Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Цибиной Т.О.
судей Довиденко Е.А, Параскун Т.И.
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе
ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Благовещенская средняя общеобразовательная школа N1 имени Петра Петровича Корягина" на решение Благовещенского районного суда Алтайского края от 09 октября 2018г. по делу по иску Благовещенского межрайонного прокурора в интересах Федоркова Сергея Григорьевича к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Благовещенская средняя общеобразовательная школа N1 имени Петра Петровича Корягина" Благовещенского района Алтайского края о признании права на получение заработной платы без включения в нее районного коэффициента и возложении обязанности произвести выплату недополученного районного коэффициента на выплаченную заработную плату.
Заслушав доклад судьи Параскун Т.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Благовещенский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным иском в интересах Федоркова С.Г. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Благовещенская средняя общеобразовательная школа N1 имени Петра Петровича Корягина" Благовещенского района Алтайского края (сокращенное наименование - МБОУ БСОШ N1 им. П.П.Корягина) о признании права на получение заработной платы без включения в нее районного коэффициента и возложении обязанности произвести выплату недополученного районного коэффициента на выплаченную заработную плату.
В обоснование требований указал, что в ходе проведения Благовещенской межрайонной прокуратурой проверки соблюдения норм трудового законодательства Российской Федерации в МБОУ БСОШ N1 им. П.П.Корягина по обращению Федоркова С.Г. установлено, что истцу на период август-ноябрь 2017 года заработная плата работодателем начислялась и выплачивалась с нарушением требований трудового законодательства Российской Федерации, а именно в состав заработной платы включена сумма районного коэффициента.
На основании приказа директора МБОУ БСОШ N1 им. П.П.Корягина работника, в том числе Федоркову С.Г. произведен перерасчет заработной платы за декабрь 2017 года, районный коэффициент начислен на минимальный размер оплаты труда.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N1631 от 27.12.1997 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края", а также постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 N 325/24, распоряжением Совета Министров РСФСР от 03.01.1972 N4-р принято предложение администрации Алтайского края о повышении с 01.01.1998 районного коэффициента к заработной плате с 1,20 до 1,25, в том числе для Благовещенского района Алтайского края, в связи с тяжелыми климатическими условиями.
Согласно расчетному листу Федоркова С.Г. за август 2017 года ему была начислена заработная плата в размере 9585,34 руб. в связи с работой по совместительству. Соответственно, 9585,34 руб. х 1,25% = 2396,34 руб. (размер районного коэффициента за август 2017 года).
Из расчетного листа Федоркова С.Г. за сентябрь 2017 года ему была начислена заработная плата в размере 10047,02 руб. в связи с работой по совместительству. Соответственно, 10047,02 руб. х 1,25% = 2511,76 руб. (размер районного коэффициента за сентябрь 2017 года).
В соответствии с расчетным листком Федоркова С.Г. за октябрь 2017 года ему была начислена заработная плата в размере 9750,00 руб. Соответственно, 9750,00 руб. х 1,25% = 2437,50 руб. (размер районного коэффициента за октябрь 2017 года).
Расчетным листком Федоркова С.Г. подтверждается, что за ноябрь 2017 года ему была начислена заработная плата в размере 9750,00 руб. Соответственно, 9750,00 руб. х 1,25% = 2437,50 руб. (размер районного коэффициента за ноябрь 2017 года).
Общий размер недополученного Федорковым С.Г. районного коэффициента в размере 1,25 на выплаченную заработную плату за период с августа 2017 года по ноябрь 2017 года включительно составила 9783,10 руб. (2396,34 руб. + 2511,76 руб. + 2437,50 руб. + 2437,50 руб.).
Бездействием работодателя нарушается конституционное право Федоркова С.Г. на вознаграждение за свой труд в полном объеме, т.е. с начислением районного коэффициента 1,25 на полученную данным работником в период с августа по ноябрь 2017 года включительно заработную плату.
