Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.
судей: Роговой С.В, Башинского Д.А.
по докладу судьи Роговой С.В.
при секретаре Прокопенко Н.В.
с участием прокурора Шаповаловой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Лазаревского внутригородского района г.Сочи по доверенности Байрозян О.Г. на решение Лазаревского районного суда г.Сочи Краснодарского края от 30 июля 2018 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Сочинский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределённого круга лиц обратился в Лазаревский районный суд г..Сочи с иском к администрации Лазаревского района г..Сочи, ООО "Служба Бася", в котором просил признать деятельность ООО "Служба Бася", выраженную в отлове, умерщвлении безнадзорных животных с применением препарата "Адилин" и его аналогов на территории Лазаревского района г..Сочи незаконной, запретить администрации Лазаревского внутригородского района г..Сочи, ООО "Служба Бася" использование препарата "Адилин" и его аналогов при отлове безнадзорных животных на территории Лазаревского района г..Сочи, запретить администрации Лазаревского внутригородского района г..Сочи, ООО "Служба Бася" осуществлять умерщвление безнадзорных животных в случаях не предусмотренных законом, а также в отсутствие подтвержденных заключением специалиста в области ветеринарии показаний к умерщвлению, запретить ООО "Служба Бася" осуществлять деятельность по отлову, умерщвлению безнадзорных животных, на территории Лазаревского района г..Сочи, без обеспечения возможности содержания отловленных животных, как минимум в течение шести месяцев в специализированном питомнике (приюте) или ином пункте содержания животных, обязать ООО "Служба Бася" обеспечить соблюдение требований законодательства по регулированию численности безнадзорных животных на территории Лазаревского района г..Сочи, а именно: информировать население в печатных изданиях, других средствах массой информации или иным доступным способом о планируемых мероприятиях по отлову безнадзорных животных, местонахождении пунктов содержания и приютов; вести учет отловленных безнадзорных животных; доставлять отловленных животных в пункт временного содержания (приют); организовать освидетельствование и вакцинацию против бешенства отловленных безнадзорных животных специалистом в области ветеринарии; с целью розыска собственника отловленного животного, не позднее трех дней с момента задержания безнадзорного животного, заявить об
их обнаружении в полицию или в орган местного самоуправления, на территории которого было отловлено животное; содержать отловленное безнадзорное животное в пункте содержания таких животных в течение шести месяцев с момента их отлова, в случае если собственник животного не объявился, обязать администрацию Лазаревского внутригородского района г..Сочи обеспечить соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательств о животном мире, о содержании и защите домашних животных в Краснодарском крае при организации деятельности по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории Лазаревского района г..Сочи в соответствии с требованиями постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.04.2014 года N300 "Об утверждении Порядка регулирования численности безнадзорных животных на территории Краснодарского края".
В судебном заседании старший помощник прокурора Лазаревского района г.Сочи Яловицкая Я.С. доводы и исковые требования поддержала и просила требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Лазаревского района г.Сочи -Байрозян О.Г, являющаяся также представителем третьего лица администрации г.Сочи в судебном заседании возражала против удовлетворения требований.
Представитель ООО "Служба Бася" по доверенности Сорокин А.П, будучи надлежаще извещены о дне и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя и в части требований о понуждении ООО "Служба Бася" обеспечить соблюдение требований законодательства по регулированию численности безнадзорных животных на территории Лазаревского района г. Сочи просил отказать.
Представитель третьего лица ГБУ "Ветуправление г.Сочи", извещенный о дне и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки не сообщил.
Решением Лазаревского районного суда г.Сочи от 30 июля 2018 года исковое заявление Сочинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации Лазаревского района г.Сочи, ООО "Служба Бася", третьи лица -администрация г.Сочи, ГБУ "Ветуправление г.Сочи" о признании деятельности незаконной удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель администрации Лазаревского внутригородского района г.Сочи по доверенности Байрозян О.Г. просит решение Лазаревского районного суда г.Сочи от 30 июля 2018 года отменить в части исковых требований к администрации Лазаревского района г.Сочи, принять по делу в этой части новое решение об отказе в их удовлетворении. В обоснование доводов жалобы указал, что решение суда незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, без полного исследования материалов дела.
В возражениях на апелляционную жалобу Сочинский межрайонный природоохранный прокурор Кондрашова И.В. просит решения суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, об уважительности причин неявки в суд апелляционной инстанции не сообщили, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя администрации г.Сочи по доверенности Плотникова Д.И, прокурора Шаповалову О.Ю, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 19.02.2018 года между администрацией Лазаревского района г.Сочи и ООО "Служба Бася" заключен муниципальный контракт "... " на выполнение комплекса работ по отлову безнадзорных животных (собак и кошек) в Лазаревском внутригородском районе г.Сочи в 2018 году.
