Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Ковалюк Л.Ю,
судей Копцевой Г.В, Титовой В.В,
при секретаре Ждановой М.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края на решение Топчихинского районного суда Алтайского края от 12 июля 2018 года по административному делу по иску прокурора Топчихинского района в интересах неопределенного круга лиц к Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, Администрации Топчихинского района Алтайского края, Администрации Топчихинского сельсовета Топчихинского района Алтайского края о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ковалюк Л.Ю, судебная коллегия
установила:
прокурор Топчихинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчикам, просил (с учетом уточнения требований):
- обязать Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (далее Минстройтранс Алтайского края) в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу привести площадку для временного хранения твердых бытовых отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 22:49:020117:294, в соответствие с требованиями п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", выполнив следующие мероприятия в отношении площадки для временного хранения отходов: поверхность хранящихся насыпью отходов защитить от воздействия атмосферных осадков и ветров; осуществить обустройство поверхности площадки искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием; по периметру площадки сделать обваловку и обособленную сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями;
- обязать Администрацию Топчихинского района Алтайского края, Администрацию Топчихинского сельсовета Топчихинского района Алтайского принять участие в проведении вышеуказанных мероприятий.
В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об обращении с отходами производства и потребления, по результатам которой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером "номер", имеющем адрес "адрес", - размещена площадка для складирования твердых бытовых отходов. Земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования) муниципальному образованию Топчихинский сельсовет Точихинского района Алтайского края, относится к категории земель - земли населенных пунктов - для размещения площадки для складирования твердых бытовых отходов. Однако, в нарушение Федерального закона "Об охране окружающей среды", Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона "Об отходах производства и потребления", п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.), не имеет искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.), по периметру площадки отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
В силу ст.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", п.2.14.5 Положения о Минстройтрансе Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 08.12.2016 N 155, обязанность по приведению площадки для хранения твердых бытовых отходов в соответствие с требованиями законодательства лежит на указанном органе.
Пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч.3 ст.8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами отнесено участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. Площадка для складирования отходов расположена на земельном участке, находящемся во владении муниципального образования Топчихинский сельсовет. Учитывая изложенное, администрация района и администрация сельсовета должны участвовать в приведении площадки для хранения твердых бытовых отходов в соответствие с требованиями законодательства.
Неисполнение ответчиками возложенных на них обязанностей ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц, создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Решением Топчихинского районного суда Алтайского края от 12 июля 2018 года иск удовлетворен.
Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края обязано в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу привести площадку для временного хранения твердых бытовых отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 22:49:020117:294, в соответствие с требованиями пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", выполнив следующие мероприятия: поверхность хранящихся насыпью отходов защитить от воздействия атмосферных осадков и ветров; осуществить обустройство поверхности площадки искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием; по периметру площадки сделать обваловку и обособленную сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
Администрация Топчихинского района, Администрация Топчихинского сельсовета обязаны в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу участвовать в привидении площадки для временного хранения твердых бытовых отходов, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 22:49:020117:294, в соответствие с требованиями пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", в том числе участвовать в выполнении следующих мероприятий: поверхность хранящихся насыпью отходов защитить от воздействия атмосферных осадков и ветров; осуществить обустройство поверхности площадки искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием; по периметру площадки сделать обваловку и обособленную сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.
В апелляционной жалобе Минстройтранс Алтайского края просит отменить решение в части удовлетворения исковых требований к указанному ответчику, принять в части новое решение об отказе в иске. В обоснование указывает, что является ненадлежащим ответчиком; в решении не указано, в чем заключается нарушение прав неопределенного круга лиц действиями (бездействием) Минстройтранса Алтайского края; в деле отсутствуют доказательства совершения незаконного действия (бездействия); не установлена причинно-следственная связь между таким действием (бездействием) и нарушением. Поскольку Минстройтранс Алтайского края является государственным органом, его действия (бездействие) могут быть оспорены в рамках административного судопроизводства. Исковое заявление прокурора не соответствует требованиям ст.220 КАС РФ.
