Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Кононовой Л.И.,
судей Муратовой Н.И, Безгиновой Л.А,
при секретаре Бабкиной Ю.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Скрипалевой В.К. на решение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 25 мая 2018 года по гражданскому делу по исковому заявлению администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края к Скрипалевой В.К. о сносе (демонтаже) здания,
заслушав доклад судьи Муратовой Н.И,
установила:
Администрация Кочубеевского муниципального района обратилась в суд с указанным иском, который мотивирован тем, что *** комиссией в составе: руководителя отдела - главного архитектора района отдела архитектуры и строительства администрации Кочубеевского муниципального района, старшего инженера отдела архитектуры и градостроительства администрации Кочубеевского муниципального района, заместителя главы МО Ивановского сельсовета Кочубеевского муниципального района, уполномоченного представителя главы МО Ивановского сельсовета Кочубеевского муниципального района в соответствии с федеральным законом от 06.10.2003 N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, СП 48.13330.2011 Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004 (утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 781), постановлением Госстроя РФ от 23.07.2001 N 80 "О принятии строительных норм и правил Российской Федерации "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. СНиП 12-03-2001", проведено визуальное обследование в отношении объекта строительства, принадлежащего Скрипалевой В.К, расположенного по ул.*** в с.*** Кочубеевского района Ставропольского края, на принадлежащем Скрипалевой В.К. на праве собственности земельном участке, согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости, кадастровый номер земельного участка ***, площадью 1776+/-15 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальные (усадебные) жилые дома, коттеджи; объекты розничной торговли (магазины, киоски), общей площадью до 100 кв.м, без соответствующего разрешения. В ходе проведения визуального осмотра строения установлено, что на указанном земельном участке возведено здание ангара без разрешения на строительство.
Данное сооружение имеет размеры ориентировочно *м на *м, что составляет 510 кв.м, расположенное в двух метрах от красной линии и *м и *м от соседних земельных участков, вдоль автодороги "Подъезд к г..***". Данный земельный участок с сооружением не огорожен в нарушение требований СП 48.13330.2011 Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004 (утв.Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N781), правил землепользования и застройки муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района и Правил благоустройства территории МО Ивановского сельсовета Кочубеевского района. Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (п.11 ст.1 ГК РФ), которые утверждаются в составе проекта планировки территории (подп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 42 ГК РФ), а также проекта межевания территории (п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 ГК РФ). Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории, которая подготавливается в целях реализации положений документов территориального планирования (п. 1 ч. 1 ст. 26 ГК РФ) и утверждается главой местной администрации поселения или главой местной администрации городского округа (ч. 13 ст. 46 ГК РФ). По данному правонарушению *** составлен протокол об административном правонарушении N ***.
После составления протокола ответчик написала заявление на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: Ставропольский край, Кочубеевский район, с.***, с целью изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ***, общей площадью 1776,0 кв.м, назначение: земли населенных пунктов - магазины, код 4,4 (объекты оптовой торговли более 100 кв.м.), в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков". 27.05.2017 в газете "Звезда Прикубанья" N*** проведена процедура публичных слушаний для обсуждения вопроса по проекту постановления администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края "О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: с.***". В связи с поступившими возражениями собственников соседних участков самовольным возведением здания ангара без разрешительных документов и учета безопасности дорожного движения, сложившейся плотной жилой застройки, где не выдерживаются противопожарные разрывы, отсутствием водоотведения ливневых стоков, что показали сложившиеся погодные условия (обильные осадки), что не отвечает требованиям безопасности и благоприятным условиям жизнедеятельности граждан, комиссией по принятию заявлений и документов в целях проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности и иным вопросам местного значения, требующие учета интересов жителей муниципальных образований Кочубеевского муниципального района принято решение об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. *** ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства" направлен ответ заместителю главы администрации -
