Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Грицких Е.А.
при секретаре Габо А.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-4078/2018 по административному исковому заявлению фио об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
фио обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить равной рыночной кадастровую стоимость нежилых помещений по адресу: адрес, с кадастровым номером 77:02:0017001:5040 (площадью 36,8 кв.м.) в размере 2 771 745 руб. и с кадастровым номером 77:02:0017001:5137 (площадью 13,6 кв.м.) в размере 1 024 341 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что административный истец является собственником указанных объектов недвижимости, их кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2016 года, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 790-ПП в размере 4 339 591,79 руб. и 1 688 114,42 руб, существенно превышает рыночную стоимость объектов недвижимости. По мнению административного истца, несоответствие внесенной в единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости помещений.
В судебном заседании административный истец и его представитель исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы против удовлетворения иска возражала по доводам письменных пояснений.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что административный истец фио является собственником нежилых помещений по адресу: адрес, с кадастровым номером 77:02:0017001:5040 (площадью 36,8 кв.м.) и с кадастровым номером 77:02:0017001:5137 (площадью 13,6 кв.м.), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 28.11.2003, 05.05.2008.
Согласно Закону г. Москвы "О налоге на имущество физических лиц" административный истец является плательщиком указанного налога в отношении помещения исходя из его кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Москвы N 790-ПП от 29 ноября 2016 года утверждена кадастровая стоимость помещений по состоянию на 01 января 2016 года:
- в отношении помещения с кадастровым номером 77:02:0017001:5040 в размере 4 339 591,79 руб,
- в отношении помещения с кадастровым номером 77:02:0017001:5137 в размере 1 688 114,42 руб.
Посчитав установленную в отношении нежилых помещений кадастровую стоимость завышенной, истец обратился к независимому оценщику за установлением рыночной стоимости объектов.
В соответствии с отчетом об оценке наименование организации N 2908-1/18 от 29.08.2018 по состоянию на 01.01.2016 рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0017001:5040 определена в размере 3 234 816 руб. с учетом НДС и в размере 2 771 745 руб. без учета НДС, нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0017001:5137 определена в размере 1 240 195 руб. с учетом НДС и в размере 1 024 341 руб. без учета НДС (л.д.97 отчета).
В соответствии с п.1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в размере кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы указывали на недостоверность определенной в отчете рыночной стоимости объекта.
Судом отклоняются указанные доводы. Изучив отчет об оценке рыночной стоимости помещений, составленный наименование организации N 2908-1/18 от 29.08.2018, суд приходит к выводу, что он является надлежащим доказательством, оценка проведена оценщиками в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ, Федеральных стандартов оценки, утвержденных Приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 мая 2015 N 297, 298, 299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года N 611; приведенные в отчете выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; профессиональное суждение оценщиков относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.
Рыночная стоимость помещений определена оценщиками, исходя из совокупности факторов, в частности, учтено, что помещения расположены на территории адрес, в 10 м.п. от станции метро Петровско-Разумовская, в кирпичном пятиэтажном здании 1955 года постройки.
Признавая отчет об оценке допустимым доказательством по настоящему делу, суд учитывает, что оценщиками обоснованно применены сравнительный и доходный подходы, оценщики мотивированно отказались от применения затратного подхода.
Отчет об оценке подготовлен лицами, обладающими специальными познаниями в области оценочной деятельности и имеющим право на проведение соответствующих исследований. Оценщики фио и фио, проводившие оценку, включены в реестр членов СРО "Союз "Федерация Специалистов Оценщиков", их ответственность застрахована, что в полной мере соответствует положениям ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ".
Проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых помещений сделано оценщиками на основе исчерпывающего анализа характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Административными ответчиками не представлено каких-либо допустимых и относимых доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение приведенные в отчете об оценке выводы. Достоверных данных об иной рыночной стоимости помещений Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы в суд также не представлено.
Оснований для назначения по делу судебной оценочной экспертизы суд не усмотрел, поскольку в судебном заседании не установлено обстоятельств, указывающих на то, что установленная в отчете рыночная стоимость помещений административного истца не соответствует сложившемуся рынку цен на 1 января 2016 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) реализацией товаров, работ, услуг признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Согласно статье 146 Налогового кодекса объектом налогообложения налога на добавленную стоимость является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке, а на величине цены сделки не откроются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, в том числе когда, одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение.
Согласно пункту 4 Федерального стандарта оценки "Цель и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. N 298 результатом оценки является итоговая величина. Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе при совершении сделок купли-продажи, передаче в аренду или залог, страховании, кредитовании, внесении в уставный (складочный) капитал, для целей налогообложения, при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, реорганизации юридических лиц и приватизации имущества, разрешении имущественных споров и в иных случаях.
Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки определяет наиболее вероятную цену, по которой данный объект может быть отчужден при его реализации.
Само по себе определение рыночной стоимости объекта недвижимости в целях дальнейшей его эксплуатации без реализации этого имущества не создает объект налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Учитывая изложенное, налог на добавленную стоимость не подлежит включению в кадастровую стоимость, подлежащую установлению в размере рыночной.
При таких обстоятельствах и исходя из положений Федерального закона от 29 июля 1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ", проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере, определенном в отчете об оценке по состоянию на 01 января 2016 года, без учета НДС, а именно в размере 2 771 745 руб. и 1 024 341 руб, соответственно.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Поскольку заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости подано в Комиссию 12.10.2018, то в соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 1 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
По смыслу ст. ст. 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить по состоянию на 01 января 2016 года равной рыночной кадастровую стоимость
нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0017001:5040, общей площадью 36,8 кв.м, расположенного по адресу: адрес (ком. 1-4) в размере 2 771 745 руб,
нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0017001:5137, общей площадью 13,6 кв.м, расположенного по адресу: адрес (ком. 9В) в размере 1 024 341 руб.
на период с 1 января 2018 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой обращения фио с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 12 октября 2018 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда Е.А. Грицких
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.