Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Канзая А.А,
судей Дулуша В.В, Ховалыга Ш.А,
при секретаре Кужугет К.Э,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ховалыга Ш.А. гражданское дело по исковому заявлению Куулар А-Х.С. к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад ** ** Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва о взыскании неначисленной и невыплаченной заработной платы по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 02 июля 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
Куулар А.-Х.С. обратилась в суд с вышеуказанным иском к МБДОУ детский сад ** ** Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва (далее по тексту - МБДОУ детский сад **), ссылаясь на то, что состоит в трудовых отношениях с МБДОУ детский сад ** Федеральным законодательством с 1 января 2018 г. минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 9 489 руб. в месяц. Полагает включение компенсационных выплат (районного коэффициента, процентной надбавки за непрерывный стаж работы) в заработную плату, общая сумма которой не превышает минимального размера оплаты труда, нарушающим ее права и не соответствующим положениям трудового законодательства. За период с февраля по апрель 2018 г. ей не начислена и не выплачена заработная плата в размере 20 000 руб. Просила взыскать с ответчика неначисленную и невыплаченную заработную плату за данный период в сумме 20 000 руб.
Решением Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 02 июля 2018 г. иск удовлетворен, с МБДОУ детский сад ** в пользу истца взыскана неначисленная и невыплаченная заработная плата в размере 21 881 руб. 82 коп.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить, ссылаясь на отсутствие дополнительного финансирования фонда оплаты труда до достижения минимального размера оплаты труда.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив решение, материалы дела в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ч. 4 ст. 133.1 Трудового кодекса РФ).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", минимальный размер оплаты труда с 01 января 2018 года установлен в размере 9 489 руб.
В соответствии со ст. 315 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Согласно ст. 316 Трудового кодекса РФ, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
В силу ст. 317 Трудового кодекса РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом ст. 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07 декабря 2017 года N 38-П разъяснено, что районный коэффициент должен начисляться сверх суммы минимального размера оплаты труда, установленного в субъекте Российской Федерации. Взаимосвязанные положения ст. 129, частей 1 и 2 ст. 133, частей 1-4 и 11 ст. 133.1 Трудового кодекса РФ признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 1994 года N 945 "Об отнесении территории Республики Тыва к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям" территория Барун-Хемчикского района Республики Тыва отнесена к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Согласно п. "б" ст. 7 Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 года N 1054 ВХ-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Республики Тыва", процентная надбавка к заработной плате работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, выплачивается в размере 10 процентов за каждый год работы, но не свыше 50 процентов заработка.
На основании Постановления Правительства РФ от 18 июля 1994 года N 856 "О повышении районных коэффициентов в Республике Тыва в связи с отнесением ее территории к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям" в Барун-Хемчикском районе применяется районный коэффициент 1,4.Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Куулар А.-Х.С. состоит в трудовых отношениях с МБДОУ детский сад ** работает в должности ** Месячная заработная плата в период с февраля по апрель 2018 года начислялась истцу в размере, не соответствующем требованиям действующего законодательства. Согласно расчетно-платежным ведомостям, представленным суду Управлением образования администрации Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва, за период с февраля по апрель 2018 г..истцу не доначислена и не выплачена заработная плата в размере 21 881 руб. 82 коп.Удовлетворяя требование истца, суд первой инстанции правильно исходил из того, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях должны начисляться сверх установленного законодательством МРОТ. С таким выводом судебная коллегия согласна, так как он основан на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствует обстоятельствам дела. Расчет задолженности по не начисленной и не выплаченной истцу заработной плате ответчиком не оспорен. Данный расчет приведен в решении суда, является правильным и сомнений у судебной коллегии не вызывает. Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии финансирования не могут быть признаны обоснованными. В силу ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Работодатель же в соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами. Недостаточность финансирования не должна негативно сказываться на правах работников и влиять на предоставленные им трудовым законодательством права и гарантии.Суд первой инстанции применил нормы материального права, подлежащие применению при разрешении данного спора, правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в решении, и не могут служить основанием для отмены принятого судебного постановления. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от 02 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 ноября 2018 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.