руководителю отдела муниципального хозяйства, ГО и ЧС администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края о том, что ФКУ Упрдор "Кавказ" отказывает в согласовании размещения объекта розничной и оптовой торговли по адресу: с.***, с присоединением к автодороге подъезд к г..***, в связи с несоответствием требований технических регламентов: п.6.16, п.6.17 СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги, п.2.13 ВСН 103-74, п.6.1 ВСН 103-74, п.6.1 ВСН 25-86, п.11 Приказа Минтранса РФ N5 от 13.01.2010 года, в части размещения на недоступном расстоянии от мостового сооружения и отсутствия обеспечения безопасного въезда-выезда на вновь образуемом присоединении. Также в представленном случае не выполняются требования постановления Правительства РФ от 28.09.2009 N767 "О классификации автомобильных дорог в РФ" и ГОСТ Р 52398-2005 "Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования" в части отсутствия доступа, соответствующего установленным минимальным расстояниям до существующих съездов в улицы, которые действуют для данной категории дорог. Письмом главы МО Ивановского сельсовета Кочубеевского района N*** от 23.08.2017 выражено особое мнение по вопросу "О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: РФ, Ставропольский край, Кочубеевский район, село ***, в котором глава считает, что предоставить разрешение на условно-разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером ***, общей площадью 1776,0 кв.м, назначение: земли населенных пунктов" невозможно и данное разрешение будет противоречить действующему законодательству РФ. *** начальником управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору вынесено постановление N 320-Ф об административном правонарушении за нарушение законодательства о градостроительной деятельности.
Администрация Кочубеевского муниципального района просила обязать Скрипалеву В.К. освободить земельный участок, расположенный по адресу: РФ, Ставропольский край, Кочубеевский район, село ***, кадастровый номер ***, площадью 1776+/-15 кв.м, категория земель земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальные усадебные) жилые дома, коттеджи; объекты розничной торговли (магазины, киоски), общей площадью до 100 кв.м, путем сноса (демонтажа) самовольно возведенного здания ангарного типа, ориентировочно размером * м х * м и привести указанный земельный участок в пригодное для использования состояние, в соответствии с видом разрешенного использования.
Решением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 25 мая 2018 года исковые требования администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края к Скрипалевой В.К. о сносе (демонтаже) здания - удовлетворены.
Суд обязал Скрипалеву В.К. освободить земельный участок, расположенный по адресу: РФ, Ставропольский край, Кочубеевский район, село ***, кадастровый номер ***, площадью 1776+/-15 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальные (усадебные) жилые дома, коттеджи; объекты розничной торговли (магазины, киоски), общей площадью до 100 кв.м, путем сноса (демонтажа) самовольно возведенного здания ангарного типа, ориентировочно размером * м * * м и привести указанный земельный участок в пригодное для использование состояние, в соответствии с видом разрешенного использования.
Суд взыскал с ответчика Скрипалевой В.К. в доход бюджета Кочубеевского муниципального района Ставропольского края государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
В апелляционной жалобе ответчик Скрипалева В.К. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.
Доводы жалобы сводятся к тому, что согласно нормам действующего законодательства, в каждом конкретном случае, с учетом совокупности всех обстоятельств суд, рассматривающий спор, должен определить, насколько прочно как физически, так и функционально объект связан с земельным участком, на котором располагается, и будет ли сохранено его предназначение при перемещении. Данное требование судом по настоящему делу не выполнено и существенный для разрешения возникшего спора вопрос о том, является ли в данном случае возведенное ответчиком на земельном участке сооружение объектом капитального или некапитального строительства, судом не исследовался. Но данный вопрос подлежал выяснению, поскольку спорный объект является сооружением ангарного типа, размером *x*м прямоугольной формы, представляющее собой бескаркасное арочное сооружение и по своим техническим характеристикам относится к некапитальному объекту, что подтверждается проектной документацией, показаниями свидетеля М.С.М, а также не отрицалось и представителем истца.
