Московский городской суд в составе судьи Дорохиной Е.М., при секретаре Шавырине Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3933/2018 по административному иску ООО "Торговый дом "АЛЬТЕРНАТИВА-АРА ПЛЮС" об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Торговый дом "АЛЬТЕРНАТИВА-АРА ПЛЮС" обратилось в Московский городской суд с требованием о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от при Управлении Росреестра по Москве N 51-16550/2018 от 31.07.2018 г. об отклонении заявления ООО "Торговый дом "АЛЬТЕРНАТИВА-АРА ПЛЮС" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами ***
В обоснований требований административный истец указал, что является собственником указанных объектов недвижимости, и с целью уменьшения налогового бремени обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащего ему недвижимого имущества, приложив все необходимые документы, включая отчеты о рыночной стоимости объектов, однако, оспариваемым решением Комиссии заявление истца было отклонено со ссылкой на несоответствие представленного истцом отчета требованиям Федерального закона от 29.07.1198 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федерального стандарта оценки N 3, тогда как названные отчеты соответствовали требованиям перечисленных выше нормативных правовых актов.
В судебном заседании представитель административного истца Саблин Ю.В. просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель Управления Росреестра по Москве - Фокина Н.С. просила в удовлетворении административного иска отказать, представила и поддержала письменные возражения.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы заявления и возражений на него, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" решения комиссии могут быть оспорены в суде.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в судебном порядке, в том числе, посредством предъявления требования об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
Судом установлено, что административный истец является собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами *** (л.д. ***, т. *** ), кадастровая стоимость объектов с кадастровыми номерами *** была установлена по состоянию на 01.01.2016 г. в суммах соответственно 37 946 989,11 руб, 402 859 565,22 руб. и 138 752 404,37 руб, а объекта с кадастровым номером *** была установлена по состоянию на16.02.2017 г. в сумме 40 752 464,26 руб.; сведения об указанной стоимости были внесены в ЕГРН (л.д. ***, т. *** ).
16.07.2018 г. административный истец обратился в Комиссию с заявлением о уменьшении кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов и ее установлении в размере рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2016 г. в соответствии с представленными им отчетами об оценке NN 8-09.04.О/18, 4-09.04.О/18, 6-09.04.О/18 и 7-09.04.О/18, составленными ООО "Инновации Бизнес Консалтинг".
Решением Комиссии от 31.07.2018 г. поданное административным истцом заявление было отклонено.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии принятого Комиссией решения требованиям действующего законодательства, суд исходит из следующего.
Из содержания решения следует, что основаниями для отклонения заявления ООО "Универсам" послужило следующие: отклонение рыночной стоимости от кадастровой стоимости более, чем на 30 процентов, несоответствие отчетов об оценке требованиям ст. 11 Федерального закона от 29.07.1198 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям к содержанию отчетов об оценке, к описанию используемой для проведения оценки информации, несоответствие федеральными стандартами оценки, что свидетельствует о их несоответствии принципу однозначности, а также требованиям п. 5 ФСО N 3, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 299.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии принятого Комиссией решения требованиям действующего законодательства, суд исходит из следующего.
Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263, факт отклонения рыночной стоимости объекта от кадастровой стоимости более, чем на тридцать процентов является основанием для отклонения заявления только в случае, если содержание отчета не соответствует требованиям ст.11 ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", федеральным стандартам оценки.
Исходя из приведенных положений Закона об оценочной деятельности, а также Порядка, комиссия наделена самостоятельными полномочиями по проверке достоверности отчета об оценке рыночной стоимости, в частности, соответствия отчета об определении рыночной стоимости ст. 11 Федерального закона от 29.07.1198 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В то же время, приложением N 1 к Порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263, установлены требования, предъявляемые к содержанию решения Комиссии об отклонении заявления по основанию несоответствия отчета требованиям законодательства в области оценочной деятельности.
В соответствии с положениями указанного выше нормативного акта, если Комиссия приходит к выводу об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, то в решении указываются несоответствия оформления и содержания отчета об оценке с обоснованием и ссылками на положения нормативных правовых актов.
Однако, в нарушение нормативных положений Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263, в тексте оспариваемого решения не указаны конкретные выявленные Комиссией несоответствия оформления отчета, на их обоснование, отсутствуют ссылки на положения отчета и ссылки на конкретные положения нормативных правовых актов, которым, по убеждению Комиссии, не соответствует отчет, - таким образом, оспариваемое решение является немотивированным, и фактически заявление ООО " Торговый дом "АЛЬТЕРНАТИВА-АРА ПЛЮС" было отклонено по формальным основаниям.
Отсутствие мотивировочной части решения Комиссии исключает возможность вывода о соответствии решения действующему законодательству, нарушает права административного истца, исключая у него возможность узнать, по какой причине поданное им заявление было отклонено.
Пунктом 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Пунктом 1 статьи 219 КАС РФ разъяснено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
При проверке в судебном заседании вопроса соблюдения административным истцом срока обращения в суд установлено, что срок не пропущен.
В ходе рассмотрения дела по существу судом установлено, что решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 31.07.2018 г. N 51-16550/2018 об отклонении заявления ООО "Торговый дом "АЛЬТЕРНАТИВА-АРА ПЛЮС" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта не соответствует по своему содержанию требованиям нормативного правового акта, регулирующего данные правоотношения, а именно Порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263 (Приложению N 1 к нему).
Такое решение подлежит признанию незаконным.
Пунктом 2 ст.227 КАС РФ разъяснено, что суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. В этом случае административный ответчик обязан устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
В соответствии с пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в случае удовлетворения заявления об оспаривании решения Комиссии, в резолютивной части решения суд указывает на необходимость устранения допущенных нарушений путем повторного рассмотрения ранее поданного заявления. Следовательно, судом не может быть предрешен вопрос о результате рассмотрения заявления Комиссией.
Поскольку первоначальное заявление в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве было подано ООО " Торговый дом "АЛЬТЕРНАТИВА-АРА ПЛЮС" 16.07.2018 г, на Комиссию возлагается обязанность рассмотреть данное заявление повторно.
Одновременно с разрешением спора, применительно к правилам ст.ст. 103, 111 КАС РФ, административному истцу за счет административного ответчика Управления Росреестра по Москве подлежат возмещению судебные расходы в размере оплаченной при обращении в суд государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 31.07.2018 г. N 51-16550/2018 об отклонении заявления ООО "Торговый дом "АЛЬТЕРНАТИВА-АРА ПЛЮС" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами ***.
Возложить на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве обязанность повторно рассмотреть заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами ***, поданное ООО "Торговый дом "АЛЬТЕРНАТИВА-АРА ПЛЮС" 16.07.2018 г.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве) в пользу ООО "Торговый дом "АЛЬТЕРНАТИВА-АРА ПЛЮС" 2000 рублей в счет возмещения судебных расходов.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья Московского городского суда Е.М. Дорохина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.