ЗАТО Сибирский.
27.10.2016 Кураев Г.А. был уведомлен о предстоящем сокращении занимаемой им должности, что подтверждается актом от 27.10.2016 (л.д "данные изъяты")
Кураев Г.А. был освобожден от замещаемой старшей должности муниципальной службы- главного специалиста юриста юридического отдела Администрации ЗАТО Сибирский в связи с сокращением штата работников, трудовой договор с ним расторгнут с 09.01.2017 по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ на основании распоряжения Главы Администрации ЗАТО Сибирский от 09.01.2017 N 1-л "О расторжении трудового договора".
Факт отсутствия вакантных должностей, которые могли быть предложены истцу, судом установлен и истцом не оспаривается.
Отказывая в удовлетворении иска, суд пришел к выводу, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд за защитой нарушенного права и о доказанности законности увольнения истца, в том числе соблюдения ответчиком порядка увольнения.
В силу ч. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Заявление о применении срока исковой давности заявил ответчик, истец просил суд восстановить срок исковой давности. (л.д "данные изъяты"
Приказ об увольнении истец получил 09 января 2017 (л.д. "данные изъяты"), о чем свидетельствует его подпись.
В суд с настоящим исковым заявлением истец обратился 07 марта 2018, т.е. через 1 год 2 мес, т.е. с пропуском месячного срока.
В судебном заседании истец просил восстановить указанный срок, ссылаясь только на фиктивность сокращения юридического отдела, на другие причины не указывал.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 17.12.2008 N 1087-О-О прекращение трудового договора на основании пункта 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации признается правомерным при условии, что сокращение численности или штата работников в действительности имело место. Вместе с тем, с одной стороны, работодатель не может быть ограничен в праве впоследствии восстановить упраздненную должность в штатном расписании в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом; с другой стороны, в таких случаях нельзя исключать возможность злоупотребления правом со стороны работодателя, использующего сокращение штата работников для увольнения конкретного лица. Поскольку уволенный работник может узнать о восстановлении в штатном расписании должности, которую он ранее занимал, лишь по истечении предусмотренного частью первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации срока и поскольку только судом устанавливаются обстоятельства, свидетельствующие о нарушении прав этого работника, о чем он не знал и не мог знать на момент вручения ему копии приказа об увольнении либо выдачи трудовой книжки, суд, рассматривая в порядке части третьей статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации соответствующее ходатайство, не вправе отказать в восстановлении пропущенного процессуального срока без исследования фактических обстоятельств дела, которые могут послужить основанием для такого восстановления.
Отклоняя аналогичные доводы апелляционной жалобы истца, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что сокращение занимаемой истцом должности имело место.
В силу части 8 ст.37 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.
Решение о сокращении юридического отдела администрации, в том числе должности истца принято представительным органом муниципального образования - решением Совета депутатов городского округа ЗАТО Сибирский Алтайского края от 27.10.2016 N 14\88 (л.д. "данные изъяты" По этим основаниям отклоняются доводы апелляционной жалобы истца о том, что причиной его увольнения явились конфликтные отношения с главой администрации ЗАТО.
При этом судебная коллегия не соглашается с правовой позицией истца о том, что начало течения исковой давности следует считать 06 марта 2018 когда ему стало известно об изменениях в структуре администрации ЗАТО и создании юридического отдела.
Вопреки этим доводам, Решение Совета депутатов городского округа ЗАТО Сибирский Алтайского края от 25.10.2017 N 24\57, которым утвержден Перечень должностей, не относящихся к должностям муниципальной службы и муниципальным должностям городского округа ЗАТО Сибирский Алтайского края, в который вошли должности главный юрисконсульт, главный юрисконсульт по вопросам закупок для муниципальных нужд, главный юрисконсульт по земельно-имущественным отношениям, главный юрисконсульт по жилищным вопросам, юрисконсульт обнародовано на официальном Интернет-сайте Администрации ЗАТО Сибирский, а также опубликовано в газете "Сибирский вестник" от 03 ноября 2017г. (л.д "данные изъяты"
Если определять начало течения срока с 03 ноября 2017г, когда истец должен был узнать о нарушенном праве, то он так же пропустил месячный срок исковой давности, обратившись в суд с иском 07 марта 2018г.
Сам по себе пропуск срока исковой давности является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в иске.
Вывод суда о соблюдении работодателем порядка увольнения истца соответствует материалам дела.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с суждением суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда постановленным законно и обоснованно.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 09 апреля 2018г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Кураева Геннадия Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.