В части применения судом к рассматриваемому спору положений ст. 304, 305 ГК РФ ответчик не согласен, поскольку чинимые ответчиком препятствия должны носить реальный, а не мнимый характер. Предъявляя негаторный иск, истец должен доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих требований, а именно факт создания ответчиком препятствий в осуществлении собственником правомочий по пользованию имуществом, противоправность действий ответчика, реальный характер чинимых препятствий.
В части выводов о том, что спорное строение возведено на земельном участке, не отведенном для этих целей ответчик не согласен, так как зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст. 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (ст. 35 - 40 ГрК РФ, ст. 85 ЗК РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как следует из материалов дела, правообладателем земельного участка, расположенного по адресу: Ставропольский край, Кочубеевский район, с.***, кадастровый номер ***, площадью 1776+/-15 кв.м, является Скрипалева В.К, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальные (усадебные) жилые дома, коттеджи; объекты розничной торговли (магазины, киоски), общей площадью до 100 кв.м, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости (л.д.19-21).
В ходе проведения *** работниками администрации визуального осмотра строения было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером *** возведено здание ангара без разрешения на строительство. Сооружение имеет размеры ориентировочно *м на *м, что составляет 510 кв.м, расположенное в двух метрах от красной линии и *м и *м от соседних земельных участков, вдоль автодороги "Подъезд к г.***", о чем составлен акт N *** (л.д.18). Данный факт стороной ответчика не оспаривался.
Также работниками администрации было установлено, что данный земельный участок с сооружением не огорожен в нарушение требований СП 48.13330.2011 Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004, утв.Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N781, правил землепользования и застройки муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края и Правил благоустройства территории муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края.
По данному правонарушению (нарушение правил землепользования и застройки) *** года составлен протокол об административном правонарушении N *** (л.д.29), *** вынесено постановление о назначении Скрипалевой В.К. административного наказания в виде штрафа в размере *** рублей (л.д.33).
После составления протокола ответчик Скрипалева В.К. обратилась в администрацию с заявлением на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: с.***, с целью изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ***, общей площадью 1776,0 кв.м, назначение: земли населенных пунктов - магазины, код 4,4 (объекты оптовой торговли более 100 кв.м.), в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 N540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
*** в газете "Звезда Прикубанья" N*** была проведена процедура публичных слушаний для обсуждения вопроса по проекту постановления администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края "О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: РФ, Ставропольский край, Кочубеевский район, село ***".
Как следует из протокола N *** от *** комиссией по принятию заявлений и документов в целях проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности и иным вопросам местного значения, требующие учета интересов жителей муниципальных образований Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, принято решение:
- в соответствии с требованиями п. 3 ст. 39 ГрК РФ, отказать в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: с.***, в связи с поступившими возражениями правообладателей соседних земельных участков, самовольным возведением здания ангара без разрешительных документов и учета безопасности дорожного движения; сложившейся плотной жилой застройки, где не выдерживаются противопожарные разрывы; отсутствием водоотведения ливневых стоков, что показали сложившиеся погодные условия (обильные осадки), что не отвечает требованиям безопасности и благоприятным условиям жизнедеятельности граждан;
- отделу архитектуры и градостроительства администрации Кочубеевского муниципального района подготовить постановление об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: с.*** (л.д.31-32).
Согласно ответу ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства" от *** на заявление зам.главы администрации - руководителя отдела муниципального хозяйства, ГО и ЧС администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, ФКУ Упрдор "Кавказ" отказывает в согласовании размещения объекта розничной и оптовой торговли по адресу: с.***, с присоединением к автодороге подъезд к г.***, в связи с несоответствием требований технических регламентов: п.6.16, п.6.17 СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги, п.2.13 ВСН 103-74, п.6.1 ВСН 25-86, п.11 Приказа Минтранса РФ N4 от 13.01.2010 года, п. 19 Приказа Минтранса РФ N 5 от 13.01.2010 - в части размещения на недоступном расстоянии от мостового сооружения и отсутствия обеспечения безопасного въезда-выезда на вновь образуемом присоединении. Также в представленном случае не выполняются требования постановления Правительства РФ от 28.09.2009 N767 "О классификации автомобильных дорог в РФ" и ГОСТ Р 52398-2005 "Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования" в части отсутствия доступа, соответствующего установленным минимальным расстояниям до существующих съездов в улицы, которые действуют для данной категории дорог (л.д.36).
