Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Владимировой Н.Ю. и судей Пильгановой В.М., Мызниковой Н.В., при секретаре Ильиной Д.М., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгановой В.М. дело по апелляционной жалобе Некрасовой Алисы Валерьевны на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 15 мая 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Некрасовой Алисы Валерьевны к Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Многофункциональный центр предоставления государственных услуг города Москвы" о признании местом жительства город Москвы, признании отказа в выдаче социальной карты в городе Москвы незаконным, признании права на получение льготы на проезд в городском транспорте города Москвы, обязании выдать социальную карту, - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец... А.В. обратилась в Кунцевский районный суд г. Москвы с иском к ответчику Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Многофункциональный центр предоставления государственных услуг города Москвы" о признании местом жительства г. Москва, признании отказа в выдаче социальной карты в г. Москве незаконным, признании права на получение льготы на проезд в городском транспорте в г. Москвы, обязании выдать социальную карту.
Требования мотивированы тем, что она имеет регистрацию по месту пребывания в г.Москве, где фактически постоянно проживает с 1999 года и ведет трудовую деятельность, получает пенсию по инвалидности. 16 декабря 2016 года обратилась с заявлением об оформлении и выдаче социальной карты в ГБУ г. Москвы МФЦ района Можайский, однако ей было отказано в получении данной социальной услуги, в связи с отсутствием у нее постоянной регистрации в г. Москве. Полагала, данный отказ незаконным в связи с чем, обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.
Суд постановилприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Некрасова А.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковых требования.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав истца Некрасову А.В, представителя ответчика Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Многофункциональный центр предоставления государственных услуг города Москвы" Матвееву Д.И, представителя третьего лица Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы по доверенности Купряшкину С.В, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 16 декабря 2016 года Некрасова А.В. обратилась с заявлением об оформлении и выдаче социальной карты в ГБУ г. Москвы МФЦ района Можайский (ЦГУ "Мои документы района Можайский").
Решением ЦГУ "Мои документы " района Можайский N 230300084957 от 16 декабря 2016 года истцу отказано в принятии документов для предоставления государственной услуги на оформление и выдачу социальной карты, в связи с тем, что представленные запрос и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, не соответствуют требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами г. Москвы.
Судом первой инстанции на основании представленных истцом в материалы дела сведениям о регистрации по месту пребывания, также установлено, что истец была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: г. Москва, ул. Кунцевская дом 4/1 кв. 613 на срок с 03 февраля 2009 года по 02 августа 2009 года, с 11 августа 2009 года по 10 февраля 2010 года, с 03 февраля 2011 года по 03 февраля 2013 года, с 07 февраля 2013 года по 04 февраля 2018 года, с 21 декабря 2017 года по 20 декабря 2022 года (л.д. 13-17).
Согласно копии свидетельства о рождении, следует, что у истца 05 апреля 2005 года родилась дочь Некрасова Е.А, которая по сведениям из Регистра прикрепленного детского населения в ГБУЗ "ДГП N 1430 ДЗМ" филиале N 3 с 01 сентября 2005 года зарегистрирована по месту постоянного пребывания (л.д. 19, 12).
Из справки МСЭ-2013 бюро N 39-филиал ФКУ "ГБ МСЭ по г. Москве" Минтруд России N 0427774 усматривается, что Некрасовой А.В. 27 октября 2015 года при повторном освидетельствовании установлена инвалидность третьей группы бессрочно (л.д. 18). Государственным учреждением Главным управлением Пенсионного фонда Российской Федерации N 1 по г. Москве и Московской области с 18 октября 2013 года назначена пенсия по инвалидности 3 группы (л.д. 18 об.).
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований Некрасовой О.В, суд первой инстанции, исходил из того, что предоставление установленных законодательством г.Москвы мер социальной поддержки в виде выдачи социальных карт гарантируется лишь при соблюдении порядка и условий их предоставления, в том числе при наличии документального подтверждения факта постоянной регистрации заявителя в г. Москве, при этом пришел к выводу о том, что истец не имеет места жительства в г. Москве по смыслу ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Однако судебная коллегия с данным выводом суда согласиться не может, в связи со следующим.
В соответствии с Порядком предоставления государственной услуги "Оформление и выдача социальной карты", установленным Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлением Правительства Москвы от 23 апреля 2014 года N 219-ПП "Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы", постановлением Правительства Москвы от 18 ноября 2014 года N 668-ПП "О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в городе Москве", прием заявлений об оформлении и выдаче социальной карты возложен на ГБУ МФЦ города Москвы.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 18 ноября 2014 года N 668-ПП "О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в городе Москве", держателем социальной карты является: гражданин, являющийся получателем социальных льгот, имеющий место жительства в городе Москве, а также обучающийся на территории города Москвы по очной форме обучения в имеющей государственную аккредитацию образовательной деятельности государственной, муниципальной образовательной организации или частной образовательной организации, реализующих основные образовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, в государственной или частной профессиональной образовательной организации, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (далее - образовательные организации высшего образования), независимо от места жительства, сведения о котором включены в Единый реестр социальных льготников (ЕРСЛ) (п. 1.3.7.1.); приемные родители, являющиеся получателями социальных льгот, признанные участниками пилотного проекта по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов, проводимого в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 23 января 2014 года N 8-ПП "О проведении в городе Москве пилотного проекта по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов", и несовершеннолетние дети, являющиеся получателями социальных льгот и воспитывающиеся в таких семьях, независимо от места жительства ( п. 1.3.7.1.(1).
