Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "АБЗ ЛЕНИНСКИЙ" Кобушкина Д.А. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды от 05 апреля 2017 года, решение судьи Щербинского районного суда города Москвы от 09 ноября 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 24 мая 2018 года по делу об административном правонарушении ,
установил:
постановлением N 0513-7/2017-1 старшего государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды от 05 апреля 2017 года общество с ограниченной ответственностью "АБЗ ЛЕНИНСКИЙ" (далее по тексту ООО "АБЗ ЛЕНИНСКИЙ", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи Щербинского районного суда города Москвы от 09 ноября 2017 года, оставленным без изменений решением судьи Московского городского суда от 24 мая 2018 года постановление N 0513-7/2017-1 старшего государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды от 05 апреля 2017 года оставлено без изменения, жалобы защитников ООО "АБЗ ЛЕНИНСКИЙ" без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Кобушкин Д.А, выражая несогласие с названными постановлением должностного лица и судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, указывая на то, что Общество арендует у ООО "ВысотЖилСтрой-Видное" имущество и здание на основании договоров аренды, в соответствии с условиями которых ООО "ВысотЖилСтрой-Видное" как арендодатель взяло на себя обязательство по исполнению требований законодательства в области охраны окружающей среды и ответственность за их неисполнение, в том числе в результате действий арендатора; судебными инстанциями не дана оценка представленным ООО "АБЗ ЛЕНИНСКИЙ" доказательствам, а именно паспорту на образуемые отходы, в том числе лампы ртутные и проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разработанных арендодателем ООО "ВысотЖилСтрой-Видное" и утвержденных Роспотребнадзором 16 марта 2017 г. сроком на 5 лет, в расчеты которых включены отходы, образующиеся от деятельности ООО "АБЗ ЛЕНИНСКИЙ"; в ходе проверки исследовались помещения, использование которых ООО "АБЗ ЛЕНИНСКИЙ" документально не подтверждено; чрезмерную суровость назначенного административного наказания.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ наступает за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон об отходах) настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
На основании статьи 1 Закона об отходах отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (абзац 2); обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (абзац 3); норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (абзац 13); паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе (абзац 14).
Статьей 11 данного Закона об отходах на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, возлагаются определенные обязанности. К таким обязанностям относится как соблюдение федеральных норм и правил и иных требований в области обращения с отходами, так и разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства ( абзацы первый - третий пункта 1).
Положениями статьи 14 Закона об отходах предусмотрено, что юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (пункт 2); на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации (пункт 3).
В соответствии с п. 3 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 (далее - Правила паспортизации), паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.
Паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются соответствующие отходы.
Согласно п. 7 Правил паспортизации на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной вышеуказанным Постановлением Правительства РФ.
Статьей 18 Закона об отходах установлено, что применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
При этом лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 3.6. СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" хранение твердых промотходов I класса опасности, к которым Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО 4 71 101 01 52 1), утвержденным приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 г. N 445 (действовавшим на момент выявления правонарушения) отнесены лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), с целью исключения накопления в воздухе закрытых помещений паров ртути при нарушении целостности колбы лампы.
Как следует из материалов дела 13 марта 2017 года в 13 час. 00 мин. в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении ООО "АБЗ ЛЕНИНСКИЙ" сотрудниками Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы выявлены нарушения экологических требований при сборе, накоплении и ином обращении с отходами производства и потребления, а именно, осуществляя хозяйственную деятельность по адресу: ***, ООО "АБЗ ЛЕНИНСКИЙ" образует бытовые отходы, отходы производственной деятельности, а также отработанные ртутные лампы в отсутствие паспорта на образуемые отходы, установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещения, герметического контейнера для накопления ртутных ламп и договора на вывоз, захоронение или утилизацию отходов и ртутных ламп.
Указанные действия ООО "АБЗ ЛЕНИНСКИЙ" квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и виновность ООО "АБЗ ЛЕНИНСКИЙ" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; актом проверки от 22 марта 2017 г.; фотоматериалом; распоряжением о проведении плановой выездной проверки; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "АБЗ ЛЕНИНСКИЙ", устными показаниями государственного инспектора в области охраны среды *** В.В, а также иными собранными по делу доказательствами.
