Судья Московского городского суда Харитонов Д.М., с участием прокурора Оглио
Е.Ф, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Сафиной Л.Н. в защиту Орехова С.В. на постановление главного государственного санитарного врача по ЮАО г.Москвы N24-01119 от 10 июля 2018 года и решение судьи Нагатинского районного суда г.Москвы от 03 сентября 2018 года, по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, в отношении начальника склада ЗАО "Комбинат дошкольного питания" Орехова С.В,
УСТАНОВИЛ:
29 июня 2018 г. Нагатинской межрайонной прокуратурой г.Москвы было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст.14.43 КоАП РФ в отношении должностного лица ЗАО "Комбинат дошкольного питания" - начальника склада ЗАО "Комбинат дошкольного питания" Орехова С.В.
Материалы дела по подведомственности были направлены в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав Потребителей и благополучия человека по г.Москве в ЮАО для дальнейшего рассмотрения и принятия мер.
Постановлением главного государственного санитарного врача по ЮАО г.Москвы N24-01119 от 10 июля 2018 г. должностное лицо - начальник склада ЗАО "Комбинат дошкольного питания" Орехов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Решением судьи Нагатинского районного суда г.Москвы от 03 сентября 2018 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба Орехова С.В. - без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, Сафина Л.Н. в защиту Орехова С.В. подала жалобу в Московский городской суд, в которой просит об отмене решения судьи и постановления должностного лица, ссылаясь на то, что в действиях Орехова С.В. отсутствует событие и состав административного правонарушения, поскольку ЗАО "Комбинат дошкольного питания" не приобретало творог у его изготовителя - ООО "Эко - Древ", а у продавца ООО "Ритм", по универсальному передаточному документу N 329 от 12 ноября 2017г.; сопроводительные документы на т ворог ООО "Эко-Древ" с датой выработки 12 ноября 2017г, со сроком годности 10 суток и фактически реализованный на рацион питания 14 ноября 2017г. должны сохраняться до окончания реализации творога, но не более 30 дней с момента изготовления блюда на его основе, вместе с тем, проверка Нагатинской межрайонной прокуратурой г.Москвы была проведена 24 мая 2018г, т.е. спустя 5-6 месяцев, н о законодательством не регламентирован такой длительный срок хранения сопроводительной документации, более того, данный творог не находился на момент проведения проверки 24 мая 2018г. в обращении у ЗАО "Комбинат дошкольного питания", что подтверждается представленными в материалы дела бракеражными журналами пищевых продуктов и продовольственного сырья; Ореховым С.В. были выполнены все требования санитарного законодательства, в т. ч. в сфере технического регулирования.
В судебное заседание Орехов С.В, извещенный о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении надлежащим образом, не явился, направил своего защитника - Сафину Л.Н, которая доводы жалобы поддержала, подтвердила, что Орехову С.В. известно о дате и месте настоящего судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения Сафиной Л.Н, заключение прокурора Оглио Е.Ф, полагавшую, что постановление должностного лица и судебное решение являются
законными и обоснованными, проверив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения судьи и постановления должностного лица.
Частью 1 ст.14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований Технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции Процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, Монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и Утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст.ст. 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 02 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" под пищевыми продуктами понимаются продукты в натуральном или переработанном виде употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания Продукты диетического питания), бутилировапная питьевая вода, алкогольная Продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки.
В силу п. 1 ст. 20 Федерального закона от 02 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.
Как установлено п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
На основании пп. 2, 5 и 6 ст. 15 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования. Не соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые Добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются с производства или реализации.
Гигиенические показатели и нормативы безопасности подконтрольной продукции (товаров), включенной в Единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза утверждены решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 "О применении санитарных мер в таможенном союзе".
