Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Жуковой Н.А.
судей Шушкевич О.В, Давыдовой Т.И,
при секретаре Уржумцевой С.Ю.
20 ноября 2018 г. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске гражданское дело по апелляционным жалобам Абрарова Дамира Фардатовича, Тупицына Сергея Викторовича, федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Зюраткуль" на решение Саткинского городского суда Челябинской области от 15 августа 2018 г. по иску Абрарова Дамира Фардатовича, Тупицына Сергея Викторовича к федеральному государственному бюджетному учреждению "Национальный парк "Зюраткуль" о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционных жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абраров Д.Ф. обратился в суд с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Национальный парк "Зюраткуль" (далее-ФГБУ "Национальный парк "Зюраткуль") с учетом уточнения о взыскании заработной платы, включая за сверхурочную работу, за период с марта 2017 г. по январь 2018 г. в размере 47 258 рублей 46 копеек, компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей, компенсации за фактическую потерю времени в размере 5 000 рублей, расходов по оплате услуг представителя в размере 30 000 рублей.
Тупицын С.В. обратился в суд с иском к ФГБУ "Национальный парк "Зюраткуль" с учетом уточнений о взыскании заработной платы, включая за сверхурочную работу, за период с марта 2017 г. по январь 2018 г. в размере 60557 рублей 06 копеек, компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей, компенсации за фактическую потерю времени в размере 5 000 рублей, расходов по оплате услуг представителя в размере 30 000 рублей, по изготовлению доверенности в размере 1 500 рублей.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что в период с 1 июля 2015 г. по 25 апреля 2018 г. состояли в трудовых отношениях с ответчиком, работали государственными инспекторами по охране окружающей среды, с 1 марта 2017 г. переведены на пост КИП "Магнитка". В круг трудовых обязанностей входили: продажа билетов посетителям
Национального парка, досмотр лиц и автотранспорта въезжающего и выезжающего с территории парка. Принятые на себя трудовые обязанности исполняли добросовестно. Поскольку рабочее иместо располагалось на посту КИП "Магнитка", они фактически находились на рабочем месте 24 часа без перерывов на обед и отдых. Таким образом, они привлекались ответчиком к сверхурочным работам, которые не были оплачены.
Определением суда от 20 июня 2018 г. указанные дела объединены в одно производство.
В судебное заседание истец Тупицын С.В. не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании истец Абраров Д.Ф. и представитель истцов Чепкасова М.С. уточненные исковые требования поддержали.
Представитель ответчика ФГБУ "Национальный парк "Зюраткуль" Кравченко И.В. против удовлетворения исковых требований возражал, заявил о пропуске истцами срока для обращения в суд.
Суд постановилрешение, которым исковые требования удовлетворил, частично. Взыскал с ФГБУ "Национальный парк "Зюраткуль" в пользу Абрарова Д.Ф. заработную плату в размере 18 224 рублей 05 копеек, компенсацию морального вреда в размере 4 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в сумме 9 000 рублей. Взыскал с ФГБУ "Национальный парк "Зюраткуль" в пользу Тупицына С.В. заработную плату в размере 33 722 рублей 91 копейки, компенсацию морального вреда в размере 4 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в сумме 9 000 рублей, расходы по оформлению нотариальной доверенности в размере 1 500 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказал. Также суд взыскал с ФГБУ "Национальный парк "Зюраткуль" госпошлину в доход местного бюджета в размере 2 358 рублей 70 копеек.
В апелляционных жалобах с дополнениями истцы Абраров Д.Ф, Тупицын С.В. просят решение суда отменить ввиду его незаконности в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывают, что вывод суда о взыскании заработной платы за сверхурочную работу, исходя из 22 часов, является ошибочным, основан на неверном толковании статьи 108 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку перерыв для отдыха и приема пищи должен быть включен в рабочее время, т.к. по условиям их работы предоставление указанных перерывов невозможно. Таким образом, оплата за сверхурочную работу должна рассчитываться исходя из 24 часов. Указывают, что с графиками сменности на 2017-2018 годы их не знакомили, время отдыха и приема пищи не озвучивали, время работы в графиках не соответствует табелям учета рабочего времени, при таких обстоятельствах суд первой инстанции должен был исходить из фактически отработанного времени в спорные периоды. Суд первой инстанции необоснованно снизил расходы на оплату услуг представителя, не учел, что дело относится к сложной категории, ответчик
затягивал рассмотрение дела, что выразилось в несвоевременном представлении по запросу суда документов, невручении их представителю, также не учел, что представитель был вынужден корректировать расчеты исходя из сведений представленных ответчиком. Считают, что суд при расчете заработной платы не принял во внимание надбавку за работу в ночное время, например, в марте 2017 г. ответчик оплачивает 43 ночных часа, тогда как отработано 80 часов. Не согласны с определенным судом размером компенсации морального вреда, считают, что с ответчика должна быть взыскана компенсация в размере 30 000 рублей. Дополнительно указывают, что Абраров Д.Ф. в период с 1 по 30 сентября 2017 г, а Тупицын С.В. в периоды с 12 по 23 марта 2017 г. и с 12 сентября 2017 г. по 12 октября 2017 г. работали без напарников.