Минстройтранс Алтайского края не является ни владельцем площадки, где размещены ТКО, ни владельцем земельного участка, на котором расположена площадка, не осуществляет деятельность по накоплению, хранению ТКО на данной площадке, в связи с чем не могло причинить вред окружающей среде или санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Причинно-следственная связь между действиями и нарушением прав отсутствует.
Полагает, что на органах местного самоуправления, осуществляющих полномочия собственника и владельца земельного участка, лежит обязанность по использованию земельного участка способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, а также по осуществлению мероприятий по защите земельного участка от загрязнения отходами производства и потребления.
Использование площадки для складирования ТКО началось Администрацией Топчихинского сельсовета в 2014 году, однако, требования СанПиН 2.1.7.1322-03 введены в действие в 2003 году и подлежали применению при размещении и обустройстве площадки в 2014 году.
Бремя содержания мест накопления ТКО лежит на собственниках, владельцах данных мест и земельных участков. В случае выявления несанкционированных мест размещения ТКО обязанность по их ликвидации лежит на собственниках земельных участков.
Сведения о площадке складирования ТКО отсутствуют в государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО), в связи с чем она является несанкционированной, таким образом, вред окружающей среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения возник вследствие ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления Топчихинского района и Топчихинского сельсовета возложенных на них обязанностей собственника, владельца земельного участка и места несанкционированного размещения ТКО.
Деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО осуществляется операторами по обращению с ТКО или региональными операторами, деятельность по накоплению и хранению ТКО - собственниками, владельцами мест накопления ТКО или земельных участков, в связи с чем ссылка на ст.6 Федерального закона N 89-ФЗ не может является надлежащим и достаточным правовым обоснованием для удовлетворения требований к Минстройтрансу Алтайского края.
В целях организации на территории Топчихинского района Алтайского края деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО Минстройтрансом Алтайского края в апреле и июле 2018 года организовано проведение конкурсного отбора регионального оператора, однако, конкурсный отбор признан несостоявшимся.
Исходя из положений Федерального закона N 89-ФЗ, закона Алтайского края N 11-ЗС, положения о Минстройтрансе Алтайского края в его компетенцию не входит осуществление самой деятельности по обращению с ТКО.
В судебное заседание апелляционной инстанции явились прокурор Текутьева Я.В, представитель Мистройтранса Алтайского края Герман К.В. Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще, в судебное заседание не явились, об отложении не просили, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке административного судопроизводства по правилам, установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Рассмотрев дело в соответствии со ст.308 КАС РФ в полном объеме, выслушав пояснения представителя ответчика, поддержавшего жалобу, пояснения прокурора, возражавшего против жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы.
Обращение с отходами производства и потребления - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Накоплением отходов является складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (ст.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
В соответствии со ст.13 названного Федерального закона (далее Федеральный закон N 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (далее ТКО) на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (далее ТКО) абзацем 16 ст.6 Федерального закона N 89-ФЗ отнесена к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами.
Согласно пп.7.2 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.8 закона Алтайского края от 11.02.2008 N 11-ЗС "Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае" организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Накопление отходов до их утилизации должно осуществляться с учетом классов опасности, физических свойств и агрегатного состояния отходов в местах, специально оборудованных в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-санитарных, экологических и иных норм и правил, в условиях, исключающих потерю их ценных качеств.
В соответствии с п.п.1, 2 ст.8 Федерального закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В соответствии с п.п.1, 6 ст.13.4 Федерального закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80 введены в действие Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", в соответствии с п.п.3.2, 3.7 которых временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках. При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
В соответствии с п.13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (в редакции от 12.11.2016, действовавшей на день вынесения судебного решения), бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.
Аналогичные положения содержатся в абзаце 2 п.10 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Алтайского края, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от 24.07.2017 N 272.
Как следует из обстоятельств дела, постановлением Администрации Топчихинского района Алтайского края от 17.01.2014 N 21 из земель населенных пунктов, находящихся в распоряжении муниципального района, Администрации Топчихинского сельсовета Топчихинского района Алтайского края в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок с кадастровым номером 22:49:020117:294 площадью 40001 кв.м, имеющий адрес (местоположение): "адрес", - для размещения площадки для складирования твердых бытовых отходов. ДД.ММ.ГГ произведена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования муниципального образования Топчихинский сельсовет Топчихинского района Алтайского края на указанный земельный участок, имеющий вид разрешенного использования - для размещения площадки для складирования твердых бытовых отходов.
