Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Пильгановой В.М, Дегтеревой О.В,
при секретаре Утешеве С.В,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Канаева И.И. на решение Преображенского районного суда города Москвы от 01 декабря 2017 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Канаева И.И. к УСЗН ВАО г. Москвы, Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы о восстановлении прав, обязании предоставить Канаеву И.И. и сопровождающему его лицу путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к месту лечения и обратно за 2015 год в 2017-2018 году, взыскании компенсации морального вреда, расходов по оплате юридических услуг - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Канаев И.И. 12.04.2017 направил в суд иск к Управлению социальной защиты населения Восточного административного округа г. Москвы (далее - УСЗН ВАО г. Москвы), Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы (далее - ДТЗН г. Москвы), в котором с учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д. 6-10, 14-18, 139) просил обязать предоставить социальную услугу в виде путевки на санаторно-курортное лечение ему и сопровождающему его лицу за 2015 год в 2017-2018 гг. с бесплатным проездом, взыскать компенсацию морального вреда в размере 730 000 руб. и судебные расходы на оплату юридических услуг в размере 11 000 руб, мотивируя обращение тем, что является инвалидом *** группы с рекомендацией использования кресла-коляски с электроприводом и на основании Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ " О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ) имеет право на получение указанной государственной социальной помощи в соответствии с медицинскими показаниями, которая не была ему оказана.
В судебное заседание истец не явился, представители ответчиков УСЗН ВАО г. Москвы и ДТЗН г. Москвы в судебном заседании требования не признали.
01.12.2017 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Канаев И.И. по доводам своей апелляционной жалобы от 16.02.2018.
В заседания судебной коллегии 24.10.2018 и 26.11.2018 истец Канаев И.И. не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 254, 255-256, 259); представители ответчиков УСЗН ВАО г. Москвы и ДТСЗН г. Москвы по доверенностям Петрухина Г.К. и Пантелеев А.В. соответственно против удовлетворения жалобы возражали.
Выслушав представителей ответчиков, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что не имеется оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Канаев И.И, *** года рождения, является инвалидом *** группы по общему заболеванию с ***, установленной бессрочно (л.д. 111), которому в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее - ИПР) рекомендовано использование кресла-коляски с электроприводом (л.д. 116-117), и согласно справке ГУ - ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области от *** имеет право на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики заболеваний и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте и междугородном транспорте к месту лечения и обратно в 2015 году (л.д. 108).
Согласно медицинской справке формы N 070/у-04 от ***, представленной истцом для постановки на учет для получения санаторно-курортного лечения ***, Канаеву И.И. рекомендовано лечение органов *** в санаториях Краснодарского края, Крыма весной, летом, осенью (л.д. 187).
В соответствии с пояснениями ответчиков истец, как инвалид, передвигающийся с помощью кресла-коляски, поставлен в отдельную очередь, поскольку только отдельные санатории имеют частичное оснащение для приема инвалидов-колясочников и предоставляют для них ограниченное количество путевок (1-2 в заезд), в связи с чем подбор кандидатур инвалидов-колясочников для направления на санаторно-курортное лечение осуществляется УСЗН административных округов г. Москвы из числа граждан, состоящих на учете в ОСЗН г. Москвы для получения санаторно-курортного лечения с учетом медицинских рекомендаций и даты постановки на учет.
Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами, что с 2009 по 2012 и 2014 гг. Канаев И.И. обеспечивался путевками для санаторно-курортного лечения; в порядке очередности истцу предлагались путевки в санатории Черноморского побережья: в 2015 году - санаторий "***" (***) с 02.11.2015 по 19.11.2015, в 2016 году - санаторий "***" с 18.03.2016 по 04.04.2016 и санаторий "***" с 17.05.2016 по 03.06.2016, в 2017 году - санаторий "***" с 25.03.2017 по 11.04.2017 и санаторий "***" (***) с 24.10.2017 по 10.11.2017, от предложенных путевок Канаев И.И. отказался, выразив желание пройти курс лечения только в июле, августе и сентябре на курортах Черноморского побережья; на летний период в 2015, 2016, 2017 гг. комиссией УСЗН ВАО г. Москвы санаторно-курортные путевки распределены среди инвалидов передвигающихся на кресле-коляске, поставленных на учет для получения санаторно-курортного лечения ранее 21.07.2014; *** истцу в соответствии с решением комиссии УСЗН ВАО г. Москвы выданы путевки (с сопровождением) в санаторий "***" (г. ***) на период с 29.09.2017 по 16.10.2017 и предоставлен бесплатный проезд к месту лечения и обратно, в том числе и на сопровождающее лицо; на основании личного заявления истца от ***, поданного после прохождения санаторно-курортного лечения в период с 29.09.2017 по 16.10.2017, Канаев И.И. был вновь поставлен на учет для получения санаторно-курортного лечения (л.д. 188-192).
