Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Мотиной И.И.
судей Харченко И.А, Сокола В.С.
при секретаре Садыховой К.С.
рассмотрела 31 октября 2018 года в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сулейманова Николая Ильича к Муниципальному казенному учреждению Департаменту труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым, Министерству труда и социальной защиты Республики Крым о признании права на получение удостоверения гражданина, получившего или перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, о возложении обязанности по выдаче удостоверения, о возобновить выплат,
по апелляционным жалобам представителей Муниципального казенного учреждения Департамента труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым, Министерства труда и социальной защиты Республики Крым на решение Белогорского районного суда Республики Крым от 12 июля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И, исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Сулейманов Н.И. обратился в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению Департаменту труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым, Министерству труда и социальной защиты Республики Крым.
С учетом уточнений просил о признании права на получение удостоверения гражданина, получившего или перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС российского образца, о возложении обязанности на Министерство труда и социальной защиты Республики Крым по замене и выдаче такого удостоверения, о возобновить выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежемесячной денежной компенсации на возмещение вреда причиненного здоровью, ежегодной компенсации за вред здоровью.
В обоснование требований указал, что с 06.10.1987 года по 04.12.1987 года он выполнял служебные обязанности по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В 1991 году ему было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В 2002 году данное удостоверение было заменено на удостоверение гражданина, который пострадал вследствие катастрофы на ЧАЭС (образца Украины), бессрочно. При обращении в 2015 году в МКУ Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Белогорского района Республики Крым для замены вышеуказанного удостоверения на удостоверение российского образца, истцу было отказано а замене удостоверения, в связи с тем, что комиссия признала документы не соответствующими Порядку и условиям оформления и выдачи удостоверения, гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы. За защитой нарушенного права истец обратился в суд.
Решением Белогорского районного суда Республики Крым от 12 июля 2018 года требования истца удовлетворены частично. Решением суда за Сулеймановым Н.И. признано право на получение удостоверения гражданина, получившего или перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы российского образца. На Министерство труда и социальной защиты Республики Крым возложена обязанность по замене и выдаче Сулейманову Н.И. удостоверения гражданина, получившего или перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы. На Департамент труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым суд возложил обязанность по возобновлению Сулейманову Н.И. выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда здоровью, ежегодной компенсация за вред здоровью. В удовлетворении иной части требований отказано.
Не согласившись с приведенным решением, представители ответчиков подали апелляционные жалобы, в которых указывают на то, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Ссылаются на то, что Сулеймановым Н.И. не представлено экспертное заключение или заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием или с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В судебном заседании истец и его представитель Прокопенко С.А. возражали против доводов апелляционных жалоб, полагая их необоснованными, а решение суда законным и обоснованным.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежаще, представитель Муниципального казенного учреждения Департамента труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым просил о рассмотрении дела без его участия, представитель Министерства труда и социальной защиты Республики Крым о причинах неявки не сообщил.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения истца и его представителя, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения.
Указанным выше гражданам выдаются специальные удостоверения, на основании которых предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Статьей 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Особенности правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя, определены Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон N 421-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 22 декабря 2014 года N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" реализация прав на получение мер социальной защиты (поддержки) в натуральной или денежной форме, а также получение выплат по обязательному социальному страхованию осуществляется гражданами с 1 января 2015 года в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года.
Документы, являющиеся основанием для предоставления гражданам мер социальной защиты (поддержки) в соответствии с настоящим Федеральным законом и составленные на украинском языке, принимаются без перевода на русский язык. Документы, подтверждающие право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя либо города федерального значения Севастополя, могут быть заменены на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации. Замена указанных документов осуществляется на основании обращения гражданина в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1532 утверждены Правила замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами г. Севастополя либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пунктам 2, 3 Правил, замена подтверждающих документов осуществляется на основании обращения отдельных категорий граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя (далее - граждане). Замена подтверждающих документов производится по месту жительства на территории Российской Федерации на основании заявления, представленного гражданином (представителем гражданина) в органы (организации), уполномоченные на выдачу соответствующего документа, являющегося основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, Сулейманов Н.И. документирован паспортом гражданина Российской Федерации 10.05.2014 года, с декабря 2006 года проживает в "адрес".
Сулейманов Н.И. состоит на учете в УПФ РФ в Белогорском районе Республики Крым и получает страховую пенсию по старости. Кроме того, на основании ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с 01.01.2015года назначена денежная выплата как инвалиду третьей группы.
В период с 06.10.1987 года по 04.12.1987 года Сулейманов Н.И. выполнял служебные обязанности по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30 километровой зоне, получил дозу облучения (три) 3,0 БЭР, что подтверждается записями в военном билете НТ N 7489525 (л.д. 8).
В соответствии с Выпиской из протокола N 277 заседания Комиссии по спорным вопросам определения статуса лиц, которые принимали участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС от 01.10.1998 года, Сулейманов Н.И. имеет статус участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС с 06.10.1987 года - 04.12.1987 года (л.д. 15).
16.09.1991года Красногвардейским ВК Крымской АССР истцу было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987году, серии N730494, которое бессрочным и действовало на всей территории СССР.
12.06.2002 года Сулейманову Н.И. взамен вышеуказанного удостоверения, было выдано удостоверение гражданина, пострадавшего вследствие Чернобыльской катастрофы серии N, действующее бессрочно на всей территории Украины (л.д.6).