В апелляционной жалобе ответчик ФГБУ "Национальный парк "Зюраткуль" просит решение суда отменить ввиду его незаконности в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права. Указывает, что период времени для приема пищи и отдыха не является сверхурочной работой, в соответствии со статьей 109 Трудового кодекса Российской Федерации возможно введение специальных перерывов. Локальными нормативными актами, согласованными с профсоюзной организацией, для государственных инспекторов установлен суммированный учет рабочего времени, в связи с удаленностью места работы и специфики выполняемой работы. Во время дежурства истцов на кордоне им предоставлялось время для приема пищи в период смены - 2 часа и время для отдыха - 8 часов. Истцами не представлено доказательств наличия у работодателя перед ними задолженности по выплате заработной платы и ее размера. Суд первой инстанции не применил трехмесячный срок исковой давности, при исчислении пропуска срока для обращения в суд.
Проверив материалы дела в интересах законности, защиты трудовых прав граждан в полном объеме, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в части, в связи с неправильным применением норм материального права.
Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу частей 1, 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым
договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с частью 1 статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочной признается работа, выполняемая по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены) а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Согласно частям 1, 3, 4 статьи 104 Трудового кодекса Российской Федерации когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что Абраров Д.Ф. с 14 сентября 2009 г. принят на работу в ФГБУ "Национальный парк "Зюраткуль" ***(л.д. 143 т.1).
По условиям трудового договора N 170 от 30 декабря 2009 г, заключенного между сторонами, Абраров Д.Ф. принимается ***с окладом 4 000 рублей, персональным повышающим коэффициентом в размере 800 рублей, порядок выплат компенсационного и стимулирующего характера регулируется коллективным договором и приложениями к нему. Работнику устанавливается суммированный учет рабочего времени, выходными днями являются дни по графику (л.д.144-145 т.1).
Дополнительным соглашением N 1 к трудовому договору от 30 декабря 2011 г. на государственного инспектора Абрарова Д.Ф. возлагаются
обязанности по оказанию платных услуг посетителям национального парка и реализации входных билетов отдыхающим на территории парка на основании действующих реестров цен. Стимулирующая выплата за увеличение объема работы производится за счет средств от приносящей доход деятельности и определяется в размере 10 процентов от суммы средств, сданных в кассу национального парка, (л.д.138 т.1).
Дополнительным соглашением N 2 к трудовому договору от 25 октября 2013 г. работнику установлен режим рабочего времени по утвержденному (согласованному) директором графику со скользящими выходными днями и с суммированным учетом рабочего времени, с учетным периодом равным одному году. Продолжительность ежедневной работы, его начало и окончание, время и длительность перерыва для отдыха и приема пищи оговаривается в утвержденном графике работы (л.д.139 т.1).
Согласно дополнительному соглашению к трудовому договору от 1 января 2018 г. Абрарову Д.Ф. для выполнения работы в должности государственного инспектора в области охраны окружающей среды установлен должностной оклад в размере 5 256 рублей 91 копейка (л.д.17 т.2).
Тупицын С.В. с 1 июля 2015 г. принят на работу в ФГБУ "Национальный парк "Зюраткуль" ***, в этот же день с ним заключен трудовой договор N 242, по условиям которого работнику устанавливается оклад 5054 рубля 72 копейки, суммированный учет рабочего времени в соответствии с утвержденным графиком работы с периодом учета один год, режим рабочего времени и времени отдыха конкретизируется в графиках сменности (л.д.119, 121-122 т.1).
Дополнительным соглашением к трудовому договору от 1 января 2018 г. Тупицыну С.В. для выполнения работы в должности ***установлен должностной оклад в размере 5 256 рублей 91 копейка (л.д.19 оборот т.2).
Приказом ФГБУ "Национальный парк "Зюраткуль" от 1 марта 2017 г. N 24-к"А" Абраров Д.Ф, Тупицын С.В. и Ветчинов К.В. переведены в структурное подразделение Управление КИП "Магнитка" с 1 марта 2017 г постоянно (л.д.56 т.2).
Согласно графикам работы государственных инспекторов КИП "Магнитка" ФГБУ "Национальный парк "Зюраткуль" на 2017 год и 2018 год начало смены у работников в 10 часов, окончание смены 10 часов следующего дня, обеденный перерыв для 1-го инспектора с 13 до 14 часов (в предпраздничные дни с 13 до 15 часов), для 2-го инспектора с 14 до 15 часов (в предпраздничные дни с 15 часов до 17 часов), ужин для 1-го инспектора с 19-20 до 20-21 часа, для 2-го инспектора с 21-22 до 22-23 часа, отдых (в помещении КИП) для 1-го инспектора с 20-21 до 22 часов и с 02 до 06 часов (в предпраздничные дни с 01 до 06 часов), для 2-го инспектора с 22-23 до 02
часов и с 06 до 08 часов (в предпраздничные дни с 06 до 09 часов) (л.д. 151, 152 т. 1).
