Судья Волгоградского областного суда Коробицын А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы Зонова Сергея Николаевича и его защитника Сикорского К.В. на постановление старшего инспектора ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области В.В.В. от 10 июня 2018 года и решение судьи Калачевского районного суда Волгоградской области от 24 августа 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Зонова Сергея Николаевича,
установил:
постановлением старшего инспектора ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области В.В.В. от 10 июня 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Калачевского районного суда Волгоградской области от 24 августа 2018 года, Зонов С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
В поданной в Волгоградский областной суд жалобе Зонов С.Н. и его защитник Сикорский К.В. просят отменить вынесенные в отношении Зонова С.Н. постановление и судебное решение, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мотивируя это тем, что в вынесенном постановлении указано время, не соответствующее действительности, поскольку в указанное время автобус находился на стоянке, что подтверждается сведениями, полученными с Тахографа; данные с Тахогафа соответствуют данным системы Глонасс и согласуются между собой. Считает необоснованным вывод суда о том, что факт управления водителем Зоновым С.Н. автобусом с истекшим сроком действия карты водителя установлен. В частности в материалах дела отсутствуют доказательства использования Зоновым С.Н. карты второго водителя. Также указывает на то, что в качестве доказательства факта нарушения Зоновым С.Н. п. 1 "Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения", утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, судом необоснованно принято постановление от 11 июня 2018 года в отношении Зонова С.Н, которое на момент принятия решения 24.08.2018 года так же обжаловано в порядке ст. 30.1 КоАП РФ. Указывает, что водитель Зонов С.Н. не знал и не мог знать в силу того, что собственник автобуса, в нарушение заключенных соглашений, не уведомил пользователя "... " о совершении в отношении автобуса указанных действий. Считает, что судом дана односторонняя оценка доказательств по данному административному делу, что привело к неправомерному решению. Обращает внимание на то, что судом дословно скопированы доводы, и выводы из мотивировочной части решения Калачевского районного суд по делу N 12-49/2018 от 24.08.2018 года.
Проверив в полном объёме материалы дела, изучив доводы жалоб, выслушав защитника Зонова Сергея Николаевича - Верниковскую Л.В, просившую жалобу удовлетворить, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.
В соответствии с п. 4 ст. 22 и п. 4 ст. 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090, механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
В соответствии с п. 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090, запрещается выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр.
В соответствии с п. 24 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24 ноября 2008 года N 1001, регистрация конкретного транспортного средства производится только за одним юридическим или физическим лицом.
На зарегистрированные транспортные средства выдаются: свидетельство о регистрации транспортного средства, соответствующее образцу, утвержденному в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России; паспорт транспортного средства в порядке, предусмотренном настоящими Правилами и Административным регламентом; регистрационные знаки, соответствующие государственным стандартам Российской Федерации, в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России (п. 40 Правил).
Как следует из материалов настоящего дела, 10 июня 2018 года в 19 часов 10 минут, на 88 км трассы Волгоград-К.Шахтинский, водитель Зонов С.Н. управлял транспортным средством автобусом Мерседес-Бенц, государственный регистрационный знак N "... ", в нарушение требований пункта 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, не зарегистрированным в установленном законом порядке, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ.
В связи с чем, 10 июня 2018 года постановлением старшего инспектора ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области В.В.В. Зонов С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.1 КоАП РФ.
Рассматривая жалобу на постановление должностного лица, исследуя представленные в материалах дела письменные доказательства, судья районного суда пришла к выводу о том, что Зонова С.Н. доказана, квалификация правонарушения определена правильно, обстоятельства административного правонарушения были установлены с учетом представленных доказательств, сомневаться в достоверности которых оснований не имеется.
Однако с указанными выводами суда согласиться нельзя.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.
Согласно постановлению по делу об административном правонарушении к административной ответственности за управление автобусом Мерседес Бенц, государственный регистрационный знак О605ОО 74, не зарегистрированного в установленном порядке, привлечен Зонов С.Н.
Между тем, как следует из имеющейся в деле копии договора временного безвозмездного пользования движимым имуществом от 26.08.2010 г. N11/Т (л.д.30-32), а именно п.п.1.1 п. 1 Договора, Управление делами Губернатора Челябинской области предоставляет "... " на безвозмездной основе во временное пользование служебный автобус MERCEDES-BENZ О 580 RHD государственный номер N "... ". В соответствии с п.п. 3.1 п. 3 Договора, Управление делами Губернатора Челябинской области вправе осуществлять иные правомочия собственника, не ограниченные условиями настоящей договора. Согласно п. 2 Дополнительного соглашения N3 к договору временного безвозмездного пользования движимым имуществом от 26 августа 2010 г. N 11/Т, раздел 7 договора дополнен пунктом 7.5 следующего содержания: "7.5. "Стороны" обязуются письменно извещать друг друга о перемене места нахождения, банковских реквизитов, изменении наименования, иных изменениях, касающихся данного договора без оформления дополнительного соглашения.
Более того, согласно Распоряжению Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 19.11.2015 г. определено изъять из оперативного управления Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области в государственную казну Челябинской области неиспользуемое движимое имущество - автобус MERSEDES-BENZ О 580 RHD, 2004 года выпуска, идентификационный N N "... " и передать указанное движимое имущество в собственность муниципального образования Златоустовский городской округ. Однако, каких-либо доказательств того, что автобус MERSEDES-BENZ О 580 RHD, 2004 года выпуска, идентификационный N N "... " фактически был передан в собственность муниципального образования Златоустовский городской округ материалы настоящего дела не содержат.
