Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Зайнудиновой Ш.М,
судей Бейтуллаевой З.А. и Гасановой Д.Г,
при секретаре судебного заседания Юсупове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Магомедова А.Н. по доверенности Абдулгалимова Р.М. на решение Советского районного суда г.Махачкалы от 26 февраля 2018 года, которым постановлено:
"Исковое заявление прокурора Советского района г.Махачкалы удовлетворить
Признать незаконной деятельность автозаправочной станции "F-1", расположенной в г. Махачкале по пр.И.Шамиля 1 "1" по приему, хранению, выдаче (отпуску) и учету количества нефтепродуктов.
Обязать ИП ФИО1 устранить следующие нарушения: Противопожарное расстояние от резервуаров СУГ до близлежащих общественных и жилых зданий привести в соответствие нормативному (таб. 20 Федерального закона от 22.07.2008 N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", таб. П. 6.4 НПБ 111-98*); Площадка для АЦ с жидким моторным топливом не оборудована отбортовкой высотой не менее 150 мм (п. 35* НПБ 111-98*); 98*);
Площадка для АЦ с жидким моторным топливом оборудовать аварийным резервуаром и сливным трубопроводом, обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ (п. 35* НПБ 111-98*);
Заправочная площадка для АЦ с СУГ и заправочные островки оборудовать сигнализаторами довзрывоопасных концентраций (приложение 6п.20.9НПБ 111-98*);
Заправочная площадка для АЦ с СУГ оборудовать отбортовкой высотой не менее 150 мм, обеспечивающей предотвращение растекания СУГ за ее пределы при аварийной разгерметизации арматуры АЦ, расположенной ниже номинального уровня наполнения СУ1 (п. 14 НПБ 111-98*);
Установить сбросную трубу паров СУГ исключающее образование взрывоопасных смесей в зоне размещения объектов, не относящихся к АЗС, а также в зоне технологического оборудования, зданий, сооружений АЗС и в местах возможного пребывания водителей и пассажиров транспортных средств (п. 14 НПБ 111-98*).
Для обеспечения охлаждения автоцистерны с СУ Г в случае пожара предусмотреть устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования (приложение 6 п.22 НПБ 111-98*);
Представить документацию, определяющую категорию наружных установок по пожарной опасности. Отсутствует обозначение категорий на установках (п.3, статьи 24 Федерального закона от 22.07.2008 N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
На въезде и выезде с территории АЗС установить пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС (п. 9 НПБ 111-98*);
Резервуары для хранения СУГ оснастить системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% их геометрического объема) (приложение 6 п.20.5 НПБ 1И-98*);
Резервуары для хранения ЖМТ оснастить системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% их геометрического объема) (П.54НПБШ-98*);
Площадка для автоцистерны с СУГ оборудовать наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (по горизонтали на уровне верхнего края отбортовки) в любой точке площадки не менее 2 м/с и выброс паровоздушной среды через сбросную трубу. Запуск и остановка системы должны быть обеспечены как в автоматическом режиме, так и вручную с площадки для АЦ и дистанционно из операторной АЗС. При этом автоматический запуск системы отсоса паров СУГ должен осуществляться от датчиков довзрывоопасных концентраций, а остановка -от пожарных извешателей (п. 14 НПБ 111-98);
Представить документы подтверждающие проведение периодического контроля герметичности резервуаров жидкого моторного и одностенных резервуаров для хранения топлива ( п. 46, прил. 5 НПБ 111-98);
МАЗС оснастить очистными сооружениями для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, которые будут отвечать следующим требованиям:
оборудование очистных сооружений, в свободное пространство которого могут поступать пары топлива, должно располагаться подземно; емкости-накопители (при наличии) необходимо оснащать датчиками уровня, обеспечивающими подачу сигнала оператору АЗС при их номинальном заполнении; оборудование для опорожнения емкостей-накопителей от нефтепродуктов должно обеспечивать осуществление этой операции закрытым способом; линии деаэрации емкостей должны соответствовать требованиям, предъявляемым настоящими нормами к линиям деаэрации топливных резервуаров; трубопроводы для жидкости необходимо оснащать гидрозатворами; крышки люков для очистки песколовушек, устанавливаемых на стоках атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, должны быть выполнены в виде решеток, обеспечивающих проветривание песколовушек (п.39* НПБ 111-98).