При разрешении настоящего дела должностное лицо, судья районного суда и судья Московского городского суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установили все юридически значимые обстоятельства совершения ООО "АБЗ Ленинский" описанного выше административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, правильно применили положения действующего законодательства в области экологии и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, дали надлежащую юридическую оценку действиям ООО "АБЗ Ленинский" и сделали обоснованный вывод о его виновности.
Довод жалобы о том, что Обществом арендуется имущество и здание по месту проведения проверки, при этом условиями договора аренды предусмотрена ответственность арендодателя за отчетность и платежи за загрязнение окружающей среды, нарушение законодательства (свои и арендатора) не исключает ответственности ООО "АБЗ ЛЕНИНСКИЙ" за выявленные в результате проверки и перечисленные выше нарушения Закона об отходах в связи со следующим.
В соответствии с вышеназванными правовыми нормами и подзаконными актами, регулирующими отношения в области охраны природной среды и здоровья человека, закрепляющими общеобязательные требования для лиц, осуществляющих обращение с отходами производства в целях предотвращения их вредного воздействия, их выполнение возложено в том числе на юридических лиц, в процессе непосредственной деятельности которых образуются отходы.
В данном случае ООО "АБЗ ЛЕНИНСКИЙ", осуществляя деятельность про производству товарного бетона, керамических плит и плиток, цемента, извести и гипса изделий из бетона, сухих бетонных смесей, изделий из асбестоцемента и волокнистого цемента, эксплуатирует арендованное у ООО "ВысотЖилСтрой-Видное" с 19.10.2016 г, а ранее с 01 апреля 2013 г. имущество и асфальто-бетонный завод. Таким образом, непосредственно в результате хозяйственной деятельности ООО "АБЗ ЛЕНИНСКИЙ" образуются отходы производства, в отношении которых подлежат соблюдению требования к их учету, классификации и обращению в целях сохранения природы и окружающей среды.
Данная обязанность ООО "АБЗ ЛЕНИНСКИЙ" не выполнена, что нашло свое подтверждение представленными в дело доказательствами, в связи с чем, действия Общества образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Ссылка в жалобе на п. 5 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Утвержденных Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703, согласно которому е сли хозяйствующий субъект выступает в качестве арендодателя части производственных территорий, помещений или оборудования и предоставляет арендатору право размещать отходы на собственных объектах, то отходы арендатора должны быть включены в ПНООЛР арендодателя; в случае, если арендатор самостоятельно осуществляет деятельность по обращению с отходами, к ПНООЛР прилагаются документы, подтверждающие эти обязательства арендатора, не является обоснованной, в связи с утратой данным документом силы 09 февраля 2015 г.
Утвержденные приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349 Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение взамен вышеназванных такого положения не содержат и предназначены для всех индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.
Представленные в дело паспорт на образуемые отходы, в том числе лампы ртутные и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанные арендодателем ООО "ВысотЖилСтрой-Видное" и утвержденные Роспотребнадзором 16 марта 2017 г. не исключает в действиях ООО "АБЗ ЛЕНИНСКИЙ" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, так как данное обстоятельство не освобождает Общества от обязанности самостоятельно оформить паспорт на образуемые от своей непосредственной деятельности отходы с момента осуществления своей хозяйственной деятельности и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Иные доводы жалобы не опровергают установленных должностным лицом и нижестоящими судебными инстанциями обстоятельств и не влияют на законность принятых по делу актов. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, при рассмотрении дела не допущено.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности должностным лицом и судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу ООО "АБЗ Ленинский" не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ООО "АБЗ Ленинский" должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ, в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ, оснований для снижения размера назначенного должностным лицом административного штрафа, в том числе по доводам настоящей жалобы, не имеется.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и судебных актов.
Порядок и срок давности привлечения ООО "АБЗ Ленинский" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление старшего государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды от 05 апреля 2017 года, решение судьи Щербинского районного суда города Москвы от 09 ноября 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 24 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО "АБЗ Ленинский" оставить без изменения, жалобу защитника ООО "АБЗ ЛЕНИНСКИЙ" Кобушкина Д.А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М.Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.