Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего судьи Осиповой И.Г.
судей Селюковой З.Н. и Шишовой В.Ю.
при секретаре Кузьмичевой Е.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 декабря 2018 года
дело по апелляционной жалобе начальника ГУ-УПФ РФ по городу Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) Гриднева В.В.
на решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 21 сентября 2018 года
по делу по иску Лысенко Т.Е. к ГУ-УПФ РФ по городу Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости
заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.
установила:
Лысенко Т.Е. обратилась в суд с иском ГУ - Управление пенсионного фонда РФ по городу Невинномысску Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости.
В обоснование заявления указано, что решением ГУ УПФ РФ по городу Невинномысску (межрайонное) N"... " от 22.06.2018 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья в учреждениях здравоохранения.
В стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, не включены по документам и выписке индивидуального лицевого счета периоды работы с 05.09.1992 по 09.10.1994 и с 17.08.1994 по 05.01.2000 в должности заведующей "... " фельдшерским пунктом "... ", так как данное наименование должности не предусмотрено Списком N 781, также не предусмотрено учреждение "фельдшерский пункт" "... "; с 10.01.1994 по 16.08.1994, с 15.09.2004 по 28.02.2005 - период нахождения в отпусках по уходу за детьми, так как то не предусмотрено Правилами N 516 и Правилами N781.
При этом период работы с 06.01.2000 по 12.09.2000 в качестве заведующей "... " фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер в "... " не указан в решении от 22.06.2018.
11.09.2018 ею получено решение об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости N "... " от 06.09.2018, в котором ответчик дополнительно включил в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 06.01.2000 по 12.09.2000 в качестве заведующей "... " фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер в "... " в льготном исчислении (один год за один год и три месяца), в остальной части решение от 22.06.2018 осталось неизменным.
По представленным документам и выписке из индивидуального лицевого счета ответчик установил, что стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с учетом Списка N 781 и Правил N 781, составляет 22 года 0 месяцев 23 дня.
Считает решение незаконным, так как в период с 01.11.1992 по 05.01.2000 Кочубеевское ТМО являлось учреждением здравоохранения, осуществлявшим лечебную и профилактическую работу, несмотря на изменение формы и наименования учреждения, цели его деятельности, а также осуществляемые функции не менялись, в связи с чем наименование лечебного учреждения как ТМО на оценку ее пенсионных прав не влияет и не является основанием для отказа в зачете спорного периода в специальный стаж работы.
Поскольку в периоды с 05.09.1992 по 09.01.1994, с 17.08.1994 по 05.01.2000 она осуществляла лечебную деятельность в сельской местности ("... ") в должности заведующей фельдшерским пунктом, которая относится к должностям среднего медицинского персонала, указанные периоды работы должны быть включены в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в том числе период работы до 01.11.1999, как 1 год работы за 1 год и 3 месяца на основании п.п. а ч. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.
Общий стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности составляет: 22 года 0 месяцев 23 дня (включенные ответчиком периоды в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения) + 8 лет 2 месяца 1 день (периоды работы до 01.11.1999 с учетом льготного порядка исчисления) + 2 месяца 21 день (период работы с 01.11.1999 по 05.01.2000 в календарном исчислении) = 30 лет 4 месяца 22 дня.
Таким образом, на 20.03.2018 ее стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности с учетом применения льготного исчисления стажа составляет более 30 лет, что дает право на досрочное назначение страховой пенсии.
Истица просила признать незаконными решения ГУ-УПФ РФ по городу Невинномысску N"... " от 22.06.2018, от 06.09.2018 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, обязать ответчика ГУ-УПФ РФ по городу Невинномысску включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 05.09.1992 по 09.01.1994 и с 17.08.1994 по 05.01.2000 в должности заведующей "... " в льготном исчислении как один год три месяца за год работы.
Решением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 21 сентября 2018 года исковые требования Лысенко Т.Е. к ГУ - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации по городу Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) удовлетворены.
Решение Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации по городу Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) N "... " от 22 июня 2018 года, 06 сентября 2018 года об отказе Лысенко Т.Е. в досрочном назначении страховой пенсии по старости признано незаконным.
На Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по городу Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) возложена обязанность включить в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 05.09.1992 по 09.01.1994 в должности заведующей "... " фельдшерским пунктом "... " в льготном исчислении как один год три месяца за один год работы; с 17.08.1994 по 05.01.2000 в должности заведующей "... " фельдшерским пунктом "... " в льготном исчислении как один год три месяца за один год работы.
На Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по городу Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) возложена обязанность назначить Лысенко Т.Е. досрочную страховую пенсию по старости с 20.03.2018.
В апелляционной жалобе начальник ГУ-УПФ РФ по городу Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) Гриднев В.В. указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права
Управление оценило право истца на досрочную страховую пенсию по двум вариантам.
По первому варианту оценки права (решение (измененное) об отказе в назначении пенсии N "... " от 06.09.2018) по Списку N 781 и Правилам N 781, то есть по нормам действующего законодательства - стаж работы истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, на дату обращения 20.03.2018, составил 22 года 0 месяцев 23 дня.
По втором варианту оценки права (решение (измененное) об отказе в назначении пенсии N "... " от 06.09.2018) по Спискам N 464 за периоды работы с 01.01.1992 по 30.10.1999, N 1066 ? за периоды работы с 01.11.1999 по 31.12.2001, N 781 (периоды работы с 01.01.2002) и Правилам N 1066, Правилам N781, то есть по нормам законодательства, действовавшего в период осуществления трудовой деятельности ? стаж работы истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, на дату обращения - 20.03.2018 составил 21 год 2 месяца 14 дней.
Истец взял за основу расчетов первый вариант оценки права по Списку N 781 и Правилам N 781, то есть с учетом действующего законодательства, в размере 22 года 0 месяцев 23 дня, а суд с ним согласился и указал в мотивировочной части своего решения, что стаж работы истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, подсчитанный с учетом Списка N 781 и Правил N 781, составил 22 года 0 месяцев 23 дня и, следовательно, должен основывать свое решение исключительно на оценке права истца с учетом Списка N 781 и Правил N 781, по которым подсчитан стаж.
Но в обоснование своих доводов о включении в специальный стаж спорных периодов работы суд ссылается на нормативные правовые акты, действовавшие в период осуществления трудовой деятельности, а именно: Список N 464, N 1066, но не принимает во внимание доводы Управления, что стаж, исчисленный по второму варианту оценки права на досрочное пенсионное обеспечение, составляет 21 год 2 месяца 14 дней.
Решение суда не содержит расчета стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение с учетом примененных судом норм материального права.
Считает, что суд исследовал не все обстоятельства, имеющие юридическое значение при рассмотрении дела.
В мотивировочной части решения суд указал, что должность заведующей фельдшерским пунктом относится к среднему медицинскому персоналу, но не привел убедительных доводов и доказательств включения в стаж, дающий право на досрочное пенсионное спорных периодов истца в должности заведующей фельдшерским пунктом, учитывая, что ни в одном из вышепоименованных Списков не указана должность "заведующий фельдшерским пунктом".
Заведующий фельдшерским пунктом относится к категории руководителей, а не среднего медицинского персонала, и только в случае исполнения заведующим должностного функционала фельдшера, акушерки или медицинской сестры, то есть лечебной деятельности, он имеет право на досрочное пенсионное обеспечение.
В штатных расписаниях за спорные периоды в "... " ТМО, в "... " МО указан фельдшер фельдшерско-акушерского пункта, не указано территориальное наименование пункта ("... " фельдшерский пункт ? место работы в спорные периоды), должность заведующего в них отсутствует.
Должностная инструкция Лысенко T.E, как заведующей "... " фельдшерским пунктом, для определения ее должностного функционала в спорные периоды не была предоставлена в ходе судебного разбирательства.
Документы, достоверно свидетельствующие об исполнении Лысенко Т.Е. одновременно с должностным функционалом заведующей и обязанностей фельдшера либо медсестры, то есть осуществления лечебной деятельности в спорные периоды, в деле отсутствуют.
Должностная инструкция заведующего ФАП (фельдшера), представленная по запросу суда, датирована 2000 годом, не является именной, росписи истца об ознакомлении с ней не содержит, более того, она является не относимым доказательством, так как не относится к спорным периодам.
