Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Грицких Е.А.
при секретаре Тощакове В.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-3757/2018 по административному исковому заявлению наименование организации об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором первоначально просил установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость нежилых помещений, расположенных по адресу: адрес,
с кадастровым номером 77:05:0001010:3503 в размере 54 257 818 руб.;
с кадастровым номером 77:05:0001010:3440 в размере 97 678 413 руб.;
с кадастровым номером 77:05:0001010:3514 в размере 88 043 298 руб.;
с кадастровым номером 77:05:0001010:3512 в размере 29 544 927 руб.;
с кадастровым номером 77:05:0001010:3516 в размере 69 256 390 руб.;
с кадастровым номером 77:05:0001010:3504 в размере 90 493 938 руб.;
с кадастровым номером 77:05:0001010:3496 в размере 90 461 262 руб.;
с кадастровым номером 77:05:0001010:3495 в размере 93 459 211 руб.
В обоснование исковых требований указано, что административный истец является собственником нежилых помещений. В соответствии со ст.373 Налогового кодекса РФ истец является плательщиком налога на имущество в отношении принадлежащих ему помещений, налоговая база по которым исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов.
Кадастровая стоимость указанных нежилых помещений утверждена Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 790-ПП.
Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует рыночной стоимости, истец обратился в ООО ЭнПиВи Консалтинг" за составлением отчета об оценке рыночной стоимости нежилых помещений. Рыночная стоимость определена оценщиком в отчете N 0453/17 от 28.06.2018.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости от 11.09.2018 заявление истца о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено, в связи с чем, реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административный истец обратился с иском в Московский городской суд.
В судебном заседании от представителя административного истца поступило уточненное административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости согласно результатам судебной экспертизы.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы против удовлетворения иска возражал по доводам письменных пояснений.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат нежилые помещения по адресу: адрес, с кадастровыми номерами 77:05:0001010:3503, 77:05:0001010:3440, 77:05:0001010:3514, 77:05:0001010:3516, 77:05:0001010:3504, 77:05:0001010:3496, 77:05:0001010:3495, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права.
Кадастровая стоимость указанных нежилых помещений утверждена Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 790-ПП.
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из кадастровой стоимости.
Оспаривая установленную в отношении объектов недвижимости кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке, составленный наименование организации N 0453/17 от 28.06.2018, согласно которому по состоянию на 01.01.2016 рыночная стоимость нежилых помещений составляет:
с кадастровым номером 77:05:0001010:3503 в размере 54 257 818 руб.;
с кадастровым номером 77:05:0001010:3440 в размере 97 678 413 руб.;
с кадастровым номером 77:05:0001010:3514 в размере 88 043 298 руб.;
с кадастровым номером 77:05:0001010:3512 в размере 29 544 927 руб.;
с кадастровым номером 77:05:0001010:3516 в размере 69 256 390 руб.;
с кадастровым номером 77:05:0001010:3504 в размере 90 493 938 руб.;
с кадастровым номером 77:05:0001010:3496 в размере 90 461 262 руб.;
с кадастровым номером 77:05:0001010:3495 в размере 93 459 211 руб.
Данный отчет об оценке представлялся административным истцом в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Решением Комиссии от 111.09.2018 заявление истца о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено.
Представитель административных ответчиков в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований истца, указал на несоответствие представленного отчета об оценке требованиям законодательства.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда от 10 октября 2018 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам наименование организации.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, отчет об оценке, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности.
По результатам судебной экспертизы рыночная стоимость нежилых помещений определена:
с кадастровым номером 77:05:0001010:3503 в размере 58 921 816 руб.;
с кадастровым номером 77:05:0001010:3440 в размере 94 866 893 руб.;
с кадастровым номером 77:05:0001010:3514 в размере 91 599 269 руб.;
с кадастровым номером 77:05:0001010:3512 в размере 34 765 072 руб.;
с кадастровым номером 77:05:0001010:3516 в размере 72 810 805 руб.;
с кадастровым номером 77:05:0001010:3504 в размере 93 804 132 руб.;
с кадастровым номером 77:05:0001010:3496 в размере 93 774 788 руб.;
с кадастровым номером 77:05:0001010:3495 в размере 96 461 194 руб.
В заключении эксперта рыночная стоимость определена по состоянию на 01 января 2016 года, так как на указанную дату была определена кадастровая стоимость объектов согласно выпискам о кадастровой стоимости.
Оценивая заключение судебной экспертизы, суд находит, что судебный эксперт, проводивший судебную экспертизу, ответил на поставленные перед ним вопросы, мотивировал свои выводы.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, замечаний, дополнений к экспертному заключению не представили.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объектов оценки, произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов.
В свою очередь сторонами каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, не представлено. В названной ситуации ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.
Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административных ответчиков о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцу Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года N 1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Также подлежат отклонению и доводы административных ответчиков о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта, в связи с чем административное исковое заявление подлежит удовлетворению частично.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 29 августа 2018 года.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Поскольку заявления административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости поданы в Комиссию 29.08.2018, то в соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 1 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
По смыслу ст. ст. 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить по состоянию на 01 января 2016 года равной рыночной кадастровую стоимость расположенных по адресу: адрес нежилых помещений:
с кадастровым номером 77:05:0001010:3503 в размере 58 921 816 руб.;
с кадастровым номером 77:05:0001010:3440 в размере 94 866 893 руб.;
с кадастровым номером 77:05:0001010:3514 в размере 91 599 269 руб.;
с кадастровым номером 77:05:0001010:3512 в размере 34 765 072 руб.;
с кадастровым номером 77:05:0001010:3516 в размере 72 810 805 руб.;
с кадастровым номером 77:05:0001010:3504 в размере 93 804 132 руб.;
с кадастровым номером 77:05:0001010:3496 в размере 93 774 788 руб.;
с кадастровым номером 77:05:0001010:3495 в размере 96 461 194 руб.
на период с 01 января 2018 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой обращения наименование организации с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 29 августа 2018 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда Е.А. Грицких
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.