Письмом главы МО Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края N*** от 23.08.2017 выражено особое мнение по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: с.***, в котором глава считает, что предоставить разрешение на условно-разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером ***, общей площадью 1776,0 кв.м, невозможно и данное разрешение будет противоречить действующему законодательству РФ (л.д.37).
21.09.2017 начальником управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору в отношении Скрипалевой В.К. вынесено постановление N *** об административном правонарушении за нарушение законодательства о градостроительной деятельности, назначено наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей (л.д.41).
Суд первой инстанции, разрешая спор и удовлетворяя заявленные администрацией Кочубеевского муниципального района Ставропольского края требования, установилвсе вышеуказанные обстоятельства и исходил из того, что стороной ответчика не представлено доказательств, что сооружение, возведенное на земельном участке, расположенном по адресу: Ставропольский край, Кочубеевский район, с.***, кадастровый номер ***, площадью 1776+/-15 кв.м, соответствует всем градостроительным и строительным нормам и правилам, построено на основании разрешений, предусмотренных действующим законодательством, а также возведено на участке, отведенном для этих целей. При этом суд указал, что спорное сооружение возведено без соответствующих разрешений и на участке, не отведенном для этих целей, сославшись на положения статей 263, 304,305, 222 ГК РФ.
Судебная коллегия считает, что данные выводы противоречат юридически значимым обстоятельствам дела, подтвержденным имеющимися доказательствами, а также, что они сделаны при неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Так в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции по ходатайству представителя ответчика Скрипалевой В.К. - Матюшенко А.Н. определением судебной коллегии от 21.08.2018 по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, на разрешение которой был поставлен вопрос является ли спорное строение ангарного типа, расположенное на земельном участке с кадастровым номером ***, площадью 1776 кв.м, по адресу Ставропольский край, Кочубеевский район, с.*** объектом капитального строительства, если является, то создает ли угрозу жизни и здоровью людей и соответствует ли строительным и градостроительным действующим нормам и правилам (л.д.246-253).
Согласно выводам заключения эксперта N *** от 05.10.2018, строение ангарного типа, расположенное на земельном участке с кадастровым номером ***, площадью 1776 кв.м, по адресу: Ставропольский край, Кочубеевский район, с.***, не является капитальным с точки зрения проектных решений, использованных конструктивных элементов и текущего состояния на момент осмотра, по следующим основаниям:
1) строение возведено без проведения существенных земляных и строительно-монтажных работ по устройству заглубленных капитальных фундаментов с прочной связью с основанием, либо искусственной подушкой фундаментной плиты. На объекте выполнены мелко заглублённые фундаменты стаканного типа с устройством по периметру ж/б ростверка, размещенного на уровне земляной поверхности без заглубления.
2) металлический каркас строения, выполненный по большей части из металлических банок сечения * х * м имеется анкерную связь, с ростверком заглубленную в бетонный пояс от 80 до 100 мм. Центральные опорные бачки закреплены в мелко заглублённые фундаменты стаканного типа.
3) строение представляет собой сборно-разборный ангар из металлоконструкций (металлический каркас, имеющий сборно-разборную анкерную связь с основанием, а также сборно-разборную винтовую связь с самонесущими конструктивными элементами).
4) наружные ограждающие конструкции не выполнены в полном объёме, что может являться неоконченным строительным процессом. Те элементы конструкции внутренней и наружной отделки строения, имеющиеся на момент осмотра, выполнены посредством крепления алюминиевого профиля винтовыми соединениями к металлическим элементам каркаса.