Сотрудники АЗС не допускать к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 ППР РФ);
Не допускать наполнение резервуаров топливом открытым способом. Наполнение резервуаров топливом из АЦ должно осуществляться через трубопровод налива, проложенный подземно, и с использованием устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара (п. 455 ППР РФ, п.60 НПБ 111-98*);
В местах размещения технологических установок установить таблички с номером" телефона для вызова пожарной охраны (п. 6 ППР РФ);
На территории АЗС разместь знаки пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено" (п. 14 ППР РФ);
Создать для целей ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров аварийные группы (а 336 ППР РФ);
Представить технико-эксплуатационная и конструкторская документация на применяемую технологическую систему (п.439 ППР РФ);
Представить документацию свидетельствующую о соответствии запорной арматуры, требованиям ГОСТ 9544-93 (п.39* НПБ 111 -98);
Представить документы, подтверждающие в установленные технической документацией сроки очистку и предремонтную подготовку технологического оборудования, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы, клапаны, вентили и др.) (п. 336 ППР РФ);
На линии рециркуляции перед узлами подсоединения трубопровода к АЦ и резервуару установить огнепреградители (искрогасители). Конструкция узлов подсоединения линии рециркуляции к АЦ должна обеспечивать автоматическое перекрытие этих линий при расстыковке (п.62 НПБ" 111-98).
На объекте предусмотреть автоматическую систему противоаварийной защиты, при срабатывании которых должно быть предусмотрено автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т.п.), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии (п. 19.4 НПБ 111-98).".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Зайнудиновой Ш.М, выслушав мнение прокурора Гаджимагомедова М.Г, полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Прокурор Советского района г. Махачкалы обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Магомедову А.Н. о признании незаконной деятельности автозаправочной станции "F-1" и обязании устранить обнаруженные недостатки.
Из иска следует, что в соответствии с поручением прокуратуры Республики Дагестан, с привлечением специалистов Отдела надзорной деятельности УНД ГУ МЧС России по Республике Дагестан, проведена проверка исполнения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов (Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 N229 (ред. от 17.06.2003), о лицензировании, о пожарной безопасности при эксплуатации автозаправочной станции "F-1", расположенной в г. Махачкале по пр.И.Шамиля 1 "1".
В ходе совместных надзорных мероприятий выявлен факт осуществления индивидуальным предпринимателем Магомедовым А. Н... эксплуатации автозаправочной станции "F-1",", расположенной в г. Махачкале по пр.И.Шамиля 1 "1" (основной вид деятельности - реализация бензина и газа для автотранспортных средств), с грубыми нарушениями требований норм вышеуказанного законодательства, а именно:
Противопожарное расстояние от резервуаров СУГ до близлежащих общественных и жилых зданий не соответствует нормативному (таб. 20 Федерального закона от 22.07.2008 N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", таб. П. 6.4 НПБ 111-98*); Площадка для АЦ с жидким моторным топливом не оборудована отбортовкой высотой не менее 150 мм (п. 35* НПБ 111-98*); 98*);
Площадка для АЦ с жидким моторным топливом не оборудована аварийным резервуаром и сливным трубопроводом, обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ(п. 35* НПБ 111-98*);
Заправочная площадка для АЦ с СУГ и заправочные островки не оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций (приложение 6п.20.9НПБ 111-98*);
Заправочная площадка для АЦ с СУГ не оборудована отбортовкой высотой не менее 150 мм, обеспечивающей предотвращение растекания СУГ за ее пределы при аварийной разгерметизации арматуры АЦ, расположенной ниже номинального уровня наполнения СУГ (п. 14 НПБ 111-98*);
Отсутствует сбросная труба ларов СУГ исключающее образование взрывоопасных смесей в зоне размещения объектов, не относящихся к АЗС, а также в зоне технологического оборудования, зданий, сооружений АЗС и в местах возможного пребывания водителей и пассажиров транспортных средств (п. 14 НПБ 111-98*).
