Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Хожаиновой О.В,
судей Кучеренко Н.В, Юсуповой Л-А.В,
при секретаре Колесник Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Степанова Дмитрия Глебовича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Береуциной Ольге Яковлевне о признании незаконным решения, обязании совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 августа 2018г, которым заявленные требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
Степанов Д.Г. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Береуциной О.Я, в котором просил признать незаконным решение административного ответчика от 22 марта 2108 г. N 90/021/100/2018-969 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, находящийся по адресу: "адрес"; обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества, находящийся по адресу: "адрес", в течение 10 дней с момента вступления судебного акта в законную силу.
Требования мотивированы тем, что Степанов Д.Г. 7 февраля 2018 г. обратился в Ялтинский городской отдел Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о регистрации права собственности на указанное выше недвижимое имущество, приложив свидетельство о праве собственности от 28 апреля 1998г. N 289-ПА, договор купли-продажи с регистрационным номером 289, копию материалов инвентарного дела N 9594 на объект приватизации, квитанцию об уплате государственной пошлины. 22 марта 2018 г. в регистрации права собственности на объект недвижимого имущества было отказано, поскольку не представлено правоустанавливающих документов, соответствующих требованиям Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", с указанием на то, что согласно распоряжению Главы Республики Крым от 24 апреля 2017 г. N 198-рг "О некоторых вопросах регулирования градостроительной деятельности" запрещено осуществление строительства и реконструкции объектов капитального строительства, указанных в приложении к настоящему распоряжению, до рассмотрения разрешительной и технической документации по строительству данных объектов, необходимых правоустанавливающих документов Архитектурно-градостроительным советом Республики Крым, к которым относится магазин, расположенный по адресу: "адрес", (N N). Также оспариваемый отказ мотивирован отсутствием ответов на межведомственные запросы Управления земельного и градостроительного муниципального контроля администрации города Ялты Республики Крым, Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым, отдела судебных приставов по г. Ялте Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым. Административный истец считает отказ незаконным, поскольку указанные в нём основания отсутствуют в перечне оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество. При этом, право собственности подтверждено сообщением МУП "БТИ".
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 августа 2018 г. административный иск удовлетворён частично: признано незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 22 марта 2018 г. N 90/021/100/2018-969 об отказе в государственной регистрации права собственности на нежилое помещение с кадастровым номером 90:25:010:03:7659, расположенное по адресу: "адрес"; на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", повторно рассмотреть заявление Степанова Д.Г. о регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", и документы, представленные к заявлению. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым взысканы в пользу Степанова Д.Г. расходы по оплате государственной пошлины в размере 150,00 рублей.
В апелляционной жалобе административного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ставится вопрос об отмене судебного акта, как принятого с нарушением норм материального права, и о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объёме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции не принято во внимание, что при проведении правовой экспертизы представленных документов государственным регистратором было установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости имеется информация о наличии арестов и запретов на объект недвижимости, расположенный по адресу: "адрес", наложенных на основании постановления о запрете регистрационных действий в отношении объектов недвижимого имущества от 19 сентября 2017 г. по материалам исполнительного производства от 19 июля 2017 г. N и N-ИП, возбуждённого на основании исполнительного листа, выданного Арбитражным судом Республики Крым от 28 июля 2017 г. по делу N А83-459/2017. В связи с чем, был направлен межведомственный запрос в отдел судебных приставов по г. Ялте Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым. Также в связи с наличием Распоряжения Главы Республики Крым от 24 апреля 2017 г. N 198-рг "О некоторых вопросах регулирования градостроительной деятельности", о запрете осуществления строительства и реконструкции объектов капитального строительства, указанных в приложении к настоящему распоряжению, до рассмотрения разрешительной и технической документации по строительству данных объектов, необходимых правоустанавливающих документов Архитектурно-градостроительным советом Республики Крым, к которым относится магазин, расположенный по адресу: г. Ялта, ул. Калинникова, 2, (N п/п 71, N в перечне 336), государственным регистратором был направлен запрос в Управление земельного и градостроительного муниципального контроля Администрации города Ялта Республики Крым, поскольку административным истцом не были представлены правоустанавливающие документы, перечисленные в ответе Муниципального унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации", а также в связи с не поступлением ответов на межведомственные запросы, государственный регистратор принял решение об отказе в осуществлении государственной регистрации.
Представитель административного истца - Савопуло Б.М. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Степанов Д.Г, представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Береуцина О.Я. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием к удовлетворению требований административного истца может служить нарушение требований законодательства относительно полномочий на принятие решения или совершение действия, соблюдения порядка принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.), несоответствие содержания оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу положений части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ), части 1 статьи 9 Договора о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 г. N 164 утверждено Положение о Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, согласно которому основными задачами Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым является участие в разработке, формировании и реализации государственной политики в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учёта недвижимого имущества на территории Республики Крым, а также предоставление услуг в данной сфере.
Таким образом, вопросы проведения регистрации прав на недвижимое имущество возложены на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, который является ответчиком по настоящему делу.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Федеральный закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, в силу части 2 названной выше статьи, являются, в частности, иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункт 8).