Ссылаясь на эти обстоятельства, истец просил суд признать за Федорковым С.Г. право на получение заработной платы в МБОУ БСОШ N1 им. П.П.Корягина в период с 01.08.2017 по 30.11.2017 без включения в нее районного коэффициента, обязать МБОУ БСОШ N1 им. П.П.Корягина произвести выплату недополученного Федорковым С.Г. районного коэффициента на выплаченную заработную плату за период с августа 2017 года по ноябрь 2017 года включительно в размере 9783,10 руб.
Решением Благовещенского районного суда Алтайского края от 09 октября 2018г. исковые требования удовлетворены.
За Федорковым С.Г. признано право на получение заработной платы в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Благовещенская средняя общеобразовательная школа N1 имени Петра Петровича Корягина" Благовещенского района Алтайского края в период с 01.08.2017 по 30.11.2017 без включения в нее районного коэффициента.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Благовещенская средняя общеобразовательная школа N1 имени Петра Петровича Корягина" Благовещенского района Алтайского края обязано произвести выплату Федоркову С.Г. недополученного районного коэффициента на выплаченную заработную плату за период с августа 2017 года по ноябрь 2017 года включительно в размере 9783,10 руб.
С муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Благовещенская средняя общеобразовательная школа N1 имени Петра Петровича Корягина" Благовещенского района Алтайского края взыскана в доход местного бюджета государственная пошлина в сумме 400 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Благовещенская средняя общеобразовательная школа N1 имени Петра Петровича Корягина" просит об отмене решения, указывая на то, что законоположения, содержащиеся в ст.ст.129, 133 и 133.1 ТК РФ, являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, указавшего в своем постановлении от 07.12.2017 N38-П, что в системе действующего правового регулирования они не могут рассматриваться как противоречащие Конституции РФ, поскольку не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. При этом не обозначен был порядок вступления Постановления в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения. В определении от 27.02.2018 N252-О-Р Конституционный Суд РФ указал, что постановление вступает в законную силу с момента провозглашения. Из содержания самого постановления прямо следует, что начиная с этой даты при установлении (исчислении минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) в него не могут включаться районный коэффициенты и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Исходя из анализа указанных позиций Конституционного Суда, требования прокурора о понуждении МБОУ БСОШ N1 им. П.П.Корягина произвести перерасчет заработной платы за период с 01.08.2017 по 30.11.2017 - период, предшествовавший вступлению Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N38-П в законную силу, - не подлежит удовлетворению.
В судебном заседании в апелляционной инстанции прокурор Удачин И.Б. просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что по правилам ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда постановленным законно и обоснованно.
Конституция Российской Федерации закреплено право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации).
Статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации в качестве основных принципов регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений указаны запрет дискриминации в сфере труда, равенство прав и возможностей работников, право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы.
Во исполнение данных принципов на работодателя возложена обязанность обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 129 названного кодекса заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Согласно ст. 135 этого же кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая).
Частями пятой и шестой данной статьи установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 130 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации включена в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников.
В соответствии со ст. 133 названного кодекса минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая), при этом месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья), а согласно части второй ст. 133.1 этого же кодекса размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Конкретная сумма минимальной оплаты труда на соответствующий период устанавливается ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с последующими изменениями) в едином размере для всей Российской Федерации без учета каких-либо особенностей климатических условий, в которых исполняются трудовые обязанности работников.
Между тем, частью второй ст. 146 ТК РФ установлено, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
В соответствии со ст. 148 этого же кодекса порядок и размер оплаты труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997 года "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" для отдельных районов Алтайского края, включая Благовещенский район, был утвержден размер районного коэффициента 1,25, как для местности с тяжелыми климатическими условиями. Расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате определено осуществлять за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.
Таким образом, из приведенных выше положений Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов в их взаимосвязи следует, что законодатель возлагает на работодателей обязанность как оплачивать труд работников в размере не ниже установленного законом минимального уровня, так и оплачивать в повышенном размере труд работников в особых климатических условиях с применением установленных для этих целей нормативными актами районных коэффициентов.
Повышение оплаты труда в местностях с особыми климатическими условиями является реализацией вытекающих из положений ст. 19 и 37 Конституции Российской Федерации, а также закрепленных в ст. 2 и 22 ТК РФ принципов равенства прав работников и запрета дискриминации, включающих право на равную оплату за труд равной ценности.