ДД.ММ.ГГ между муниципальным образованием Топчихинский район Алтайского края и муниципальным образованием Топчихинский сельсовет Топчихинского района Алтайского края заключено соглашение о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, которым полномочие по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов передано сельскому поселению.
По результатам проверки соблюдения требований законодательства об обращении с отходами производства и потребления прокуратурой Топчихинского района установлено, что на земельном участке размещена площадка для временного складирования твердых бытовых отходов, не отвечающая требованиям п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", а именно: поверхность хранящихся насыпью отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки не имеет искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями. Результаты проверки отражены в акте от ДД.ММ.ГГ, составленном заместителем прокурора Топчихинского района, и фототаблице.
Постановлением Администрации Алтайского края от 23.10.2014 N 494 утверждена Государственная программа Алтайского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края" на 2015-2020 годы. Мероприятием подпрограммы 3 "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края" является обустройство существующих санкционированных объектов накопления и размещения ТКО. Финансирование мероприятий подпрограммы 3 осуществляется за счет средств краевого бюджета, местного бюджета и с привлечением внебюджетных источников. Соисполнителем государственной программы является Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, участником подпрограммы - Минстройтранс Алтайского края.
В соответствии с п.3 ст.6.1 закона Алтайского края "Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае" к полномочиям исполнительного органа государственной власти Алтайского края, уполномоченного в области строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, в области обращения с отходами, относятся: организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п.2.14.5 Положения о Министерстве строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 08.12.2016 N 155, Министерство в рамках предоставленных полномочий организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В данной части Положение не приведено в соответствие со ст.6 Федерального закона N 89-ФЗ и п.3 ст.6.1 закона Алтайского края "Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае", в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о том, что полномочие по организации деятельности по накоплению ТКО так же относится к полномочиям Минстройтранса Алтайского края в области обращения с отходами.
С учетом изложенного в полномочия Минстройтранса Алтайского края входит организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, обустройству существующих санкционированных объектов накопления и размещения ТКО.
Согласно ч.5 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений.
Согласно записям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 22:49:020117:294 имеет вид разрешенного использования - для размещения площадки для складирования твердых бытовых отходов.
По сообщению Администрации Топчихинского района от 12.11.2018 N 248/П/2741 земельный участок включен в схему территориального планирования муниципального образования Топчихинский район Алтайского края как существующий полигон ТБО.
Согласно ответу Минприроды Алтайского края от ДД.ММ.ГГ "номер" площадка для складирования твердых бытовых отходов, находящаяся на земельном участке с кадастровым номером 22:49:020117:294, в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) не внесена.
Таким образом, указанная площадка является местом накопления отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Согласно выписке из ЕГРН о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером "номер" ДД.ММ.ГГ произведена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования муниципального образования Топчихинский сельсовет Топчихинского района Алтайского края. Сведения о собственнике земельного участка в ЕГРН отсутствуют.
По сообщению Администрации Топчихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ "номер" государственная собственность на земельный участок не разграничена.
В соответствии со ст.16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в соответствии со ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Исходя из положений названной статьи земельный участок не относится к муниципальной собственности.
В соответствии с п.10 ст.3 указанного Федерального закона в редакции от 23.07.2013, действовавшей на дату вынесения постановления Администрацией Топчихинского района от ДД.ММ.ГГ "номер" о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование администрации сельсовета, распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Таким образом, из обстоятельств дела следует, что земельный участок находится в государственной собственности, государственная собственность не разграничена. С учетом вышеприведенных положений ст.13.4 Федерального закона N 89-ФЗ, Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Алтайского края, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от 24.07.2017 N 272 (в редакциях, действовавших на день вынесения решения), полномочие по организации деятельности по надлежащему обустройству места накопления ТКО лежит на Минстройтрансе Алтайского края.