Из пояснений сторон следует, что рабочая смена истцов на КИП "Магнитка" продолжалась по 24 часа, начисление заработной платы за смену производилось за 16 часов. Указанные обстоятельства также подтверждаются табелями учета рабочего времени, расчетными листками, актом проверки Государственной инспекции труда в Челябинской области от 19 апреля 2018 г. (л.д. 188-210 т.1, л.д.42,43 т.2).
Приказом ФГБУ "Национальный парк "Зюраткуль" от 24 января 2018 г. ***на Абрарова Д.Ф. и Тупицына С.В. наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения по пункту 7 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д. 13 т.1, л.д.30 т.2), увольнение признано судом незаконным, истцы восстановлены на работе.
Приказом ФГБУ "Национальный парк "Зюраткуль" от 5 апреля 2018 г. *** трудовой договор с Абраровым Д.Ф. прекращен, он уволен 5 апреля 2018 г. на основании пункта 1 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д. 141 т.1).
Действие трудового договора с Тупицыным С.В. прекращено 18 апреля 2018 г. на основании приказа ФГБУ "Национальный парк "Зюраткуль" от 18 апреля 2018 г. *** по пункту 1 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д. 120 т.1).
Исходя из табелей учета рабочего времени за спорный период, установленных судом по делу обстоятельств, Абраровым Д.Ф. фактически отработано в марте 2017 г. - 228 часов, в апреле 2017 г. - 0, в мае 2017 г. -198 часов, в июне 2017 г. - 220 часов, в июле 2017 г. - 234 часа, в августе 2017 г. -170 часов, в сентябре 2017 г. - 220 часов, в октябре 2017 г. - 88 часов, в ноябре 2017 г. - 198 часов, в декабре 2017 г. - 234 часа, в январе 2018 г. - 214 часов.
Исходя из табелей учета рабочего времени за спорный период, установленных судом по делу обстоятельств Тупицыным С.В. фактически отработано в марте 2017 г. - 234 часа, в апреле 2017 г. - 220 часов, в мае 2017г. - 228 часов, в июне 2017 г. - 220 часов, в июле 2017 г. - 220 часов, в августе 2017 г. - 66 часов, в сентябре 2017 г. - 146 часов, в октябре 2017 г. -228 часов, в ноябре 2017 г. - 220 часов, в декабре 2017 г. - 234 часа, в январе 2018 г. -214 часов.
С учетом утвержденных работодателем графиков нормальная продолжительность рабочего времени составляла в марте 2017 г. - 165 часов, в апреле 2017 г. - 159 часов, в мае 2017 г. - 161 час, в июне 2017 г. - 159 часов, в июле 2017 г. - 181 час, в августе 2017 г.- 176 часов, в сентябре 2017 г. - 163 часа, в октябре 2017 г. - 160 часов, в ноябре 2017 г. - 160 часов, в декабре 2017 г. -170 часов, в январе 2018 г. -166 часов.
На основании обращений истцов Государственной инспекцией труда в
Челябинской области 19 апреля 2018 г. проведена проверка в ФГБУ "Национальный парк "Зюраткуль", по результатам которой в адрес ответчика вынесено предписание об устранении нарушений трудового законодательства, а именно включении в рабочее время Абрарова Д.Ф. и Тупицына С.В. 6 часов, обозначенные работодателем как "время для отдыха в ночное время", проведении перерасчета и выплаты заработной платы Абрарову Д.Ф. и Тупицыну С.В. из расчета фактически отработанного времени (22 часа), привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в выявленных правонарушениях. Постановлением N 52/18/6 о назначении административного наказания от 3 мая 2018 г. директор ФГБУ "Национальный парк "Зюраткуль" признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.43,175,176 т.1).
В мае 2018 г. ФГБУ "Национальный парк "Зюраткуль" дополнительно выплатило истцам оплату за работу в ночное время, включая в праздничные дни, за август - декабрь 2017 г, январь 2018 г.: Абрарову Д.Ф. за 215 часов в сумме 1600 рублей 43 копейки, Тупицыну С.В. за 202,5 часа в размере 1681 рубля 91 копейки (л.д. 186,187).
Разрешая спор и частично удовлетворяя требования истцов о взыскании заработной платы за сверхурочную работу, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с положениями статьи 108 Трудового кодекса Российской Федерации о предоставлении работникам перерыва для отдыха и питания не более 2 часов, не включаемого в рабочее время, оплата истцам рабочей смены должна производиться за 22 рабочих часа. Истцы в период с марта 2017 г. по январь 2018 г. отработали больше часов, чем предусмотрено графиком работы с учетом продолжительности рабочей смены 22 часа, поэтому с ответчика в их пользу подлежит взысканию оплата сверхурочной работы, исходя из часовой ставки (части должностного оклада за один час).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о необходимости взыскания с ответчика в пользу истцов оплаты за сверхурочную работу, исходя из продолжительности обычно оплачиваемой рабочей смены 22 часа, однако не может согласиться с расчетом суда такой оплаты.
Вопреки доводам апелляционных жалоб истцов и ответчика оснований для оплаты каждой рабочей смены продолжительностью 24 часа или 16 часов не имеется.
