Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф,
судей Гаиткуловой Ф.С,
Коргун Н.В,
при секретаре Дилявировой Н.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Даньянова Ф.Р. на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 28 августа 2018 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Даньянова Ф.Р. к администрации сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ о признании состава конкурсной комиссии недействительным, признании незаконным, необоснованным и отмене решения конкурсной комиссии, - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Даньянов Ф.Р. обратился в суд с административным иском к администрации сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ о признании состава конкурсной комиссии недействительным, признании незаконным, необоснованным и отмене решения конкурсной комиссии.
В обоснование заявленных требований указал, что в середине июня 2018 года в районной газете "Белорецкий рабочий" было размещено объявление администрации сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ о проведении конкурса на замещение вакантной должности - управляющего делами, также в ней были указаны условия, сроки проведения конкурса и требования, предъявляемые к кандидатам. Для участия в конкурсе им были поданы все необходимые документы. 06 июля 2018 года администрацией сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ проведен конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы - управляющего делами администрации сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ, победителем конкурса на замещение вакантной должности управляющего делами признана Хамадиева Э.Р. Считает, что данный конкурс проведен с нарушениями законодательства РФ о муниципальной службе, вследствие чего нарушены его права и свободы. Состав конкурсной комиссии состоял из заинтересованных лиц, которые имеют в отношении него личную неприязнь в связи с ранее занимаемой им должностью в качестве главы данного сельского поселения, и сделали приоритет в пользу Хамадиевой Э.Р, которая не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к должности управляющего делами муниципального образования, т.к. не имеет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, а также ею предъявлена медицинская справка, которая не соответствует обязательной форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ. Согласно Порядку проведения конкурса граждане, желающие участвовать в конкурсе, должны подавать заявление с приложением документов по перечню, в том числе медицинской справкой, утверждены приказом Министерства здравоохранения РФ.
Хамадиевой Э.Р. была предоставлена медицинская справка, не соответствующая вышеуказанной форме, несмотря на это, конкурсная комиссия от 06 июля 2018 года единогласно приняла решение о замещении Хамадиевой Э.Р. должности управляющего делами администрации сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ.
На его обращение о выдаче копии распоряжения о составе конкурсной комиссии для ознакомления и возможного обжалования состава конкурсной комиссии, глава сельского поселения Ульянова Е.В, отказала с формулировкой, что запрашиваемый документ не касается его трудовой деятельности. На его последующее обращение после проведения конкурса о выдаче копий протокола, распоряжения по конкурсной комиссии на выбор управляющего делами, управляющая делами Хамадиева Э.Р, отказала с формулировкой, что запрашиваемые документы не касаются его трудовой деятельности. Считает, что кандидатура Хамадиевой Э.Р. на замещение вакантной должности управляющего делами администрации сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ незаконна.
Просит признать состав конкурсной комиссии администрации сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ недействительным в связи с заинтересованностью членов ее состава, признать решение конкурсной комиссии администрации сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ незаконным и необоснованным, отменить решение конкурсной комиссии администрации сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ о назначении на должность управляющего делами Хамадиевой Э.Р. в связи с несоответствием ее квалификационным требованиям.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Даньянова Ф.Р. ставится вопрос об отмене решения суда с принятием нового об удовлетворении иска, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, в обоснование приведены доводы аналогичные доводам административного искового заявления.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Даньянова Ф.Р, его представителя Байгазакова А.Х, поддержавших доводы жалобы, представителя администрации сельского поселения Ишлинский сельсовет МР Белорецкий район РБ Панкратьеву Е.Н, полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Порядок поступления граждан на муниципальную службу регулируется статьей 16 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы (ч. 1).
Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование его условий, сведений о дате, времени и месте его проведения, а также проекта трудового договора не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципального образования (ч. 2)
Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы (ч. 3).
Решением Совета сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ N61-б от 28.08.2008 года было утверждено Положение о порядке проведения конкурса на замещение муниципальной должности в Администрации сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ.
В соответствии с разделом 1 Положения о порядке проведения конкурса на замещение муниципальной должности в Администрации сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ конкурс в Администрацию объявляется по решению руководителя (работодателя) при наличии вакантной (не замещенной муниципальным служащим) муниципальной должности.
Согласно разделу 3 Положения о порядке проведения конкурса на замещение муниципальной должности в Администрации сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ Администрация сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ публикует объявление о приеме документов для участия в конкурсе в официальных средствах массовой информации. В публикуемом объявлении о приеме документов для участия в конкурсе указываются наименование вакантной муниципальной должности муниципальной службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, условия проведения конкурса, дата, время и место проведения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, объявление о проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы Республики Башкортостан управляющего делами было размещено 15.06.2018 года в газете "Белорецкий рабочий", в том числе в нем указаны дата, время и место проведения конкурса, а также требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности: гражданство РФ, возраст от 18 до 65 лет, квалификационные требования - профессиональное образование. Кроме того, перечислены документы, которые необходимо предоставить для участия в конкурсе
06 июля 2018 года состоялось заседание конкурсной комиссии на замещение вакантной должности муниципальной службы Республики Башкортостан управляющего делами администрации сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ.