5) строение не является прочно связанным с землей, т.к. основные несущие и ограждающие элементы строения выполнены из легко возводимых, допускающих демонтаж ж/б элементов основания уложены непосредственно в естественный грунт без монолитных заделок, связью металлического каркаса являются сборно-разборные анкерные болты, то есть, возможно, перемещение строения без нанесения несоразмерного ущерба его назначению.
6) на момент осмотра подключение к инженерным сетям (водоснабжение, газификация, канализация) отсутствуют, также не установлено наличие приборов потребления энергоресурсов, локальных подводящих инженерных сетей до точек врезки и подключения приборов. Проектом строительства также не предусматривается устройство точек энергопотребления.
Ввиду того, что эксперт пришел к выводу о некапитальности данного строения необходимость рассмотрения вопросов относительно возможности создания угрозы для жизни и здоровья людей и соответствия строительным и градостроительным действующим нормам и правилам утрачивается, так как на это прямо указывается в самом вопросе.
*** Скрипалева В.К. обратилась в администрацию Кочубеевского муниципального района Ставропольского края с заявлением об установлении соответствия между существующим видом разрешенного использования и видом разрешенного использования земельного участка, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Постановлением администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края N *** от 29.05.2018 на основании заявления Скрипалевой В.К. постановлено привести в соответствие классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом министерства экономического развития России от 01 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" изменив основной вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** с "индивидуальные (усадебные) жилые дома, коттеджи; объекты розничной торговли (магазины, киоски), общей площадью до 100 кв.м." на "для индивидуального жилищного строительства (код - 2.1), магазины (общей площадью до 100 кв.м.) (код - 4.4.)".
Решением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от *** года, вступившим в законную силу, постановление администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края от 29 мая 2018 года N *** "О приведении в соответствие классификатору видов разрешенного использования земельных участков с кадастровым номером ***" признано незаконным в части дополнения вида разрешенного использования "магазины" словами "общей площадью до 100 кв. м.".
Указано, что решение является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости сведений о видах разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** слов "общей площадью до 100 кв.м.".
Согласно выписке из ЕГРН от 22.10.2018 вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: с.** указан: для индивидуального жилищного строительства (код - 2.1), магазины (код - 4.4.).
Представитель истца в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции представил копии постановления администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края N *** от 21 июня 2017 года об отказе Скрипалевой В.К. в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу Ставропольский край, Кочубеевский район, село ***, с кадастровым номером ***, общей площадью 1776,0 кв.м, назначение Земли населенных пунктов - магазины (код 4.4.), постановления N *** от 12 сентября 2017 года об отказе Скрипалевой В.К. в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу Ставропольский край, Кочубеевский район, село ***, с кадастровым номером ***, общей площадью 1776,0 кв.м, назначение Земли населенных пунктов - магазины, код 4.4, (объекты оптовой торговли более 100 кв.м.).
Данные письменные доказательства не могут быть приняты во внимание судебной коллегией по следующим основаниям.
Как усматривается из указанных копий постановлений администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края за N ** и N ** они были изданы 21 июня 2017 года и 12 сентября 2017 года.
Обращаясь 26 апреля 2018 года с настоящим иском в суд, администрация Кочубеевского муниципального района, в обоснование требований указала на то, что Скрипалева В.К. в нарушение вида разрешенного использования: индивидуальные (усадебные) жилые дома, коттеджи, объекты розничной торговли (магазины, киоски), общей площадью до 100 кв.м, возвела здание ангара без разрешения на строительство размером, превышающим предоставленную норму. При этом истец не ссылался на имеющиеся постановления N **, N **, отказывающие Скрипалевой В.К. в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Также и в последующем, на заседаниях в суде первой и апелляционной инстанции, администрация не указывала на имеющиеся постановления, представив их только после истребования судебной коллегией.
