Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего Урмаевой Т.А., судей коллегии Гончиковой И.Ч., Мирзаевой И.И., при секретаре Петровой Е.М., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Иволгинского района РБ к Правительству Республики Бурятия, администрации МО "Иволгинский район", третьим лицам, не за являющих самостоятельных требований территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Бурятия в Селенгинском районе, Республиканской службе по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования, Министерству природных ресурсов Республики Бурятия, ООО "Эко-Альянс", СПК "Халюта" об обязании принять меры по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов по апелляционной жалобе представителя Правительства РБ Таханова Б.В. на решение Иволгинского районного суда РБ от 27 сентября 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Иволгинского района РБ удовлетворить.
Обязать Правительство Республики Бурятия принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с земельного участка в кадастровом квартале 03:08:290106 с северной стороны ул. Новая с. Иволгинск Иволгинского района Республики Бурятия (координаты GPS N51.760194,Е107.262999) в направлении на северо-восток в срок до 30.07.2019 г.
Обязать Администрацию муниципального образования "Иволгинский район" принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с земельного участка в кадастровом квартале 03:08:290106 с северной стороны ул. Новая с. Иволгинск Иволгинского района Республики Бурятия (координаты GPS N51.760194,Е107.262999) в направлении на северо-восток в срок до 30.07.2019 г.
Заслушав доклад председательствующего, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей Правительства РБ - Романовой О.С, прокурора РБ - Ковалевой Г.Н, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ - Барлуковой А.В, Министерства природных ресурсов РБ - Исакова А.В, Трофимовой С.М, администрации МО "Иволгинский район" Хандархаева Б.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Иволгинского района РБ обращаясь в суд с указанным иском, просил возложить на Правительство Республики Бурятия обязанность по принятию мер по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с земельного участка в кадастровом квартале 03:08:290106 с северной стороны ул. Новая с. Иволгинск Иволгинского района Республики Бурятия (координаты GPS N51.760194,Е107.262999) в направлении на северо-восток в срок до 30.07.2019 г.; обязать администрацию муниципального образования "Иволгинский район" принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с земельного участка в кадастровом квартале 03:08:290106 с северной стороны ул. Новая с. Иволгинск Иволгинского района Республики Бурятия (координаты GPS N51.760194,Е107.262999) в направлении на северо-восток в срок до 30.07.2019 г.
Иск мотивирован тем, что прокуратурой района совместно со специалистом Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления, природоохранного законодательства на территории района. В границах муниципального образования "Иволгинский район" в кадастровом квартале 03:08:290106 с северной стороны ул. Новая с. Иволгинск Иволгинского района РБ (координаты GPS N51.760194,Е107.262999) в направлении на северо-восток имеется несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов; деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов надлежащим образом не организована. При визуальном осмотре площадь свалки составляет 3500 кв.м, объемом 1750 куб.м. Видовой состав мусора: картон, пластик, строительный мусор, смёт, щепа, металлолом, куски ткани. Данный земельный участок не имеет кадастрового номера и относится к неразграниченным земельным участкам в кадастровом квартале 03:08:290106. непринятие мер ответчиками по ликвидации несанкционированной свалки создает угрозу здоровью граждан, т.к. может вызвать возникновение опасных заболеваний общих для человека и животных, в связи с размножением грызунов, бродячих животных, что является нарушением установленных санитарных правил и нарушает право граждан на благоприятную среду обитания гарантированное Конституцией Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статье 8 Федерального закона от 30.03.1999г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В суде первой инстанции представитель Правительства РБ Таханов Б.В. возражал против иска прокурора, указывая на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства образования свалки мусора вследствие бездействия Правительства РБ, либо недостаточности принимаемых им мер в рамках реализации полномочий по организации деятельности по транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению коммунальных отходов. Также ссылался на то, что в досудебном порядке истцом не истребована документация о деятельности Правительства РБ по данному вопросу. Согласно действующему законодательству ликвидация несанкционированных свалок относится к полномочиям органов местного самоуправления. Данное полномочие имеет финансовое обеспечение, муниципальному образованию "Иволгинский район" для указанных целей выделено из республиканского бюджета 19947800 руб. Просил в иске отказать, поскольку Правительство РБ не является уполномоченным органом, отвечающим за организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Иволгинского района РБ.