Для обеспечения охлаждения автоцистерны с СУ Г в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования (приложение 6 п.22 НПБ 111-98*);
Не представлена документация, определяющая категорию наружных установок по пожарной опасности. Отсутствует обозначение категорий на установках (п.З, статьи 24 Федерального закона от 22.07.2008 N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
На въезде, и выезде с территории АЗС не выполнены пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС (п. 9 НПБ 111-98*);
Резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% их геометрического объема) (приложение 6 п.20.5 НПБ 111-98*);
Резервуары для хранения ЖМТ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% их геометрического объема) (п.54 НПБ 111-98*);
Площадка для автоцистерны с СУГ не оборудована наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (по горизонтали на уровне верхнего края отбортовки) в любой точке площадки не менее 2 м/с и выброс паровоздушной среды через сбросную трубу. Запуск и остановка системы должны быть обеспечены как в-автоматическом режиме, так и вручную с площадки для АЦ и дистанционно из операторной АЗС. При этом автоматический запуск системы отсоса паров СУГ должен осуществляться от датчиков довзрывоопасных концентраций, а остановка -от пожарных извещателей (п. 14 НПБ 111-98);
Не представлены документы, подтверждающие проведение периодического контроля герметичности резервуаров жидкого моторного и одностенных резервуаров для хранения топлива (п. 46, прил. 5 НПБ 111-98);
МАЗС не оснащена очистными сооружениями для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, которые должны отвечать следующим требованиям:
оборудование очистных сооружений, в свободное пространство которого могут поступать пары топлива, должно располагаться подземно; емкости-накопители (при наличии) необходимо оснащать датчиками уровня, обеспечивающими подачу сигнала оператору АЗС при их номинальном заполнении; оборудование для опорожнения емкостей-накопителей от нефтепродуктов должно обеспечивать осуществление этой операции закрытым способом; линии деаэрации емкостей должны соответствовать требованиям, предъявляемым настоящими нормами к линиям деаэрации топливных резервуаров; трубопроводы для жидкости необходимо оснащать гидрозатворами; крышки люков для очистки песколовушек, устанавливаемых на стоках атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, должны быть выполнены в виде решеток, обеспечивающих проветривание песколовушек (п.39* НПБ 111-98).
Сотрудники АЗС допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 ППР РФ);
Наполнение резервуаров топливом производится открытым способом. Наполнение резервуаров топливом из АЦ должно осуществляться через трубопровод налива, проложенный подземно, и с использованием устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара (п. 455 ППР РФ, п.60 НПБ 111-98*);
В местах размещения технологических установок отсутствуют таблички с номером" телефона для вызова пожарной охраны (п. 6 ППР РФ);
Не везде на территории АЗС размещены знаки пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено" (п. 14 ППР РФ);
Не созданы для целей ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров аварийные группы (п. 336 ППР РФ);
Не представлена технико-эксплуатационная и конструкторская документация на применяемую технологическую систему (п.439 ППР РФ);
Не представлена документация, свидетельствующая о соответствии запорной арматуры, требованиям ГОСТ 9544-93 (п.39* НПБ 111-98);
Не представлены документы, подтверждающие в установленные технической документацией сроки очистку и предремонтную подготовку технологического оборудования, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы, клапаны, вентили и др.) (п. 336 ППР РФ);
На линии рециркуляции перед узлами подсоединения трубопровода к АЦ и резервуару отсутствуют огнепреградители (искрогасители). Конструкция узлов подсоединения линии рециркуляции к АЦ должна обеспечивать автоматическое перекрытие этих линий при расстыковке (п.62 НПБ 111-98).
На объекте не предусмотрена автоматическая система противоаварийной защиты, при срабатывании которых должно быть предусмотрено автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т.п.), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии (п. 19.4 НПБ 111-98).
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Магомедова А.Н. по доверенности Абдулгалимов Р.М. ставит вопрос об отмене решения, указывая, что суд рассмотрел дело в отсутствие его доверителя без надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Заявленное ходатайство о назначении пожарно-технической экспертизы для установления фактического наличия или отсутствия тех обстоятельств, которые зафиксированы в ходе проверки органами МЧС, суд отклонил необоснованно.
Извещенные надлежаще, ответчик и его представитель в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из преамбулы Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Согласно п. 1 ст. 11 названного Федерального закона, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В ст.3 этого же Федерального закона определено, что хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в частности, следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды, охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности, на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия, воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Статьей 15 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" установлены общие требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух, в соответствии с которыми в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух (п.1); действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (п.8).
Из Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" усматривается, что настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (Преамбула); санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности" (ст.1).
Из вышеприведенных правовых положений следует, что нарушением норм законодательства об охране окружающей среды, в том числе законодательства об охране атмосферного воздуха и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения создается угроза окружающей среде и здоровью человека, в связи с чем, исходя из характера спорных правоотношений и из субъектного состава участников, прокурор обратился в суд с иском.
