Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Кирюхиной М.А,
судей
Корсаковой Ю.М,
Адаменко Е.Г,
при секретаре
Евдокимовой А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства труда и социальной защиты Республики Крым на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 03 октября 2018 года по гражданскому делу по иску Миронова Владимира Алексеевича к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, Департаменту социальной политики Администрации г. Ялты о возложении обязанности по замене удостоверения.
Заслушав доклад судьи Корсаковой Ю.М. об обстоятельствах дела, пояснения представителя ответчика Бортник Н.А, судебная коллегия-
УСТАНОВИЛА:
Миронов В.А. обратился с иском к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым о возложении обязанности заменить ему удостоверение лица, получившего инвалидность в результате участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции украинского образца на удостоверение российского образца.
Требования мотивированы тем, что обратившись в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым предоставив документы для замены удостоверения лица, получившего инвалидность в результате участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции, ему было незаконно отказано в замене указанного удостоверения, в связи с тем, что он зарегистрирован на территории Республики Крым с 25 августа 2015 года, а для замены удостоверения ему необходимо подтвердить в судебном порядке проживание на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года.
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 03 октября 2018 года исковые требования Миронова В.А. удовлетворены частично, суд возложил на Министерство труда и социальной защиты Республики Крым обязанность по выдаче Миронову Владимиру Алексеевичу удостоверения взамен удостоверения серии N от ДД.ММ.ГГГГ при предоставлении всех документов, предусмотренных п.4 Правил замены документов, подтверждающих право на получениемер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами г. Севастополя либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 N 1532, за исключением документа, подтверждающего, что по состоянию на 18 марта 2014 г. Миронов В.А. постоянно проживал на территории Республики Крым.
Не согласившись с указанным решением суда, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явилсяпредставитель ответчика Министерства труда и социальной защиты Республики Крым Бортник Н.А, которая поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился истец Миронов В.А, который о месте и времени судебного заседания извещен, путем направления судебного почтового уведомления, телефонограммы, причины неявки суду не представил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился ответчик Департамент социальной политики Администрации г. Ялты, третье лицо УМВД России по г. Симферополю, которые о месте и времени судебного заседания извещены, путем направления судебного почтового уведомления, уведомления по электронной почте, причины неявки суду не представил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило.
На основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Заслушав доклад судьи Корсаковой Ю.М. об обстоятельствах дела, пояснения представителя ответчика Министерства труда и социальной защиты Республики Крым Бортник Н.А, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрены гарантии в сфере социальной защиты и охраны здоровья, в соответствии с которой граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В материалы дела представлены удостоверение Миронова В.А. от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ему пенсии как инвалиду в связи с ЧАЭС, удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ о наличии права на льготы, установленные в соответствии с законодательством Украины для ветеранов войны и инвалидов войны.
С целью замены удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ о наличии права на льготы украинского образца на российский Миронов В.А. обратился в Министерство труда и социальной зашиты Республики Крым.
Согласно ответа Департамента социальной политики Администрации города Ялты Министерства труда и социальной защиты Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ документы на имя Миронова В.А. предоставлены в нарушение Правил замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки), выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами г. Севастополя либо города федерального значения Севастполя на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1532 Указано, что для положительного рассмотрения вопроса о замене (выдаче) соответствующего удостоверения Миронову В.А. необходимо подтвердить в судебном порядке его проживание на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года.
Особенности правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя, определены Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 22 декабря 2014 года N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" реализация прав на получение мер социальной защиты (поддержки) в натуральной или денежной форме, а также получение выплат по обязательному социальному страхованию осуществляется гражданами с 1 января 2015 года в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года.
Документы, являющиеся основанием для предоставления гражданам мер социальной защиты (поддержки) в соответствии с настоящим Федеральным законом и составленные на украинском языке, принимаются без перевода на русский язык. Документы, подтверждающие право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя либо города федерального значения Севастополя, могут быть заменены на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации. Замена указанных документов осуществляется на основании обращения гражданина в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Правительство Российской Федерации постановило Постановление от 26 декабря 2014 года N 1532, которым утверждены Правила замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами г. Севастополя либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 20 апреля 2017 года N 826-О, положение статьи 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", предусматривая признание без дополнительных условий действия на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя выданных государственными и иными официальными органами Украины, Автономной Республики Крым и города Севастополя документов, в том числе являющихся основанием для возникновения правоотношений по предоставлению социальной защиты, обеспечивает интеграцию Республики Крым и города федерального значения Севастополя в Российскую Федерацию в части правового регулирования социальной защиты населения.
Принимая во внимание вышеизложенное, реализация прав граждан на получение мер социальной защиты (поддержки) в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании документов, выданных государственными и иными официальными органами Украины, осуществляется путем предоставления гражданам, проживающим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, возможности замены документов украинского образца на документы российского образца, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу указанного, при определении перечня документов необходимых для решения вопроса о замене соответствующего удостоверения следует руководствоваться Правилами от 26 декабря 2014 года N 1532.
В соответствии с п. 2 Правил от 26 декабря 2014 года N 1532 замена подтверждающих документов осуществляется на основании обращения отдельных категорий граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя.