Согласно, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", п. п. 2, 6 "Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России", утвержденных Приказом МВД России от 26.06.2018 N 399 и п. 2 "Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним", утвержденного Приказом МВД России от 07.08.2013 N 605 регистрировать транспортные средства в Госавтоинспекции должны их собственники либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами. На основании п. 2 Правил, утвержденных Приказом МВД России от 26.06.2018 N 399 транспортные средства регистрируются за физическим или юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, владеющим транспортным средством на праве собственности.
Регистрация транспортного средства за лицом, от имени собственника владеющим, пользующимся или распоряжающимся на законных основаниях транспортным средством, производится в случаях, установленных Правилами, утвержденными Приказом МВД России от 26.06.2018 N 399 (п. 2 Правил).
Так, транспортные средства могут быть зарегистрированы за государственными и муниципальными унитарными предприятиями (которым транспортные средства принадлежат на праве хозяйственного ведения), а также казенными предприятиями и учреждениями (которым транспортные средства принадлежат на праве оперативного управления). Этот случай не предусмотрен Правилами, но установлен пп. 15.5 Регламента, утвержденного Приказом МВД России от 07.08.2013 N 605.
Транспортное средство может быть зарегистрировано только за одним юридическим или физическим лицом либо индивидуальным предпринимателем. Если транспортное средство принадлежит двум и более собственникам, регистрация осуществляется за одним из них при наличии письменного согласия остальных, которое должно быть подано ими при производстве регистрационного действия (п. 24 Правил, утвержденных Приказом МВД России от 26.06.2018 N 399).
Вместе с тем, из представленного в деле Договора от 26.08.2010 г. N11/Т, а также дополнительных соглашений к нему не следует, что "... " было предоставлено право регистрации либо снятия с регистрационного учета автобуса MERCEDES-BENZ О 580 RHD государственный номер N "... "
Напротив, из материалов дела следует и не оспаривается должностным лицом административного органа тот факт, что на транспортное средство - автобус MERSEDES-BENZ О 580 RHD, идентификационный N N "... ", которым управлял водитель Зонов С.Н. имелись следующие документы, представленные в материалах дела, а именно: путевой лист автобуса MERSEDES-BENZ О 580 RHD от 23 мая 2018 года на имя водителей Зонова С.Г. и П.П.П, выданный механиком "... " свидетельство о регистрации транспортного средства автобус MERSEDES-BENZ О 580 RHD, 2004 года выпуска, идентификационный N N "... ", собственником которого является Управление делами Правительства Челябинской области. На транспортном средстве также имелись номерные государственные знаки N "... ".
Следовательно, управление указанным транспортным средством осуществлялось водителем Зоновым С.Н. при наличии всех регистрационных документов
Кроме того, как следует из данных в судебном заседании в Волгоградском областном суде пояснений защитника Зонова С.Н.- Верниковской Л.В, юридическое лицо не было уведомлено в предусмотренном Договором от 26.08.2010 г. N11/Т порядке о том, что транспортное средство - автобус MERCEDES-BENZ О 580 RHD государственный номер N "... " не зарегистрировано в установленном порядке. В связи с чем, водитель Зонов С.Н, имея при себе необходимые документы на транспортное средство, также не знал и не мог знать, что указанное транспортное средство не зарегистрировано в установленном порядке. Более того, Зонов С.Н. осуществляет свою трудовую деятельность в качестве водителя автобуса на основании трудового договора с "... " в связи с чем, у него отсутствуют полномочия по регистрации либо снятия с регистрационного учета автобуса MERCEDES-BENZ О 580 RHD государственный номер N "... "
Таким образом, у суда вышестоящей инстанции нет оснований полагать, что Зонов С.Н. умышленно управлял транспортным средством - автобусом MERCEDES-BENZ О 580 RHD государственный номер N "... " при наличии уже недействующих, ранее выданных собственником транспортного средства регистрационных документов.
Кроме того, в соответствии со вступившим в законную силу решением Волгоградского областного суда от 24 октября 2018 года по делу N N "... " было установлено отсутствие вины юридического лица- "... " работником которого является Зонов С.Н, в выпуске на линию под его управлением транспортного средства-автобуса MERCEDES-BENZ О 580 RHD государственный номер N "... ", не зарегистрированного в установленном порядке.
Следовательно, вина Зонова С.Н. в совершении противоправных действий, связанных с нарушением требований пункта 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст.12. 1 КоАП РФ не усматривается.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений - об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Следовательно, вынесенные в отношении Зонова Сергея Николаевича постановление старшего инспектора ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области В.В.В. от 10 июня 2018 года и решение судьи Калачевского районного суда Волгоградской области от 24 августа 2018 года подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения в действия Зонова Сергея Николаевича.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобы Зонова Сергея Николаевича и его защитника Сикорского К.В. удовлетворить.
Постановление старшего инспектора ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области В.В.В. от 10 июня 2018 года и решение судьи Калачевского районного суда Волгоградской области от 24 августа 2018 года -отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Зонова Сергея Николаевича прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием в действиях Зонова Сергея Николаевича состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Волгоградского
областного суда подпись Коробицын А.Ю.
"... "
"... "
"... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.