Из исследованных в судебном заседании справок о результатах проверки исполнения АЗС "F-1" федерального законодательства, составленных 25.12.2017 года, справок о противопожарном состоянии объекта, составленными начальником отдела надзорной деятельности по Советскому району г. Махачкала, постановления о возбуждении производства об административном правонарушении следует, что в ходе надзорных мероприятий в октябре 2017 года выявлены факты осуществления индивидуальным предпринимателем Магомедовым А.Н. эксплуатации автозаправочной станции "F-1", (основной вид деятельности - реализация бензина и газа для автотранспортных средств), с грубыми нарушениями требований норм вышеперечисленного федерального законодательства.
В соответствии с постановлением об административном правонарушении от 29.12.2017 года Магомедов А.Н. привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ
В соответствии, со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Опасными производственными объектами в соответствии с указанным "Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ).
Согласно под п. "в" п. 1 вышеуказанного Приложения объекты, на которых получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются, в частности, горючие вещества -жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, относятся к категории опасных производственных объектов.
В силу ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов 11 организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Таким образом, АЗС, арендуемая ответчиком Магомедовым А.Н, (договор аренды земельного участка и нежилого помещения л.д. 15-19) относится к опасным производственным объектам.
Разрешая спор, суд первой инстанции признал установленным, что ИП Магомедовым А.Н. в ходе своей деятельности допущены следующие нарушения:
- Противопожарное расстояние от резервуаров СУГ до близлежащих общественных и жилых зданий не соответствует нормативному (таб, 20 Федерального закона от 22.07.2008 N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", таб. П. 6.4 НПБ 111-98*); Площадка для АЦ с жидким моторным топливом не оборудована отбортовкой высотой не менее 150 мм (п. 35* НПБ 111-98*);
- Площадка для АЦ с жидким моторным топливом не оборудована аварийным резервуаром и сливным трубопроводом, обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ (п. 35* НПБ 111-98*);
- Заправочная площадка для АЦ с СУГ и заправочные островки не оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций (приложение 6п.20.9НПБ 111-98*);
- Заправочная площадка для АЦ с СУГ не оборудована отбортовкой высотой не менее 150 мм, обеспечивающей предотвращение растекания СУГ за ее пределы при аварийной разгерметизации арматуры АЦ, расположенной ниже номинального уровня наполнения СУГ (п. 14 НПБ 111-98*);
- Отсутствует сбросная труба паров СУГ исключающее образование взрывоопасных смесей в зоне размещения объектов, не относящихся к АЗС, а также в зоне технологического оборудования, зданий, сооружений АЗС и в местах возможного пребывания водителей и пассажиров транспортных средств (п. 14 НПБ 111-98*).
- Для обеспечения охлаждения автоцистерны с СУ Г в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования (приложение 6 п.22 НПБ 111-98*);
- Не представлена документация, определяющая категорию наружных установок по пожарной опасности. Отсутствует обозначение категорий на установках (п.3 статьи 24 Федерального закона от 22.07.2008 N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
- На въезде и выезде с территории АЗС не выполнены пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС (п. 9 НПБ 111-98*);
Резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% их геометрического объема) (приложение 6 п.20.5 НПБ 111-98*);
- Резервуары для хранения ЖМТ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% их геометрического объема) (П.54НПБ 111-98*);
- Площадка для автоцистерны с СУГ не оборудована наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (по горизонтали на уровне верхнего края отбортовки) в любой точке площадки не менее 2 м/с и выброс паровоздушной среды через сбросную трубу. Запуск и остановка системы должны быть обеспечены как в автоматическом режиме, так и вручную с площадки для АЦ и дистанционно из операторной АЗС. При этом автоматический запуск системы отсоса паров СУГ должен осуществляться от датчиков довзрывоопасных концентраций, а остановка - от пожарных извещателей (п. 14 НПБ 111-98);
- Не представлены документы, подтверждающие проведение периодического контроля герметичности резервуаров жидкого моторного и одностенных резервуаров для хранения топлива ( п. 46, прил. 5 НПБ 111-98);
- МАЗС не оснащена очистными сооружениями для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, которые должны отвечать следующим требованиям:
оборудование очистных сооружений, в свободное пространство которого могут поступать пары топлива, должно располагаться подземно; емкости-накопители (при наличии) необходимо оснащать датчиками уровня, обеспечивающими подачу сигнала оператору АЗС при их номинальном заполнении; оборудование для опорожнения емкостей-накопителей от нефтепродуктов должно обеспечивать осуществление этой операции закрытым способом; линии деаэрации емкостей должны соответствовать требованиям, предъявляемым настоящими нормами к линиям деаэрации топливных резервуаров; трубопроводы для жидкости необходимо оснащать гидрозатворами; крышки люков для очистки песколовушек, устанавливаемых на стоках атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, должны быть выполнены в виде решеток, обеспечивающих проветривание песколовушек (п.39* НПБ 111-98).