В соответствии с п. 8 ст. 6.1. Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе инвалиды.
Согласно ст. 6.2. Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 закона, набора социальных услуг включается, в том числе предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 1.1.).
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год ( ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Минздравсоцразвития РФ.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ) и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Минздравсоцразвития РФ и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ (далее - уполномоченный орган) ( п. 3.3 Порядка).
Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 N 256, в п. 1.5. которого указано, что с рок действия справки для получения путевки 6 месяцев.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.12.2014 N 834н утверждена новая форма справки - форма N 070/у "Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение", действующая с 09.03.2015, в которой предусмотрено ее действие в течение 12 месяцев.
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по соответствующей форме, подается гражданином в территориальные органы ФСС РФ или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган ( п. 3.7 Порядка).
Территориальные органы ФСС РФ и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера ( п. 3.8 Порядка).
Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение ( п. 3.9 Порядка).
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.03.2012 N 271н утвержден Административный регламент предоставления ФСС РФ гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом ФСС РФ заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения ( п. 13 Административного регламента).
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами ФСС РФ путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством РФ.
В соответствии с п.п. 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов ФСС РФ.
ФСС РФ распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами ( п. п. 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N 864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи ( ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 30.09.2004 N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты РФ, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг ( п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1294).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями ФСС РФ за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Постановлением Правительства Москвы от 11.08.2009 N 755-ПП "О порядке предоставления отдельным льготным категориям граждан, имеющих место жительства в городе Москве, санаторно-курортного лечения, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно" установлено, что уполномоченным органом по осуществлению полномочий в части организации предоставления отдельным льготным категориям граждан, имеющих место жительства в городе Москве, санаторно-курортного лечения, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, переданных Правительству Москвы в соответствии с Соглашением между Минздравсоцразвития РФ и Правительством Москвы о передаче Правительству Москвы осуществления части федеральных полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 N 2065-р, является Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы.
Указанным Постановлением Правительства Москвы от 11.08.2009 N 755-ПП утверждены Положения о порядке предоставления санаторно-курортного лечения отдельным категориям граждан, в том числе имеющих место жительства в городе Москве и включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, которым установлен п орядок постановки на учет для получения бесплатных санаторно-курортных путевок и порядок их распределения и выдачи.
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставлен ия путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц ( определение Конституционного Суда РФ от 03.04.2014 N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение, как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы ФСС РФ, либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.
С учетом вышеизложенного, разрешая заявленные Канаевым И.И. требования, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в их удовлетворении, указав, что непредоставление Канаеву И.И. путевки на санаторно-курортное лечение за 2015 год не свидетельствует ни о дискриминации, ни о лишении принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение или об отказе в предоставлении ему государственной социальной помощи; путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Канаеву И.И. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.
Также судебная коллегия учитывает, что согласно объяснениям представителя ответчика УСЗН ВАО г. Москвы, данным в судебном заседании суда апелляционной инстанции 26.11.2018, истцу предоставлена санаторно-курортная путевка в санаторий "***" на период с 02.06.2018 по 19.06.2018.
Поскольку нарушений прав истца по заявленным в иске основаниям судом не установлено, то отказ в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов является верным.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а доводы апелляционной жалобы Канаева И.И. не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене судебного решения, поскольку направлены на иное толкование и применение действующего законодательства.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Преображенского районного суда города Москвы от 01 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Канаева И.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.