Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Владимировой Н.Ю,
судей Рачиной К.А, Климовой С.В,
при секретаре Иосебашвили Э.Х.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи
Владимировой Н.Ю. дело по апелляционной жалобе ГБУ г. Москвы МФЦ на решение Никулинского районного суда города Москвы от 13 июня 2018 года, которым постановлено:
исковые требования Михайловой О.В. к ГБУ города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" о признании решения незаконным, обязании осуществить определенные действия - удовлетворить.
Признать незаконным решение Центра государственных услуг "Мои документы" района Тропарево-Никулино ГБУ города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" от 09.08.2017, осуществленное в отношении Михайловой О.В.
Обязать ГБУ города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" повторно рассмотреть вопрос о выдаче Михайловой О.В. удостоверения многодетной семьи г. Москвы.
УСТАНОВИЛА:
Михайлова О.В. обратилась в суд с иском к ГБУ города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" о признании незаконным решения Центра государственных услуг "Мои документы" района Тропарево-Никулино ГБУ города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" от 09.08.2017 г. N *** об отказе в приеме документов для предоставления государственной услуги по оформлению и выдаче удостоверения многодетной семьи, обязании выдать удостоверение многодетной семьи города Москвы, указав, что обратилась в Центр государственных услуг "Мои документы" района Тропарево-Никулино ГБУ города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" с заявлением о предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче удостоверения многодетной семьи с предоставлением всех необходимых документов, однако, в приеме документов оспариваемым решением ответчика ей было отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих проживание ее и членов ее семьи в г. Москве.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит представитель ГБУ города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" в апелляционной жалобе.
На заседание судебной коллегии представитель ГБУ города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" по доверенности Кудрявцева Е.Ю. явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Михайлова О.В. в судебное заседание не явилась, о времени месте рассмотрения дела извещена судом в установленном законом порядке, в связи с чем в соответствии со ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ГБУ города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" - по доверенности Кудрявцеву Е.Ю, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Согласно пункту 7 постановления Правительства Москвы от 29 июня 2010 г. N 539-ПП "О передаче функций по подготовке и выдаче документа "Удостоверение многодетной семьи города Москвы" и его дубликата Департаменту социальной защиты населения города Москвы и утверждении Регламента подготовки и выдачи по принципу "одного окна" документа "Удостоверение многодетной семьи города Москвы" и его дубликата" Департаменту социальной защиты населения города Москвы предписано (7.1) обеспечить с 1 сентября 2010 г. прием заявлений, подготовку и выдачу удостоверений, а также продление срока их действия через УСЗН районов города Москвы.
На основании пункта 3 постановления Правительства Москвы N 41-ПП от 10 февраля 2015 г. "Об особенностях предоставления отдельных государственных и иных услуг в сфере социальной защиты населения в городе Москве" пункт 7 признан утратившим силу.
Пунктом 21.9 приложения N 1 к тому же постановлению оформление и выдача документа "Удостоверение многодетной семьи города Москвы" и его дубликата возложены на ГБУ города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы".
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Положения об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы (Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 23 апреля 2014 г. N 219-ПП) организация предоставления государственных услуг по принципу "одного окна" на территории города Москвы осуществляется Государственным бюджетным учреждением города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" через филиальную сеть указанного учреждения. Многофункциональные центры создаются в форме филиалов ГБУ МФЦ города Москвы на основании решений Комитета государственных услуг города Москвы, осуществляющего функции и полномочия учредителя указанного учреждения.
В соответствии с п. 1.3 Административного регламента предоставления государственной услуги "Оформление и выдача удостоверения многодетной семьи города Москвы и его дубликата", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 03.07.2012 N 301-ПП (далее - Административный регламент) Удостоверение многодетной семьи города Москвы - документ, подтверждающий право на льготы, установленные для многодетных семей законодательством города Москвы.
Документы, необходимые для получения государственной услуги, установлены п. 2.8 Административного регламента.
Меры социальной поддержки многодетных семей в городе Москве предусматриваются Законом г. Москвы от 23.11.2005 N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" (далее - Закон г. Москвы).
В ст. 1 Закона г. Москвы отмечено, что действие указанного закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в городе Москве.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что 09.08.2017 г. Михайлова О.В, имеющая троих детей - Д, *** г.р, М, *** г.р, Г, ***г.р, обратилась в Центр государственных услуг "Мои документы" района Тропарево-Никулино ГБУ города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" с целью получения государственной услуги "Оформление и выдача "Удостоверения многодетной семьи города Москвы" и его дубликата".
Однако решением от 09.08.2017 г. N *** в приеме документов ей было отказано в связи с тем, что предоставленные документы не соответствуют требованиям нормативных правовых актов в части установления места жительства заявителя и членов семьи заявителя.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь Законом города Москвы от 23.11.2005 года N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве", Постановлением Правительства Москвы от 03.07.2012 года N 301-ПП, ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", с учетом предоставления истцом доказательств, подтверждающих ее проживание с семьей в городе Москве, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований, обязав ответчика рассмотреть вопрос о выдаче Михайловой О.В. удостоверения многодетной семьи г. Москвы.
Судебная коллегия не усматривает оснований для иных выводов.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика относительно того, что при обращении за предоставлением государственной услуги у истца имелась только временная регистрация по месту пребывания в городе Москве, не свидетельствующая о статусе лица, местом жительства которого является город Москва, а работник МФЦ не наделен полномочиями органа власти по установлению факта регистрации гражданина по месту жительства, не являются основанием к отмене решения суда первой инстанции, поскольку оформление и выдача удостоверения многодетной семьи лицам, проживающим постоянно на территории города Москвы, не может быть обусловлена исключительно наличием регистрации по месту жительства в городе Москве, так как федеральное законодательство, устанавливающее обязанность субъекта определить категории семей, которые относятся к многодетным, не предусматривает такого критерия отнесения граждан к данной категории как регистрация органами регистрационного учета по месту жительства.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года
N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из анализа положений статей 2 и 3 указанного Закона следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 6 октября 2008 года N 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
На основании указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", регистрация не входит в понятие "место жительства", а является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства.
Не содержится такого критерия и в статье 2 Закона г. Москвы N 60 от 23.11.2005 г. "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве", согласно которой многодетная семья - семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, - 18 лет. В составе многодетной семьи не учитываются дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, и дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах.
Кроме того, из текста п. 2.5 Административного регламента следует, что предоставление государственной услуги по оформлению и выдаче удостоверения многодетной семьи города Москвы и его дубликата поставлены Правительством Москвы исключительно в зависимость от места жительства заявителей и детей в городе Москве.
Иное является недопустимым ограничением реализации права на получение указанной государственной услуги родителями, не имеющими регистрации по месту жительства в городе Москве.
Также не являются обоснованными доводы апелляционной жалобы об отсутствии у ответчика полномочий по установлению права гражданина на получение социальных льгот и иной социальной помощи, поскольку, судом не возлагалась на ГБУ города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" обязанность по предоставлению социальных льгот и иной социальной помощи.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, к субъективному толкованию норм материального права, судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу, иному толкованию закона, регулирующего возникшие отношения.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Никулинского районного суда города Москвы от 13 июня 2018 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.