СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Нагорновой О.Н,
судей Перминовой Н.А, Слободянюк Т.А,
при секретаре Тырышкиной Н.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 декабря 2018 года дело по апелляционному представлению прокурора Усть - Куломского района Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 сентября 2018 года, по которому
В удовлетворении исковых требований прокурора Усть-Куломского района к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений, ГКУ РК "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усть-Куломского района", Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми об обязании в срок до 01.01.2021 обеспечить круглосуточный приём несовершеннолетних, нуждающихся в социально реабилитации, в ГКУ РК "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усть-Куломского района" путём оборудования в здании, расположенном по адресу: "Адрес обезличен" "Адрес обезличен", приёмно-карантинного отделения, соответствующего требованиям СанПиН "Дата обезличена"-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" отказано.
Заслушав доклад судьи Перминовой Н.А, объяснения представителей прокуратуры Юдина А.В, Кузьминой Е.М, представителя ГКУ РК "Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних Усть - Куломского района" Напалковой А.А, представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты населения Бородкиной А.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Усть-Куломского района в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Министерству Республики Коми имущественных и земельных отношений об обязании в срок до 01.01.2021 обеспечить круглосуточный приём несовершеннолетних, нуждающихся в социально реабилитации, в ГКУ РК "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усть-Куломского района" путём оборудования в здании, расположенном по адресу: "Адрес обезличен" "Адрес обезличен" приёмно-карантинного отделения, соответствующего требованиям СанПиН 2.4.3259-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Требования обосновал тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в части соблюдения требований к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ГКУ РК "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усть-Куломского района". В ходе проверки установлено, что здание ГКУ РК "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усть-Куломского района" располагается по адресу: "Адрес обезличен". Согласно Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.02.2015 N 8 утверждены СанПиН 2.4.3259-15, которые устанавливают санитарно- эпидемиологические требования, в том числе, к условиям размещения организаций для детей-сирот, зданию и оборудованию помещений организации для детей-сирот, медицинскому обеспечению, санитарному состоянию и содержанию помещений и территории организации для детей-сирот. Указанные санитарные правила являются обязательными для исполнения. В соответствии с п. 4.17 СанПиН 2.4.3259-15 в организации для детей-сирот предусматривается приёмно-карантинное отделение, предназначенное для размещения в нём поступивших детей на период установления у них наличия или отсутствия инфекционных заболеваний. Однако в ходе проверки было установлено, что в ГКУ РК "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усть-Куломского района" необходимое приёмно-карантинное отделение отсутствует, что нарушает права и интересы неопределённого круга лиц, пребывающих в данном учреждении, в том числе несовершеннолетних, не способных самостоятельно защищать свои права и интересы, а также создаёт угрозу здоровью и жизни указанной категории лиц, поскольку в СРЦН не обеспечено незамедлительное проведение медицинского осмотра поступивших детей в ночное время и их временная изоляция от остальных детей по медицинским показаниям.
В связи с тем, что здание, эксплуатируемое СРЦН для уставной деятельности, находится в собственности Республики Коми, исходя из положений ч. 1 ст. 125, ч. 1, 3 ст. 214, ч. 1 ст. 296 ГПК РФ обязанность по устранению выявленных нарушений должна быть возложена на орган государственной власти Республики Коми, являющийся собственником имущества, а именно на Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ГКУ РК "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усть-Куломского района" и Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурора Усть - Куломского района ставится вопрос об отмене судебного решения в связи с неправильным применением норм материального права, неправильной оценкой установленных юридически значимых обстоятельств.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении, обсудив доводы возражений на апелляционное представление Министерства РК имущественных и земельных отношений, Министерства труда, занятости и социальной защиты РК, ГКУ РК "Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних Усть - Куломского района", судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Судом установлено, что ГКУ РК "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усть-Куломского района" создано постановлением Администрации Усть-Куломского района от 30.01.1995 N 44 "Об открытии приюта для несовершеннолетних, оказавшихся в экстремальной ситуации".
Предметом деятельности Учреждения является профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в возрасте от 3 до 18 лет и организация социального обслуживания несовершеннолетних в стационарной форме. Несовершеннолетние содержатся в Учреждении на полном государственном обеспечении в течение времени, необходимого для проведения с ними индивидуальной профилактической работы по оказанию им социальной помощи и проведении реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством РФ.
Здание ГКУ расположено по адресу: "Адрес обезличен" "Адрес обезличен" Учредителем и собственником имущества Учреждения является Республика Коми. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми. Полномочия собственника имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждения, осуществляет Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений.