И, более того, 29 мая 2018 года на основании заявления Скрипалевой В.К. администрацией Кочубеевского муниципального района Ставропольского края 29 мая 2018 года было издано постановление N *** о приведении в соответствие классификатору видов разрешенного использования земельных участков вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ***, которым изменен основной вид разрешенного использования земельных участка на "для индивидуального жилищного строительства (код - 2.1), Магазины (общей площадью до 100 кв.м.) (код - 4.4), которое решением Кочубеевского районного суда от *** года признано незаконным в части дополнения вида разрешенного использования "магазины" словами "общей площадью до 100 кв.м.". При этом суд указал, что земельный участок, принадлежащий Скрипалевой В.К. расположен в зоне "Ж", "зона застройки индивидуальными жилыми домами", указанная зона согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района предназначена для застройки жилыми домами, объектами культурно-бытового обслуживания населения, коммунальных и складских объектов, для которых не требуется установление санитарно-защитных зон и деятельность которых не оказывает вредного воздействия на окружающую среду. Одним из видов основного разрешенного использования данной зоны является размещение объектов розничной торговли (магазины, киоски), общей площадью до 100 кв.м... Классификатор предусматривает в качестве самостоятельного вида разрешенной деятельности "предпринимательство" (код 4.0), в том числе размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой деятельности. Видом разрешенного использования, входящим в вид "предпринимательство", согласно классификатору является, в том числе, магазины (код 4.4;), который включает в себя размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м. (код 4.4).
Данное решение Кочубеевского районного суда от *** года вступило в законную силу.
Кроме того, из имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 22.10.2018 усматривается, что в собственности у Скрипалевой В.К.находится земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: Кочубеевский район, с.*** с видом разрешенного использования: Для индивидуального жилищного строительства (код - 2.1), Магазины (код - 4.4).
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о несоответствии основания заявленных исковых требований администрации Кочубеевского муниципального района имеющимся в деле доказательствам предоставленного Скрипалевой В.К. права на вид разрешенного использования земельного участка.
Исходя из вышеуказанного, нельзя признать правомерным ссылку суда первой инстанции на положения ст. 222 ГК РФ, поскольку согласно заключению эксперта *** от 05.10.2018 спорное строение не является объектом капитального строительства, а также отсутствуют бесспорные доказательства отказа в предоставлении разрешения на определенный вид использования земельного участка, принадлежащего Скрипалевой В.К.
Также нельзя считать правильным применение судом к данным правоотношениям ст.ст. 304, 305 ГК РФ, так как собственником земельного участка является Скрипалева В.К.
Вывод суда об обязании Скрипалеву В.К. освободить земельный участок и привести его в пригодное для использование состояние, в соответствии с видом разрешенного использования, в основу которого также было положено письмо ФКУ "Управление Федеральных Автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства" N *** от 07.08.2017 (л.д.36) на имя зам.главы администрации Кочубеевского муниципального хозяйства о том, что ФКУ отказывает в согласовании размещения объекта розничной торговли по адресу: с.***, нельзя признать обоснованным, поскольку он опровергается постановлением администрации Кочубеевского муниципального района N *** от 29 мая 2018 года, и кроме того, ФКУ Упрдор "Кавказ" не лишен возможности обратиться в суд с самостоятельным иском к собственнику земельного участка Скрипалевой В.К.
Анализируя вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что нельзя признать решение суда по заявленным исковым требованиям законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с вынесением нового решения, которым в удовлетворении иска администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края следует отказать.
Руководствуясь ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 25 мая 2018 года отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края к Скрипалевой В.К. об обязании освободить земельный участок, расположенный по адресу: Ставропольский край, Кочубеевский район, с.***, кадастровый номер ***, площадью 1776+/-15 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальные (усадебные) жилые дома, коттеджи; объекты розничной торговли (магазины, киоски), общей площадью до 100 кв.м, путем сноса (демонтажа) самовольно возведенного здания ангарного типа, ориентировочно размером *м * *м, приведении указанного земельного участка в пригодное для использования состояние, в соответствии с видом разрешенного использования - отказать в полном объеме.
Апелляционную жалобу ответчика Скрипалевой В.К. удовлетворить.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.