По смыслу приведенных норм права в их системном толковании повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях должно производиться после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику, выполнившему установленную норму труда, заработной платы не ниже определенного законом минимального размера, а включение соответствующих районных коэффициентов в состав минимального уровня оплаты труда, установленного для всей территории Российской Федерации без учета особенностей климатических условий, противоречит цели введения этих коэффициентов. Применение одного и того же минимума оплаты за труд в отношении работников, находящихся в существенно неравных природно-климатических условиях, является нарушением названного выше принципа равной оплаты за труд равной ценности.
Данная позиция изложена в п. 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2013 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 5 февраля 2014 г, а также в разделе I Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 февраля 2014 г, применительно к районным коэффициентам и процентным надбавкам, установленным для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющим ту же правовую природу, что и районные коэффициенты, установленные для местностей с особыми климатическими условиями.
Аналогичная позиция впоследствии была высказана также в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. N 38-П.
В соответствии с "Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)", (утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 04 июля 2018 года) из приведенных выше положений Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов в их взаимосвязи следует, что законодатель возлагает на работодателей обязанность как оплачивать труд работников в размере не ниже установленного законом минимального уровня, так и оплачивать в повышенном размере труд работников в особых климатических условиях с применением установленных для этих целей нормативными актами районных коэффициентов.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что истец Федорков С.Г. с 19.03.2014 года по 12.02.2018 работал в МБОУ БСОШ N1 им. П.П.Корягина в должности сторож (дежурный по режиму), что подтверждается трудовым договором N3 от 19.03.2014, дополнительным соглашением N77 от 14.04.2017, приказом БСШ N1 от 19.03.2014 N36, приказом БСШ N1 от 12.02.2018 N26.
Из представленных расчетных листков, реестра перечисления денежных средств, табелей учета рабочего времени за август-ноябрь 2017 года за период с 01.08.2017 года по 30.11.2017 года следует, что истцу Федоркову С.Г. выплачивалась заработная плата за отработанный период нормы рабочего времени без начисления районного коэффициента на минимальный размер оплаты труда. При начислении заработной платы районный коэффициент применялся для доведения размера заработной платы до МРОТ.
Согласно приказу МБОУ БСОШ N1 им. П.П.Корягина N 20/1 от 30.01.2018 расчетного листка, реестра перечисления денежных средств, Федоркову С.Г. произведен перерасчет заработной платы за декабрь 2017 года на основании постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017.
Согласно приказу Управления администрации по образованию и делам молодежи Благовещенского района Алтайского края от 30.01.2018 N39 Федоркову С.Г. с января 2018 года начислялся районный коэффициент на минимальный размер оплаты труда.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к выводу о том, что размер заработной платы истца за спорный период не соответствовал требованиям трудового законодательства.
Доводы апелляционной жалобы ответчика на невозможность перерасчета заработной платы истца за период предшествующий вступлению в законную силу Постановления Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года N 38-П, поскольку спорные правоотношения возникли до вступления указанного постановления в силу, судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Вопреки доводам жалобы, право работника на начисление заработной платы в указанном порядке возникло на основании перечисленных выше норм трудового законодательства. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 38-П от 07.12.2017, взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации представляют собой итоговые выводы суда, образуемые путем сопоставления конституционной и отраслевой норм права, в силу чего они отражают должное с конституционной точки зрения правовое регулирование соответствующих общественных отношений. Таким образом, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации направлены на конституционное правовое толкование существующих правовых норм, подлежащих применению на территории Российской Федерации.
Судом первой инстанции при принятии решения были применены правовые нормы, существовавшие как на момент спорных правоотношений, так и на момент принятия Конституционным Судом Российской Федерации указанного постановления, которым лишь дано толкование соответствующим нормам права, являющееся общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Вопреки позиции ответчика, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.02.2018 N 252-О-Р не предусматривает запрет на перерасчет заработной платы за период, предшествующий вступлению в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 N 38-П.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проверена в пределах доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Благовещенского районного суда Алтайского края от 09 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика МБОУ "Благовещенская средняя общеобразовательная школа N1 имени П.П. Корягина" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.