Заместитель председателя Алтайского краевого суда Лобова О.А., рассмотрев жалобу Шейда Г. П. на вступившее в законную силу решение судьи Алтайского краевого суда от 12 сентября 2018 года по жалобе начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю Ждановой Л. Г. на постановление судьи Центрального районного суда г.Барнаула от 11 июля 2018 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Шейда Г. П, ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженца "адрес", проживающего по адресу: "адрес", председателя Алтайского краевого общественного движения поддержки гражданских и социальных инициатив "Согласие",
прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от 19 апреля 2018 года, составленному начальником отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю Бускуновым Р.Н, в 17 часов 30 минут 30 ноября 2017 года по результатам плановой документарной проверки Алтайского краевого общественного движения поддержки гражданских и социальных инициатив "Согласие" (далее - АКОД "Согласие"), расположенного по адресу: г.Барнаул, пос.Бельмесево, ул.Притрактовая, д.35, проведенной на основании распоряжения начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю Ждановой Л.Г. от 6 октября 2017 года N 121 в период со 2 по 30 ноября 2017 года, выявлено, что председатель АКОД "Согласие" Шейда Г.П. не обеспечил включение организации, осуществляющей политическую деятельность на территории Российской Федерации и получившую денежные средства от иностранных источников, в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, чем нарушена часть 6 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ).
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
Решением судьи Алтайского краевого суда от 12 сентября 2018 года постановление отменено, дело возвращено в Центральный районный суд г.Барнаула на новое рассмотрение.
Постановлением судьи Центрального районного суда г.Барнаула от 10 октября 2018 года Шейда Г.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
В жалобе, поступившей в Алтайский краевой суд, Шейда Г.П. просит отменить вступившее в законную силу решение судьи краевого суда, ссылаясь на то, что АКОД "Согласие" занимается деятельностью по профилактике и охране здоровья граждан, защите растительного и животного мира, которая не относится к политической; запросы Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю о предоставлении информации были направлены в Управление ФСБ по Алтайскому краю 5 сентября 2017 года, в МИФНС России N 15 по Алтайскому краю, прокуратуру Центрального района г.Барнаула - 7 сентября 2017 года, в администрацию Центрального района г.Барнаула - 5 сентября 2017 года, то есть до распоряжения о проведении проверки, что повлекло превышение срока ее проведения, в связи с чем ответы вышеназванных органов и акт проверки недопустимы как доказательства; предоставленные Управлением ФСБ по Алтайскому краю сведения получены по результатам оперативно-розыскных мероприятий, а потому не могли быть использованы при рассмотрении дела об административном правонарушении; полученная сотрудником Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю информация из сети "Интернет" и средств массовой информации обоснованно отвергнута судьей районного суда в связи с невозможностью установления ее происхождения и достоверности; судьей районного суда дана надлежащая оценка доказательствам, в том числе финансовым документам, представленным АКОД "Согласие".
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно абзацу 1 пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ) под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ общественное объединение, намеревающееся после государственной регистрации получать денежные средства и иное имущество от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", и участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, обязано до начала участия в указанной политической деятельности подать в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения, заявление о включении его в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Такое общественное объединение ежеквартально представляет в федеральный орган государственной регистрации сведения, предусмотренные абзацем восьмым части первой настоящей статьи.
Согласно абзацу 2 пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.
В соответствии с абзацем 11 пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ к политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шейда Г.П, судья районного суда пришел к выводам о том, что протокол об административном правонарушении недопустим как доказательство, поскольку составлен по результатам проверки, проведенной с грубым нарушением Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, выразившимся в направлении запросов о деятельности некоммерческой организации в государственные органы до начала проведения проверки, что повлекло превышение двадцатидневного срока ее проведения, иных доказательств факта совершения вмененного правонарушения не имеется.
