Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Лучкиной С.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-4087/2018 по административному исковому заявлению ООО "ЮрКонс" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость следующих объектов недвижимости:
- здания по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 12 959 151 руб.
- здания по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 41 164 817 руб.
- здания по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 20 220 989 руб.
- здания по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 43 108 823 руб.
- земельного участка по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 138 622 797 руб.
В обоснование исковых требований указано, что административный истец является собственником зданий. В соответствии со ст.373 Налогового кодекса РФ истец является плательщиком налога на имущество в отношении принадлежащих ему зданий, налоговая база по которому исчисляется исходя из их кадастровой стоимости. Помимо этого, административный истец является арендатором земельного участка, размер платы по договору установлен от кадастровой стоимости земельного участка.
Кадастровая стоимость зданий утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 790-ПП по состоянию на 01 января 2016 года в следующем размере:
- здания по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 42 115 627,15 руб.
здания по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 92 554 410,09 руб.
- здания по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 26 806 342,50 руб.
- здания по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 88 038 693,67 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка по адресу: *** с кадастровым номером *** утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016г. N 791-ПП по состоянию на 01 января 2016 года в размере 370 953 664,64 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, истец обратился к независимому оценщику ООО "Первое бюро оценки и экспертизы" за составлением отчета об оценке рыночной стоимости зданий и земельного участка. В отчете об оценке N МСК1048-ОКС от 26.09.2018г. определена рыночная стоимость зданий и земельного участка в размере, указанном истцом при обращении в суд с административным иском.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости от 09.10.2018г. заявление административного истца о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено, в связи с чем, реализуя свое право на пересмотр кадастровой стоимости, административный истец обратился с иском в Московский городской суд.
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержал, не возражал против установления кадастровой стоимости объектов недвижимости по результатам судебной экспертизы.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы против удовлетворения иска возражал. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьёй 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: здание по адресу: *** с кадастровым номером ***, здание по адресу: *** с кадастровым номером ***, здание по адресу: *** с кадастровым номером ***, здание по адресу: *** с кадастровым номером ***, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из единого государственного реестра недвижимости и сделок с ним.
На основании договора аренды от 15.10.2013г. административный истец является арендатором земельного участка по адресу: *** с кадастровым номером ***.
Кадастровая стоимость зданий и земельного участка утверждена постановлениями Правительства Москвы от 29 ноября 2016г. N 790-ПП, N 791-ПП по состоянию на 01.01.2016г.
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении объектов капитального строительства (зданий), уплачивает налоговые платежи, исходя из кадастровой стоимости. Размер арендной платы по договору аренды земельного участка также установлен исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Таким образом, административный истец имеет правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости и вправе обращаться в суд с соответствующим административным иском.
Оспаривая установленную в отношении объектов недвижимости кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке, составленный ООО "Первое бюро оценки и экспертизы". В отчете об оценке N МСК1048-ОКС от 26.09.2018г. определена рыночная стоимость зданий и земельного участка в размере, указанном истцом при обращении в суд с административным иском.
Данный отчет об оценке представлялся административным истцом в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Решением Комиссии от 09.10.2018г. заявление истца о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено.
Представитель административных ответчиков в письменных пояснениях, настаивая на отказе в удовлетворении требований истца, указал на несоответствие представленного отчета об оценке требованиям законодательства.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки ( статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорного объекта недвижимости в целях устранения возникших сомнений определением Московского городского суда от 28 ноября 2018 года по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО "Агентство Русспромоценка".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N 5188-ЗЭ/2018 от 14.12.2018г, отчет об оценке ООО "Первое бюро оценки и экспертизы" N МСК1048-ОКС от 26.09.2018г, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
По результатам судебной экспертизы экспертом рыночная стоимость объектов недвижимости в следующем размере:
- здания по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 16 194 000 (Шестнадцать миллионов сто девяносто четыре тысячи) рублей,
- здания по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 44 369 000 (Сорок четыре миллиона триста шестьдесят девять тысяч) рублей,
- здания по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 18 307 000 (Восемнадцать миллионов триста семь тысяч) рублей,
- здания по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 49 186 000 (Сорок девять миллионов сто восемьдесят шесть тысяч) рублей,
- земельного участка по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 140 477 000 (Сто сорок миллионов четыреста семьдесят семь тысяч) рублей
Административный истец с заключением эксперта согласился, полагал возможным установить кадастровую стоимость объектов по результатам проведенной по делу судебной экспертизы.
В заключении эксперта рыночная стоимость определена по состоянию на 01 января 2016 г, так как на указанную дату была определена кадастровая стоимость объектов согласно выпискам о кадастровой стоимости.
Оценивая заключение судебной экспертизы, суд находит, что судебный эксперт, проводивший судебную экспертизу, ответил на поставленные перед ним вопросы, мотивировал свои выводы.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в районах, идентичных району расположения объектов оценки, произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов.
В свою очередь сторонами каких-либо убедительных доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости объектов недвижимости, не представлено. В названной ситуации ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.
В судебном заседании стороны не заявляли о проведении по делу повторной или дополнительной экспертизы в порядке ст.83 КАС РФ.
Судом отклоняются ранее изложенные в письменных возражениях доводы административных ответчиков о том, что истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, суд отмечает, что соответствующее право предоставлено истцу Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Кроме того, право на обращение в суд с указанными требованиями также подтверждено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года N 1555-О, из которого следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки.
Также подлежат отклонению и доводы административных ответчиков о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец. Эти доводы правового значения для разрешения заявленных требований не имеют, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
С учетом изложенного, исходя из положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, учитывая, что административный истец уточнил заявленные требования, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость здания должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 01 октября 2018 года.
Поскольку заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости подано 01 октября 2018 года, то в соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 01 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Из положений статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ следует, что актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
В силу части 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить по состоянию на 01 января 2016 года кадастровую стоимость следующих объектов недвижимости:
- здания по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 16 194 000 (Шестнадцать миллионов сто девяносто четыре тысячи) рублей,
- здания по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 44 369 000 (Сорок четыре миллиона триста шестьдесят девять тысяч) рублей,
- здания по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 18 307 000 (Восемнадцать миллионов триста семь тысяч) рублей,
- здания по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 49 186 000 (Сорок девять миллионов сто восемьдесят шесть тысяч) рублей,
- земельного участка по адресу: *** с кадастровым номером *** в размере 140 477 000 (Сто сорок миллионов четыреста семьдесят семь тысяч) рублей
на период с 01 января 2018г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в единый государственный реестр недвижимости.
Датой обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 01 октября 2018 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 25 декабря 2018 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.