Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Лучкиной С.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-3988/2018 по административному исковому заявлению ООО "СЫРТ АБС" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость следующих объектов недвижимости:
- здания по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 72 675 000 руб.
- здания по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 4 375 000 руб.
- земельного участка по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 59 396 000 руб.
В обоснование исковых требований указано, что административный истец является собственником зданий. В соответствии со ст.373 Налогового кодекса РФ истец является плательщиком налога на имущество в отношении принадлежащих ему зданий, налоговая база по которому исчисляется исходя из их кадастровой стоимости.
Кроме того, административный истец является арендатором земельного участка на основании договора от 30.09.2002г, размер арендной платы по условиям договора исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Кадастровая стоимость здания с кадастровым номером *** утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 790-ПП по состоянию на 01 января 2016 года в размере 116 030 728,85 руб. Этим же постановлением утверждена кадастровая стоимость здания с кадастровым номером *** в размере 22 875 171,02 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** утверждена постановлением Правительства Москвы от 2911.2016г. N 791-ПП в размере 89 684 200 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, административный истец обратился к независимому оценщику ООО "Бизнес плюс" за составлением отчетов об оценке рыночной стоимости зданий и земельного участка. Согласно отчету об оценке N 160718-032К от 16.08.2018г. рыночная стоимость земельного участка на дату установления его кадастровой стоимости составляет 55 396 000 руб. Согласно отчету об оценке N 061217-054К от 25 декабря 2017 года рыночная стоимость здания с кадастровым номером *** на дату установления кадастровой стоимости составляет 72 675 000 руб.; рыночная стоимость здания с кадастровым номером *** на дату установления кадастровой стоимости составляет 4 375 000 руб.
Решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 25.01.2018г, 30.08.2018г. заявления административного истца о пересмотре кадастровой стоимости были отклонены, в связи с чем, реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административный истец обратился с иском в Московский городской суд.
В судебном заседании представитель истца административные исковые требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость зданий и земельного участка по результатам проведенной судебной экспертизы, уточненные административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы против удовлетворения иска возражал по доводам письменных пояснений. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат здание по адресу: *** с кадастровым номером ***, здание по адресу: *** с кадастровым номером ***, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.
В соответствии со ст.373 Налогового кодекса РФ истец является плательщиком налога на имущество в отношении принадлежащих ему зданий, налоговая база по которому исчисляется исходя из их кадастровой стоимости.
На основании договора аренды от 30.09.2002г. административный истец является арендатором земельного участка по адресу: *** с кадастровым номером ***. Приложением 1 к дополнительному соглашению к договору аренды от 20.02.2015г. установлено, что ставка арендной платы по условиям договора аренды земельного участка составляет 1,5% от кадастровой стоимости участка.
Административный истец не согласен с размером установленной постановлениями Правительства Москвы кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Кадастровая стоимость здания с кадастровым номером *** утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 790-ПП по состоянию на 01 января 2016 года в размере 116 030 728,85 руб. Этим же постановлением утверждена кадастровая стоимость здания с кадастровым номером *** в размере 22 875 171,02 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** утверждена постановлением Правительства Москвы от 2911.2016г. N 791-ПП в размере 89 684 200 руб.
Оспаривая установленную в отношении объектов недвижимости кадастровую стоимость, административный истец обратился к независимому оценщику ООО "Бизнес плюс" за составлением отчетов об оценке рыночной стоимости зданий и земельного участка. Согласно отчету об оценке N 160718-032К от 16.08.2018г. рыночная стоимость земельного участка на дату установления его кадастровой стоимости составляет 55 396 000 руб. Согласно отчету об оценке N 061217-054К от 25 декабря 2017 года рыночная стоимость здания с кадастровым номером *** на дату установления кадастровой стоимости составляет 72 675 000 руб.; рыночная стоимость здания с кадастровым номером *** на дату установления кадастровой стоимости составляет 4 375 000 руб.
Решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 25.01.2018г, 30.08.2018г. заявления административного истца о пересмотре кадастровой стоимости были отклонены, в связи с несоответствием отчетов об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Представитель административных ответчиков в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований истца, также указал на несоответствие представленных отчетов об оценке требованиям законодательства.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки ( статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорного объекта недвижимости в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда от 22 ноября 2018 года по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Экспертно-правовое бюро".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N 318/12/2018 от 12 декабря 2018г, отчеты об оценке, представленные административным истцом и составленные ООО "Бизнес плюс" N 160718-032К от 16.08.2018г. N 061217-054К от 25.12.2017 года, не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Нарушения, допущенные оценщиком, подробно описаны в тексте экспертного заключения.
Рыночная стоимость объектов недвижимости определена судебным экспертом в следующем размере:
- здания по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 63 018 000 руб.
- здания по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 6 059 000 руб.
- земельного участка по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 45 511 000 руб.
Представитель административного истца в судебном заседании с результатами судебной экспертизы согласился, административные исковые требования уточнил, просил определить кадастровую стоимость объектов недвижимости по результатам судебной экспертизы.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы возражений к заключению эксперта не представил, каких-либо ходатайств не заявлял. О назначении по делу дополнительной или повторной судебной оценочной экспертизы в порядке ст.83 КАС РФ стороны не просили.
Оценивая заключение судебной экспертизы по правилам ст. 168 КАС РФ, суд находит, что судебный эксперт, проводивший судебную экспертизу, ответил на поставленные перед ним вопросы, мотивировал свои выводы. Определенная в заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объектов оценки, произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов.
В свою очередь административными ответчиками каких-либо убедительных доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости объектов недвижимости, не представлено. В названной ситуации ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.
Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административных ответчиков о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцу Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года N1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Также подлежат отклонению и доводы административных ответчиков о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что административный истец уточнил исковые требования, предлагая определить кадастровую стоимость по результатам судебной экспертизы, и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость объектов недвижимости должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 28 декабря 2017 года в отношении объектов недвижимости (зданий) с кадастровыми номерами ***, ***, 21 августа 2018 года в отношении объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером ***.
Поскольку заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий) с кадастровыми номерами ***, *** подано 28 декабря 2017 года, то в соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 01 января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
В отношении земельного участка исходя из вышеприведенных положений закона кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2018 года, поскольку заявление административного истца в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости было подано 21 августа 2018 года.
Из положений статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ следует, что актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
В силу части 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость
- здания по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 63 018 000 (Шестьдесят три миллиона восемнадцать тысяч) рублей,
- здания по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 6 059 000 (Шесть миллионов пятьдесят девять тысяч) рублей
на период с 01 января 2017г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости. Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 декабря 2017 года.
Установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость земельного участка по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 45 511 000 (Сорок пять миллионов пятьсот одиннадцать тысяч) рублей на период с 01 января 2018г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости. Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 21 августа 2018 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2018 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.