Дата вступления в законную силу - 13 ноября 2018 г.
Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Говорова С.И,
при секретаре Манжиковой А.Э,
с участием представителя административного истца Доржиевой М.У. - Глебова С.М, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Доржиевой М.У. в лице представителя Глебова С.М. к Правительству Республики Калмыкия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
Доржиева М.У. в лице представителя Глебова С.М. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под автозаправочный комплекс, расположенного по адресу: ***. Кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 года N 518 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия" составила 3*** руб. 25 коп. Сведения о кадастровой стоимости данного объекта внесены в Единый государственный реестр недвижимости 29 января 2013 года. Поскольку кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает ее права как плательщика земельного налога, истец обратилась за проведением оценки рыночной стоимости земельного участка. Согласно отчету независимого оценщика С. от 29 августа 2018 года N *** рыночная стоимость земельного участка составила 2*** (***) рублей. Просит суд установить кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 29 января 2013 года в соответствии с отчетом оценщика.
Определением Верховного Суда Республики Калмыкия от 14 сентября 2018 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия.
В судебном заседании представитель административного истца Доржиевой М.У. - Глебов С.М. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Административный истец Доржиева М.У, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, не сообщив суду о причинах неявки.
Представители ответчиков - Правительства Республики Калмыкия, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, заинтересованных лиц - филиала ФБГУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Калмыкия, Администрации города Элисты, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, не сообщив суду о причинах неявки и не представив доводов и возражений по поводу заявленных исковых требований.
Поскольку установленных статьями 150, 152 КАС РФ оснований отложения судебного разбирательства административного дела не имеется, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, признав причину их неявки неуважительной.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, заслушав представителя административного истца - Глебова С.М, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела, Доржиева М.У. является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 4 октября 2018 года N ***.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 27 декабря 2012 года N 518 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия. В соответствии с указанным нормативным актом кадастровая стоимость принадлежащего Доржиевой М.У. земельного участка составляет 3*** руб. 25 коп.; дата внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости 29 января 2013 года (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27 июля 2018 года N ***).
Таким образом, из материалов дела усматривается, что сведения о кадастровой стоимости принадлежащего Доржиевой М.У. земельного участка внесены в реестр объектов недвижимости 29 января 2013 года, то есть срок, предусмотренный ч. 3 ст. 245 КАС РФ, истек 29 января 2018 года. Вместе с тем, с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости административный истец обратилась 13 сентября 2018 года.
Согласно п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судам дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" пропуск срока, предусмотренного ч. 3 ст. 245 КАС РФ, не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен. Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании, а выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 180 КАС Российской Федерации должны содержаться в решении суда.
При разрешении поставленного по инициативе суда вопроса о восстановлении срока, предусмотренного ч. 3 ст. 245 КАС РФ, представитель административного истца Глебов С.М. просил восстановить указанный срок, поскольку до настоящего времени в государственный кадастр недвижимости очередные результаты определения кадастровой стоимости земельного участка не вносились, а рыночная стоимость земельного участка определена отчетом независимого оценщика С. лишь 29 августа 2018 года.
Выслушав мнение представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд учитывает, что до момента обращения Доржиевой М.У. в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости данного объекта, и, кроме того, в суд с административным исковым заявлением Доржиева М.У. обратилась непосредственно после получения отчета независимого оценщика С, изготовленного 29 августа 2018 года, в связи с чем признает период пропуска административным истцом срока на обращение в суд, с учетом времени, затраченного на производство оценки и получение отчета независимого оценщика, пропущенным по уважительным причинам, в связи с чем срок для обращения Доржиевой М.У. в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка подлежит восстановлению.
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии со ст. 389 Налогового кодекса РФ земельный участок, расположенный в пределах соответствующего муниципального образования, признается объектом налогообложения.
В силу ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объекта налогообложения по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса.
Согласно статье 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В свою очередь пунктом 3 приведенной нормы установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно абз. 5 ч. 16 ст. 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об оценке объекта оценки.
Из отчета от 29 августа 2018 года N ***, составленного независимым оценщиком С, усматривается, что рыночная стоимость принадлежащего Доржиевой М.У. объекта недвижимости по состоянию на 29 января 2013 года составила 2*** рублей.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в этой статье.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 названного Федерального закона.
Пунктом 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 года N 299, предусмотрено, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
В отчете об оценке от 29 августа 2018 года N *** приведено описание объекта исследования - земельного участка, его основные количественные и качественные характеристики; изложены принятые допущения и ограничительные условия, приведены применяемые стандарты оценки; проведен анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость. В результате выбора подходов оценщиком для оценки объекта исследования отобран сравнительный подход к оценке, реализуемый методом сравнения продаж. Отказ от использования затратного и доходного подходов и соответствующих методов мотивирован. В отчете об оценке приведены все необходимые сведения об использовании источников информации, проанализирован рынок земельных участков в районах, идентичных району расположения объекта оценки; корректировки основных факторов приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемого сравнительного подхода, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на 29 января 2013 года.
