Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Лучкиной С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-4006/2018 по административному исковому заявлению АО "Компания Торговый дом Аллерген" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить по состоянию на 15 декабря 2017 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** равной рыночной в размере 39 444 200 руб.
В обоснование исковых требований административный истец указал, что является собственником земельного участка. В соответствии со ст.388 Налогового кодекса РФ административный истец является плательщиком земельного налога в отношении принадлежащего ему участка. В силу части 1 ст.390 Налогового кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка утверждена по состоянию на 15 декабря 2017 года в соответствии с Актом определения кадастровой стоимости в размере 53 855 570 руб. и рассчитана на основании постановления Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 791-ПП.
По мнению административного истца, установленная в отношении земельного участка кадастровая стоимость является завышенной, не соответствует рыночной стоимости земельного участка, что нарушает права и законные интересы административного истца.
Полагая, что кадастровая стоимость объекта недвижимости не соответствует рыночной стоимости, истец обратился в ООО "ВИМИРА" за составлением отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка. Согласно отчету об оценке N 29/2018 от 04.07.2018г. рыночная стоимость земельного участка на дату определения его кадастровой стоимости составила 39 444 200 руб.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости от 31.07.2018г. заявление административного истца о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено, в связи с чем, реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административный истец обратился с иском в Московский городской суд.
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы против удовлетворения иска возражал по доводам письменных пояснений. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом установлено, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.12.2014г. Земельный участок имеет вид разрешенного использования - для размещения промышленных и коммунальных объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур и рекреационной зоны. Площадь объекта составляет 7 000 кв.м.
Кадастровая стоимость земельного участка утверждена по состоянию на 15 декабря 2017 года в соответствии с Актом определения кадастровой стоимости в размере 53 855 570 руб. и рассчитана на основании постановления Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 791-ПП.
Административный истец в силу ст.388 Налогового кодекса РФ является плательщиком земельного налога и в отношении спорного объекта недвижимости обязан уплачивать налоговые платежи исходя из его кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости влияют на права и обязанности административного истца как плательщика налога, в связи с чем он вправе обращаться с настоящим иском.
Полагая, что кадастровая стоимость объекта недвижимости не соответствует его рыночной стоимости, истец обратился к независимому оценщику ООО "ВИМИРА" за составлением отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка. Согласно отчету об оценке N29/2018 от 04.07.2018г. рыночная стоимость земельного участка на дату определения его кадастровой стоимости составила 39 444 200 руб.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости от 31.07.2018г. заявление истца о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено в связи с несоответствием отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Представитель административных ответчиков в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований истца, указал на несоответствие представленного отчета об оценке требованиям законодательства.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки ( статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда от 26 ноября 2018г. по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО "Финконсалтцентр".
Согласно заключению судебной экспертизы отчет об оценке, представленный административным истцом и составленный ООО "ВИМИРА" N29/2018 от 04.07.2018г, не в полной мере соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Экспертом установлено, что в отчете оценочной организации отсутствуют основные выводы относительно рынка недвижимости в сегментах, необходимых для оценки объекта, например, динамика рынка, спрос, предложение, объем продаж, емкость рынка, мотивация покупателей и продавцов, колебания цен на рынке, что нарушает п.10 ФСО N 7. Вместе с тем, эксперт пришел к выводу, что выявленные нарушения по применению методов и произведенным расчетам не являются существенными и не влияют на итоговую рыночную стоимость земельного участка.
Эксперт подтвердил вывод, имеющийся в отчете об оценке ООО "ВИМИРА" N29/2018 от 04.07.2018г. о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** составляет 39 444 200 руб.
Стороны в судебном заседании с результатами экспертизы согласились, замечаний к экспертному заключению не представили, о назначении по делу дополнительной или повторной экспертизы в порядке ст.83 Кодекса административного судопроизводства не заявляли.
Суд соглашается с выводами судебного эксперта о том, что отчет об оценке ООО "ВИМИРА" N29/2018 от 04.07.2018г, согласно которому определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** в размере 39 444 200 руб, не содержит нарушения требований законодательства об оценочной деятельности, которые бы повлияли на итоговую рыночную стоимость земельного участка, в связи с чем оснований не доверять выводам, изложенным в указанном отчете об оценке, у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, обоснованы. Выводы оценщика объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на научной и практической основе, в пределах имеющейся у оценщика соответствующей специальности. Оценщик Караев Ф.Р, составивший отчет, имеет необходимую квалификацию и стаж работы в области оценочной деятельности, состоит в обществе саморегулируемой организации оценщиков и его ответственность застрахована в установленном законом порядке.
Экспертное заключение, подтвердившее верность вывода оценщика об итоговой рыночной стоимости земельного участка также соответствует требованиям ст.168 Кодекса административного судопроизводства РФ, судом расценивается как доказательство, обладающее признаками относимости и допустимости.
Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административных ответчиков о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцу Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года N 1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Также подлежат отклонению и доводы административных ответчиков о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
С учетом изложенного, исходя из положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере, определенном в отчете об оценке.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 20 июля 2018 года.
Поскольку заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости подано 20 июля 2018 года, то в соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 01 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Из положений статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ следует, что актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда. В силу части 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить по состоянию на 15 декабря 2017 года кадастровую стоимость земельного участка кадастровым номером *** по адресу: *** в размере 39 444 200 (тридцать девять миллионов четыреста сорок четыре тысячи двести) рублей на период с 01 января 2018 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 20 июля 2018 года. Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 19 декабря 2018 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.