Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и.о. директора Армянского филиала ООО "Титановые Инвестиции" ФИО3 на решение Армянского городского суда Республики Крым от 09 октября 2018 г. N 12-56/2018,
установил:
постановлением заместителя начальника управления экологического надзора Северо-Крымского региона - заведующего отделом экологического надзора Перекопского региона - старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО2 от 17 августа 2018 года N ПР-48/0327 Армянский филиал общества с ограниченной ответственностью "Титановые Инвестиции" признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Определением заместителя начальника управления экологического надзора Северо-Крымского региона - заведующего отделом экологического надзора Перекопского региона - старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО2 от 18 сентября 2018 г. исправлена описка в постановлении от 17 августа 2018 года N ПР-48/0327 в части наименования лица, привлекаемого к административной ответственности: с Армянский филиал ООО "Титановые Инвестиции" на ООО "Титановые Инвестиции".
Решением Армянского городского суда Республики Крым от 09 октября 2018 г. N 12-56/2018 жалоба ООО "Титановые Инвестиции" удовлетворена частично, постановление должностного лица от 17 августа 2018 года N ПР-48/0327 изменено, дата вынесения постановления исправлена на "17 сентября 2018 г.", размер административного штрафа снижен до 120000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с принятым решением, и.о. директора Армянского филиала ООО "Тиановые Инвестиции" ФИО3 подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит решение суда от 09 октября 2018 г. и постановление органа от 17 сентября 2018 г. отменить, производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что суд не принял во внимание то обстоятельство, что в материалах дела отсутствуют акты отбора проб, что предусматривает возможность неверной идентификации проб при их сборе и передаче на обработку в лабораторию, куда поступают также пробы от разных источников и от разных объектов хозяйственной деятельности. Также суд не дал оценку компетентности (области аккредитации) лаборатории ГАУ РК "ЦЛАТИ".
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав представителя ООО "Титановые Инвестиции" Коваленко О.П, поддержавшую доводы жалобы, представителя заместителя начальника управления экологического надзора Северо-Крымского региона - заведующего отделом экологического надзора Перекопского региона - старшего государственного инспектора Республики Крым Войникова В.Д, возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения,
транспортирования; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
В соответствии со статьей 11 Закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу частей 3, 4 ст. 18 Закона N 89-ФЗ лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Из материалов дела усматривается, что в адрес Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым поступило требование прокуратуры г. Армянска о выделении специалистов для участия в проверке, проводимой прокуратурой г. Армянска в отношении Армянского филиала ООО "Титановые Инвестиции" в области охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления в части возможного негативного воздействия на атмосферный воздух производства объектов, находящихся в пользовании Армянского Филиала ООО "Титановые инвестиции".
Согласно решению и.о. прокурора города Армянска ФИО5 о проведении проверки от 27.08.2018 г. N 89, проверку в Армянском филиале ООО "Титановые Инвестиции" принято было провести с 27.08.2018 г. по 17.09.2018 г.
Так, прокуратурой города Армянска с привлечением специалистов Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым и Государственного автономного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений" проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации об отхода производства и потребления ООО "Титановые Инвестиции" по месту осуществления хозяйственной деятельности Армянского филиала, расположенного по адресу: г. Армянск, ул. Северная промзона, в ходе которой установлены существенные нарушения природоохранного законодательства.
В соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49 по итогам проведенной в 2015 году инвентаризации на территории Армянского филиала ООО "Титановые Инвестиции" выявлено 6 объектов размещения отходов, среди которых, в частности, кислотонакопитель.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.12.2015 N 1028 кислотонакопитель, фосфогипсохранилище-1, фосфогипсохранилище-2, отвал сухого фосфогипса, огарконакопитель, полигон для складирования и захоронения промышленных отходов и мусора включены в государственный реестр объектов размещения отходов с присвоением соответствующего номера объекта.
Кислотонакопитель является местом удаления жидких отходов Армянского филиала ООО "Титановые Инвестиции" и предназначен для сброса стоков, образующихся в результате производственной деятельности предприятия (промышленных, хозяйственно-бытовых), а также хозяйственно-бытовых стоков города Армянска.
Приказом Минприроды Крыма от 06.07.2018 N 1231 Армянскому филиалу ООО "Титановые Инвестиции" утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение на 88 видов отходов, из них 27 видов отходов предполагается к размещению на собственных объектах размещения отходов.
ООО "Титановые Инвестиции" утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, согласно которых в кислотонакопителе предусматривается размещение следующих видов отходов: отходы коммунальные жидкие не канализованных объектов водопотребления, код по ФККО - 7 32101 01 30 4, лимит размещения - 2 734 093,97 т/год; стоки производств диоксида титана и железнооксидных пигментов в смеси, код по ФККО - 3 11195 51 10 4, лимит размещения - 11 638 957,2 т/год.
Согласно паспорта отходов, утвержденного директором Армянского филиала ООО "Титановые Инвестиции" 10.10.2017 г, отходы коммунальные жидкие не канализованных объектов водопотребления имеют IV (четвертый) класс опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.