Согласно Генеральному плану муниципального образования Топчихинский сельсовет Топчихинского района Алтайского края, утвержденному решением Топчихинского сельского Совета депутатов от 11.09.2014 N 24, земельный участок с кадастровым номером "номер" находится в функциональной зоне рекреационного назначения
Согласно карте градостроительного зонирования, являющейся приложением к Правилам землепользования и застройки муниципального образования Топчихинский сельсовет Топчихинского района Алтайского края, утвержденным решением Топчихинского сельского Совета депутатов от 11.11.2014 N 34, земельный участок с кадастровым номером "номер" расположен в зоне рекреационного назначения. Согласно градостроительному регламенту зоны рекреационного назначения (ст.37 ПЗЗ) основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства являются: общее пользование территории, спорт, природно-познавательный туризм; условно-разрешенные виды использования не установлены; вспомогательный вид разрешенного использования: коммунальное обслуживание.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, указанный в ЕГРН, не соответствует видам разрешенного использования, установленным градостроительным регламентом.
Приказом Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от 14.10.2016 N 1783 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Алтайского края. По сообщению Минприроды Алтайского края от ДД.ММ.ГГ "номер" в территориальной схеме в таблице 10.3 "Объекты размещения ТКО, подлежащие рекультивации" указана несанкционированная свалка ТБО, "адрес" площадью "данные изъяты" га.
Однако, нахождение земельного участка с кадастровым номером 22:49:020117:294 в соответствии с документами территориального планирования и территориального зонирования в зоне рекреационного назначения и его включение в перечень объектов размещения ТКО, подлежащих рекультивации, не свидетельствует о том, что его следует квалифицировать как несанкционированную свалку ТКО, поскольку вид разрешенного использования земельного участка - для размещения площадки для складирования твердых бытовых отходов - внесен в сведения Единого государственного реестра недвижимости, при этом указанные документы территориального планирования и территориального зонирования приняты позднее регистрации права постоянного (бессрочного) пользования сельского поселения и определения вида разрешенного использования земельного участка. В соответствии с ч.8 ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Аналогичные положения содержатся в п.4 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного площадка для складирования ТКО не является несанкционированной свалкой и подлежит приведению в соответствие с требованиями законодательства.
Доводы апелляционной жалобы основанием для отмены решения не являются.
Пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ допускает принятие судебного решения об удовлетворении требований о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.
Из обстоятельств дела следует, что административным ответчиком не исполнено публичное полномочие по организации деятельности по приведению места накопления твердых коммунальных отходов в соответствие с требованиями законодательства. Такое бездействие нарушает права неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду, закрепленные в ст.42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Установление данных обстоятельств является достаточным основанием для удовлетворения заявленных требований.
Ссылки в жалобе на то, что деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО осуществляется операторами по обращению с ТКО или региональными операторами, и Минстройтарнс Алтайского края принимает меры по проведению конкурсного отбора регионального оператора, юридического значения не имеют, поскольку региональный оператор, оператор по обращению с ТКО не являются собственниками земельных участков, либо мест накопления ТКО.
Довод жалобы о том, что требования СанПин 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" подлежали применению при размещении и обустройстве площадки в 2014 году не исключает обязанность Минстройтранса Алтайского края по организации приведения площадки в соответствующее состояние, поскольку указанные СанПиН подлежат применению как при строительстве, так и при эксплуатации мест накопления ТКО.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем судебной коллегией не принимаются.
С учетом сформулированных в п.16 ст.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" полномочий субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления судебная коллегия полагает необходимым уточнить абзац второй резолютивной части решения указанием на возложение на Минстройтранс Алтайского края обязанности по организации деятельности по приведению площадки для временного складирования твердых бытовых отходов в соответствие с требованиями санитарных правил и нормативов.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Топчихинского районного суда Алтайского края от 12 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края - без удовлетворения.
Уточнить абзац второй резолютивной части решения, изложив его в следующей редакции:
"Обязать Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу организовать приведение площадки для временного хранения твердых бытовых отходов, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 22:49:020117:294, в соответствие с требованиями пункта 3.7 СанПин 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", выполнив следующие мероприятия: поверхность хранящихся насыпью отходов защитить от воздействия атмосферных осадков и ветров; осуществить обустройство поверхности площадки искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием; по периметру площадки сделать обваловку и обособленную сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.".
Председательствующий
Судьи
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.