Справка, выданная ГБУЗ СК ""... " районная больница" N "... " от 19.07.2018 о выполнения истицей в спорные периоды лечебной работы в должности заведующей фельдшерским пунктом является недостоверной, так как документы, на основании которых она выдана, не содержат сведений о выполнении истцом должностного функционала фельдшера (акушерки, медицинской сестры).
Просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Лысенко Т.Е.
В возражениях на апелляционную жалобу Лысенко Т.Е. указывает, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Установленные судом обстоятельства являются доказанными, судом правильно применены нормы материального и процессуального права.
Полагает, что доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании положений законодательства, сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой обстоятельств и доказательств.
Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истица Лысенко Т.Е. и представитель третьего лица ГБУЗ Ставропольского края ""... " районная больница", извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда не явились, от истицы Лысенко Т.Е. и от представителя третьего лица - главного врача ГБУЗ Ставропольского края ""... " районная больница" Скорнякова А.А. поступили ходатайство и заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда находит возможным рассмотрение дела в отсутствие истицы и представителя третьего лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав представителя ГУ-УПФ РФ по городу Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) Васину Н.А, действующую по доверенности, просившую отменить решение по изложенным в апелляционной жалобе основаниям, а также адвоката Кравцову О.В, действующую в защиту интересов истицы по ордеру N "... " от 12.12.2018, полагавшую решение законным и обоснованным, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам абзаца 1 части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований к отмене или изменению вынесенного по делу решения ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 20 части 1, частями 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01.01.2015, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона (60 лет мужчины, 55 лет женщины), лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, предусмотрено наименование должности "Средний медицинский персонал, заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра)", и наименование учреждения "Фельдшерско-акушерский пункт".
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Согласно Положения о фельдшерско-акушерском пункте, утвержденного Приказом Минздрава СССР от 27.07.1973 N 566, фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах и на объектах строительства вне населенных пунктов, открытие и закрытие которого производится органом здравоохранения в установленном порядке.
Из материалов дела видно, что решением ГУ - УПФ по г. Невинномысску Ставропольского края N"... " от 22.06.2018 Лысенко Т.Е. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по п.п. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения (30 лет) в учреждениях здравоохранения (т.1 л.д. 21-23, 66-71).
Решением ГУ - УПФ по г. Невинномысску Ставропольского края N"... " от 06.09.2018 (во изменение решения об отказе от 22.06.2018 N203501/18) ранее заявленный истцом период работы с 06.01.2000 по 12.09.2000 в качестве заведующей "... " фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер в ГУЗ ""... " центральная районная больница" "... " включен в стаж на соответствующих видах работ в льготном исчислении (один год за один год и три месяца). В остальной части решение осталось неизменным.
При этом ответчиком указано, что общий стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с учетом Списка N 781 и Правил N 781, составляет 22 года 0 месяцев 23 дня.
В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ответчик не включил следующие периоды: с 05.09.1992 по 09.01.1994 и с 17.08.1994 по 05.01.2000 в должности заведующей Раздольненским фельдшерским пунктом "... " ТМО, так как данное наименование должности не предусмотрено Списком N781, а также не предусмотрено учреждение "фельдшерский пункт" как структурное подразделение "... " территориального медицинского объединения.
Кроме того, в льготный стаж не включены периоды с 10.01.1994 по 16.08.1994; с 15.09.2004 по 28.02.2005 нахождения в отпуске по уходу за детьми, так как это не предусмотрено Правилами N 516 и Правилами N 781 (т.1 л.д. 134-139).
Разрешая возникший между сторонами спор и удовлетворяя исковые требования Лысенко Т.Е. о включении в специальный стаж периодов работы с 05.09.1992 по 09.01.1994 и с 17.08.1994 по 05.01.2000 в должности заведующей "... " фельдшерским пунктом "... " в льготном исчислении как один год три месяца за один год работы, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, Приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 N 395 "Об утверждении Номенклатуры здравоохранения", приказом Минздрава РФ от 23.11.1993 N 273 "Об утверждении Положения о территориальном медицинском объединении, Положения о поликлинике восстановительного лечения", учитывая представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о доказанности факта наличия у истицы на день обращения в орган пенсионного обеспечения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости требуемого законом тридцатилетнего стажа медицинской деятельности. Признав незаконным решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, с учетом льготного порядка исчисления стажа суд обязал ответчика назначить истице пенсию с момента обращения в пенсионный орган.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, основанными на верной оценке юридически значимых обстоятельств дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Как видно из содержания трудовой книжки истицы, в периоды с 05.09.1992 по 09.01.1994 и с 17.08.1994 по 05.01.2000 Лысенко Т.Е. работала в должности заведующей "... " фельдшерским пунктом Кочубеевского ТМО (т.1 л.д. 16-20).