Представитель ответчика администрации МО "Иволгинский район" Хандархаев Б.И. в судебном заседании иск прокурора не признал, муниципальным образованием частично произведены необходимые мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки. Так, комиссией администрации района составлен акт обследования свалки и утверждена дорожная карта по ее ликвидации. Кроме этого, считает, что ликвидация несанкционированной свалки мусора относится к компетенции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с вступлением в действие с 01.01.2016 г. норм, касающихся перераспределения полномочий между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления в области обращения с отходами.
Представитель СПК "Халюта" Раднаев П.А. пояснял, что свалка расположена на земельных участках МО "Иволгинский район".
Представитель третьего лица Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия Хандархаев Н.А. не возражал против удовлетворения исковых требований.
Представители Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования, Министерства природных ресурсов Республики Бурятия, ООО "Эко-Альянс" в суд не явились.
Районным судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Республики Бурятия Таханов Б.В, не соглашаясь с выводами суда, указывает на то, что Федеральным законом от 28.12.2016 г. N486 -ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлен переходный период новой системы урегулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами до 01 января 2019 г. и, по его мнению, в настоящий момент в силе нормы закона, действовавшие до 01 января 2016 г, которыми организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возложена на органы местного самоуправления.
На заседании судебной коллегии представитель Правительства РБ Романова О.С. доводы жалобы поддержала, настаивала на отмене решения суда по доводам жалобы.
Судебная коллегия, выслушав прокурора Республики Бурятия Ковалеву Г.Н, представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ - Барлукову А.В, Министерства природных ресурсов РБ - Исакова А.В, Трофимову С.М, администрации МО "Иволгинский район" Хандархаева Б.И, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу ч.1 ст.22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.13 ФЗ от 24.06.1998 г N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с указанным выше Федеральным законом.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в адрес прокуратуры Иволгинского района РБ поступило обращение гр. Мандреевой В. об имеющейся свалке мусора в районе п. Иволгинск. 22.06.2018 г. прокуратурой района совместно со специалистом Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования была проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления, природоохранного законодательства на территории района, в ходе которой было установлено, что в границах муниципального образования "Иволгинский район" в кадастровом квартале 03:08:290106 с северной стороны ул. Новая с. Иволгинск Иволгинского района РБ в направлении на северо-восток обнаружена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов. При визуальном осмотре площадь свалки составляет 3500 кв.м, объемом 1750 куб.м. Видовой состав мусора: картон, пластик, строительный мусор, смёт, щепа, металлолом, куски ткани.
Объект размещения бытовых отходов, расположенный на указанном земельном участке в государственный реестр объектов размещения отходов не включен, территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления в качестве места размещения отходов не предусмотрен.
Выявленное скопление коммунальных и бытовых отходов не соответствуют требованиям "Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 г. N80. Складирование отходов вне специально оборудованных объектов, даже в целях их последующего вывоза и дальнейшего размещения и использования считается несанкционированным размещением и является опасным для окружающей среды и здоровья человека.
Установив факт захламления земельного участка, отнесенного к неразграниченным земельным участкам в кадастровом квартале 03:08:290106 Иволгинского района РБ, твердыми коммунальными отходами, нарушающего право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, районный суд правомерно возложил на Правительство Республики Бурятия обязанность по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с указанных земельных участков, а на Администрацию муниципального образования городского округа "г. Улан-Удэ" обязанность принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с указанных земельных участков.
В соответствии со ст.6 ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относит организацию деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Статья 8 ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
В соответствии с ч.1 ст.24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно п.4 ст.24.6 вышеуказанного Федерального закона юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2016 г. N 881 утверждены Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На основании п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям субъекта Российской Федерации, а орган местного самоуправления принимает участие в деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, собственность на земельные участки, на которых находятся несанкционированные свалки, не разграничена.
Судебная коллегия не находит оснований согласиться с доводами автора жалобы о недоказанности бездействия со стороны Правительства Республики Бурятия в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, об отсутствии оснований возложения данной обязанности на ответчика в виду определения регионального оператора, поскольку наличие несанкционированных свалок установлено материалами дела, а деятельность регионального оператора по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых бытовых отходов на территории Республики Бурятия в настоящее время не осуществляется.
При таких обстоятельствах, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными и надлежаще оцененными судом доказательствами, подробно мотивированы в решении. Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Иволгинского районного суда РБ от 27 сентября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.