В соответствии с п. 4 Устава ГКУ имущество Учреждения является государственной собственностью Республики Коми. Учреждение несёт ответственность за сохранность и эффективное использование по назначению закреплённого за ним на праве оперативного управления государственного имущества Республики Коми, не допускает ухудшения технического состояния имущества (за исключением ухудшений, связанных с нормативным износом в процессе эксплуатации)
Согласно положению п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ казённое учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казённого учреждения несёт собственник его имущества.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.02.2015 N 8 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3259-15 введены в действие с 1 сентября 2015 года.
Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, физическому развитию, оздоровлению, абилитации и реабилитации, а также уходу и присмотру в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в организациях, обеспечивающих временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи государства.
Пункт 1.12 СанПиН 2.4.3259-15 устанавливает, что организации для детей-сирот обеспечивают условия пребывания в них детей, отвечающие требованиям настоящих санитарных правил.
Пункт 1.3 СанПиН 2.4.3259-15 устанавливает, что настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и эксплуатацией объектов организаций для детей-сирот: образовательных организаций, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В соответствии с пунктом 4.17 СанПиН 2.4.3259-15 в организации для детей-сирот предусматривается приёмно-карантинное отделение, предназначенное для размещения в нём вновь поступивших детей на период установления у них наличия или отсутствия инфекционных заболеваний.
При этом СанПиН 2.4.3259-15 предусматривают следующие требования к приёмно-карантинному отделению:
п. 4.17.1. Приёмно-карантинное отделение оборудуется отдельным входом и состоит из приёмно-смотровой, не менее двух палат изолятора, буфета, кабинета врача, медицинского кабинета, санитарно-бытовых помещений (санитарный узел, душевая (ванная) комната).
п. 4.17.2. Палаты изолятора отделяются от остальных медицинских помещений шлюзом с умывальником.
Площадь палат изолятора принимается из расчёта 6,0 кв. м на 1 койку.
п. 4.17.3. Медицинский кабинет размещается рядом с палатами изолятора и имеет отдельный вход из коридора.
п. 4.17.4. Буфетная приёмно-карантинного отделения оборудуется моечными ваннами и баком для дезинфекции посуды, шкафом для хранения посуды и инвентаря, столом.
В ходе проведённой прокурором Усть-Куломского района в ГКУ РК "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усть-Куломского района" установлено, что у Учреждения имеется лицензия на осуществление медицинской деятельности от "Дата обезличена" "Номер обезличен", предполагающей оказание доврачебной помощи.
Обращаясь с требованиями, прокурор указывал, что вопреки вышеперечисленным требованиям законодательства в Учреждении отсутствует приёмно-карантинное отделение, вследствие чего круглосуточный приём несовершеннолетних не обеспечен. Полномочия по медицинскому обслуживанию возложены на ГБУЗ РК "Усть-Куломская ЦРБ" на основании договора "Номер обезличен" о сотрудничестве от "Дата обезличена", который не предполагает круглосуточное пребывание в Учреждении медицинского работника, ввиду отсутствия которого приём вновь поступивших несовершеннолетних в ночное время невозможен, поскольку необходимый медицинский осмотр детей при поступлении в Учреждение с целью выявления больных не проводится.
Указанные нарушения послужили основанием для обращения прокурора с иском в суд в интересах неопределённого круга лиц.
Судом также установлено, что в соответствии с техническим паспортом по состоянию на 2005 год здание, в котором осуществляет свою деятельность ГКУ РК "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усть-Куломского района", построено в 1959 году, имеет 1 этаж. Фундамент здания бетонный имеет трещины, стены и наружная отделка брусчатые, перегородки деревянные. Здание состоит из основного здания площадью 428,3 кв.м, деревянной пристройки площадью 10 кв. м, крыльца площадью 24,5 кв.м. Капитальный ремонт и реконструкции не проводились. Свободные помещения отсутствуют.
Здание ГКУ эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому оно было построено.
Отказывая прокурору в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что согласно п. 1.4 СанПиН 2.4.3259-15 ранее построенные здания организаций для детей-сирот эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены.
Следовательно, СанПиН 2.4.3259-15 не распространяются на объекты, построенные до сентября 2015 года.
Ранее действовавшие СанПиН 2.4.1201-03 "Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации", утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11.03.2003, N 13 и зарегистрированные Минюстом России 21.03.2003, регистрационный N 4304, не предусматривали обязательное наличие в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, приёмно-карантинного отделения.
Данный вывод суда первой инстанции не основан на нормах СанПиН 2.4.1201-03, поскольку пунктом 2.2.6.2 также предусматривалось оборудование приемного отделения с самостоятельным выходом и наличием кабинета врачебного осмотра, изолятора, буфета, санузла и раздевалки.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционного представления прокурора и отмены судебного решения.
