Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Нимаевой О.З.,
судей коллегии Вольной Е.Ю, Семенова Б.С,
при секретаре Эрдынеевой Е.К,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона к ФКУ "Военный комиссариат Республики Бурятия", Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Сибирское ТУ ИО" о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране прав инвалидов,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства обороны РФ Лебедева С.Г.
на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 20 августа 2018 года, которым исковые требования удовлетворены частично и постановлено:
Обязать Министерство обороны Российской Федерации выделить денежные средства на размещение в здании военного комиссариата Прибайкальского района Республики Бурятия, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Турунтаево, ул. Советской Армии, д.6, носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Обязать Военный комиссариат Республики Бурятия после поступления денежных средств от Министерства обороны Российской Федерации обеспечить размещение в здании военного комиссариата Прибайкальского района Республики Бурятия, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Турунтаево. ул. Советской Армии, д.6, носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Семенова Б.С, пояснения представителя истца Военнного прокурора Улан-Удэнского гарнизона Азнабаева Т.Д, представителя ФКУ "Военный комиссариат РБ" Скворцовой Л.С, ознакомившись с материалами дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Улан-Удэнского гарнизона, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с названным иском, согласно уточненным требованиям просил обязать Министерство обороны РФ выделить денежные средства на размещение в здании военного комиссариата Прибайкальского района РБ расположенного по адресу: Прибайкальский район, с. Турунтаево, ул. Советской Армии, 6, носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформления в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно - точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а ФКУ "Военный комиссариат Республики Бурятия" обязать обеспечить размещение в здании военного комиссариата Кяхтинского района РБ таких носителей информации.
Требования мотивированы следующим. Министром обороны Российской Федерации на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" утвержден Приказ от 30 сентября 2015 года N 572, определяющий организацию обеспечения условий доступности предоставляемых услуг в территориальных органах и подведомственных ему организациях для инвалидов и оказания им при этом необходимой помощи. К числу таких организаций относится ФКУ "Военный комиссариат Республики Бурятия" и входящий в его структуру Военный комиссариат Прибайкальского района РБ. Проведенной прокурорской проверкой установлено, что здание Военного комиссариата Прибайкальского района РБ не оборудовано информацией, размещенной в доступной для инвалидов форме, в том числе в виде зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно - точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Ответчиком мер по размещению информации в доступной для престарелых и инвалидов форме в указанном военном комиссариате не принято, в связи с чем предписанные законом нормы не выполнены.
Определениями суда в качестве соответчиков привлечены Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Сибирское ТУ ИО".
В судебном заседании прокурор Андреев И.Ю. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Военного комиссариата РБ Имескенова Н.Э. иск не признала.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации не явился, извещен надлежаще. В письменном отзыве представитель Министерства обороны Российской Федерации Лебедев С.Г. против удовлетворения иска возражал.
Районным судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства обороны РФ Лебедев С.Г. просит решение суда отменить, отказать в иске, указывая на то, что заявленные требования подлежали рассмотрению в порядке административного судопроизводства согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ. Кроме того, согласно п.п. 5-7 Положения о военных комиссариатах N 1609 военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства. Управление служебной деятельностью военного комиссариата осуществляется военным комиссариатом.
В суде апелляционной инстанции прокурор Азнабаев Т.Д, представитель ответчика ФКУ "Военный комиссариат РБ" Скворцова Л.С. законность решения суда поддержали.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, надлежаще извещены.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Социально-средовая реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе социально-бытовую адаптацию.
В силу ч. 1 ст. 15 названного Федерального закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Закрепленная в абз. 6 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ льгота предполагает дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Аналогичные положения содержит п. 3 ч. 4 ст. 19, действующего с 1 января 2015 года Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", согласно которому при предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены, в том числе дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников.
Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2015 г. N 572 утвержден Порядок обеспечения в территориальных органах и подведомственных организациях Министерства обороны Российской Федерации условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, в соответствии с которым на руководителей территориальных органов и подведомственных организаций МО РФ возложена обязанность по оказанию инвалидам, имеющим стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, необходимой помощи сотрудниками организации, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг, при следовании к месту предоставления услуги на территории объекта; оказания инвалидам необходимой помощи в доступной для них форме в разъяснении порядка предоставления и получения услуги, оформлении установленных регламентом (порядком) ее предоставления документов, совершения ими других необходимых для получения услуги действий; надлежащего размещения носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также подписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на конкретном фоне.
Таким образом, Министерством обороны РФ разработан правовой акт, определяющий организацию обеспечения условий доступности предоставляемых услуг в территориальных органах и подведомственных ему организациях для инвалидов и оказания им при этом необходимой помощи.
К числу организаций, подведомственных Министерству обороны РФ относится военный комиссариат Прибайкальского района Республики Бурятия, являющийся структурным подразделением юридического лица - ФГУ "Военный комиссариат РБ".
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по результатам прокурорской проверки установлено, что здание Военного комиссариата Прибайкальского района Республики Бурятия, расположенное по адресу: Прибайкальский район, с. Турунтаево, ул. Советской Армии, 6,, не оборудовано информацией, размещенной в доступной для инвалидов форме, в том числе в виде зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Разрешая требования апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к выводу о наличии у ответчика ФГУ "Военный комиссариат РБ" обязанности по размещению вышеуказанной информации.
При этом суд обоснованно исходил из того, что создание условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами, возложено на ответчика в силу закона.
Ссылки представителя Военного комиссариата, заявленные в суде первой инстанции, об отсутствии финансирования на проведение соответствующих мероприятий не состоятельны, так как действующее законодательство не освобождает ответчика как юридического лица от размещения вышеуказанной информации ввиду отсутствия финансирования.
Судебной коллегией признается необоснованной позиция районного суда о необходимости возложения на Министерство обороны РФ обязанности по выделению денежных средств на размещение в здании военного комиссариата Прибайкальского района РБ носителей вышеуказанной информации, так как ответчик ФКУ "Военный комиссариат РБ" как юридическое лицо в силу закона обязан обеспечивать инвалидам надлежащее размещение оборудования и носителей информации, дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу об отказе в иске в части обязания Министерство обороны РФ выделить денежные средства на размещение в здании военного комиссариата Прибайкальского района РБ носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, ввиду отсутствия правовых оснований для этого.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 20 августа 2018 года изменить.
Исковые требования Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации о выделении денежных средств на размещение в здании военного комиссариата Прибайкальского района Республики Бурятия, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Турунтаево, ул. Советской Армии, д.6, носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне оставить без удовлетворения.
Абзац 3 резолютивной части решения суда изложить в следующей редакции:
"Обязать Военный комиссариат Республики Бурятия обеспечить размещение в здании военного комиссариата Прибайкальского района Республики Бурятия, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Турунтаево. ул. Советской Армии, д.6, носителей информации о порядке предоставления услуги, ее оформлении в доступной для инвалидов форме с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне".
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья: О.З. Нимаева
Судьи коллегии: Е.Ю. Вольная
Б.С. Семенов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.