11 июля 2018 года по итогам голосования конкурсной комиссией большинство голосов было принято решение на замещение Хамадиевой Э.Р. вакантной должности муниципальной службы Республики Башкортостан управляющего делами Администрации сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ.
Оспаривая указанное решение, Даньянов Р.Х. в обоснование своих доводов ссылается на недействительность состава конкурсной комиссии в связи с заинтересованностью её состава и предвзятостью по отношению к нему.
В соответствии с разделом 4 Положения о порядке проведения конкурса на замещение муниципальной должности в Администрации сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ на каждый конкурс образуется конкурсная комиссия, утверждаемая главой сельского поселения Ишлинский сельсовет. В состав комиссии входят члены аттестационной комиссии, а также могут включаться депутаты. Общее число членов конкурсной комиссии должно быть не менее 7 человек.
Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.
Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 ее членов. Заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов и считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от общего числа ее членов.
Решение конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимается открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата и является основанием для назначения его на вакантную должность гражданской службы или отказа в таком назначении. Результаты голосования конкурсной комиссии оформляются решением, которое подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, принявшими участие в заседании.
18 июня 2018 года распоряжением Администрации сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ N25 в соответствии с Положением о порядке проведения конкурса на замещение муниципальной должности была создана конкурсная комиссия в следующем составе: председатель Комиссии Ульянова Е.В, заместитель председателя комиссии - Валиева Р.А, секретарь комиссии - Жаринов А.С, члены комиссии - Идрисова О.Х, Домнина Л.А, Мусин Д.М. и Хазиев Р.Р.
Сформированная в количестве 7 человек конкурсная комиссия обоснованно судом признана соответствующей требованиям вышеуказанного Положения о порядке проведения конкурса на замещение муниципальной должности.
Согласно журнала регистрации документов, поданных для участия в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы следует, что заявления на участие в конкурсе предоставили 3 кандидата - Хамадиева Э.Р. (18.06.2018 года), Елисеева О.Н. (26.06.2018 года) и Даньянов Ф.Р. (05.07.2018 года).
Из протокола N1 заседания конкурсной комиссии на замещение вакантной должности муниципальной службы Республики Башкортостан управляющего делами Администрации сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ от 06.07.2018 года следует, что из 7 членов комиссии присутствовали 6 членов, то есть более 2/3 от их общей численности.
Отклоняя довод истца о предвзятости членов комиссии, суд указал, что из протокола N1 заседания конкурсной комиссии следует, что каждому кандидату на замещение вакантной должности задавалось равное количество вопросов (по пять вопросов). Все задаваемые кандидатам вопросы связаны непосредственно с деятельностью администрации сельского поселения, должностными обязанностями управляющего делами либо с основными нормативными правовыми актами, регламентирующими прохождение муниципальной службы в органе местного самоуправления, что не свидетельствует о предвзятости членов комиссии к кому-либо из кандидатов.
Заданный Даньянову Ф.Р. вопрос, который не задавался другим кандидатам, правильно не принял судом в качестве доказательства о предвзятости членов комиссии к данному кандидату на вакантную должность, поскольку конкретного перечня вопросов и обязанность задавать кандидатом одинаковые вопросы никаким действующим нормативно-правовым актом не установлено.
Вопрос о том, какие группы должностей муниципальной службы установлены в Республике Башкортостан, который был задан Даньянову Ф.Р, прямо вытекает из Закона Республики Башкортостан от 16.07.2007 N 453-з "О муниципальной службе в Республике Башкортостан". Знание положений названного закона является обязательным для всех муниципальных служащих, поскольку они обязаны соблюдать и обеспечивать исполнение законов и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, прежде всего, законодательства субъекта РФ в котором они служат.
Доказательств того, что кто-то из членов комиссии и кандидатов на вакантную должность находятся в родственных отношениях, в материалах дела не имеется, стороны такой информацией также не располагают, тем самым конфликта интересов при создании конкурсной комиссии не усматривается.
Отказывая в удовлетворении требований Даньянова Ф.Р. о признании состава конкурсной комиссии недействительными в связи с заинтересованностью членов ее состава, суд правильно исходил из того, что административным истцом не представлены доказательства свидетельствующие о личной заинтересованности кого-либо из членов конкурсной комиссии при исполнении ими обязанностей членов конкурсной комиссии в ходе проведения конкурса.
Также суд законно не усмотрел в действиях конкурсной комиссии конфликта интересов, указав, что конкурсная комиссия, являясь коллегиальным органом, решение принимает по результатам голосования. Принятое таким путем коллегиальное решение выражает мнение членов комиссии. Различные мнения относительно кандидатур, претендующих на должность главы местной администрации, не относятся к конфликту интересов между членами конкурсной комиссии в том правовом смысле, каком законодатель придал понятию "конфликта интересов на муниципальной службе".