В силу закон г. Москвы от 03 ноября 2004 года N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей г. Москвы" регулирует отношения, связанные с предоставлением органами государственной власти города Москвы мер социальной поддержки отдельным категориям жителей города Москвы; его действие распространяется на граждан, имеющих место жительства в городе Москве и отнесенных к определенным категориям (ст. 1).
Таким образом, действующее законодательство города Москвы связывает право граждан на получение социальной карты с наличием места жительства в г. Москве.
В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статья 2 Закона от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" различает понятия место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно, и место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 24 ноября 1995 года N 14-П указал, что под "местом пребывания" и "местом жительства" подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. При этом "место жительства" может означать как "постоянное проживание", так и "преимущественное проживание" и, согласно закону, не всегда совпадает с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства. Свобода выбора места жительства является конституционным правом гражданина Российской Федерации. Вместе с тем закон возлагает на него обязанность регистрироваться и по месту пребывания, и по месту жительства.
Как ранее было установлено судом первой инстанции, истцом при обращении в ЦГУ "Мои документы" района Можайский г.Москвы в целях получения государственной услуги "Получение социальной карты", были представлены документы, исходя из которых следует, что она постоянно и преимущественно проживает в г.Москве по адресу: г. Москва, ул. Кунцевская дом 4/1 кв. 613, что следует из свидетельств о регистрации по месту пребывания выданным на срок с 03 февраля 2009 года по 02 августа 2009 года, с 11 августа 2009 года по 10 февраля 2010 года, с 03 февраля 2011 года по 03 февраля 2013года, с 07 февраля 2013 года по 04 февраля 2018 года.
В суде апелляционной инстанции установлено, что в настоящее время истец вновь зарегистрирована по указанному адресу с 21 декабря 2017 года по 20 декабря 2022 года.
Кроме того, из совокупности представленных в материалы дела доказательств, а именно, свидетельства о рождении дочери, документа подтверждающего факт ее прикрепления к ГБУЗ "ДГП N 1430 ДЗМ" филиале N 3 с 01 сентября 2005 года, справки об инвалидности истца выданной бюро N 39-филиал ФКУ "ГБ МСЭ по г. Москве Минтруд России", пенсионного удостоверения, а также объяснений истца, данных ею в судебном заседании суда апелляционной инстанции, усматривается, что Некрасова А.В. постоянно и преимущественно проживает на территории г. Москвы.
С учетом изложенного, обстоятельств дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания. Отсутствие регистрации по месту жительства в г. Москве не свидетельствует о том, что истец не проживает в г. Москве и не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
Поскольку проживание истца в г. Москве подтверждено документами о регистрации по месту пребывания в г. Москве с 03 февраля 1999 года по настоящее время, то специального решения о признании истца проживающей в г. Москве не требуется.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Некрасовой А.В. о признании местом жительства г. Москва, признании отказа в выдаче социальной карты в г. Москве незаконным, права на получение льготы на проезд в городском транспорте в г. Москвы, обязании выдать социальную карту нельзя признать законным и обоснованным в связи с чем, оно подлежит отмене, с постановлением по делу нового решения о признании отказа в выдаче социальной карты в г. Москве незаконным, обязании ГБУ г. Москвы МФЦ района Можайский г. Москвы выдать социальную карту.
Поскольку социальная карта обеспечивает получение мер социальной поддержки в виде проезда по льготному тарифу на наземном городском пассажирском транспорте общего пользования города Москвы, Московском метрополитене, включая Московскую монорельсовую транспортную систему, и железнодорожном транспорте пригородного сообщения ( пункт 1.7.6 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 18 ноября 2014 года N 668-ПП "О выпуске, выдаче и обслуживании социальных карт в городе Москве"), которую ГБУ г. Москвы МФЦ района Можайский г. Москвы обязано выдать Некрасовой А.В, то не требуется признания ее права на получение льготы на проезд в городском транспорте города Москвы в судебном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунцевского районного суда города Москвы от 15 мая 2018 года отменить, принять по делу новое решение о частичном удовлетворении требований Некрасовой Алисы Валерьевны.
Признать решение Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Многофункциональный центр предоставления государственных услуг города Москвы" от 16 декабря 2016 года об отказе Некрасовой Алисе Валерьевне в предоставлении государственных услуги по выдаче социальной карты незаконным.
Обязать Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Многофункциональный центр предоставления государственных услуг города Москвы" выдать Некрасовой Алисе Валерьевне социальную карту.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.