Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю,
при секретаре Зотовой Д.Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-4054/2018 по административному исковому заявлению Овчинникова Дмитрия Юрьевича, Чикина Михаила Борисовича, Ишкова Игоря Владимировича к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г,
УСТАНОВИЛ:
Овчинников Д.Ю, Чикин М.Б, Ишков И.В. обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости:
- нежилого помещения общей площадью 222,3 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 19849139 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 186,1 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 16639823 руб.;
- нежилого помещения общей площадью 242,3 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 22328531 руб.
Требования мотивированы тем, что административные истцы являются соответственно собственником нежилых помещений и не согласны с их кадастровой стоимостью по состоянию на 1 января 2016 г, считают её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются их интересы, как плательщика налога на имущество физических лиц. В подтверждение заявленной рыночной стоимости предоставлен отчет об оценке от 29 декабря 2017 г. N1249/012/17, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Сенат-Оценка".
В судебном заседании представитель административных истцов Овчинникова Д.Ю, Чикина М.Б, Ишкова И.В. - Татаренкова Е.С, действующая по доверенности, поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители административных ответчиков Правительства Москвы, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены.
Выслушав объяснения представителя административных истцов, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ) предусматривают, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Как следует из материалов дела и установлено судом:
- нежилое помещение общей площадью 222,3 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", принадлежат на праве собственности административному истцу Овчинникову Д.Ю, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права;
- нежилое помещение общей площадью 186,1 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", принадлежат на праве собственности административному истцу Чикину М.Б, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права;
- нежилое помещение общей площадью 242,3 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", принадлежат на праве собственности административному истцу Ишкову И.В. что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
С учетом изложенного и на основании статьи 399-401 Налогового кодекса РФ административные истцы являются плательщиками налога на имущество физических лиц. При этом в соответствии со статьями 402-403 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении нежилого помещения определяется как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
П остановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 года" в отношении спорных не жилых помещений утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2016 г.
В соответствии со статьями 402, 403 Налогового кодекса РФ, статьями 11, 12, 24.15, 24.18 названного Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ законодатель, при введении государственной кадастровой оценки объекта оценки для целей налогообложения, предусматривает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости. При этом датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
На основании изложенного юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2016 г, то есть на дату, по состоянию на которую сформирован перечень.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости нежилых помещений, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N790-ПП, административные истцы предоставили отчет об оценке от 29 декабря 2017 г. N1249/012/17, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Сенат-Оценка". Согласно данному отчету оценщика рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2016 года составляет в отношении нежилого помещения с кадастровым номером "... " в размере 19849139 руб, нежилого помещения с кадастровым номером "... " в размере 16639823 руб, нежилого помещения с кадастровым номером "... " в размере 22328531 руб.
В ходе рассмотрения дела от представителя административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы Аугулиса Р.Р. поступило ходатайство о назначении по делу оценочной судебной экспертизы. Протокольным определением Московского городского суда от 3 декабря 2018 года отказано в удовлетворении данного ходатайства, поскольку административными ответчиками и заинтересованным лицом не предоставлены суду конкретные замечания, свидетельствующие о несоответствии предоставленного отчета об оценке от 29 декабря 2017 г. N1249/012/17 т ребованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)", Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2)", Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)", утвержденных приказами Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N297, N298, N299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N611.
Из предоставленных письменных возражений усматривается, что административный ответчик Правительство Москвы и заинтересованное лицо Департамент городского имущества города Москвы в обоснование несоответствия предоставленного отчета об оценке от 29 декабря 2017 г. N1249/012/17 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки привели следующие обстоятельства:
- оформление и содержание отчета не соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете информации, используемой при проведении оценки, установленными федеральными стандартами оценки, что указывает на несоответствие отчета принципам однозначности;
- отчет основывается на исследовании сведений о продажных ценах на здания, взятых из недостоверных источников. В отчете исследована цена, указанная в предложениях о продаже, взятых из объявлений, размещенных в сети "Интернет". Отчет не основывается на сделанных определенными лицами обязательных для них публичных офертах. Размещенные в сети "Интернет" объявления о намерении заключить сделку невозможно проверить на предмет соответствия обстоятельств, изложенных в объявлении, действительности. Следовательно, предоставленный отчет оценщика не является достоверным, относимым;
- приведенное в отчете описание местоположения объекта оценки не дает полного представления о ценообразующих факторах как тип окружающей застройки, удаленность от центральных магистралей города. В отчете отсутствует данные о физическом и функциональном состоянии здания.
Рассмотрев указанные письменные возражения в совокупности с предоставленными по делу доказательствами, суд считает их необоснованными по следующим основаниям.