Распоряжением Администрации сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ от 12.07.2018 года N17 Хамадиева Э.Р. была назначена управляющей делами Администрации сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ по результатам конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы Республики Башкортостан.
Согласно ч.1 статье 9 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки.
Согласно ч.2 статье 9 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
Согласно ч.1 ст. 7 Закона Республики Башкортостан от 16.07.2007г. N 453-з "О муниципальной службе в Республике Башкортостан" для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки.
Согласно п.4 ч.2 ст.7 Закона Республики Башкортостан от 16.07.2007г. N 453-з "О муниципальной службе в Республике Башкортостан" для замещения должностей муниципальной службы устанавливаются следующие типовые квалификационные требования: по старшим должностям муниципальной службы (2-я группа): наличие профессионального образования; без предъявления требований к стажу.
В соответствии с разделом 1 "Должности муниципальной службы, замещаемые в местной администрации сельского поселения в составе муниципального района" Реестра должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан, утвержденных Законом Республики Башкортостан от 07.12.2012 года N617-3 "О Реестре должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан") должность управляющего делами отнесена к старшей должности.
Отклоняя довод административного истца о несоответствии Хамадиевой Э.Р. квалификационным требованиям суд правильно указал, что к должности управляющего делами администрации сельского поселения в составе муниципального района требования к стажу или опыту работы не установлены, обязательным является только наличие профессионального образования.
Судом первой инстанции верно не приняты доводы административного истца о том, что поскольку управляющий делами на период отпуска главы сельского поселения исполняет его обязанности, то к должности управляющего делами должны применяться те же квалификационные требования к стажу, что и к главе сельского поселения, то есть стаж должен быть не менее 2 лет, поскольку являются не состоятельными. Требования к наличию стажа для занятия должности управляющего делами устанавливаются исключительно законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы и не ставятся в какую-либо зависимость от временного возложения на управляющего делами обязанностей главы сельского поселения на период отпуска последнего.
Из материалов личного дела кандидата на замещение вакантной должности Хамадиевой Э.Р. следует, что у нее имеется диплом о профессиональной переподготовке, выданный 27.05.2016 года частным образовательным учреждением высшего образования "Южный университет (ИУБиП)". Из приложения к диплому Уфимского государственного профессионально-педагогического колледжа усматривается, что Хамадиева Э.Р. закончила данное образовательное учреждение в 1999 году. Следовательно, у нее имеется профессиональное образование, обязательное для замещения должности управляющего делами.
На основании изложенного, суд обоснованно признал не соответствующими действительности доводы административного истца о том, что Хамадиева Э.Р. не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к должности управляющего делами муниципального образования.
Доводы Даньянова Ф.Х. о представлении иными участниками медицинской справки не соответствующей ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" также правильно отклонены судом первой инстанции.
В силу п. 9 ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" при поступлении на муниципальную службу гражданин представляет, в том числе заключение медицинской организации об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу.
Положением о порядке проведения конкурса на замещение муниципальной должности в Администрации сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ (раздел 2) указано, что гражданин, участвовующий в конкурсе, представляет в администрацию, в том числе заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу.
Тем самым, обязательность соответствия заключения медицинской организации какой-то одной конкретной форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ, указанными федеральным законом и Положением о порядке проведения конкурса не предусмотрены, обязательным является лишь наличие в таком документе сведений об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу.
Из материалов личного дела кандидата на замещение вакантной должности Хамадиевой Э.Р. следует, что ею представлена медицинская книжка и заключение врачебной комиссии Туканской участковой больницы ГБУЗ РБ Белорецкая центральная районная клиническая больница от 27 июня 2018 года, согласно которому заболеваний, препятствующих к поступлению на работу на должность управляющей делами администрации не выявлено.
На основании изложенного суд правильно пришел к выводу о том, что препятствий для назначения Хамадиевой Э.Р. на должность управляющего делами не имелось, поскольку заболеваний, препятствующих поступлению на муниципальную службу, у нее не имелось. Каких-либо нарушений при принятии конкурсной комиссией решения в пользу кандидата на вакантную должность Хамадиевой Э.Р. не допущено. Заседание комиссии и итоги конкурса проведены в соответствии с принятым Положением и нормами законодательства, по результатам конкурса большинство голосов проголосовало за Хамадиеву Э.Р.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, полагает их обоснованными и соответствующими действующему законодательству.
Доводам жалобы судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, повторно приводить которую, по мнению судебной коллегии, нет необходимости.
При таком положении, с учетом установленных обстоятельств и требований законодательства, решение суда является законным и обоснованным, по доводам апелляционной жалобы не может быть отменено.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебного решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 307-309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 28 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Даньянова Ф.Р,- без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Ф.С. Гаиткулова
Н.В. Коргун
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.