Отчет от 29 августа 2018 года N *** об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, составлен независимым оценщиком С, который включен в реестр оценщиков общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" * июля 2008 года под регистрационным N *** (свидетельство N ** от ** мая 2017 года), обладает необходимыми специальными знаниями и правом на проведение оценочной деятельности: квалификационный аттестат в области оценочной деятельности ФБУ "Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров" N *** от ** марта 2018 года по направлению оценочной деятельности "Оценка бизнеса", квалификационный аттестат в области оценочной деятельности ФБУ "Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров" N *** от ** декабря 2017 года по направлению оценочной деятельности "Оценка движимого имущества", квалификационный аттестат в области оценочной деятельности ФБУ "Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров" N *** от ** октября 2017 года по направлению оценочной деятельности "Оценка недвижимости", квалификационный аттестат ФГБОУ ВПО "Волгоградский технический университет" о сдаче единого квалификационного экзамена N *** от ** марта 2016 года, сертификат соответствия от ** июня 2016 года N *** о соответствии требованиям "Системы сертификации судебных экспертов, организаций и лабораторий, оказывающих услуги в области судебной экспертизы" в области судебной оценочной экспертизы; диплом Волгоградского государственного технического университета о профессиональной переподготовке по дополнительной профессиональной программе "Судебная оценочная (стоимостная) экспертиза стоимости предприятия (бизнеса)" N *** от ** апреля 2016 года; удостоверение Волгоградского государственного технического университета о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе "Судебная оценочная экспертиза" N *** от ** марта 2016
года; ответственность оценщика застрахована в АО СК "РСХБ-Страхование" (страховой полис N *** от * июля 2018 года).
Как следует из исследованной в судебном заседании выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 4 октября 2018 года N *** в отношении принадлежащего Доржиевой М.У. спорного земельного участка имеется обременение в виде ипотеки; срок действия ограничения прав и обременения объекта недвижимости - с ** декабря 2017 года по ** декабря 2017 года; лицо, в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости - Акционерное общество "Российский сельскохозяйственный банк"; основание государственной регистрации: договор об ипотеке (залоге недвижимости) N *** от * декабря 2012 года, дополнительное соглашение к договору N ** от * декабря 2012 года - выдано * декабря 2014 года, дополнительное соглашение к договору N ** от * декабря 2012 года - выдано * августа 2016 года. Согласно п. 3.2 договора об ипотеке (залоге недвижимости) N *** от * декабря 2012 года залоговая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: ***, передаваемого в залог (ипотеку) в соответствии с условиями настоящего Договора, установлена сторонами в размере *** рублей.
В соответствии с п. 10 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 22 июня 2015 года N 388, кадастровая оценка проводится без учета ограничений (обременений) объекта недвижимости, за исключением ограничений (обременений), установленных в публично-правовых интересах в отношении объекта недвижимости, связанных с регулированием использования (в том числе, зонированием) территорий, государственной охраной объектов культурного наследия, охраной окружающей среды, обеспечением безопасности населения или Российской Федерации.
Учитывая нормативные требования пункта 10 ФСО N 4, а также содержащиеся в указанном выше договоре ипотеки положения, определяющие стоимость находящегося в залоге земельного участка в фиксированном размере, который не зависит от его кадастровой стоимости, наличие в Едином государственном реестре недвижимости сведений об обременении в виде ипотеки не имеет правового значения для вывода об обоснованности содержащихся в отчете N *** результатов оценки рыночной стоимости земельного участка и разрешения заявленного в административном иске требования по существу.
С учетом положений ст. 84 КАС РФ прихожу к выводу, что представленный отчет о рыночной стоимости объекта оценки соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ, положениям и нормам федеральных стандартов оценки, действующих на момент проведения оценки, выводы в отчете предельно ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий. В целом отчет соответствует требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности. Доказательств обратного ответчиками и заинтересованными лицами не представлено.
При таких обстоятельствах суд признает требования Доржиевой М.У. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере его рыночной стоимости подлежащими удовлетворению и считает возможным установить указанную стоимость в размере 2 *** рублей по состоянию на 29 января 2013 г.
В соответствии с положениями абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона
N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере рыночной стоимости подлежит установлению на период с 1 января 2018 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
С учетом установленных обстоятельств дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости соответствует дате обращения административного истца в суд - 13 сентября 2018 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ,
решил:
административное исковое заявление Доржиевой М.У. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***, в размере рыночной стоимости - 2 *** (***) рублей по состоянию на 29 января 2013 года, на период с 1 января 2018 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 13 сентября 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Калмыкия С.И. Говоров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.