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 N 395 "Об утверждении Номенклатуры здравоохранения" в состав лечебно профилактических учреждений входит, в том числе Территориальное медицинское объединение (ТМО). Указанный пункт 1.2.3 Приказа исключен Приказом Минздрава РФ от 28.02.2000 N 73.
Данные объединения созданы и утверждены приказом Минздрава РФ от 23.11.1993 N 273 "Об утверждении Положения о территориальном медицинском объединении, Положения о поликлинике восстановительного лечения". Основными задачами ТМО являются: удовлетворение потребности населения в квалифицированной лечебно профилактической помощи, обеспечение взаимосвязи и преемственности между лечебно - профилактическими учреждениями, входящими в его состав, эффективного использования имеющихся ресурсов.
Как правильно указано судом первой инстанции, ТМО созданы и осуществляют деятельность по оказанию медицинской помощи населению.
В материалы дела предоставлен Устав муниципального учреждения здравоохранения Кочубеевского территориального медицинского объединения, утвержденный начальником Управления здравоохранения администрации Ставропольского края и согласованный с главой администрации Кочубеевского муниципального района 15.04.1993 (т.1 л.д. 38-62).
Согласно Устава данное ТМО, созданное для оказания лечебно-профилактической помощи населению, обслуживает 13 сельских Советов с населением 77810 человек.
При этом в перечне государственных учреждений здравоохранения, входящих в состав Кочубеевского ТМО, указан и фельдшерско-акушерский пункт "... " (т.1 л.д. 54).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводами городского суда о том, что истица работала заведующей "... " фельдшерским пунктом Кочубеевского ТМО, расположенным в сельской местности.
Стаж работы истицы в спорные периоды подтверждается также справкой, выданной 07.02.2018 N "... " государственным учреждением здравоохранения Ставропольского края "Кочубеевская районная больница" и содержащей сведения о том, что Лысенко Т.Е. 05.09.1992 принята на должность заведующей "... " фельдшерским пунктом (приказ от 21.09.1992 N 182); с 06.01.2000 на основании приказа Минздрава РФ N 337 от 27.07.1999 "О номенклатуре специальностей в учреждении здравоохранения" продолжает работать в должности заведующей "... " фельдшерско-акушерским пунктом - медицинская сестра (приказ от 06.01.2000 N 4-а); 28.12.2002 - считать в должности заведующей "... " фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера (приказ от 31.12.2002 N 157); 11.03.2013 уволена с занимаемой должности (приказ от 06.03.2013 N 34).
В справке указано, что в течение всей продолжительности трудовой деятельности работа выполнялась на полную ставку в течение полного рабочего дня по непосредственному обслуживанию больных, выполнялась в полном объеме лечебная работа, так как должность заведующей фельдшерским пунктом и фельдшерско-акушерским пунктом не является освобожденной должностью. Должность заведующей фельдшерским пунктом, заведующей фельдшерско-акушерским пунктом - медицинская сестра, заведующей фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер относятся к должностям среднего медицинского персонала (т.1 л.д. 111-112).
Согласно справке ГБУЗ СК "Кочубеевская районная больница" N "... " от 19.07.2018 за период с 1990 по 2016 неоднократно меняло наименование, фактически оставаясь учреждением здравоохранения, находится в сельской местности и обслуживает жителей села Кочубеевского и Кочубеевского района.
Вопреки доводам апелляционной жалобы в справках указаны основания их выдачи со ссылкой на конкретные приказы и даты их издания; в штатных расписаниях за спорные периоды Кочубеевского ТМО в перечне должностей данного медицинского учреждения указан как фельдшер, так и медицинская сестра фельдшерско-акушерского пункта (т.1 л.д. 216-228).
Территориальное наименование места работы истицы - "... " фельдшерский пункт указано в трудовой книжке Лысенко Т.Е, Уставе Кочубеевского ТМО и подтверждено соответствующими справками работодателя.