Положения пунктов 3 и 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N299, предусматривают, что отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет. При составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
Из содержания отчета об оценке от 29 декабря 2017 г. N1249/012/17 усматривается, что в отчете приведены сведения:
- задание на оценку в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки; применяемые стандарты оценки; принятые при проведении оценки объектов оценки допущения; сведения о заказчике оценки и об оценщике, подписавшем отчет об оценке, место нахождения оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков, а также о юридическом лице, с которым оценщик заключил трудовой договор; к отчету приложены перечень использованных данных и перечень терминов, использованных при оценке, а также документы, подтверждающие сведения об оценщике;
- описание объектов оценки, их установленные количественные и качественные характеристики, в том числе износ, а также количественные и качественные характеристики нежилого здания, в котором расположены нежилые помещения, и земельного участка. Оценщик производил непосредственный осмотр объектов оценки. При этом оценщик привел правоустанавливающие документы относительно объектов оценки, технические документы, подтверждающие количественные и качественные характеристики объекта оценки. Копии указанных документов приложены к отчету;
- анализ рынка объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость. Также приведен анализ наиболее эффективного использования объектов оценки;
- описание процесса оценки объектов оценки в части применения подхода к оценке. Оценщиком приведена методология расчета стоимости объектов оценки. При этом оценщик обосновал выбор используемых сравнительного и доходного подходов при оценке нежилых помещений, указав на наличие достаточного количества предложений о продаже нежилых помещений, об аренде объектов для расчета доходным подходом оцениваемого объекта. Использование сравнительного и доходного подходов, по мнению оценщика, позволит получить наиболее достоверную оценку рыночной стоимости нежилого помещения. В отчете приведены мотивы отказа от других подходов;
- наглядно приведены расчеты рыночной стоимости нежилых помещений в рамках сравнительного и доходного подходов. Приведено обоснование выбора аналогов объектов оценки и применение основных ценообразующих факторов, в том числе на месторасположение в административном округе, на инженерное обеспечение. Описана процедура согласования результатов оценки и выводы, полученных на основе проведенных расчетов по сравнительному и доходному подходов;
- к отчету приложены копии документов, использованных оценщиком и устанавливающие количественные и качественные характеристики объектов оценки, в том числе правоустанавливающие и правоподтверждающие документы, а также документы технической инвентаризации, которые подтверждают достоверность использованной оценщиком информации; перечень использованных данных и перечень терминов, использованных при оценке, а также документы, подтверждающие сведения об оценщике и организации;
- оценщик общества с ограниченной ответственностью "Сенат-Оценка" - "... " имеет высшее образование и прошла профессиональную переподготовку по программе "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)", является членом некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Международная палата оценщиков", регистрационный номер "... " от 9 июля 2015 г.; ответственность оценщика застрахована, оценщик имеет необходимый стаж работы в оценочной деятельности.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что отчет об оценке от 29 декабря 2017 г. N1249/012/17 соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и требованиям федеральных стандартов оценки, в том числе и по своему оформлению, содержанию и достоверности. Л ицо, составившее отчет о рыночной стоимости, по уровню своего образования, квалификации, стажу, членства в саморегулируемой организации оценщиков отвечает требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
Административными ответчиками не предоставлены суду доказательства, подтверждающие недостоверность выводов оценщика относительно величины рыночной стоимости объектов оценки, о неправильности произведенных расчетов, а также о недостоверности использованной оценщиком информации, как об объектах оценки, так и принятых объектах-аналогах.
Необходимо отметить, что разница между кадастровой и рыночной стоимостью спорных нежилых помещений незначительная, составляет 28,16%, 28,71%, 25,52%, что уже свидетельствует о достоверности заявленной рыночной стоимости нежилых помещений.
На основании изложенного отчет об оценке от 29 декабря 2017 г. N1249/012/17 является надлежащим доказательством, подтверждающим величину рыночной стоимости спорных нежилых помещений по состоянию на 1 января 2016 года.
При таких обстоятельствах требования административных истцов об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года, определенном оценщиком в отчете об оценке от 29 декабря 2017 г. N1249/012/17, являются законными и подлежат удовлетворению.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3 предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Датой обращения административных истцов в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости, является 19 ноября 2018 г. Следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость нежилых помещений для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяется с 1 января 2018 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Сведения об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Овчинникова Дмитрия Юрьевича, Чикина Михаила Борисовича, Ишкова Игоря Владимировича об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г, уд овлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 222,3 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 19849139 (девятнадцать миллионов восемьсот сорок девять тысяч сто тридцать девять) руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 186,1 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 16639823 (шестнадцать миллионов шестьсот тридцать девять тысяч восемьсот двадцать три) руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 242,3 кв.м. с кадастровым номером "... " по адресу: г.Москва, "... ", равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 22328531 (двадцать два миллиона триста двадцать восемь тысяч пятьсот тридцать один) руб.
Датой обращения Овчинникова Дмитрия Юрьевича, Чикина Михаила Борисовича, Ишкова Игоря Владимировича в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости, считать 19 ноября 2018 г.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость указанных выше нежилых помещений для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше нежилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда подпись Н.Ю. Севастьянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.