Отменяя постановление судьи районного суда и возвращая дело на новое рассмотрение, судья краевого суда исходил из того, что вышеуказанные выводы преждевременны, поскольку запросы в государственные и иные органы власти были направлены при подготовке к проверке, а не в ходе таковой, ответ на запрос от 5 сентября 2017 года, направленный в Управление ФСБ России по Алтайскому краю, поступил в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю в период проверки - 24 ноября 2017 года, допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Баскунов Р.Н. пояснил, что заблаговременное направление запросов было вызвано необходимостью учета времени доставки почтовой корреспонденции; судьей районного суда не дана оценка документам, представленным Избирательной комиссией муниципального образования города Барнаула 14 ноября 2017 года, АКОД "Согласие" - 2 ноября 2018 года, а также сведениям, полученным должностными лицами Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю из сети "Интернет", средств массовой информации.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
На основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья вышестоящего суда по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении вправе отменить данное постановление и возвратить дело на новое рассмотрение в случае, если при рассмотрении жалобы будет установлено, что судьей допущены существенные нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В силу части 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, организацией и проведением проверок некоммерческих организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ), с учетом указанных в пунктах 4.2 - 4.5 настоящей статьи особенностей организации и проведения внеплановых проверок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года N 705 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций (далее - Положение).
Согласно пункту 7 Положения сроки и последовательность административных процедур при осуществлении государственного надзора устанавливаются административным регламентом, разрабатываемым и утверждаемым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года N 373.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно пунктам 8, 9 части 2 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются: перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки.
В силу пунктов 6, 9 статьи 15 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе: превышать установленные сроки проведения проверки; требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля после принятия распоряжения или приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно подпункту 2 пункта 6 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря 2011 года N 456 (далее - Административный регламент), в отношении некоммерческой организации центральный аппарат (территориальный орган) вправе запрашивать и получать документы и (или) информацию в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций.
В соответствии с пунктом 27 Административного регламента проведение проверок включает в себя следующие административные действия: принятие решения о проведении проверки; подготовка к проверке; проведение проверки (выездной или без выезда на место нахождения и (или) деятельности некоммерческой организации); подготовка акта проверки, ознакомление с ним некоммерческой организации; принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер при выявлении нарушений в деятельности некоммерческой организации.
Согласно пункту 39 Административного регламента специалист на основе имеющихся в центральном аппарате (территориальном органе) документов, касающихся деятельности проверяемой некоммерческой организации: уточняет вопросы, подлежащие проверке; готовит и обеспечивает направление запросов в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия в органы государственной статистики, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иные органы государственного надзора и контроля о получении информации о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческой организации в соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ, а также в иные организации и учреждения, располагающие информацией о деятельности проверяемой некоммерческой организации.
В соответствии с пунктом 40 Административного регламента специалист оформляет уведомление о проведении проверки (далее - уведомление). В уведомлении указывается срок предоставления некоммерческой организацией документов, необходимых для проведения проверки с учетом части 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ. Уведомление может содержать указание о совершении следующих действий по обеспечению проверки: подготовка документов (информации) по вопросам проверки, направление документов в центральный аппарат (территориальный орган); организационные мероприятия, в том числе выделение отдельного служебного помещения для проверяющих (при наличии возможности).
Таким образом, допускается направление запросов в органы государственной статистики, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иные органы государственного надзора и контроля, а также в кредитные и иные финансовые организации при подготовке к проведению проверки, период которой в срок проведения проверки не включается.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что судьей районного суда при прекращении производства по делу не дана оценка документам, представленным Избирательной комиссией муниципального образования города Барнаула, Управлением ФСБ по Алтайскому краю, АКОД "Согласие", информации, полученной Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю в ходе проверки из сети "Интернет", средств массовой информации.
Допущенные судьей районного суда нарушения не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, срок давности привлечения АКОД "Согласие" к административной ответственности не истек, в связи с чем судья краевого суда правильно отменил постановление судьи районного суда и возвратил дело на новое рассмотрение.
Доводы жалобы о недопустимости как доказательств ответов государственных и муниципальных органов, акта проверки, информации, полученной сотрудниками Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю информация из сети "Интернет" и средств массовой информации, а также о том, что АКОД "Согласие" политическую деятельность не осуществляло, подлежали проверке при новом рассмотрении дела судьей районного суда.
Поскольку существенных нарушений требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено, оснований для отмены решения судьи краевого суда не имеется.
Руководствуясь частью 2 статьи 30.13 и пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Алтайского краевого суда от 12 сентября 2018 года оставить без изменения, жалобу Шейда Г. П. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Алтайского краевого суда О.А. Лобова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.