Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Владимировой Н.Ю.,
судей Рачиной К.А, Климовой С.В,
при секретаре Иосебашвили Э.Х,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мызниковой Н.В. дело по апелляционной жалобе Евсюковой Э.И. на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 01 августа 2017 года, которым постановлено:
"Иск удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного Фонда N 8 по г. Москве и Московской области включить в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, периоды работы Евсюковой Э.И. с 01.11.1999 г. по 11.05.2005 г, с 04.10.2005 г. по 13.10.2008 г, с 18.10.2008 г. по 05.04.2009 г, с 19.04.2009 г. по 11.10.2009 г, с 26.10.2009 г. по 02.04.2010 г. в льготном исчислении как 1 год за 1 год 9 месяцев.
В остальной части иска Евсюковой Э.И. отказать",
УСТАНОВИЛА:
Евсюкова Э.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 8 по г. Москве и Московской области (далее- ГУ- ГУ ПФР N 8 по городу Москве и Московской области), просила обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в льготном исчислении (1 год за 1 год 9 месяцев) периоды работы с 01.11.1999 г. по 11.05.2005 г, с 04.10.2005 г. по 13.10.2008 г, с 18.10.2008 г. по 05.04.2009 г, с 19.04.2009 г. по 11.10.2009 г, с 26.10.2009 г. по 02.04.2010 г, в календарном исчислении с 20.05.2010 г. по 31.07.2011 г, с 25.11.2012 г. по 01.04.2013 г, с 07.10.2013 г. по 30.09.2016 г, а также назначить ей досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" с 12.12.2016 г, мотивируя обращение тем, что оснований для отказа в назначении пенсии не имелось, а специальный трудовой стаж подтвержден необходимыми доказательствами.
Представитель истца в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержал; представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал.
Судом постановлено вышеприведенное решение, о частичной отмене которого просит истец Евсюкова Э.И. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца, представителя истца- Чамышева С.В, возражения представителя ответчика- Жихаревой С.Л, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Судом установлено, что 12.12.2016 г. Евсюкова Э.И. обратилась в ГУ- ГУ ПФР N 8 по городу Москве и Московской области за назначением досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением N *** от 13.03.2017 г. комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, ответчик в назначении пенсии отказал, при этом пенсионными органами в специальный стаж истца, были включены периоды работы: в льготном исчислении ( 1 год за 1 год 9 месяцев) с 03.08.1992 г. по 31.10.1999 г. в должности медсестры палаты новорожденных в родильном отделении, старшей медицинской сестры в акушерском отделении Советской центральной районной больницы Республики Марий Эл; в льготном исчислении ( 1 год за 1 год 3 месяца) с 01.11.1999 г. по 11.05.2005 г, с 04.10.2005 г. по 13.10.2008 г, с 18.10.2008 г. по 05.04.2009 г, с 19.04.2009 г. по 11.10.2009 г, с 26.10.2009 г. по 02.04.2010 г. в должности старшей медсестры в акушерском отделении, старшей медсестры в гинекологическом отделении в Советской центральной районной больнице Республики Марий Эл, общей продолжительностью, как указано в названном решении, 22 года 07 месяцев 15 дней.
В подсчет специального стажа истца не были включены, в том числе, следующие периоды работы с 20.05.2010 г. по 31.07.2011 г, с 25.11.2012 г. по 01.04.2013 г, с 07.10.2013 г. по 30.09.2016 г. в должности медицинской сестры в ООО "Независимая лаборатория ИНВИТРО", так как постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 и Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 г. N 11-П предусмотрено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости медицинским работникам учреждений здравоохранения; работа в организациях, имеющих иную организационно-правовую форму (ОАО,ЗАО и т.д.) в специальный стаж засчитана быть не может; согласно ответа на запрос от 09.01.2017 г. N ***, организация не имеет структурных подразделений, предусмотренных п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781.