В соответствии со статьей 108 Трудового кодекса Российской Федерации в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по
соглашению между работником и работодателем. На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
Согласно статье 109 Трудового кодекса Российской Федерации на отдельных видах работ предусматривается предоставление работникам в течение рабочего времени специальных перерывов, обусловленных технологией и организацией производства и труда. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка. Работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, а также грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, и другим работникам в необходимых случаях предоставляются специальные перерывы для обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время.
Правилами внутреннего трудового распорядка ФГБУ "Национальный парк "Зюраткуль" от 21 апреля 2017 г. (приложение 1 к коллективному договору) предусмотрено, что продолжительность рабочего дня и времени отдыха (перерывы для отдыха и питания) работников определяется графиками работы, которые составляются на год, согласовываются с профкомом, утверждаются директором и вводятся приказом по учреждению с доведением до сведения работников не позднее, чем за месяц (пункт 4.1). Работникам, где по условиям работы перерыв для отдыха и приема пищи в рабочее время установить нельзя, предоставляется возможность отдыха и приема пищи в рабочее время на рабочем месте (такой режим отдыха и приема пищи оговаривается в графике работы) (пункт 4.4.).
В графиках работы ****** "Магнитка" ФГБУ "Национальный парк "Зюраткуль" на 2017 год и 2018 год не указано о том, что ***"Магнитка" по условиям работы невозможно установить перерыв для отдыха и приема пищи в рабочее время. Также отсутствуют какие-либо иные локальные нормативные акты об отнесении условий работы ***, при которых невозможно установить перерыв для отдыха и питания. Как следует из пояснений сторон, ***осуществляли работу на *** "Магнитка" по двое, следовательно, имелась возможность по очереди воспользоваться перерывами для отдыха и питания.
Норма, устанавливающая предоставление *** неоплачиваемых специальных перерывов, обусловленных технологией и организацией производства и труда, в указанных Правилах внутреннего трудового распорядка отсутствует. Поэтому доводы апелляционной жалобы ответчика об установлении неоплачиваемых
специальных перерывов истцам в связи с суммированным учетом их рабочего времени судебная коллегия считает необоснованными. Положениями статьи 109 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены оплачиваемые специальные перерывы.
Ни трудовым законодательством, ни локальными нормативными актами ответчика не предусмотрено предоставление перерыва для отдыха и питания продолжительностью более двух часов, который в рабочее время не включается, следовательно, рабочая смена, превышающая эти два часа, должна быть оплачена работодателем, при этом не имеет значения оборудование работодателем отапливаемого помещения для отдыха и приема пищи.
В соответствии с частью 1 статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.
Трудовыми договорами, заключенными между сторонами, вопросы оплаты сверхурочной работы не регламентированы.
В соответствии с пунктом 3.6 Положения об оплате труда работников ФГБУ "Национальный парк "Зюраткуль" от 21 апреля 2017 г. (приложение 2 к коллективному договору) сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы в полуторном размере, в последующие часы-в двойном размере (л.д.ПО т.1).
Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 1622-О-О, сверхурочная работа является частным случаем выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (статья 149 Трудового кодекса Российской Федерации), и, следовательно, должна быть оплачена в повышенном размере. Это согласуется со статьей 4 Европейской социальной хартии 1996 года, признающей право работников на повышенную оплату сверхурочной работы в целях обеспечения эффективного осуществления права на справедливое вознаграждение за труд. Из предписаний статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи с положениями абзаца второго части второй статьи 22 и статей 132 и 149 Трудового кодекса Российской Федерации прямо следует, что сверхурочная работа должна оплачиваться в большем размере, чем работа, произведенная в пределах установленного работнику рабочего времени (об этом, в частности, свидетельствует и использование законодателем в статье 152 Трудового кодекса Российской Федерации термина "повышенная оплата" при установлении правила о возможности замены такой оплаты предоставлением работнику дополнительного времени отдыха). В противном случае не достигалась бы цель компенсации работнику повышенных трудозатрат и
сокращения времени отдыха, нарушался бы принцип справедливости при определении заработной платы, а работодатель приобретал бы возможность злоупотребления своим правом привлечения работников к сверхурочной работе. Работники, выполняющие работу сверхурочно, оказывались бы в худшем положении по сравнению с теми, кто выполняет аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего времени, что противоречит принципу равной оплаты за труд равной ценности. Таким образом, статья 152 Трудового кодекса Российской Федерации в системе действующего правового регулирования предполагает установление оплаты сверхурочной работы в размере, превышающем оплату равного количества времени при выполнении работником работы той же сложности в пределах установленной для него продолжительности рабочего времени (нормальное вознаграждение работника).
Аналогичная правовая позиция высказана Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 28 июня 2018 г. N 26-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.В. Апухтина, К.К. Багирова и других", которым часть первая статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - она предполагает установление для получающих оклад (должностной оклад) работников, замещающих должности гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и привлекавшихся к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы рабочего времени, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, оплаты за работу в выходной и (или) нерабочий праздничный день, включающей наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает не основанным на требованиях законодательства вывод суда об оплате сверхурочной работы, исходя из часовой ставки (части должностного оклада за один час), и считает необходимым произвести оплату сверхурочных часов, исходя из нормального месячного вознаграждения работника, предусмотренного системой оплаты труда, действовавшей в ФГБУ "Национальный парк "Зюраткуль" в 4 квартале 2017 г. и в январе 2018 г. (периоды образования сверхурочных часов).