- Сотрудники АЗС допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 ППР РФ);
- Наполнение резервуаров топливом производится открытым способом. Наполнение резервуаров топливом из АЦ должно осуществляться через трубопровод налива, проложенный подземно, и с использованием устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара (п. 455 ППР РФ, п.60 НПБ 111-98*);
- В местах размещения технологических установок отсутствуют таблички с номером" телефона для вызова пожарной охраны (п. 6 ППР РФ);
- Не везде на территории АЗС размещены знаки пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено" (п. 14 ППР РФ);
- Не созданы для целей ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров аварийные группы (п. 336 ППР РФ);
- Не представлена технико-эксплуатационная и конструкторская документация на применяемую технологическую систему (п.439 ППР РФ);
- Не представлена документация, свидетельствующая о соответствии запорной арматуры, требованиям ГОСТ 9544-93 (п.39* НПБ 111-98);
-Не представлены документы, подтверждающие в установленные технической документацией сроки очистку и предремонтную подготовку технологического оборудования, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы, клапаны, вентили и др.) (п. 336 ППР РФ);
- На линии рециркуляции перед узлами подсоединения трубопровода к АЦ и резервуару отсутствуют огнепреградители (искрогасители). Конструкция узлов подсоединения линии рециркуляции к АЦ должна обеспечивать автоматическое перекрытие этих линий при расстыковке (п.62 НПБ 111-98).
-На объекте не предусмотрена автоматическая система противоаварийной защиты при срабатывании которых, должно быть предусмотрено автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т.п.), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии (п. 19.4 НПБ 111-98).
Невыполнением АЗС вышеназванных требований закона, как обоснованно указано в решении суда, нарушаются права и законные интересы Российской Федерации на обеспечение соблюдения всеми лицами требований федерального законодательства, а также предусмотренные ст. ст.37, 41 и 42 Конституции РФ, ст. И Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и другими федеральными законами права и свободы неограниченного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 1065 ГК РФ, регламентирующей меры, необходимые для предупреждения причинения вреда, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения, либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Как следует из ст.80 ФЗ "Об охране окружающей среды", п.5 ст. 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" и разъяснений, данных в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", производственная деятельность, осуществляемая с нарушением требований законодательства об охране атмосферного воздуха, причиняющая вред или угрожающая новым вредом, в т.ч. без получения необходимых разрешительных документов на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, может быть приостановлена или прекращена по решению суда.
Таким образом, судом установлено, что нарушения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов при осуществлении деятельности АЗС имеют место.
Доводы апелляционной жалобы о рассмотрении дела в отсутствие ответчика, не извещенного надлежаще, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку рассмотрение дела было назначено на 21 февраля 2018 года с извещением сторон, в судебном заседании присутствовал прокурор и представитель ответчика, в деле был объявлен перерыв на 26 февраля 20128 года для обеспечения явки ответчика. Последний повторно в судебное не явился, несмотря на принятые судом меры, представитель его Абдулгалимов Р.М. не возражал против рассмотрения дела в отсутствие ответчика, признавая извещённым его о времени рассмотрения дела. Прокурор, участвующий в деле, как следует из протокола судебного заседания, также извещал ответчика по месту его работы.
Кроме того, на судебные заседания, назначенные в апелляционной инстанции, ответчик, извещенный надлежаще, также неоднократно не явился, о причинах неявки не сообщил, что свидетельствует о том, что последний, затягивая рассмотрение дела по существу, допускает злоупотребление правом. Таким образом, учитывая положения ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных положением п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ.
В удовлетворении ходатайства о назначении по делу экспертизы судом также обоснованно отказано.
Доводы апелляционных жалоб не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, также являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным по делу доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие юридическое значение по делу, судом установлены правильно.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.328- ч.5 ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы от 26 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.