Единые санитарные требования обязательны для соблюдения органами исполнительной власти государств - членов Евразийского экономического союза, органами местного самоуправления, юридическими лицами любой организационно-правовой формы, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами. Реализация продукции, не соответствующей требованиям Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому, надзору (контролю) по микробиологическим показателям, создает угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний, а, соответственно, угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, поскольку, согласно п. 2 ст.3 Федерального закона от 02 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Как следует из материалов дела, и установлено судьей первой инстанции, Нагатинской межрайонной прокуратурой города Москвы совместно со специалистом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по г.Москве в ЮАО г.Москвы на основании поручения прокуратуры Южного административного округа г.Москвы была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о защите прав потребителей в отношении ЗАО "Комбинат дошкольного питания", осуществляющего деятельность по адресу: *.
В ходе проверки было установлено, что 26 июня 2017 г. между ЗАО "Комбинат дошкольного питания" и Государственным общеобразовательным учреждением города Москвы - Гимназией N1582 был заключен гражданско-правовой договор бюджетного учреждения N1582-309 об оказании услуг по организации питания и обеспечению питьевого режима учащихся. Согласно ведомости на перемещение товара N35291 от 10 ноября 2017г. ЗАО "Комбинат дошкольного питания" на основании заявки ГБОУ Гимназии N1582 (дошкольное отделение N2240) отпущено 3,465 кг продукта: Творог 9%, регистрационный номер декларации о соответствии ЕАЭС N RU Д- RU.АГ81.В.12487 от 02 ноября 2017 г, изготовитель ООО "ЭКО-ДРЕВ".
В ходе проверки также было установлено, что ЗАО "Комбинат Дошкольного питания" не обеспечено сопровождением товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость пищевой продукции, находящейся в обороте, а именно: представлены документы, позволяющие установить лишь трех собственников продукции: ООО "ЛИРА" (счет-фактура N3389 от 12.10.2017), ООО "Ритм" (счет-фактура N329 от 12.11.2017) и ЗАО "Комбинат дошкольного питания". Сопроводительных документов, подтверждающих оборот указанной продукции, начиная от производителя ООО "ЭКО-ДРЕВ", ЗАО "Комбинат дошкольного Питания" не имеет.
Указанные действия начальника склада ЗАО "Комбинат дошкольного питания" Орехова С.В. квалифицированы по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ, совершившие
административные правонарушения в связи с выполнением организационно-
распорядительных или административно-хозяйственных функций
руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие
Предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Факт совершения начальником склада ЗАО "Комбинат дошкольного питания" Ореховым С.В. административного правонарушения и его вина подтверждаются совокупностью имеющимися в материалах дела доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают: постановлениями о возбуждении дела об административном правонарушении; актом проверки от 24 мая 2018 г.; приказом о приеме работника на работу; должностной инструкцией начальника склада; журналом бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья и другими материалами дела.
Данные доказательства являются относимыми, допустимыми, достоверными и в своей совокупности достаточными для вывода о наличии события административного правонарушения и вины в его совершении начальником склада ЗАО "Комбинат дошкольного питания" Ореховым С.В, получены в соответствии с требованиями закона.
При рассмотрении жалобы на постановление главного государственного санитарного врача по ЮАО г.Москвы, судья первой инстанции обоснованно исходил из того, что представленные документы сопровождения продукции не соответствуют требованиям ч.3 ст.5 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" - ТР ТС 021/2011, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N880.
С 2015 года вся пищевая продукция, за исключением рыбы и рыбной продукции, выпущенная в обращение на территории Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан), подлежит обязательному подтверждению соответствия в порядке, установленном ТР ТС 021/2011.
Согласно части 3 статьи 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции.
Прослеживаемость пищевой продукции - это возможность с помощью документов установить изготовителя и последующих собственников находящейся в обращении пищевой продукции, а также место происхождения (производства, изготовления) пищевой продукции и (или) продовольственного (пищевого) сырья.