Также, согласно паспорта отходов, утвержденного директором Армянского филиала ООО "Титановые Инвестиции" 04.03.2018 г, стоки производств диоксида титана и железнооксидных пигментов в смеси имеют IV (четвертый) класс опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.
Вместе с тем, специалистами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым 28.08.2018 г. произведен отбор пробы содержимого кислотонакопителя у дамбы за с. Перекоп, г. Армянск, Республики Крым, по результатам токсикологического анализа которой установлено, что проба относится к I классу опасности по степени воздействия на окружающую природную среду (в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации N536 от 04.12.2014),что подтверждается протоколом измерений N1617/3674-б от 03.09.2018 г.
Также, специалистами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым 28.08.2018 г. произведены отборы 3 проб отходов производства и потребления (проба N 1 - колодец сброса (общий сброс) от предприятия АФ ООО "Титановые Инвестиции"; проба N 2 - сбросный канал - 50 м вниз по течению от колодца сброса АФ ООО "Титановые Инвестиции"; проба N 3 - сбросный канал - 150 м вниз по течению от колодца сброса АФ ООО "Титановые Инвестиции"), по результатам токсикологического анализа которых установлено, что пробы относятся ко II классу опасности по степени воздействия на окружающую природную среду (в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации N536 от 04.12.2014 г.), что подтверждается протоколами измерений NN 1624/3698-б от 03.09.2018 г.; 1624/3699-б от 03.09.2018 г.; 1624/3700-б от 03.09.2018 г.
Кроме того, согласно информации ГАУ РК "Центр лабораторного анализа и технических" от 03.09.2018 г. по результатам измерений водородного показателя (рН), равному - 0,5 ед. рН, стандартной логарифмической формуле аналитической химии представления рН и таблице зависимости рН растворов серной кислоты от концентрации, расчетная концентрация серной кислоты в кислотонакопителе в отобранной пробе составляет от 20 до 24 %.
05 сентября 2018 г. прокурором города Армянска старшим советником юстиции ФИО6 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Титановые Инвестиции" по ст. 8.2 КоАП РФ за нарушение требований статей 14, 18 Закона N 89-ФЗ, приказа Минприроды России от 25.02.2010 N 50 "О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", а также нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Минприроды от 06.07.2018 г, т.е. за размещение отходов I и II классов опасности в объекте размещения отходов - кислотонакопителе Армянского филиала ООО "Титановые Инвестиции".
Постановлением заместителя начальника управления экологического надзора Северо-Крымского региона - заведующего отделом экологического надзора Перекопского региона - старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО2 от 17 августа 2018 года N ПР-48/0327, с учетом его определения от 18 сентября 2018 г. ООО "Титановые Инвестиции" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт допущенного правонарушения и виновность ООО "Титановые Инвестиции" в совершении административного правонарушения подтверждены: справкой по результатам участия в проверке в отношении ООО "Титановые Инвестиции" б/н и даты; актами отбора проб от 28.08.2018 г.; протоколами лабораторных измерений от 03.09.2018 г.; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.09.2018 г.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов должностного лица о виновности ООО "Титановые Инвестиции" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах, которым судом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Судьей городского суда, с учетом приведенных законоположений, исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которые являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно положены судьей в основу вынесенного решения.
Довод жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют акты отбора проб, суд апелляционной инстанции не принимает во внимание, поскольку в ходе апелляционного производства заместителем начальника управления экологического надзора Северо-Крымского региона - заведующим отделом экологического надзора Перекопского региона - старшим государственным инспектора Республики Крым ФИО2 были предоставлены акты измерений и отбора проб атмосферного воздуха, проб почв, грунтов, донных отложений, илов, а также проб вод от 28.08.2018 г, с конкретным указанием даты и места отбора указанных проб, данные акты приобщены к материалам дела.
Утверждение в жалобе о том, что суд не дал оценку компетентности (области аккредитации) лаборатории ГАУ РК "ЦЛАТИ", также не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку произведенные исследования Центром лабораторного анализа и технических измерений по отбору (изъятию) проб для установки класса опасности соответствуют требованиям действующих методик.
Доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлено.
Несогласие заявителя с выводами суда, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть его жалобу на постановление должностного лица.
Порядок и срок привлечения ООО "Титановые Инвестиции" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей городского суда правомерно принято решение о снижении размера административного штрафа.
Решение судьи мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
При рассмотрении настоящего дела судьей городского суда не нарушены требования ст. 1.5 КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей не нарушен, неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу ООО "Титановые Инвестиции" по делу не усматривается.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Учитывая, что жалоба на решение Армянского городского суда Республики Крым от 09 октября 2018 г. N 12-56/2018, не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены указанного решения суда отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу и.о. директора Армянского филиала ООО "Титановые Инвестиции" ФИО3 на решение Армянского городского суда Республики Крым от 09 октября 2018 г. N 12-56/2018 - оставить без удовлетворения.
Решение Армянского городского суда Республики Крым от 09 октября 2018 г. N 12-56/2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО "Титановые Инвестиции" - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.