Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре Ивановой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Публичного акционерного общества "Туймазинский завод автобетоновозов" Гаскаровой Р.Ф. на решение судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 12 сентября 2018 года, которым
постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан, начальника отдела правового обеспечения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан ФИО4 N... - N... от 13 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Публичного акционерного общества "Туймазинский завод автобетоновозов" оставлено без изменения, жалоба защитника Публичного акционерного общества "Туймазинский завод автобетоновозов" Гаскаровой Р.Ф. - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан, начальника отдела правового обеспечения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан) ФИО4 N... от 13 декабря 2017 года Публичное акционерное общество "Туймазинский завод автобетоновозов" (далее ПАО "Туймазинский завод автобетоновозов", ПАО "ТЗА") привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Судьей Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан по жалобе защитника ПАО "Туймазинский завод автобетоновозов" Гаскаровой Р.Ф. принято вышеуказанное решение.
Не согласившись с постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан, начальника отдела правового обеспечения Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан) ФИО4 N... - N... от 13 декабря 2017 года и решением судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 12 сентября 2018 года, защитник ПАО "Туймазинский завод автобетоновозов" Гаскарова Р.Ф. обратилась с жалобой в Верховный Суд Республики Башкортостан, в которой просит принятые по делу решения отменить, производство по делу прекратить, указывая в обоснование, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение по делу, назначенное наказание в виде административного штрафа не соответствует тяжести совершенного правонарушения, просит назначить наказание в виде предупреждения или ограничиться устным замечанием
В судебном заседании защитники ПАО "Туймазинский завод автобетоновозов" Гаскарова Р.Ф. и Гиндуллин Р.М. доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан ФИО7 в судебном заседании доводы жалобы считал необоснованными.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), положения данного закона приведены в настоящем постановлении в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности).
Согласно ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу п. 2 ст. 11 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (п. 2 ст. 18 Федерального закона N 89-ФЗ).
Согласно п. 4 ст. 18 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в порядке, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 года N 50, который предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (территориальные органы Росприроднадзора).
Пунктом 1 ст. 24 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) определено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона N 7-ФЗ эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (п. 1 ст. 39 Федерального закона N 7-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан на основании приказов N... -П от дата, N... -П от дата, N... -П от дата, в период с дата по дата была осуществлена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды в отношении ПАО "ТЗА", в результате чего составлен акт проверки N... от дата.
Как установлено в ходе проверки в результате производственной деятельности филиала ПАО "ТЗА" образуются отходы производства и потребления.
Согласно статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) за 2014 год ПАО "ТЗА" образовано отходов всего: 184,913 т, в том числе 1 класса опасности - 0,015 т, 3 класса опасности - 53,788 т, 4 класса опасности - 9,905 т, 5 класса опасности - 121,08 т, передано другим организациям для использования отходов 3 класса опасности 31,93 т.
Согласно статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) за 2015 год ПАО "ТЗА" образовано отходов всего: 3963,968 т, из них отходов 1 класса опасности - 0,35 т, 3 класса опасности - 15,83 т, 4 класса опасности - 131,1 т, 5 класса опасности - 3837,6 т, передано другим организациям всего: 3951,717 т, в том числе 1 класса опасности - 0,621, 5 т, 3 класса опасности - 6,6 т, в том числе в целях размещения (захоронения) отходов 4 класса опасности - 108,9 т, 5 класса опасности - 3837,6 т.
Из них передано: для использования всего 2937,781 т, в том числе 3 класса опасности - 6,6 т, 4 класса опасности - 20 т, 5 класса опасности - 2911,2 т; для обезвреживания всего: 0,621 т, в том числе 1 класса опасности - 0,621 т; для захоронения -1013,315 т, в том числе отходов 4 класса опасности - 88,9 т, 5 класса опасности - 924,4 т.
Согласно статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) за 2016 год ПАО "ТЗА" образовано отходов всего: 2397,079 т. Из них отходов 1 класса опасности - 0,303 т, 2 класса опасности- 0,072 т, 3 класса опасности - 17,428 т, 4 класса опасности - 133,8 т, 5 класса опасности - 2245,5 т. Передано другим организациям для размещения отходов всего: 781,55 т, в том числе отходов 4 класса опасности -133,8 т, 5 класса опасности - 647,8 т.
Согласно данным учета в области обращения с отходами ПАО "ТЗА" за 4 квартал 2016 года образовано отходов всего: 909,024 т, передано на размещение отходов 289,457 т.
Размещение отходов производства и потребления в 2016 году, 2017 году ПАО "ТЗА" производилось на полигоне ТБО ООО "... ".
Согласно сведениям N... от дата ООО "... " о приемке отходов за 1 квартал 2017 года, принято от ПАО "ТЗА" 196,68 т отходов 4-5 класса опасности для захоронения на полигоне ГУП "Табигат".
Согласно сведениям N... от дата ООО "... " о приемке отходов за 2 квартал 2017 года, принято от ПАО "ТЗА" 196,68 т отходов 4-5 класса опасности для захоронения на полигоне ГУП "Табигат".
Вместе с тем, ПАО "ТЗА" был выдан документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение N... Приуральским Управлением Ростехнадзора со сроком действия до 03 сентября 2014 года.
За получением нового документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан ПАО "ТЗА" в последующий период не обращалось.
Действующий документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение у ПАО "ТЗА" отсутствует.
Таким образом, ПАО "ТЗА" в период с дата по дата осуществляло свою производственную деятельность, образуя и размещая отходы производства и потребления в отсутствие установленных уполномоченным органом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что является нарушением требований ст.18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. N 50.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ПАО "ТЗА" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается совокупностью представленных по делу доказательств, а именно: актом проверки N... от дата (л.д. 38-84); протоколом об административном правонарушении N... -О/РС от дата (л.д. 29-33); приказом N... -П от дата о проведении плановой выездной проверки ПАО "ТЗА" и извещением о ней (л.д. 87-95); статистической отчетностью по форме 2-ТП за 2014 год; статистической отчетностью по форме 2-ТП за 2015 года; статистической отчетностью по форме 2-ТП за 2016 год; сведениями N... от дата ООО "... "; сведениями от дата ООО "... ", другими материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья межрайонного суда пришли к обоснованному выводу о виновности ПАО "ТЗА" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
При рассмотрении дела судьей межрайонного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины ПАО "ТЗА" в его совершении.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ПАО "ТЗА" приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеприведенных требований закона.
С учетом изложенного, суд пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ПАО "ТЗА" состава вмененного административного правонарушения.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены.
Вместе с тем, постановление должностного лица и решение судьи межрайонного суда подлежат изменению в части размера назначенного административного наказания.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 названного Кодекса).
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
С учетом изложенного, а также конкретных обстоятельств дела, считаю возможным назначение юридическому лицу административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ст.8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оспариваемые постановление административного органа и состоявшийся по делу судебный акт подлежат изменению путем снижения назначенного ПАО "ТЗА" наказания в виде административного штрафа до 50 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛА:
постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан, начальника отдела правового обеспечения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан ФИО4 N... -О/РС от 13 декабря 2017 года и решение судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 12 сентября 2018 года по делу об административном нарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении в отношении Публичного акционерного общества "Туймазинский завод автобетоновозов", изменить, назначить Публичному акционерному обществу "Туймазинский завод автобетоновозов", административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. В остальной части постановление должностного лица и решение судьи оставить без изменения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики ФИО8 ФИО10
Справка: судья ФИО9
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.