Отказ пенсионного органа в назначении досрочной страховой пенсии по старости и явился основанием для обращения истца в суд с данным иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для обязания ответчика включить в специальный стаж в льготном исчислении (1 год за 1 год 9 месяцев) периоды работы Евсюковой Э.И.: с 01.11.1999 г. по 11.05.2005 г, с 04.10.2005 г. по 13.10.2008 г, с 18.10.2008 г. по 05.04.2009 г, с 19.04.2009 г. по 11.10.2009 г, с 26.10.2009 г. по 02.04.2010 г. Решение суда в данной части не обжалуется, в связи с чем не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Разрешая спор об обязании ответчика включить в подсчет специального стажа истца в календарном исчислении периоды работы истца с 20.05.2010 г. по 31.07.2011 г, с 25.11.2012 г. по 01.04.2013 г, с 07.10.2013 г. по 30.09.2016 г. в должности медицинской сестры в ООО "Независимая лаборатория ИНВИТРО", суд исходил из того, что эти периоды не могут быть включены в специальный стаж, поскольку данное общество по своей организационно-правовой форме не является учреждением здравоохранения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, исходя из следующего:
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии.
Согласно п. п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24.12.2013 г. N 2064-О, устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, что не может рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства при реализации права на пенсионное обеспечение.
Периоды работы, подлежащие включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, определяются в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781.
Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, утвержденном этим же Постановлением.
При изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, осуществляющие на основании лицензий медицинскую деятельность, в указанных Списках и Правилах не указаны.
Доказательств того, что ранее общество, в котором работала истец в спорный период являлось учреждением, в материалах дела не имеется.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 г. N 11-П признано не соответствующим Конституции Российской Федерации положение подпункта 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающее для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста, осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не являющихся государственными или муниципальными.
Таким образом, в указанном Постановлении речь идет не о любых организационно-правовых формах юридических лиц, а лишь о виде собственности учреждения здравоохранения.
В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18.04.2006 г. N 84-О, от 29.01.2009 г. N 67-О-О, от 23.06.2009 г. N 906-О-О оспаривались подпункт 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в той мере, в какой указанными нормами не предусмотрено включение в стаж периодов осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в качестве индивидуального предпринимателя, а также в товариществе с ограниченной ответственностью, то есть не в учреждениях здравоохранения.
Отказывая в принятии к рассмотрению указанных жалоб, Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что, устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения ( подпункт 20 пункта 1 статьи 27 (ранее - подпункт 11 пункта 1 статьи 28); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений.
Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости и выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не могут расцениваться как нарушающие принцип равенства всех перед законом ( статья 19, часть 1 Конституции Российской Федерации) либо ограничивающие право граждан на пенсионное обеспечение ( статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29.10.2002 г. за N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения.
Учитывая, что по своей организационно-правовой форме ООО "Независимая лаборатория ИНВИТРО" не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, то спорные периоды работы истца с 20.05.2010 г. по 31.07.2011 г, с 25.11.2012 г. по 01.04.2013 г, с 07.10.2013 г. по 30.09.2016 г. не могут быть включены в стаж работы, дающий ей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
С выводом суда о том, что при включении в подсчет специального стажа истца периодов с 01.11.1999 г. по 11.05.2005 г, с 04.10.2005 г. по 13.10.2008 г, с 18.10.2008 г. по 05.04.2009 г, с 19.04.2009 г. по 11.10.2009 г, с 26.10.2009 г. по 02.04.2010 г. в льготном исчислении, как 1 год за 1 год 9 месяцев, с учетом периодов, включенных в подсчет специального стажа истца ( в льготном исчислении, как 1 год за 1 год 9 месяцев с 03.08.1992 г. по 31.10.1999 г.) пенсионными органами, специальный стаж истца на дату обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости - 12.12.2016г, составлял менее требуемых 30 лет, судебная коллегия согласиться не может, так как специальный стаж составил на данную дату более требуемых 30 лет, что следует и из предварительного расчета стажа, представленного ответчиком в заседании судебной коллегии (30 лет 01 мес.), а при таких обстоятельствах, решение суда в части отказа в обязании ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 12.12.2016г. подлежит отмене, заявленные в этой части требования - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Симоновского районного суда г. Москвы от 01 августа 2017 года отменить в части отказа в обязании Государственного учреждения - Главное управление ПФР N 8 по г.Москве и Московской области назначить Евсюковой Э.И. досрочную страховую пенсию по старости по основаниям п.20 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях" с 12.12.2016г, принять в данной части новое решение: Обязать Государственное учреждение - Главное управление ПФР N 8 по г.Москве и Московской области назначить Евсюковой Э.И. досрочную страховую пенсию по старости по основаниям п.20 ч.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях" с 12.12.2016г.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.