Перечень документов, необходимых для решения вопроса о замене соответствующего удостоверения, закреплен в п.4 указанных Правил.
Согласно п. 4 Правил для замены подтверждающего документа представляются:
а) паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации либо иностранного гражданина (лица без гражданства);
б) документ, подтверждающий, что по состоянию на 18 марта 2014 г. гражданин постоянно проживал на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя;
в) подтверждающий документ, подлежащий замене;
г) документ, содержащий сведения об обстоятельствах, событиях и фактах, подтверждающих статус гражданина (принадлежность его к льготной категории), - в случаях, когда законодательством Российской Федерации для подтверждения статуса гражданина (принадлежности его к льготной категории) и оснований предоставления ему мер социальной защиты (поддержки) предусмотрена процедура установления (подтверждения, определения соответствия или признания) соответствующих обстоятельств, событий и фактов.
Данные Правила не определяют конкретный вид документа, который является подтверждающим, что по состоянию на 18 марта 2014 г. гражданин постоянно проживал на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя.
В соответствии со ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым от 18 марта 2014 года со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
В соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального Конституционного Закона N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
В силу ст. 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002 года N 62- ФЗ определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов.
Приказом Федеральной миграционной службы от ДД.ММ.ГГГГ N 64 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, который устанавливает порядок исполнения государственной функции по определению наличия гражданства Российской Федерации, приобретению или прекращению гражданства Российской Федерации, согласованию или отклонению, либо отмене решений по вопросам гражданства, ведению учетов лиц, изменивших гражданство.
Пунктом 4 Административного регламента предусмотрено, что конечным результатом исполнения государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации является, в частности, уведомление (извещение) заявителя (инициатора) о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, приеме в гражданство Российской Федерации, восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выходе из гражданства Российской Федерации, об отклонении заявления об изменении гражданства или отмене решения об изменении гражданства.
Пункт 14.1 Административного регламента предусматривает, что при осуществлении полномочий при реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации территориальные органы, в том числе, проводят определение наличия гражданства Российской Федерации. Проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации с последующим уведомлением (извещением) заявителя (инициатора) о вынесенном заключении о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации.
В соответствии с п. 15.6 Административного регламента по результатам рассмотрения территориальный орган в установленные сроки выносит мотивированное заключение, составленное в произвольной форме и утвержденное его руководителем или лицом, исполняющим его обязанности, либо, в соответствии с разграничением полномочий, руководителем структурного подразделения территориального органа. Заключение о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации или о невозможности установления наличия гражданства Российской Федерации у проверяемого лица выносится с применением части седьмой статьи 4 Федерального закона.
УФМС России до окончания процедуры упразднения ведомства в соответствии с Указом Президента РФ N 156 от 05 апреля 2016 года и передаче функций в сфере миграции Министерству внутренних дел РФ осуществляло функции по определению гражданства Российской Федерации, приобретению или прекращению гражданства Российской Федерации, согласованию или отклонению, либо отмене решений по вопросам гражданства, ведению учетов лиц, изменивших гражданство.
В соответствии с указанными положениями органами УФМС России по Республике Крым была проведена проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации по заявлению Миронова В.А, по результатам проведения которой было установлено и принято решение о признании Миронова В.А. гражданином Российской Федерации в соответствии со ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым от 18 марта 2014 года.
На сегодняшний день указанное решение является действующим.
Согласно справки Отдела по вопросам миграции ОП N 1 "Железнодорожный" У МВД России по г.Симферополю от ДД.ММ.ГГГГ Миронов В.А. заключением отдела УФМС России по Республике Крым в Железнодорожном районе г.Симферополя N от ДД.ММ.ГГГГ признан гражданином Российской Федерации на основании ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым от 18 марта 2014 года.
Таким образом, государственным органом Миронов В.А. признан гражданином, постоянно проживающим на территории Республики Крым на 18 марта 2014 года.
Согласно копии паспорта гражданина Российской Федерации Миронова В.А, представленной в материалы дела, Миронов В.А. получил паспорт гражданина Российской Федерации серии N N ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в связи с признанием Миронова В.А. гражданином Российской Федерации в порядке ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым от 18 марта 2014 года факт его проживания на территории Республики Крым не подлежит дополнительному установлению в судебном порядке.
При таких обстоятельствах, заключение отдела УФМС России по Республике Крым в Железнодорожном районе г. Симферополя N от ДД.ММ.ГГГГ о признании Миронова В.А. гражданином Российской Федерации на основании ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым от 18 марта 2014 года следует считать надлежащим документом, подтверждающим постоянное проживание гражданина Миронов В.А. на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 г.
Действительно, согласно Федерального закона от 22 декабря 2014 года N 421-ФЗ подтверждением постоянного проживания гражданина на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.
Однако, впоследствии в развитие данных положений были приняты Правила от 26 декабря 2014 года N 1532, которые конкретизировали перечень документов, необходимых для замены для решения вопроса о замене соответствующего удостоверения.
Таким документом, как указано выше, может являться решение уполномоченного органа о признании лица гражданином Российской Федерации в соответствии со ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым от 18 марта 2014 года.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, и не содержат каких-либо подтверждений, которые могли бы послужить основаниями принятия судом иного решения, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 03 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.