Согласно Положению об оплате труда работников ФГБУ "Национальный парк "Зюраткуль" от 21 апреля 2017 г, штатным расписаниям, трудовым договорам с дополнительными соглашениями, приказам ФГБУ "Национальный парк "Зюраткуль", справкам по лицевым
счетам истцов, ответу на запрос судебной коллегии ФГБУ "Национальный парк "Зюраткуль" от 12 ноября 2018 г. N 522 постоянная часть заработной платы истцов состояла из: оклада в 2017 году в размере 5054 рублей 72 копеек, в 2018 году-5 256 рублей 91 копейки, повышающих персональных коэффициентов и повышающих инфляционных коэффициентов, устанавливаемых приказами ежеквартально, районного коэффициента 15 %, у Абрарова Д.Ф. дополнительно надбавки к окладу за выслугу лет 25 % (л.д.107-115 т.1, л.д.17,19,208-235 т.2).
Премиальные выплаты и выплаты стимулирующего характера за взимание платы за посещение территории национального парка и за оказание платных услуг не подлежат учету при расчете оплаты за сверхурочные работы, поскольку они не относятся к нормальному вознаграждению работника, а относятся к переменной части заработной платы.
В соответствии с пунктом 4.11 Положения об оплате труда работников ФГБУ "Национальный парк "Зюраткуль" от 21 апреля 2017 г. в целях поощрения работников за выполненную работу в учреждении могут выплачиваться премии по итогам работы за месяц, квартал, полугодие, год. (л.д. 112 т.1). Данным Положением, а также штатными расписаниями не предусмотрена обязательная выплата премии по итогам работы в конкретном размере (проценте к окладу) при выполнении заранее определенных показателей или условий.
Согласно пункту 4.7.2 Положения об оплате труда работников ФГБУ "Национальный парк "Зюраткуль" начисление выплаты за интенсивность работы за оказание платных услуг и взимание платы за посещение территории национального парка производится в процентном отношении от выручки, которую обеспечивают работники своим трудом и выплачиваются работнику на основании подтвержденного директором наряд-акта ежемесячно за счет средств, поступающих от иной и приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников.
В соответствии с приказом ФГБУ "Национальный парк "Зюраткуль" от 29 декабря 2017 г. N170 "О порядке начисления выплат стимулирующего характера за взимание платы за посещение территории национального парка и за оказание платных услуг" оказание учреждением платных услуг посетителям осуществляется на всей территории парка площадью 88249 га, поэтому определить и закрепить в штатном расписании конкретные должности обслуживающего персонала не представляется возможным. В связи с чем взимание платы за посещение территории национального парка путем реализации входных билетов и оказание платных услуг посетителям возложены на специалистов учреждения. С 1 января 2018 г. установлена ежемесячная выплата стимулирующего характера за интенсивность работы: 10 % за взимание платы за посещение территории национального парка путем реализации входных билетов от суммы средств, сданных в кассу национального парка и поступивших по безналичному расчету; 30 % за
услуги экскурсовода и проводника от суммы средств, сданных в кассу национального парка и поступивших по безналичному расчету (л.д.223 т.2).
Таким образом, данные выплаты осуществляются работодателем каждый раз в различных суммах, исходя из суммы средств, сданных работником в кассу национального парка и поступивших за его дополнительную работу по безналичному расчету за месяц, поэтому данные суммы не подлежат зачету в заработную плату для расчета сверхурочной работы.
Заработная плата Абрарова Д.Ф. с учетом выплат, входящих в систему оплаты труда и являющихся ее неотъемлемой частью, в 4 квартале 2017 г. состояла из: оклада - 5054 рублей 72 копеек, повышающего персонального коэффициента - 5257 рублей 88 копеек, повышающего инфляционного коэффициента - 2044 рублей 09 копеек, надбавки за выслугу лет - 1263 рублей 68 копеек, районного коэффициента 2 043 рублей 05 копеек, всего 15663 рубля 42 копейки. Следовательно, оплата одного часа сверхурочной работы должна производиться в размере 95 рублей 27 копеек (15663,42 х 12 месяцев / 1973 часа (норма) = 95,27).
За январь 2018 г. заработная плата Абрарова Д.Ф. состояла из: оклада -5 256 рублей 91 копейки, повышающего персонального коэффициента - 5351 рубля 93 копеек, повышающего инфляционного коэффициента - 2044 рублей 09 копеек, надбавки за выслугу лет - 1314 рублей 23 копеек, районного коэффициента-2 095 рублей 07 копеек, всего 16062 рубля 17 копеек. Следовательно, оплата одного часа сверхурочной работы должна производиться в размере 97 рублей 84 копейки (16062,17 х 12 месяцев /1970 часа (норма) = 97,84).
