Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Ковалюк Л.Ю,
судей Копцевой Г.В, Бакланова Е.А,
при секретаре Ждановой М.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Б.С.А. на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 18 сентября 2018 года по делу по административному исковому заявлению Б.С.А. к государственному инспектору по использованию и охране земель г. Барнаула, ЗАТО Сибирский Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю Б.С.А, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об оспаривании предписания.
Заслушав доклад судьи Копцевой Г.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Б.С.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее -Управление Росреестра по Алтайскому краю), в котором просила признать незаконным предписание Управления Росреестра по Алтайскому краю от 28 марта 2018 года *** об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, выданное Б.С.А. государственным инспектором по использованию и охране земель г. Барнаула, ЗАТО Сибирский, специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Алтайскому краю Б.С.А.
В обоснование требований указано, что в период с 27 марта 2018 года по 28 марта 2018 года государственным инспектором Б.С.А. в отношении Б.С.А. проводилась проверка соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации, по результатам которой вынесено оспариваемое предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 25 июля 2018 года включительно. Считает, что указанные обязанности на неё возложены незаконно.
В ходе рассмотрения дела в качестве административного соответчика привлечен государственный инспектор по использованию и охране земель г. Барнаула, ЗАТО Сибирский Управления Росреестра по Алтайскому краю Б.С.А, в качестве заинтересованных лиц - Т.Ю.Е, Т.Н.Н.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 18 сентября 2018 года в удовлетворении административного искового заявления Б.С.А. отказано.
В апелляционной жалобе Б.С.А. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что судом неправильно определены полномочия Управления Росреестра по Алтайскому краю и государственного инспектора данного учреждения, поскольку проведение проверок соблюдения земельного законодательства на территории муниципального образования отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Таким органом на территории г. Барнаула является комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула. Предписание от ДД.ММ.ГГ *** не содержало перечня конкретных действий, а лишь указывало на необходимость устранения выявленных нарушений, при этом Б.С.А. были предприняты необходимые меры для его исполнения, однако судом не дана должная правовая оценка данному факту. В настоящее время административным истцом установлен забор по границе участка, доступ к территории общего пользования не ограничивается, спорный объект самовольного строительства Б.С.А. не принадлежит и ей не эксплуатируется, в связи с чем отсутствует возможность осуществить его демонтаж. Полагает, что показания заинтересованных лиц не являются объективными и не могут быть положены в основу решения суда.
В возражениях на апелляционную жалобу государственный инспектор по использованию и охране земель г. Барнаула, ЗАТО Сибирский Управления Росреестра по Алтайскому краю Б.С.А. просит решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился представитель административного ответчика Управления Росреестра по Алтайскому краю - Ф.М.В. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционную жалобу возможно рассмотреть в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав Ф.М.В, просившую оставить решение суда без изменения, проверив административное дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда первой инстанции без изменения.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание вынесено государственным инспектором в рамках предоставленных ему полномочий и отвечает требованиям действующего законодательства.
Поводов не согласиться с данным выводом у судебной коллегии не имеется, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела, основан на надлежащей оценке совокупности собранных по делу доказательств и правильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора).
Должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (подпункты 1, 4, 5 пункта 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 2 пункта 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся, в том числе в случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Согласно пункту 3 Положения о государственной земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02 января 2015 года N 1, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением, в том числе требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, а также требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и её территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Сроки и последовательность проведения административных процедур при осуществлении плановых и внеплановых проверок, включая порядок уведомления проверяемого лица о проведении проверки, устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (пункт 12 Положения о государственной земельном надзоре).
В силу пункта 20 Положения о государственной земельном надзоре при осуществлении государственного земельного надзора должностные лица Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии пользуются правами, установленными пунктом 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Должности должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и её территориальных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, перечислены в пункте 21 Положения о государственной земельном надзоре, к которым относятся также специалисты структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в субъектах Российской Федерации межрайонного и городского (районного) уровней, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного надзора.
В соответствии с пунктами 103, 106, 111 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2015 года N 486, в случае выявления по результатам проверки нарушений обязательных требований юридическому лицу, органу государственной власти, органу местного самоуправления, индивидуальному предпринимателю или гражданину, в отношении которых проводилась проверка и в действиях которых выявлено нарушение требований земельного законодательства, вместе с актом проверки вручается предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.
Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства является обязательным для исполнения с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено, либо его уполномоченному представителю.
Срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом вида выявленного правонарушения, времени вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении и времени, необходимого для устранения нарушения земельного законодательства, но не более 6 месяцев.
В случае выявления факта неисполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, в установленном порядке выдает правонарушителю новое предписание об устранении нарушения земельного законодательства; принимает решение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частями 25 или 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
Как следует из обстоятельств дела и установлено судом, Б.С.А. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГ приобрела в собственность земельный участок, площадью 519 кв.м, с расположенным на нем жилым домом по "адрес", в "адрес" Алтайского края. Право собственности Б.С.А. на дом и земельный участок зарегистрировано в установленном порядке.
На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Росреестра по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ *** проведена внеплановая документарная и выездная проверка соблюдения земельного законодательства в отношении Б.С.А. на данном земельном участке.
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки *** от 11 августа 2017 года, которым установлено, что ворота со стороны "адрес", шириной 3 метра, размещены за границами отведенного земельного участка, тем самым самовольно занята часть земельного участка из земель общего пользования, прилегающего к северо-западной границе земельного участка по адресу: "адрес", площадью 36,2 кв.м. Кроме того, возле ворот со стороны "адрес" расположена хозяйственная постройка, которая также размещена за границами отведенного Б.С.А. земельного участка, тем самым самовольно занята часть земельного участка из земель общего пользования, прилегающего к северо-западной границе земельного участка по адресу: "адрес", площадью 4,4 кв.м. "адрес" нарушения составляет 40,6 кв.м.