По условиям указанного контракта ООО "Служба Бася" выполняет работы по отлову безнадзорных животных (собак и кошек) в Лазаревском внутригородском районе г.Сочи в 2018 году. Стоимость работ составляет 1685604 руб.
Условиями выполнения работ (приложением N3) к муниципальному контракту установлено, что отлов безнадзорных животных производится в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.04.2014 года N300 "Об утверждении Порядка регулирования численности безнадзорных животных на территории Краснодарского края", Закона Российской Федерации от 14.05.1993 года N4979-1 "О ветеринарии", Федерального закона от 30.03.1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.04.1995 года N52-ФЗ "О животном мире" юридические лица, включая общественные объединения, участвуют в охране и использовании животного мира, сохранении и восстановлении среды его обитания в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право, в том числе на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории городского округа.
Статьей 2 Закона Краснодарского края от 02.12.2004 года N800-КЗ "О содержании и защите домашних животных в Краснодарском крае" определено, что безнадзорные животные - это домашние животные, не находящиеся на содержании владельца и живущие без присмотра; пункт временного содержания домашних животных - место содержания найденных, отловленных, изъятых домашних животных, где он содержатся до принятия решения о дальнейшем их использовании.
Законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N52-ФЗ (в редакции от 13 июля 2015 г.) "О животном мире", Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N4979-1 "О ветеринарии", Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N232-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Гражданского кодекса Российской Федерации, иных законов и принимаемых в соответствии с ними подзаконных актов, в том числе Санитарных правил СП 3.1.096-96 и Ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных". 13. Бешенство", утверждённых Госкомсанэпиднадзором России 31 мая 1996 г. N11 и Минсельхозпродом России 18 июня 1996 г. N23.
Системный анализ положений действующего законодательства свидетельствует о том, что безнадзорные животные - это потерявшиеся, сбежавшие, брошенные или иным образом оставшиеся без попечения людей домашние животные; при их задержании, в том числе, при отлове не допускается применение способов и технических приспособлений, влекущих увечье, травму безнадзорного животного, угрозу для их жизни или здоровья. Организации по отлову животных при этом обязаны своевременно информировать население в печатных изданиях, других средствах массовой информации или иным доступным способом о планируемых мероприятиях по отлову безнадзорных животных, местонахождении пунктов содержания и приютов, вести учёт отловленных безнадзорных животных и представлять заинтересованным лицам сведения об этих животных.
В силу ч. 1 ст. 9, ст.10 Закона Краснодарского края от 01.12.2004 года N800-КЗ "О содержании и защите домашних животных в Краснодарском крае" для решения проблем, связанных с содержанием домашних животных, могут создаваться приюты, гостиницы и пункты временного содержания домашних животных, при этом отлов безнадзорных животных должен производиться в соответствии с действующим законодательством в целях предупреждения распространения инфекционных и инвазионных заболеваний, общих для человека и животных, обеспечения порядка и спокойствия населения и основывается на принципах гуманного отношения к животным и соблюдения норм общественной нравственности. Запрещается проводить отлов безнадзорных животных в присутствии детей.
Умерщвление домашних животных производится специально уполномоченными органами в соответствии с действующим законодательством, путем усыпления либо иными гуманными способами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть (ст. 11 Закона Краснодарского края от 02.12.2004 года N800-КЗ "О содержании и защите домашних животных в Краснодарском крае").
При этом в соответствии со ст.ст. 230-232 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, задержавшее безнадзорное домашнее животное, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трёх дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в милицию или орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника. Лицо, задержавшее безнадзорное животное, и лицо, которому оно передано на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать. Если в течение шести - месяцев с момента заявления о задержании безнадзорного домашнего животного их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своём праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них. При отказе этого лица от приобретения в собственность содержащегося у него животного оно поступает в муниципальную собственность и используется в порядке, определяемом органом местного самоуправления.
Таким образом, отловленные безнадзорные животные должны содержаться в течение шести месяцев, после чего в случае не обнаружения собственника возможно приобретение лицом прав собственности на них или передача в муниципальную собственность.
Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 года N4979-1 "О ветеринарии" основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных; защита населения от болезней, общих для человека и животных.
Согласно п. 9.2. СП 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.05.2010 года N54 (далее - СП N3.1.7.2627-10) в мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей включается регулирование численности безнадзорных животных и их иммунизация против бешенства.
Пунктом 9.5 СП N3.1.7.2627-10 предусмотрено, что регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства.
Порядок обращения с отловленными животными, их содержание, учет, доставление в пункт временного содержания, определен постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.04.2014 года N300 "Об утверждении Порядка регулирования численности безнадзорных животных на территории Краснодарского края".
Из анализа приведенных нормативных правовых актов следует, что основным принципом обращения с животными является гуманность, и отлов безнадзорных животных также должен осуществляться с учетом этого принципа и обеспечивать возможность возврата животного его законному владельцу.