Заработная плата Тупицына С.В. с учетом выплат, входящих в систему оплаты труда и являющихся ее неотъемлемой частью, в 4 квартале 2017 г. состояла из: оклада - 5054 рублей 72 копеек, повышающего персонального коэффициента - 5851 рубля 42 копеек, повышающего инфляционного коэффициента - 2044 рублей 09 копеек, районного коэффициента - 1942 рублей 53 копеек, всего 14892 рубля 76 копеек. Следовательно, оплата одного часа сверхурочной работы должна производиться в размере 90 рублей 58 копеек (14892,76 х 12 месяцев /1973 часа (норма) = 90,58).
За январь 2018 г. заработная плата Тупицына С.В. состояла из: оклада -5 256 рублей 91 копейки, повышающего персонального коэффициента - 5945 рублей 47 копеек, повышающего инфляционного коэффициента - 2044 рублей 09 копеек, районного коэффициента - 1986 рублей 97 копеек, всего 15233 рубля 44 копейки. Следовательно, оплата одного часа сверхурочной работы должна производиться в размере 92 рубля 79 копеек (15233,44 х 12 месяцев / 1970 часа (норма) = 92,79).
Расчет судом первой инстанции количества часов сверхурочной работы, подлежащей оплате истцам, в целом произведен верно, основан на
табелях учета рабочего времени, графиках работы *** "Магнитка", расчетных листках истцов.
Однако судебная коллегия считает заслуживающими внимания доводы дополнений к апелляционной жалобе Абрарова Д.Ф. о том, что в период с 1 по 30 сентября 2017 г. он работал без напарника, так как Деменков И.А. находился в отпуске.
Согласно табелю учета рабочего времени за сентябрь 2017 г. из шести инспекторов Деменков И.А. весь месяц находился в отпуске, Ветчинов К.В. находился в отпуске с 12 по 30 сентября 2017 г, Тупицын С.В. находился в отпуске с 1 по 9 сентября 2017 г. По табелю одновременно с Абраровым Д.Ф. иные инспектора не работали, в том числе Балабанов Е.Л. (л.д.207 т.1).
Судебной коллегией направлен запрос в ФГБУ "Национальный парк "Зюраткуль" о предоставлении сведений о напарниках Абрарова Д.Ф. в сентябре 2017 г, однако в ответ представлены тот же табель учета рабочего времени за сентябрь 2017 г. и графики работы 1,2,3 групп без указания закрепления за группами конкретных инспекторов (л.д. 201, 237, 243, 244).
Поскольку ответчик мотивировал возможность предоставления истцу перерывов для отдыха и питания нахождением на посту одновременно двоих инспекторов, которые могут заменять друг друга, а в период с 1 по 30 сентября 2017 г. такой возможности у Абрарова Д.Ф. не имелось, поэтому судебная коллегия считает необходимым зачесть в количество отработанного Абраровым Д.Ф. времени 10 рабочих смен по 24 рабочих часа, по табелю у него указано 163 отработанных часа (норма по графику).
Учитывая изложенное, увеличивается общее количество отработанных Абраровым Д.Ф. часов за период с марта по декабрь 2017 г, составило 1 810 (1790+20), при норме по графику 1654 часа, следовательно, сверхурочно он отработал 156 часов.
В остальном судебная коллегия считает необходимым произвести расчет оплаты сверхурочной работы по расчету суда первой инстанции сверхурочных часов Абрарова Д.Ф. в январе 2018 г.-48 часов, сверхурочных часов Тупицына С.В. за период с марта по декабрь 2017 г. - 362 часа и в январе 2018 г. - 48 часов.
Доводы апелляционных жалоб истцов о неверном расчете количества сверхурочных часов по графику работы государственных инспекторов КИП "Магнитка", а не по Производственному календарю не могут быть приняты во внимание, поскольку норма часов по месяцам в Производственном календаре определена, исходя из пятидневной 40 часовой рабочей недели с двумя выходными днями - суббота и воскресение, тогда как истцы работали по иному графику работы. Общее количество рабочих часов за 2017 и 2018 годы по графикам работы совпадает с Производственными календарями за эти годы.
Ссылки в жалобах истцов на не ознакомление с графиками работы не влияют на правильность их использования судом для расчетов, поскольку истцами подписаны трудовые договора и дополнительные соглашения к ним о работе по графикам сменности, они выходили на работу в необходимые дни, следовательно, с графиками работы истцы были ознакомлены.
Однако судебная коллегия не может согласиться с порядком расчета судом оплаты сверхурочных работ при суммированном учете рабочего времени, путем оплаты двух часов в полуторном размере, а остальных часов -в двойном размере.
Как следует из разъяснений, изложенных в Обзоре практики рассмотрения судами дел, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2014 г, следует обратить внимание на то, что законодательство Российской Федерации, установив порядок оплаты переработки сверх установленной для работников продолжительности рабочего дня (смены), не определяет механизм оплаты переработки нормального числа рабочих часов за учетный период при суммированном учете рабочего времени. Оплата сверхурочной работы осуществляется: в полуторном размере за первые два часа, приходящиеся в среднем на каждый рабочий день учетного периода; в двойном - за последующие часы сверхурочной работы.