В судебном заседании представитель ГКУ РК "Социально - реабилитационный центр" поясняла, что социальный приют осуществляет свою деятельность с 1997 года в здании в деревянном исполнении по адресу: "Адрес обезличен" "Адрес обезличен", которое построено и введено в эксплуатацию в 1959 году в рамках требований, существовавших на момент открытия Учреждения. Капитальный ремонт и реконструкция здания не производились. Указывала на невозможность оборудования приемно - карантинного отделения без реконструкции либо перепланировки здания с целью увеличения площади. Реконструкция/перепланировка здания, либо строительство пристройки трудновыполнимо и экономически нецелесообразно, поскольку в учреждение в месяц поступает 1-2 ребёнка. Оборудование приёмно-карантинного отделения влечёт дополнительные значительные затраты. Кроме того, имеет место неустойчивость фундаментов и грунтов основания здания. Исходя их технических характеристик здания и отсутствия в нём свободных помещений не представляется возможным оборудовать в здании приёмно-карантинное отделение путём его перепланировки или реконструкции. Напротив, производство строительных работ может создать угрозу жизни и здоровья несовершеннолетних, так как последствия возведения пристройки к старому зданию учреждения не известны.
Кроме того, представитель ГКУ РК "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Усть-Куломского района" ссылалась на то, что с Усть-Куломской центральной районной больницей имеется договор о сотрудничестве от "Дата обезличена", в соответствии с которым ГБУЗ РК "Усть - Куломская центральная районная больница" осуществляет медицинское обслуживание вновь поступивших детей в ГКУ РК "СРЦН Усть - Куломского района" на период установления у них наличия или отсутствия инфекционных заболеваний в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 14.07.2003 N 307 "О повышении качества оказания лечебно - профилактической помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним". Таким образом, при поступлении детей-сирот в ГКУ в должной мере обеспечивается их безопасность, предусмотренная санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
При разрешении заявленных прокурором требований суд обоснованно принял во внимание невозможность оборудования здания ГКУ приёмно-карантинным отделением, состоящим из приёмно-смотровой, 2 палат, буфета, изолятора, кабинета врача, медицинского кабинета, санитарно-бытовых помещений в силу ограниченности площади и в силу того, что помещение является неприспособленным.
В соответствии с Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания. Нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), содержащие гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранению и укреплению его здоровья (пункты 1, 2).
Как следует из представленного суду соглашения о сотрудничестве с ГБУЗ РК "Усть - Куломская центральная районная больница", медицинское обслуживание вновь поступивших детей в ГКУ РК "СРЦН Усть - Куломского района" осуществляется в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 14.07.2003г. N 307 "О повышении качества оказания лечебно - профилактической помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним". Данным приказом утверждены схемы обследования беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних при поступлении в лечебно-профилактические учреждения с учетом положений "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" и Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"; Порядок проведения вакцинопрофилактики беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних; Рекомендуемые схемы оказания медицинской помощи детям при психических и поведенческих расстройствах, вызванных употреблением психоактивных веществ (ПАВ).
Суд не усматривает каких - либо нарушений в нахождении вновь поступающих несовершеннолетних с СРЦН Усть - Куломского района в медицинском учреждении, являющемся специализированным, оборудованным, имеющем подготовленный квалифицированный персонал и специально оборудованные помещения. Учитывая наличие данных о невозможности оборудования приемно - карантинного отделения в самом Социально - реабилитационном центре без проведения значительной реконструкции и переоборудования деревянного здания, 1959 года постройки, а также сложившийся порядок, при котором вновь поступающие несовершеннолетние от 3 до 5 дней проходят карантинные мероприятия в медицинском учреждении, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований прокурора.
Ссылку прокурора на неосуществление социально - реабилитационных мероприятий в период нахождения несовершеннолетних в медицинском учреждении, суд апелляционной инстанции не принимает во внимание, поскольку директором СРЦН в судебном заседании подтверждено, что в случае поступления ребенка в остром психическом либо психологическом состоянии работа социального педагога начинается сразу в медицинском учреждении.
В силу требований статьи 13 ГПК РФ об обязательности судебных постановлений, статьи 210 ГПК РФ об исполнении решения суда во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение суда должно быть исполнимым.
С учетом изложенных обстоятельств, а также принимая во внимание, что Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних в Усть - Куломском районе, являясь учреждением социального обслуживания в соответствии с требованиями ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в РФ" может осуществлять социальное сопровождение путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия в соответствии со статьей 28 данного Федерального закона, что имеет место в рассматриваемой ситуации, оснований для удовлетворения апелляционного представления прокурора апелляционная инстанция не усматривает.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены полно и правильно. Нормы материального права судом применены верно, нарушений процессуального права, которые влекут отмену решения, не допущено. Принятое по делу решение следует признать законным, а доводы апелляционного представления - необоснованными.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Усть - Куломского района - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.