Согласно справке к Акту освидетельствования МСЭКN 29 Серии 3-05 ИК N 005111 от 12.03.2003 года Сулейманову Н.И. установлена третья группа инвалидности, бессрочно, причина инвалидности "заболевание получено при участии в работах на ЧАЭС" (л.д.11).
Из акта освидетельствования Республиканского Центра медико-социальной экспертизы и реабилитации к справке МСЭК серии 3-05 ИК N 005111 следует, что заболевание Сулеймановым Н.И. получено при участии в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС при исполнении обязанностей военной службы.
На основании вышеуказанных документов 02.03.2010 года истцу выдано удостоверение серии ААБ N 045835, действующее бессрочно на всей территории Украины, согласно которому Сулейманов Н.И. является инвалидом 3 группы и имеет право на льготы, установленные законодательством Украины для ветеранов войны - инвалидов войны (л.д.7).
Кроме того, за активную гражданскую позицию, гуманность, за спасенные жизни, сердечное отношение к людям, которые пострадали от последствий Чернобыльской катастрофы, Сулейманов Н.И. награжден нагрудным знаком "За героизм и мужество" (л.д. 10).
В соответствии с п.1 ст.27.1 Закона РФ от 15.05.1991года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Сулейманову Н.И, как инвалиду вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС производилась ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, ежегодная компенсация за вред здоровью.
13.09.2016 года Сулейманов Н.И. обратился в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым с заявлением о замене и выдачи удостоверения гражданина, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, лица, ставшего инвалидом.
Данные документы были рассмотрены на комиссии в Министерстве труда и социальной защиты Республики Крым 29.09.2016 года, в выдаче удостоверения истцу было отказано в связи с отсутствием заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы (л.д.14).
Часть первая статьи 2 Федерального закона от 22 декабря 2014 года N421- ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города Федерального значения Севастополя" предусматривает, что реализация прав на получения мер социальной защиты (поддержки) в натуральной или денежной форме осуществляется гражданами с 1 января 2015 года в порядке, размерах, объёме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, с учётом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действовавшим на территориях республики Крым и города Федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1532 утверждены Правила замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами г. Севастополя либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - Правила).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 20 апреля 2017 года N 826-О, положение статьи 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", предусматривая признание без дополнительных условий действия на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя выданных государственными и иными официальными органами Украины, Автономной Республики Крым и города Севастополя документов, в том числе являющихся основанием для возникновения правоотношений по предоставлению социальной защиты, обеспечивает интеграцию Республики Крым и города федерального значения Севастополя в Российскую Федерацию в части правового регулирования социальной защиты населения.
Действуя во взаимосвязи с положениями статьи 2 Федерального закона от 22 декабря 2014 года N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", оно направлено на реализацию с 1 января 2015 года права граждан на получение мер социальной защиты (поддержки) в натуральной или денежной форме, в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года.
В рамках такого правового регулирования гражданам также предоставляется возможность замены ранее выданных документов на документы российского образца в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, который предполагает необходимость представления в этих целях документов, содержащих сведения об обстоятельствах, событиях и фактах, подтверждающих статус гражданина (принадлежность его к льготной категории) и наличие предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований предоставления ему мер социальной защиты (поддержки) (подпункт "г" пункта 4 Правил замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание вышеизложенное, реализация прав граждан на получение мер социальной защиты (поддержки) в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании документов, выданных государственными и иными официальными органами Украины, осуществляется путем предоставления гражданам, проживающим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, возможности замены документов украинского образца на документы российского образца, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Факт того, что инвалидность Сулейманова Н.И. связана с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, подтверждается документами, выданными в установленном законом порядке и действующими до 16.03.2014 года. Указанные документы признавались ответчиками до декабря 2016 года как основание для льготных социальных выплат Сулейманову Н.И.
Учитывая указанные нормы и представленные доказательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Сулейманов Н.И. является лицом, чей статус как лица, пострадавшего вследствие Чернобыльской катастрофы подтверждается документами и установлен законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города Севастополя до 21 февраля 2014 года. Соответственно, исходя из положений ст.12 ФКЗ от 21.03.2014 года N6-ФКЗ его льготный статус подлежит безусловному учёту при замене документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки).
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что исковые требования Сулейманова Н.И, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Удовлетворяя требования истца к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации Белгородского района Республики Крым о возобновлении выплат ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, ежегодной компенсации за вред здоровью, предусмотренные статьей 39 Закона, инвалидам из числа граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ), суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что согласно данному Закону истец являлся получателем указанных денежных компенсаций, следовательно, их выплата должна быть возобновлена с даты их прекращения.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
С оценкой доказательств, изложенной судом в решении, судебная коллегия соглашается, оснований для иной оценки не усматривает.
Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией также не установлено.
Учитывая обстоятельства, установленные судебной коллегией в ходе проверки законности и обоснованности обжалуемого судебного постановления, оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Белогорского районного суда Республики Крым от 12 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей Муниципального казенного учреждения Департамента труда и социальной защиты населения администрации Белогорского района Республики Крым, Министерства труда и социальной защиты Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий судья: И.И. Мотина
Судьи: И.А. Харченко
В.С. Сокол
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.