Законом Краснодарского края от 27.09.2012 года N2584 (ред. от 04.02.2014 г.) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края государственными полномочиями Краснодарского края по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в части регулирования численности безнадзорных животных на территории муниципальных образований Краснодарского края", органы местного самоуправления Краснодарского края наделены государственными полномочиями Краснодарского края по предупреждению и ликвидации болезней животных, их печению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Исходя из требований, установленных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.04.2014 года N300 "Об утверждении порядка регулирования численности безнадзорных животных на территории Краснодарского края", умерщвление безнадзорных животных допускается в исключительных случаях: недопущения распространения карантинных и особо опасных болезней животных, а также с целью ликвидации их последствий при наличии у безнадзорного животного признаков зооантропонозных заболеваний, общих для человека и животного; прекращения страданий безнадзорного животного при наличии у него неизлечимого заболевания или несовместимой с жизнью травмы, если они не могут быть прекращены иным способом; при проявлении повышенной агрессии животного, представляющей угрозу жизни и здоровью человека и не поддающейся методам социальной адаптации. Показания к умерщвлению должны быть подтверждены, заключением специалиста в области ветеринарии.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Служба Бася" во исполнение муниципального контракта "... " от 19.02.2018 года по состоянию на 23.05.2018 года осуществлен отлов 159 голов безнадзорных собак, которые впоследствии в нарушение требований законодательства умерщвлены с использованием препарата "Адилин", приводящего к моментальному летальному исходу, что подтверждается объяснениями сотрудника ООО "Служба Бася" Павленко А.И. от 23.03.2018 года и от 30.03.2018 года.
Как следует из декларации о соответствии ФГБУ "ФЦТРБ-ВНИВИ" "Адилин-Супер" лекарственный препарат предназначен для бескровного умерщвления животных.
Применение препарата "Адилин" регламентировано его паспортом и Временным наставлением N044-3 от 24.04.1991 года "По применению "Адилин-супер" для убоя пушных зверей, кошек и собак", утвержденных Главным Управлением ветеринарии с Государственной инспекцией при Государственной комиссии СМ СССР по продовольствию и закупкам, в которых предусмотрены дозы раствора препарата.
Из инструкций по применению препарата "Адилин", "Адилин-супер" следует, что он применяется для бескровного убоя животных. Для этой цели животному однократно вводят раствор препарата, доза которого должна быть рассчитана с учетом массы животного. После применения препарата "Адилин", "Адилин-супер" трупы животных подлежат уничтожению и утилизации. Все работы с "Адилином" должны проводиться специально назначенным и проинструктированным ветеринарным персоналом.
Препарат "Адилин-супер" относится к ветеринарным лекарственным средствам мышечной релаксации (миорелаксантам). В соответствии с новыми современными требованиями к лекарственным препаратам "Адилин-супер" прошел перерегистрацию в Россельхознадзоре Минсельхоза России (законодателя по лекарственным средствам для животных) и получил новое сокращенное название "Адилин" и новое свидетельство о государственной регистрации.
Препарат "Адилин" относится к миорелаксантам и оказывает действие только при парентеральном (внутримышечном) введении, при применении он блокирует нервно-мышечное возбуждение, в результате чего наступает расслабление скелетных мышц и обездвиживание с последующим летальным исходом. Для каждого вида животного предусмотрена определенная концентрация препарата, которая так же зависит от массы животного.
Также судом первой инстанции установлено, что приюта или иного пункта для временного содержания безнадзорных животных на территории Лазаревского района г.Сочи не имеется, что подтверждается информацией администрации муниципального образования г.-к. Сочи от 22.05.2018 года за "... ".
Данные обстоятельства свидетельствуют об игнорировании органом местного самоуправления требований федерального и регионального законодательства, в результате чего нарушаются права собственников отловленных собак, которых невозможно востребовать, поскольку они умерщвляются на месте ООО "Служба Бася".
Таким образом, анализируя установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что деятельность ответчиков по организации отлова безнадзорных животных осуществляется в нарушение как требований законодательства, так и принципов гуманного отношения к животными, применение ООО "Служба Бася" вышеуказанного препарата и его аналогов при отлове безнадзорных животных носит неправомерный характер, поскольку его применение влечет для животного летальный исход и влечет невозможность возврата собственнику, вне зависимости от того обстоятельства, что данный препарат не является запрещенным для применения на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создавшей такую опасность.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования Сочинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются судом апелляционной инстанции в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела, не опровергают выводов суда первой инстанции, получили должную оценку в ходе рассмотрения дела.
Доказательств опровергающих выявленные нарушения требований действующего санитарно-эпидемиологического, пожарного законодательства в материалы дела не представлено
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лазаревского районного суда г.Сочи Краснодарского края от 30 июля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации Лазаревского внутригородского района г.Сочи по доверенности Байрозян О.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.