Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Бады-Сагаана А.В,
судей Ойдуп У.М, Кандана А.А,
при секретаре Доржан Т.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ойдуп У.М. гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Овюрского кожууна Республики Тыва в интересах Монгуша О.К. к Управлению культуры администрации муниципального района Овюрского кожууна Республики Тыва о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы по апелляционной жалобе ответчика на решение Овюрского районного суда Республики Тыва от 16 августа 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Овюрского кожууна Республики Тыва Ооржак Ш.Б. обратился в суд с иском в интересах Монгуша О.К. к Управлению культуры администрации муниципального района Овюрского кожууна Республики Тыва о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы указывая, что проведенная проверка соблюдения трудового законодательства показала допущение работодателем нарушение действующего трудового законодательства. Так, Монгушу О.К.-кочегару, полностью отработавшему норму рабочего времени и выполнившему норму труда, начислена заработная плата за февраль, март, апрель, май 2018 года без включения величины установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда. Сумма задолженности работодателя перед Монгушем О.К. за указанный период составила 6 004 руб, которые были не доначислены и не выплачены ему. Просил суд взыскать с ответчика в пользу Монгуша О.К. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за февраль, март, апрель, май 2018 года в размере 6 004 руб.
Решением Овюрского районного суда Республики Тыва от 16 августа 2018 года иск удовлетворен, с Управления культуры администрации муниципального района Овюрского кожууна Республики Тыва в пользу Монгуша О.К. взыскана недоначисленная и невыплаченная заработная плата в размере 6 004 руб, государственная пошлина в размере 400 руб. в доход муниципального бюджета.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика Ондар Ч.Э. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Овюрского кожууна Республики Тыва Ооржак Ш.Б. и истец Монгуш О.К. просят решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции прокурор поддержал свои возражения, просил решение суда оставить без изменения.
Представитель ответчика Килчин М.Д-С. поддержала доводы жалобы.
Истец в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем судебная коллегия рассматривает дело в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, заслушав прокурора и представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ч. 4 ст. 133.1 ТК РФ).
Статья ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3,4,5).
Согласно названной статье ТК РФ, тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Согласно ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
В силу ст. 317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом ст. 316 ТК РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 01 июля 2016 года установлен в сумме 7 500 руб. в месяц, с 01 июля 2017 года - 7 800 руб. в месяц, с 01 января 2018 года - 9 489 руб. в месяц, с 01 мая 2018 года - 11163 руб. в месяц.
Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 1994 года N 945 "Об отнесении территории Республики Тыва к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям" территория Овюрского района Республики Тыва отнесена к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Согласно п. "б" ст. 7 Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 года N 1054 ВХ-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Республики Тыва" процентная надбавка к заработной плате работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, выплачивается в размере 10 процентов за каждый год работы, но не свыше 50 процентов заработка.
На основании Постановления Правительства РФ от 18 июля 1994 года N 856 "О повышении районных коэффициентов в Республике Тыва в связи с отнесением ее территории к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям" в Овюрском районе применяется районный коэффициент 1,4.
Судом установлено, что Монгуш О.К. находится в трудовых отношениях с Управлением культуры администрации муниципального района Овюрского кожууна Республики Тыва, что подтверждается копиями трудового договора от 01 декабря 2015 года, приказа о принятии на работу и трудовой книжки, из которых видно, что Монгуш О.К. принят в МБУ культуры "Овюрская ЦБС" Овюрского кожууна Республики Тыва ЦРДБ на должность ** с 01 декабря 2015 года.
Из расчетно-платежных ведомостей и табелей учета рабочего времени следует, что февраль, март, апрель, май 2018 года норма рабочего времени Монгушем О.К. отработана в полном объеме.
Судом установлено, что месячная заработная плата за названные периоды Монгушу О.К. начислялась в размере, который не соответствует требованиям действующего законодательства. С учетом размера минимального размера оплаты труда в РФ, сумма, подлежащая выплате Монгушу О.К. за отработанный месяц, должна была составлять с 01 января 2018 года не менее 17 080 руб. 20 коп. (9489 руб. х 1,8), с 01 мая 2018 года не менее 20 093 руб. 40 оп. (11163 руб. х 1,8).
Разрешая требования прокурора о взыскании недоначисленной Монгушу О.К. заработной платы и удовлетворяя их, суд первой инстанции, проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные отношения, правильно исходил из того, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться сверх установленного законодательством МРОТ.
Расчет взысканной суммы подробно приведен в решении суда, является правильным и сомнений у судебной коллегии не вызывает.
Указанные выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на собранных по делу доказательствах и нормах материального права.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что в минимальный размер оплаты труда уже включены районный коэффициент и процентная надбавка, в связи с чем у суда не имелось оснований для их начисления на МРОТ, судебная коллегия находит несостоятельными, так как положения ст. 129, ч.ч. 1 и 3 ст. 133, ч.ч. 1-4, 11 ст. 133.1 ТК РФ не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районного коэффициента и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическим условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 года N 38-П "По делу о проверке конституционности положений ст. 129, ч.ч. 1 и 3 ст. 133, ч.ч. 1-4, 11 ст. 133.1 ТК РФ в связи с жалобами граждан Г, О.Л. Дейдей, К. и И.Я. Кураш", районный коэффициент и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда. При этом вознаграждение за труд не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, опровергающих выводы суда, а также данных, которые не были приняты во внимание судом первой инстанции при постановлении решения, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены верно, процессуальных нарушений не допущено, то оснований для отмены решения суда не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 43 ГПК РФ привлечение к рассмотрению гражданского дела третьих лиц является правом суда, а не обязанностью, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о не привлечении к участию в деле администрации муниципального района "Овюрский кожуун" Республики Тыва судебная коллегия находит несостоятельными. Управление культуры администрации муниципального района Овюрского кожууна Республики Тыва является самостоятельным юридическим лицом способным отвечать по своим обязательствам и по отношению к Монгуш О.К. будучи работодателем обязано надлежащим образом соблюдать требования трудового законодательства.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится.
В силу изложенного выше, судебная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба- оставлению без удовлетворения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Овюрского районного суда Республики Тыва от 16 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 ноября 2018 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.