Доказательств того, что населенный пункт с таким наименованием отсутствует или что он не относится к сельской местности, ответчик в дело не предоставил и в возражениях на указанные обстоятельства не ссылался.
Из должностной инструкции заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера, утвержденного главным врачом Кочубеевского ТМО, следует, что заведующая фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер руководит работой персонала, фельдшерско-акушерского пункта, контролируя его деятельность и оказывая ему необходимую помощь, оказывает доврачебную помощь населению на территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта. В этих целях заведующий фельдшерско-акушерским пунктом: ведет амбулаторный прием на фельдшерско-акушерском пункте, ведет больных на дому, принимает участие в профилактических медицинских осмотрах населения, осуществляет диспансеризацию населения, оказывает помощь при с последующим вызовом врача к больному или направлением его в соответствующее ближайшее лечебно-профилактическое учреждение, сопровождая больного в необходимых случаях лично и т.д.
Исходя из указанного, с учетом установленных обстоятельств дела и представленных доказательств, выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Лысенко Т.Е. представляются судебной коллегии правильными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при оценке пенсионных прав истца необходимо руководствоваться либо нормами действующего законодательства, либо законодательства, действовавшего на момент выполнения работ, несостоятельны, так как основаны на ошибочном понимании существа законодательного регулирования правоотношений, возникающих в связи с назначением досрочной страховой пенсии.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, применяются соответствующие правила, утвержденные Правительством Российской Федерации. При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Таким образом, в силу прямого указания закона к спорным периодам трудовой деятельности Лысенко Т.Е. подлежат применению Списки N 464, N 1066, N 781, а также Перечень N 1397.
Данная позиция Верховного Суда Российской Федерации по делам указанной категории изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017) (ред. от 26.04.2017), а также в ряде определений, например, в Определении Верховного Суда РФ от 29.10.2018 N 69-КГ18-11; Определении Верховного Суда РФ от 17.09.2018 N 44-КГ18-10 и т.д.
Доводы апелляционной жалобы стороны ответчика о том, что заведующий фельдшерским пунктом относится к категории руководителей, а не среднего медицинского персонала, и только в случае исполнения заведующим должностного функционала фельдшера, акушерки или медицинской сестры, то есть лечебной деятельности, она имеет право на досрочное пенсионное обеспечение, не влекут отмену решения в связи со следующим.
При оценке пенсионных прав истицы в соответствии с Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", а также Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", подлежащими применению к спорным правоотношениям, таких условий не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, в том числе подлежащих применению к периоду трудовой деятельности Лысенко Т.Е, в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.
Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, в разделе "Наименование должностей" предусмотрены должности как врача, так и среднего медицинского персонала, включая заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (или фельдшер или медицинская сестра) и в разделе "Наименование учреждений" указан фельдшерско-акушерский пункт.
Таким образом, предусмотренная нормативными правовыми актами возможность льготного исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, осуществляется при одновременном наличии следующих условий: работа в определенной должности и работа в определенном подразделении, указанных в соответствующем перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы в льготном исчислении.
Поскольку осуществление истицей обязанностей фельдшера в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом, а также обязанностей медицинской сестры в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом, нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, а также учитывая, что "... " фельдшерский и впоследствии фельдшерско-акушерский пункт Кочубеевского ТМО находится в сельской местности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости незаконным и обязал ответчика включить в подсчет специального стажа Лысенко Т.Е. периоды работы с 05.09.1992 по 09.01.1994 и с 17.08.1994 по 05.01.2000 в льготном исчислении (1 год как 1 год и 3 месяца).
Обжалуя решение суда в части включения указанных периодов работы истицы в специальный трудовой стаж, ответчик в апелляционной жалобе ссылается на те же основания, которые указаны в комисионно принятых решениях N203501/18 от 06.09.2018 и N203501/18 от 22.06.2018, дополнительно приведены в возражениях на исковое заявление (т.1 л.д. 160-167) о том, спорные периоды работы Лысенко Т.Е. не подлежат включению в специальный страховой стаж.
Данные доводы являлись предметом исследования суда при рассмотрении гражданского дела, им была дана соответствующая оценка в решении, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 21 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ-УПФ РФ по городу Невинномысску Ставропольского края (межрайонное) Гриднева В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.