Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Лучкиной С.П,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-3856/2018 по административному исковому заявлению ООО "СУ-204" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость:
- объекта капитального строительства по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 15 145 762 руб.
- объекта капитального строительства по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 12 352 542 руб.
- объекта капитального строительства по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 9 297 457 руб.
- земельного участка по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 86 395 000 руб.
В обоснование исковых требований указано, что административный истец является собственником зданий. В соответствии со ст.373 Налогового кодекса РФ истец является плательщиком налога на имущество в отношении принадлежащих ему зданий, налоговая база по которому исчисляется исходя из их кадастровой стоимости.
Кроме того, административный истец является арендатором земельного участка на основании договора от 20.12.1996г, размер арендной платы по условиям договора исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Несоответствие внесенной в единый государственной реестр недвижимости кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права административного истца.
Кадастровая стоимость утверждена постановлениями Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 790-ПП, N 791-ПП в отношении:
- объекта капитального строительства по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 54 632 076, 79 руб.
- объекта капитального строительства по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 48 146 000,34 руб.
- объекта капитального строительства по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 35 885 283,38 руб.
- земельного участка по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 254 455 651,78 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, истец обратился к независимому оценщику ООО "АРХОНТ КОНСАЛТИНГ" за составлением отчета об оценке рыночной стоимости объектов. Согласно отчету об оценке N АРХ-212/18/М от 14.08.2018г. определена рыночная стоимость объектов недвижимости в размере, указанном истцом при обращении в суд с административным иском.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 25 сентября 2018 года заявление административного истца о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено, в связи с чем, реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административный истец обратился с иском в Московский городской суд.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также заявление об уточнении административных исковых требований, в котором указал, что с результатами проведенной по делу экспертизы согласен.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы против удовлетворения иска возражал по доводам письменных пояснений. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат следующие объекты капитального строительства:
- здание по адресу: *** с кадастровым номером ***,
- здание по адресу: *** с кадастровым номером ***,
- здание по адресу: *** с кадастровым номером ***, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРН.
В соответствии со ст.373 Налогового кодекса РФ истец является плательщиком налога на имущество в отношении принадлежащих ему зданий, налоговая база по которому исчисляется исходя из их кадастровой стоимости.
На основании договора аренды от 20.12.1996г. с учетом последующих дополнительных соглашений административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: ***. Приложением к дополнительному соглашению к договору аренды установлено, что ставка арендной платы по условиям договора аренды земельного участка составляет 1,5% от кадастровой стоимости участка.
Административный истец не согласен с размером установленной постановлениями Правительства Москвы кадастровой стоимости объектов недвижимости.
По итогам государственной кадастровой оценки постановлениями Правительства Москвы от 29 ноября 2016г. N 790-ПП, N 791-ПП кадастровая стоимость:
- объекта капитального строительства по адресу: *** с кадастровым номером *** утверждена в размере 35 885 283,38 руб.
- объекта капитального строительства по адресу: *** с кадастровым номером *** утверждена в размере 54 632 076, 79 руб.
- объекта капитального строительства по адресу: *** с кадастровым номером *** утверждена в размере 48 146 000,34 руб.
- земельного участка по адресу: *** с кадастровым номером *** утверждена в размере 254 455 651,78 руб.
Принимая во внимание, что размер налога на имущество, плательщиком которого является административный истец, и размер арендной платы по договору исчисляются исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, суд приходит к выводу, что административный истец имеет правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости и вправе обращаться в суд с соответствующим иском.
Оспаривая установленную в отношении объектов недвижимости кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке, составленный ООО "АРХОНТ КОНСАЛТИНГ". Согласно отчету об оценке N АРХ-212/18/М от 14.08.2018г. рыночная стоимость объектов недвижимости на дату установления кадастровой их стоимости определена в размере, указанном истцом при обращении в суд с административным иском.
Представитель административных ответчиков в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований истца, указал на несоответствие представленного отчета об оценке требованиям законодательства.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки ( статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда от 01 ноября 2018 года по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО "Московский кадастровый центр".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, отчет об оценке ООО "АРХОНТ КОНСАЛТИНГ" N АРХ-212/18/М от 14.08.2018г, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Нарушения, допущенные оценщиком, подробно описаны в тексте экспертного заключения, сторонами не оспаривались.
Рыночная стоимость объектов недвижимости по результатам судебной экспертизы определена экспертом в следующем размере:
- в отношении объекта капитального строительства по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 20 047 000 руб.
- в отношении объекта капитального строительства по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 19 171 000 руб.
- в отношении объекта капитального строительства по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 14 677 000 руб.
- в отношении земельного участка по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 120 068 000 руб.
В заключении эксперта рыночная стоимость определена по состоянию на 01 января 2016 г, так как на указанную дату была определена кадастровая стоимость объектов согласно выпискам о кадастровой стоимости.
Оценивая заключение судебной экспертизы, суд находит, что судебный эксперт, проводивший судебную экспертизу, ответил на поставленные перед ним вопросы, мотивировал свои выводы.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объектов оценки, произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов.
В свою очередь сторонами каких-либо убедительных доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости объектов недвижимости, не представлено. В названной ситуации ставить экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.
В судебном заседании стороны не заявляли о проведении по делу повторной или дополнительной экспертизы в порядке ст.83 КАС РФ.
Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административных ответчиков о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцу Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года N 1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Также подлежат отклонению и доводы административных ответчиков о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
С учетом изложенного, исходя из положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, учитывая, что административный истец уточнил заявленные требования, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость здания должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 06 сентября 2018 года.
Поскольку заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости подано 06 сентября 2018 года, то в соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 01 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Из положений статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ следует, что актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
В силу части 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость
- объекта капитального строительства по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 20 047 000 (Двадцать миллионов сорок семь тысяч) рублей,
- объекта капитального строительства по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 19 171 000 (Девятнадцать миллионов сто семьдесят одна тысяча) рублей,
- объекта капитального строительства по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 14 677 000 (Четырнадцать миллионов шестьсот семьдесят семь тысяч) рублей,
- земельного участка по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 120 068 000 (Сто двадцать миллионов шестьдесят восемь тысяч) рублей.
Кадастровая стоимость установлена на период с 01 января 2018 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 06 сентября 2018 года. Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 14 декабря 2018 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.