Согласно табелям учета рабочего времени в период с марта по декабрь 2017 г. Абраров Д.Ф. отработал в 2017 году 90,5 рабочих смен, в январе 2018 г. 10 смен, Тупицын С.В. соответственно 91,5 и 10. Следовательно, в полуторном размере подлежат оплате Абрарову Д.Ф. все 156 сверхурочно отработанных часов в 2017 году, так как количество сверхурочных часов не превышает среднее количество первых двух часов на каждый рабочий день спорного периода (90,5 х 2 = 181), а Тупицыну С.В. за 2017 год 183 часа (91,5 х 2 = 183) подлежат оплате в полуторном размере, а остальные 179 часов (362-183=179) - в двойном размере. За январь 2018 г. истцам в полуторном размере подлежат оплате 20 сверхурочных часов (10x2 = 20), а в двойном размере оставшиеся 28 часов.
Расчет оплаты сверхурочных часов Абрарова Д.Ф.: 95 рублей 27 копеек х 1,5 х 156 = 22293 рубля 18 копеек, 97 рублей 84 копейки х 1,5 х 20 = 2935 рублей 20 копеек, 97 рублей 84 копейки х 2 х 28 = 5479 рублей 04 копейки, Всего 30707 рублей 42 копейки.
Расчет оплаты сверхурочных часов Тупицына С.В.: 90 рублей 58 копеек х 1,5 х 183 = 24864 рубля 21 копейка, 90 рублей 58 копеек х 1,5 х 179 = 32427 рублей 64 копейки, 92 рубля 79 копеек х 1,5 х 20 = 2783 рубля 70 копеек, 92 рубля 79 копеек х 2 х 28 = 5196 рублей 24 копейки, Всего 65271 рубль 79 копеек.
В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Тупицыным С.В. с учетом уточнения заявлены исковые требования о взыскании заработной платы, включая за сверхурочную работу, за период с марта 2017 г. по январь 2018 г. в размере 60 557 рублей 06 копеек, оснований для выхода за пределы исковых требований в данном случае законом не предусмотрено, следовательно, его исковые требования могут быть удовлетворены на сумму, не превышающую 60 557 рублей 06 копеек, поэтому дальнейший расчет по нему не производится и доводы его апелляционной жалобы о работе в периоды с 12 по 23 марта 2017 г. и с 12 сентября 2017 г. по 12 октября 2017 г. без напарников и иные не учитываются.
По Абрарову Д.Ф. исчисленная судебной коллегией сумма оплаты сверхурочных не превысила размер уточненных исковых требований, поэтому к данной сумме подлежит прибавлению сумма невыплаченной заработной платы, исчисленная судом и не оспариваемая сторонами в доводах апелляционных жалоб, в размере 6448 рублей 43 копейки и 294 рублей 64 копеек, всего в пользу истца подлежит взысканию с ответчика 37450 рублей 49 копеек.
Сумма выплаченной ответчиком истцу оплаты за работу в ночное время в размере 1600 рублей 43 копейки вычитанию из суммы, подлежащей взысканию, не подлежит, поскольку в данную сумму вошла только оплата за работу в ночное время, а не оплата за сверхурочную работу, что следует из расчетного листка за май 2018 г. и пояснений представителя ответчика в суде первой инстанции (л.д.68 оборот т.2).
Доводы апелляционных жалоб истцов о необходимости дополнительной оплаты ночных часов не могут быть приняты во внимание, поскольку отдельных исковых требований о взыскании оплаты на работу в ночное время в суд не заявлялось, в тексте исковых заявлений также не указано в качестве основания иска о нарушении трудовых прав истцов, выразившихся в неполной оплате работы за ночное время.
Кроме того, до обращения Абрарова Д.Ф. в суд работодателем на основании предписания Государственной инспекции труда в Челябинской области дополнительно выплачена оплата за работу в ночное время за август - декабрь 2017 г. и январь 2018 г. продолжительностью 215 часов, в этот период работы ему была оплачена работа в ночное время за 203 часа, всего произведена оплата за 418 часов, тогда как фактически истцом за этот период отработано 416 ночных часов с учетом 22-часового рабочего дня.
В связи с суммированным учетом рабочего времени истца с учетным периодом год, выплатой истцу в период работы и после увольнения оплаты работы в ночное время определить какие часы работы в ночное время из
учетного периода уже оплачены работодателем, а какие не оплачены, не представляется возможным.
Также уточнение иска о взыскании не только оплаты за сверхурочную работу, но и заработной платы поступило в суд 15 августа 2018 г, а с августа 2017 г, то есть в пределах годичного срока на обращение в суд, предусмотренного частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата за ночное время истцу выплачена.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что суд необоснованно отклонил ходатайство о пропуске истцами срока на обращение в суд и не применил положения статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Судом первой инстанции правильно установлено, что при суммированном учете рабочего времени с учетным периодом год работник мог узнать о невыплате сверхурочных за период с марта по декабрь 2017 г. 31 декабря 2017 г. и с этого времени подлежит исчислению годичный срок на обращение в суд за защитой нарушенного права, истцы обратились в суд 29 мая 2018 г, то есть в пределах установленного законом срока. Кроме того, до обращения в суд истцы обращались в Государственную инспекцию труда в Челябинской области, что в случае пропуска срока могло быть признано уважительной причиной для его восстановления.