По результатам проведенной проверки государственным инспектором по использованию и охране земель выдано предписание *** от 11 августа 2017 года об устранении выявленных нарушений в срок до 07 февраля 2018 года, составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому 11 августа 2017 года Б.С.А. допущено самовольное занятие земельного участка из земель общего пользования г. Барнаула, прилегающего к северо-западной границе земельного участка по адресу: "адрес", площадью 40,6 кв.м.
Постановлением главного государственного инспектора по использованию и охране земель г. Барнаула, ЗАТО Сибирский, начальника отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Алтайскому краю *** от ДД.ММ.ГГ, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 13 ноября 2017 года, Б.С.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Решением судьи Алтайского краевого суда от 16 января 2018 года решение судьи от 13 ноября 2017 года оставлено без изменения.
На основании распоряжения заместителя руководителя Управления от ДД.ММ.ГГ *** в период с 27 марта 2018 года по 28 марта 2018 года проведена внеплановая документарная и выездная проверка с целью контроля за исполнением предписания об устранении выявленного нарушения от 11 августа 2017 года ***, срок исполнения которого истек, в отношении Б.С.А. на земельном участке, расположенном по адресу: "адрес".
Б.С.А. надлежаще была ознакомлена с копией распоряжения и уведомления о проведении внеплановой документарной и выездной проверки 27 февраля 2018 года почтовым уведомлением *** от 21 февраля 2018 года, что подтверждается уведомлением о вручении.
При проведении проверочных мероприятий установлено, что Б.С.А. продолжает использовать часть земельного участка из земель общего пользования, прилегающего с северо-западной стороны к земельному участку, расположенному по адресу: "адрес", без оформленных в установленном законом порядке правоустанавливающих, и правоудостоверяющих документов.
Согласно акту проверки от 28 марта 2018 года выявлено, что ворота со стороны "адрес" шириной 3 метра размещены за отведенными границами земельного участка, тем самым самовольно занята часть земельного участка из земель общего пользования, прилегающего к северо-западной границе земельного участка по адресу: "адрес", площадью 36,2 кв.м. Кроме того, хозяйственная постройка возле ворот со стороны "адрес" расположена за отведенным границами земельного участка, тем самым самовольно занята часть земельного участка из земель пользования, прилегающего к северо-западной границе земельного по адресу: "адрес", площадью 4,4 кв.м. "адрес" нарушения составляет 40,6 кв.м.
По результатам проверочных мероприятий Б.С.А. выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 28 марта 2018 года *** в срок до 25 июля 2018 года.
Установленные по административному делу фактические обстоятельства, оцениваемые судебной коллегией применительно к вышеприведенным нормам, подтверждают правомерность вывода суда об отказе в удовлетворении административного иска, поскольку оспариваемое предписание вынесено уполномоченным должностным лицом Управления Росреестра по Алтайскому краю в пределах его компетенции и при наличии правовых оснований.
Поскольку земельный участок Б.С.А. расположен на территории Алтайского края, функции по земельному надзору в отношении данного участка осуществляет Управление Росреестра по Алтайскому краю в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановления Правительства Российской Федерации от 02 января 2015 года N 1 "Об утверждении положения о государственном земельном надзоре", Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора.
В свою очередь, муниципальный земельный контроль осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановления Администрации Алтайского края от 02 сентября 2015 года N 349 "Об утверждении порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Алтайского края", а также иных правовых актов органов местного самоуправления, руководствуясь статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации.
Государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль образуют единую систему за соблюдением требований земельного законодательства, различаясь при этом в полномочиях, процедурах и последствиях их осуществления.
Таким образом, доводы жалобы о том, что Управление Росреестра по Алтайскому краю не наделено полномочиями по проведению проверки соблюдения земельного законодательства на территории муниципального образования, вынесению предписания физическим лицам, являются ошибочными, основанными на неправильном толковании действующего законодательства.
Ссылка административного истца на то, что в предписании не конкретизирован метод и способ исполнения, не свидетельствует о его незаконности, поскольку в данном документе изложены суть проверки и наличие соответствующих нарушений. Дополнительное указание на способ устранения выявленных нарушений прямо не предусмотрено законом.
Как верно указал суд первой инстанции, попытки Б.С.А. оформить земельный участок, прилегающий к земельному участку по адресу: "адрес", в собственность или в аренду, подготовить проект межевания территории с целью корректировки красной линии в районе расположения земельного участка, в чём ей было отказано, не свидетельствуют об устранении выявленных нарушений земельного законодательства Российской Федерации.
Доводы Б.С.А. о том, что доступ к территории общего пользования не ограничивается, спорный объект самовольного строительства административному истцу не принадлежит и не эксплуатируется, не являются основанием для освобождения от исполнения указанного предписания, поскольку материалами дела подтвержден факт личного использования Б.С.А. земельного участка и постройки.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к выражению несогласия с выводами суда, положенными в основу решения, иной оценке норм действующего законодательства, подлежащих применению при разрешении заявленного требования, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Барнаула от 18 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Овсянникова М.Ю. Дело N33а-11024/18
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
05 декабря 2018 года г.Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Ковалюк Л.Ю,
судей Копцевой Г.В, Бакланова Е.А,
при секретаре Ждановой М.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Б.С.А. на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 18 сентября 2018 года по делу по административному исковому заявлению Б.С.А. к государственному инспектору по использованию и охране земель г. Барнаула, ЗАТО Сибирский Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю Б.С.А, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об оспаривании предписания.
Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Барнаула от 18 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.