Имеющиеся у продавца (представителя фирмы) документы должны быть товаросопроводительными. Они должны сопровождать товар при передаче его от продавца (поставщика) покупателю (продавцу, следующему поставщику), и обеспечивать возможность установить всех без исключения собственников пищевой продукции. При наличии таких документов не допуская сомнений, в возможности наличия в цепочке изготовитель - посредник - продавец каких-либо иных собственников этой продукции, не указанных в товаросопроводительных документах.
К перечню документов в соответствии с ТР ТС 021/2011 можно отнести, например, товарно-транспортные накладные, которые содержат сведения о грузоотправителе и грузополучателе продукции, при сопоставлении которых с учетом хронологии поставки можно достоверно установить всю цепочку собственников продукции. Указанная документация должна позволять установить место происхождения (производства, изготовления) пищевой продукции и (или) продовольственного (пищевого) сырья. При этом главной Целью обеспечения прослеживаемости пищевой продукции, находящейся в обращении, является предотвращение ее фальсификации.
Фальсифицированные пищевые продукты всегда являются некачественными и опасными, создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. В то же время в СапПиН 2.4.1.3049-13 (зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 N 28564) установлено требование о том, что в питании детей не допускается использовать гидрогенизированные жиры, равно как и молочные продукты с использованием растительных масел. Статьей 8 ТР ТС 021/2011 также установлен прямой запрет на использование в пищевой продукции для детского питания для детей раннего возраста спредов, гидрогенизированных масел и жиров, жиров с высоким содержанием н асыщенных жирных кислот. В соответствии со ст. 17 ФЗ-52 "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" - отсутствие документов прослеживаемости пищевой продукции позволяет использовать фальсифицированные продукты в питании детей, что приводит к несоблюдению научно-обоснованных физиологических норм питания человека.
Риск наступления неблагоприятных последствий (в том числе в виде мер административного воздействия) в связи с неполучением от кого-либо из цепочки продавцов необходимой товаросопроводительной документации возлагается на то лицо, которое, несмотря на невыполнение предыдущим продавцом этих же требований ТР ТС 021/2011, приобрело в собственность такую продукцию без соответствующих документов для дальнейшей ее реализации в целях осуществления предпринимательской деятельности.
Пищевая продукция, не соответствующая требованиям ТР ТС 021/2011 и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства.
Представленный ЗАО "Комбинат дошкольного питания" список деклараций о соответствии, копия протокола физико-химических испытаний, ведомость перемещение товара на отгружаемый товар не обеспечивает прослеживаемость товара. Данные документы не могут являться товаросопроводительной документацией, подтверждающей перемещение пищевой продукции (определенного количества, партии) от производителя к Покупателю через посредников (собственников).
Таким образом, было установлено что должностным лицом - начальником склада ЗАО "Комбинат дошкольного питания" Ореховым С.В. не были соблюдены требования ч.3 ст.5 ТР ТС 021/2011, а именно: не было обеспечено сопровождение товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость пищевой продукции, находящейся в обращении, в связи с чем, доводы жалобы об обратном не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи первой инстанции.
В данном случае начальником склада ЗАО "Комбинат дошкольного питания" Ореховым СВ. не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством Российской фФедерации санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, п одлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору.
Таким образом, действия начальника склада ЗАО "Комбинат Дошкольного питания" Орехова С.В. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены должностном лицом и судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана правильная оценка, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения оспоренных актов о привлечении начальника склада ЗАО "Комбинат дошкольного питания" Орехова С.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ - не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что судом первой инстанции допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено Орехову С.В. в пределах санкции ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ и соразмерно содеянному.
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении должностным лицом и судьей районного суда допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения Орехова С.В. к административной ответственности соблюдены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ
:
Постановление главного государственного санитарного врача по ЮАО г. Москвы N24-01119 от 10 июля 2018 года и решение судьи Нагатинского районного суда г.Москвы от 03 сентября 2018 года, по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, в отношении начальника склада ЗАО "Комбинат дошкольного питания" Орехова С.В. оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Д.М. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.