Положения статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливавшие трехмесячный срок для обращения в суд с требованиями о взыскании заработной платы, не действуют с 3 октября 2016 г.
Ссылки в апелляционной жалобе ответчика на то, что истцами не представлено доказательств наличия у работодателя перед ними задолженности по выплате заработной платы и ее размера, судебная коллегия считает необоснованными, поскольку трудовым законодательством обязанность по своевременной и полной выплате заработной платы возложена на работодателя, поэтому на него возлагается бремя доказывания отсутствия задолженности по заработной плате перед работниками.
Указание в апелляционных жалобах истца сумм задолженности по заработной плате в размерах, меньших чем исчислено судом, не имеет юридического значения, поскольку исковые требования уточняются истцами только в суде первой инстанции, в соответствии с частью 6 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в суде
апелляционной инстанции не применяются правила об изменении размера исковых требований.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в части размера заработной платы и взыскать с ответчика в пользу Абрарова Д.Ф. заработную плату в размере 37 450 рублей 49 копеек, в пользу Тупицына С.В. заработную плату в размере 60 557 рублей 06 копеек.
Вопреки доводам апелляционных жалоб истцов, определенный судом размер компенсации морального вреда по 4000 рублей, соответствует требованиям статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, обстоятельствам дела, характеру нравственных страданий истцов, вызванных нарушением их трудовых прав, степени вины ответчика, принципам разумности и справедливости. Доказательств большего размера компенсации морального вреда истцами в суд не представлено, поэтому судебная коллегия не усматривает оснований для увеличения размера компенсации до 30 000 рублей.
Указание в апелляционных жалобах истцов о заниженном возмещении судебных расходов на оплату услуг представителя судебная коллегия считает необоснованным, поскольку суд взыскал в пользу каждого истца судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 9000 рублей, что соответствует принципу разумности, объему оказанных представителем услуг, сложности дела, количеству судебных заседаний, в которых она приняла участие. Оснований для увеличения размера возмещения судебных расходов судебная коллегия не усматривает.
Кроме того, судебная коллегия в соответствии с требованиями статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и на основании заявлений истцов считает необходимым возместить им судебные расходы на представителя при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в размере по 5000 рублей с учетом объема оказанных представителем услуг по составлению апелляционных жалоб и дополнений к ним, расчетов взыскиваемых сумм, отзывов на апелляционную жалобу ответчика, участия в одном судебном заседании в г. Челябинске. Такой размер возмещения судебных расходов соответствует принципу разумности, стоимости аналогичных услуг. Несение истцами судебных расходов подтверждается договорами на оказание юридических услуг от 5 сентября 2018 г. и расписками о получении представителем от истцов по 13000 рублей (л.д.139-146 т.2).
В связи с изменением размера удовлетворенных исковых требований и в соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит изменению решение суда и в части размера государственной пошлины, взысканной с ответчика в доход местного бюджета.
По уточненному исковому заявлению Абрарова Д.Ф. заявлены имущественные требования в сумме 47258 рублей 46 копеек и неимущественные требования (государственная пошлина при подаче иска в размере 1617 рублей 75 копеек +300 рублей), удовлетворены имущественные требования на сумму 37 450 рублей 49 копеек или на 79,2 %, следовательно, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1581 рубль 25 копеек.
По уточненному исковому заявлению Тупицына С.В. заявлены имущественные требования в сумме 60557 рублей 06 копеек и неимущественные требования (государственная пошлина при подаче иска в размере 2016 рублей 71 копейка+300 рублей), имущественные требования удовлетворены в полном объеме, поэтому с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2316 рублей 71 копейка.
Всего по делу с ФГБУ "Национальный парк "Зюраткуль" в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3897 рублей 96 копеек.
В остальной части оснований для отмены и изменения решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Саткинского городского суда Челябинской области от 15 августа 2018 г. изменить в части размера заработной платы, взысканной в пользу Абрарова Дамира Фардатовича, Тупицына Сергея Викторовича, и государственной пошлины, взысканной в доход бюджета.
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Зюраткуль" в пользу Абрарова Дамира Фардатовича заработную плату в размере 37 450 рублей 49 копеек.
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Зюраткуль" в пользу Тупицына Сергея Викторовича заработную плату в размере 60 557 рублей 06 копеек.
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Зюраткуль" в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3 897 рублей 96 копеек.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы Абрарова Дамира Фардатовича, Тупицына Сергея Викторовича, федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Зюраткуль" - без удовлетворения.
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Зюраткуль" в пользу Абрарова Дамира Фардатовича судебные расходы на оплату услуг представителя при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в размере 5000 рублей.
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Зюраткуль" в пользу Тупицына Сергея Викторовича судебные расходы на оплату услуг представителя при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в размере 5000 рублей.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.