Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Ошхунов З.М.,
при секретаре М.
с участием гражданина Республики Узбекистан Мухаммадиева Б.А,
переводчика ФИО10
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу гражданина Республики Узбекистан Мухаммадиева Б.А, ДД.ММ.ГГГГ.р, на постановление судьи Нальчикского городского суда КБР от 24 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мухаммадиева Б.А,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 24 декабря 2018 года гражданин Республики Узбекистан Мухаммадиев Б.А, ДД.ММ.ГГГГ г.р, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики, Мухаммадиев Б.А. просит отменить, исключить из него указание на применение дополнительного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав Мухаммадиева Б.А, поддержавшего доводы своей жалобы, прихожу к следующему.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 названного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 ФЗ от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 названной статьи.
Пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ установлено, что срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 названного Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
В силу пункта 5 статьи 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента. Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
Согласно статье 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 24 декабря 2018 года ведущим специалистом-экспертом ОИК УВМ МВД по КБР ФИО15 в отношении гражданина Республики Узбекистан Мухаммадиев Б.А, ДД.ММ.ГГГГ г.р, был составлен протокол ФЛ N 076780 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно данному протоколу, 24 декабря 2018 года в 11 час. 00 мин. по адресу: г. Нальчик, ул. Ленина, 67 "А", в ходе проверки соблюдения требований миграционного законодательства Российской Федерации установлено, что Мухаммадиев Б.А. нарушил режим пребывания на территории в Российской Федерации, поскольку не покинул пределы Российской Федерации после того как не продлил срок действия патента, а именно не оплатил до 21 августа 20178 года налог в установленном порядке в соответствии с ч. 4 ст. 227.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Мухаммадиеву Б.А. была выдана миграционная карта 27 мая 2018 года, согласно которой, срок его пребывания на территории Российской Федерации был установлен на период до 27 августа 2018 года.
21 июня 2018 года МВД по КБР выдало Мухаммадиеву Б.А. патент на осуществление трудовой деятельности серии 07 N 1800036470, который также являющийся документом, регулирующим срок пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации.
Из имеющихся в материалах дела кассовых чеков усматривается, что 09 июня 2018 года Мухаммадиев Б.А. внес платеж по фиксированному налогу на доходы физических лиц в виде в размере 6072 руб.
В последующем им был уплачен названный налог в таком же размере 27 августа 2018 года.
По правилам частей 1, 2, 3 статьи 227.1 Налогового кодекса Российской Федерации иностранные граждане, обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц от осуществления трудовой деятельности по найму в Российской Федерации на основании от осуществления трудовой деятельности по найму в Российской Федерации на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Налог уплачивается за период действия патента в размере 1 200 рублей в месяц с применением коэффициента-дефлятора установленный на соответствующий календарный год, а также на коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, устанавливаемый на соответствующий календарный год законом субъекта Российской Федерации.
Приказом Минэкономики от 30 октября 2017 г. N 579 утверждены коэффициент-дефлятор на 2018 г. В целях применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса РФ данный коэффициент равен 1,686 на 2018 г.
Для исполнения налогоплательщиками обязанностей по уплате фиксированных авансовых платежей по НДФЛ ФНС России разместил информацию о размерах ежемесячных авансовых платежей, уплачиваемых физическими лицами в зависимости от региона осуществления трудовой деятельности, в которой указанная величина в регионе Кабардино-Балкарская Республика - составляет 2023 рублей.
В соответствии с приведенными нормами авансовый платеж НДФЛ в размере 2023 руб. (1200х1,686) продлевает срок действия патента иностранного гражданина на 1 месяц (для региона Кабардино-Балкарская Республика).
Таким образом, Мухаммадиев Б.А, уплатив 09 июня 2018 года налог в размере 6072 руб, что покрывает платеж за три месяца, а также, 27 августа 2018 года - налог в размере 6072 руб. - за три месяца, продлил срок действия патента, выданного 21 июня 2018 года, до шести месяцев, то есть, до 21 декабря 2018 года.
Для дальнейшего продления срока действия патента, выданного 21 июня 2018 года, позволяющего ему пребывать на территории Российской Федерации, Мухамадиеву Б.А, следовало уплатить фиксированный авансовый платеж по НДФЛ в ФНС России в размере 2023 рубля за один месяц, не позднее 20 декабря 2018 года, чего им сделано не было, следовательно, срок действия патента прекратился 21 декабря 2018 года.
При таких обстоятельствах с учетом того, что срок законного пребывания Мухаммадиева Б.А. на территории Российской Федерации, обусловленный сроком действия патента, истек 21 декабря 2018 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на момент составления протокола, 24 декабря 2018 года, Мухаммадиев Б.А. уже незаконно находился на территории Российской Федерации, тем самым, совершив административное правонарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях(3 дня).
Порядок и сроки привлечения Мухаммадиева Б.А. к административной ответственности судом не нарушены.
Вместе с тем, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, имеются основания для изменения обжалуемого постановления в части назначенного наказания.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П, устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П и др.).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
С учетом сведений о личности лица, в отношении которого ведется производство по делу, а именно того, что ранее он к административной ответственности не привлекался, а также, принимая во внимание, что нарушение миграционного законодательства в виде незаконного пребывания Мухаммадиева Б.А. на территории Российской Федерации было допущено им на незначительный срок, который на момент выявления правонарушения составлял 3 (три) дня, назначение Мухаммадиеву Б.А. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, влекущее в последующем невозможность въезда на территорию Российской Федерации на протяжении пяти лет, следует признать чрезмерно суровым и несоразмерным совершенному правонарушению, несоответствующим целям административного наказания.
Принимая во внимание изложенное и выраженную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 1-П и от 14 февраля 2013 г. N 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление судьи Нальчикского городского суда от 21 ноября 2017 года в отношении гражданина Республики Мухаммадиева Б.А, ДД.ММ.ГГГГ г.р, подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 24 декабря 2018 года в отношении гражданина Республики Узбекистан Мухаммадиева Б.А, ДД.ММ.ГГГГ г.р, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключив из него указание на назначение Мухаммадиеву Б.А, ДД.ММ.ГГГГ г.р, административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части вынесенное по делу судебное постановление оставить без изменения.
Судья Верховного Суда КБР З.М.Ошхунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.