Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Канзая А.А,
судей Кандана А.А, Ховалыга Ш.А,
при секретаре Кужугет К.Э,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ховалыга Ш.А. гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Овюрского района Республики Тыва в интересах Донгака Х.Д. к Управлению культуры администрации муниципального района "Овюрский кожуун" Республики Тыва о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы по апелляционной жалобе ответчика на решение Овюрского районного суда Республики Тыва от 14 августа 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Овюрского района Республики Тыва обратился в суд с иском в интересах Донгака Х.Д. к Управлению культуры администрации муниципального района "Овюрский кожуун" Республики Тыва (далее по тексту - Управление культуры) о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы. В обоснование иска указано на то, что по заявлению работника Управления культуры Донгака Х.Д, работающего в должности ** прокуратурой района проведена проверка соблюдения трудового законодательства. В результате проверки установлено, что работодателем Донгаку Х.Д, полностью отработавшему норму рабочего времени и выполнившему норму труда, начислена заработная плата за июнь, август 2017 года, февраль 2018 года с нарушением действующего трудового законодательства, поскольку районный коэффициент и надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, включались работодателем в величину установленного в Российской Федерации МРОТ, то есть, они не начислялись сверх установленного размера МРОТ. С учетом этого сумма задолженности работодателя перед Донгаком Х.Д. за указанные периоды составила 6 238,10 руб. Просил взыскать с ответчика в пользу Донгака Х.Д. указанную сумму.
Решением Овюрского районного суда Республики Тыва от 14 августа 2018 года иск удовлетворен.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что перерасчет заработной платы с учетом позиции Конституционного суда РФ, изложенной в его в Постановлении от 07 декабря 2017 г. N 38-П, возможен только с момента провозглашения данного Постановления и его действие распространяется на правоотношения, возникшие после указанной даты. Судом не была привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, администрация Овюрского кожууна, которая в соответствии с Положением об Управлении культуры администрации Овюрского кожууна является учредителем данного учреждения и в случае недостаточности средств у Управления культуры несет субсидиарную ответственность, поскольку расходные обязательства на оплату труда работников Управления культуры осуществляются за счет местного бюджета муниципального района. В связи с чем решение суда влияет также на права и обязанности администрации муниципального района.
В возражениях относительно данной апелляционной жалобы прокурор и истец просили решение суда оставить без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Чадамба Д.О. просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав объяснения прокурора Чадамба Д.О, проверив решение, материалы дела в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ч. 4 ст. 133.1 Трудового кодекса РФ).
Как следует из ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", минимальный размер оплаты труда с 01 июля 2016 года установлен в размере 7 500 руб. в месяц, с 01 июля 2017 года - 7 800 руб, с 01 января 2018 года - 9 489 руб. в месяц, с 01 мая 2018 года - 11 163 руб. в месяц.
В соответствии со ст. 315 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Согласно ст. 316 Трудового кодекса РФ, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
В силу ст. 317 Трудового кодекса РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом ст. 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07 декабря 2017 года N 38-П разъяснено, что районный коэффициент должен начисляться сверх суммы минимального размера оплаты труда, установленного в субъекте Российской Федерации. Взаимосвязанные положения ст. 129, частей 1 и 2 ст. 133, частей 1-4 и 11 ст. 133.1 Трудового кодекса РФ признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 1994 года N 945 "Об отнесении территории Республики Тыва к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям" территория Овюрского района Республики Тыва отнесена к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
В соответствии с п. "б" ст. 7 Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 года N 1054 ВХ-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Республики Тыва", процентная надбавка к заработной плате работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, выплачивается в размере 10 процентов за каждый год работы, но не свыше 50 процентов заработка.
На основании Постановления Правительства РФ от 18 июля 1994 года N 856 "О повышении районных коэффициентов в Республике Тыва в связи с отнесением ее территории к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям" в Овюрском районе применяется районный коэффициент 1,4.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Донгак Х.Д. находится в трудовых отношениях с Управлением культуры, работает в данном учреждении ** с ДД.ММ.ГГГГ.
Трудовой стаж истца для начисления процентной надбавки к заработной плате работникам предприятий, учреждений и организации, расположенных в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет более 5 лет.
Из расчетно-платежных ведомостей и табелей учета рабочего времени следует, что за июнь, август 2017 года, февраль 2018 года норма рабочего времени истцом отработана в полном объеме.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции правильно исходил из того, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться сверх установленного законодательством МРОТ.
Такие выводы, по мнению судебной коллегии, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на собранных по делу доказательствах и нормах материального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что перерасчет заработной платы с учетом позиции Конституционного суда РФ, изложенной в его в Постановлении от 07 декабря 2017 г. N 38-П, возможен только с момента провозглашения данного Постановления и его действие распространяется на правоотношения, возникшие после указанной даты, несостоятельны в силу следующего.
Положениями действующего трудового законодательства, а именно, ст. 129, частей 1 и 3 ст. 133, частей 1-4 и 11 ст. 133.1 Трудового кодекса РФ предусмотрено право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, который не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда районных коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Из указанного следует, что право работника на перерасчет заработной платы возникло в силу закона, а не в связи с принятием Постановления Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 г. N 38-П.
Судебная коллегия также не может согласиться с доводами жалобы о непривлечении к участию в деле в качестве третьего лица администрации муниципального района "Овюрский кожуун" Республики Тыва.
Согласно положениям ч. 1 ст. 43 ГПК РФ, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.
В данном случае судом был разрешен спор, возникший между работником и работодателем - Управлением культуры по поводу недоначисленного и невыплаченного вознаграждения за выполненную работу.
В силу положений Трудового кодекса РФ обязанность и ответственность за правильное начисление и своевременную выплату заработной платы работникам возложены на работодателя, в данном случае решением суда - на Управление культуры. Обжалуемое решение не влияет на права или обязанности администрации муниципального района "Овюрский кожуун" Республики Тыва по отношению к одной из сторон.
Лица, участвующие в деле, в том числе ответчик Управление культуры не ходатайствовали о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица администрации данного муниципального района, а у суда для этого правовых оснований не имелось.
Суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства по делу, установилвсе обстоятельства, заслуживающие внимания, всесторонне проверил доводы сторон, дав им надлежащую оценку.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Овюрского районного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 ноября 2018 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.