Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Свистун Т.К,
судей Латыповой З.Г, Пономаревой Л.Х,
при секретаре Хасанове Р.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Матвеева Ю.Г. на решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 27 сентября 2018 г, которым в удовлетворении исковых требований Матвееву Ю.Г. к ГУ УПФ Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Уфы Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в установлении дополнительного ежемесячного материального обеспечения, обязании назначить ежемесячное дополнительное материальное обеспечение отказано за необоснованностью.
Заслушав доклад судьи Пономаревой Л.Х, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Матвеев Ю.Г. обратился в суд с иском к ГУ УПФ Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Уфы Республики Башкортостан о признании права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение. В обоснование заявленных требований истец указал, что постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 175 ему присуждена премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники и присвоено почетное звание лауреата премии Правительства Российской Федерации, что дает право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от дата N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерации ", как лауреату государственной премии Российской Федерации. Однако решением ГУ УПФ Российской Федерации в адрес Республики Башкортостан от дата ему отказано в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения. Считая решение ответчика незаконным, истец просил признать за ним право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии со ст. 1 Федерального Закона "О дополнительном ежемесячном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", возложить на ответчика обязанность назначить дополнительное ежемесячное материальное обеспечение со дня обращения - дата.
Судом постановлено приведенное решение, об отмене которого просит Матвеев Ю.Г. по мотиву незаконности и необоснованности принятого решения, ссылаясь на то, что лауреаты премии Правительства РФ в области науки и техники отнесены к категории лиц, пользующихся правом на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 04.03.2002 N 21-ФЗ, в назначении данной выплаты истцу отказано не правомерно.
Выслушав объяснения истца Матвеева Ю.Г, его представителя Харисова Н.Х, поддержавших доводы жалобы, представителя ГУ УПФ Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Уфы Республики Башкортостан Лукманову Л.А, полагавшую решение суда законным и обоснованным, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Федеральный закон от 04.03.2002 N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
В соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 1 приведенного Федерального закона дополнительное ежемесячное материальное обеспечение назначается лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР). Перечень является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Матвеев Ю.Г. является получателем страховой пенсии по старости.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 29.02.2000 N 175 1999 года в области науки и техники истцу присвоено почетное звание лауреата премии Правительства Российской Федерации за разработку и промышленное внедрение высокоэффективных технологий и забойных технических средств для бурения и освоения нефтяных и газовых скважин, выдан дипломом лауреата премии Правительства Российской Федерации N 2526.
дата Матвеев Ю.Г. обратился ГУ УПФ Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Уфы Республики Башкортостан с заявлением о назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения в соответствии со ст. 1 Федерального Закона РФ от 04.03.2002 N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией".
Решением ГУ УПФ Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Уфы Республики Башкортостан от дата N 60 истцу отказано в назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения по мотиву того, что граждане, награжденные премией Правительства РФ в области науки и техники, не отнесены к категории лиц, пользующихся правом на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с Законом от 04.03.2002 N 21-ФЗ.
Разрешая дело и отказывая в удовлетворении исковых требований Матвеева Ю.Г, суд указал, что при определении права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение необходимо учитывать исключительно премии, которые присуждались от имени СССР, РСФСР и Российской федерации, то есть носящие общегосударственный характер. Лауреаты премий правительства Российской Федерации право на назначение дополнительного ежемесячного материального обеспечения не имеют.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствуют закону.
К полномочиям Правительства Российской Федерации, как они изложены в Конституции Российской Федерации и Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" не отнесено право учреждать и присуждать премии от имени Российской Федерации.
Согласно части 1 ст. 80 Конституции Российской Федерации главой государства является Президент Российской Федерации.
На основании пункта "б" статьи 89 Конституции Российской Федерации Президент РФ награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 785 "О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры" учреждено четыре Государственных премии Российской Федерации в области науки и технологий и три Государственных премии Российской Федерации в области литературы искусства в размере 5 млн. рублей каждая.
Пунктом 4 данного Указа Правительству Российской Федерации поручено рассмотреть вопрос о совершенствовании системы премирования в части, касающейся премий Правительства Российской Федерации, с учетом необходимости осуществления мер государственного поощрения в области науки и техники, образования и культуры, печатных средств массовой информации.
Указом Президента Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 485 утверждены Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и Положение о государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий, Государственная премия является высшим признанием заслуг граждан Российской Федерации - деятелей науки перед обществом и государством.
Государственная премия присуждается Президентом Российской Федерации (п. 5 Положения).
Государственная премия состоит из денежного вознаграждения, диплома, почетного знака лауреата Государственной премии, удостоверения к нему и фрачного знака лауреата Государственной премии (п. 6 Положения).
В отличие от Государственной премии, премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники, которой награжден истец, учреждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 1994 г. N 873 в целях стимулирования научно-технического развития и является средством поощрения ученых и специалистов за научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в результате которых получен значительный экономический или социальный эффект, разработаны принципиально новые технологии и техника, приборы, материалы, оборудование, вещества, другие достижения в области науки и техники, а также за создание высококачественных учебников для образовательных учреждений Российской Федерации.
Таким образом, объективные критерии для награждения премией Правительства Российской Федерации не совпадают с критериями, установленными пунктом 1 статьи 1 Федерального Закона от 04.03.2002 N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что к государственным премиям РФ, с присуждением которых вышеуказанный Федеральный закон N 21-ФЗ связывает право граждан Российской Федерации на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, относятся те премии, которые являются Государственными премиями в соответствии с актом, учредившим их и положением о них. Премия Правительства РФ, которой награжден истец, такого права не дает.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для вывода о наличии у Матвеева Ю.Г. права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 04.03.2002 N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" и возложения на ГУ УПФ Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Уфы Республики Башкортостан обязанности назначить дополнительное ежемесячное материальное обеспечение.
Доводы жалобы о том, что Правительство Российской Федерации наделено полномочиями учреждать и присуждать премии от имени Российской Федерации несостоятельны.
Ссылку истца в исковом заявлении на телетайпограмму Минтруда Российской Федерации N 2181-ЮЛ, ПФ Российской Федерации N ЛЧ-06-32/3539 от 12.04.2002 нельзя признать обоснованной, поскольку данный документ не является нормативно-правовым актом, предназначен для служебного пользования и не является разъяснением, которое Минтруд РФ и Пенсионный Фонд РФ вправе издавать в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Кроме того, телетайпограмма направлена до издания Указа Президента Российской Федерации от 21.06.2004 N 785, которым изменена система государственного премирования за достижения в области науки и техники.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно и установлены на основании доказательств, признанных судом при их оценке достаточными, выводы суда вытекают из фактических обстоятельств, установленных в мотивировочной части решения на основе надлежащей оценки исследованных доказательств, решение вынесено в соответствии с нормами материального права, регулирующими рассматриваемое правоотношение.
Нарушений норм процессуального права, на которые указывается в жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к субъективному толкованию норм материального права, по существу являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им оценены, повлечь отмену постановленного решения не могут.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение следует признать законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 27 сентября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Матвеева Ю.Г. без удовлетворения.
Председательствующий Т.К. Свистун
Судьи З.Г. Латыпова
Л.Х. Пономарева
Справка: судья Осипов А.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.