Частью 1 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что заявление о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав.
К заявлению о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (часть 4 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").
При этом, в силу предписаний части 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Заявитель вправе представить по собственной инициативе для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав документы, которые в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" представляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия (часть 6 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определённых законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав установлены в статье 26 Федерального закона N 218-ФЗ.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 26 названного закона, осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (пункт 9).
Осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьёй (часть 2 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ).
В соответствии с Приложением 1 к Приказу Минэкономразвития России от 25 марта 2016 г. N 173 "Об утверждении порядков и способов направления органом регистрации прав уведомлений, а также подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав представленных заявителем документов" в уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав приводятся все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, а также рекомендации по устранению причин приостановления.
В соответствии со статьёй 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
На запрос Верховного Суда Республики Крым Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым была направлена копия реестрового дела по заявлению административного истца от 7 февраля 2018 г, согласно которому 7 февраля 2018 г. Степанов Д.Г. обратился к административному ответчику через Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" с заявлением о государственной регистрации нежилого помещения - мастерской лит. А, расположенной по адресу: "адрес".
К указанному заявлению были приложены следующие документы: свидетельство о праве собственности (реестровый N-ПА) на объект приватизации - целостный имущественный комплекс мастерской по ремонту обуви - структурного подразделения государственного предприятия "Ремобувь"; нотариально удостоверенный договор купли-продажи государственного имущества (регистрационный номер N), заключённый 28 апреля 1998 г. между Представительством Фонда имущества Автономной Республики Крым в г. Ялте и Степановым Д.Г.; акт приёма-передачи от 28 апреля 2018 г.; копия материалов инвентарного дела N на домовладение N по "адрес".
22 февраля 2018 г. государственным регистратором Береуциной О.А. было принято уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности на срок до 22 марта 2018 г. в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ. В указанном уведомлении сообщено о не поступлении ответов на межведомственные запросы, направленные в Муниципальное унитарное предприятие "Бюро технической инвентаризации", Управление земельного и градостроительного муниципального контроля Администрации города Ялты Республики Крым, отдел судебных приставов по г. Ялте Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым.
Иных оснований для приостановления указанное уведомление не содержит.
15 марта 2018 г. из Муниципального унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации" поступил ответ согласно которому, нежилые помещения в лит А с N, N, общей площадью 16,4 кв.м, домовладения по "адрес" Республики Крым, зарегистрированы за Степановым Д.Г. на основании договора купли-продажи государственного имущества N, удостоверенного Ялтинской госнотканторой 28 апреля 1998г. регистрационный N и акта приёма-передачи от 28 апреля 2018 г.
Сообщением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Береуциной О.А. от 22 марта 2018 г. N 90/021/100/2018-969 Степанову Д.Г. было отказано в государственной регистрации права собственности нежилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Данное сообщение мотивировано тем, что заявитель не представил правоустанавливающие документы согласно информации, представленной регистрирующим органом прав на недвижимое имущество, на момент совершения сделки. Также в данном сообщении указано на то, что согласно распоряжению Главы Республики Крым от 24 апреля 2017 г. N 198-рг "О некоторых вопросах регулирования градостроительной деятельности" запрещено осуществление строительства и реконструкции объектов капитального строительства, указанных в приложении к настоящему распоряжению, до рассмотрения разрешительной и технической документации по строительству данных объектов, необходимых правоустанавливающих документов Архитектурно-градостроительным советом Республики Крым, к которым относится магазин, расположенный по адресу: "адрес", ( N). Государственным регистратором также указано на не поступление ответов на межведомственные запросы, направленные в Управление земельного и градостроительного муниципального контроля Администрации города Ялты Республики Крым, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым отдел судебных приставов по г. Ялте Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым.
Судебная коллегия, исследовав в судебном заседании материалы реестрового дела и дополнительно представленные Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым документы, содержащие межведомственные запросы и материалы по их направлению и исполнению, приходит к выводу, что указанные в ответе Муниципального унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации" на межведомственный запрос правоустанавливающие документы были представлены административным истцом при подаче заявления об осуществлении государственной регистрации.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона N 218-ФЗ права на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенного документа подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй.
Как следует из части 2 названной статьи, при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов проверка законности такого нотариально удостоверенного документа государственным регистратором прав не осуществляется. Достоверность нотариально удостоверенного документа проверяется государственным регистратором прав через единую информационную систему нотариата в порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1, за исключением случаев представления на государственную регистрацию прав указанных документов нотариусом, удостоверившим такие документы.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административным истцом на государственную регистрацию был представлен нотариально удостоверенный договор купли-продажи государственного имущества (регистрационный номер N), заключённый 28 апреля 1998 г. между представительством Фонда имущества Автономной Республики Крым в г. Ялте и Степановым Д.Г, уполномоченный орган при рассмотрении заявления Степанова Д.Г. о государственной регистрации права собственности был не вправе давать правовую оценку указанному договору купли-продажи, удостоверенному нотариусом.
Кроме того, уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности мотивировано лишь не поступлением ответов на межведомственные запросы, что явилось основанием для её приостановления в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ. Каких-либо дополнительных документов у административного истца истребовано не было.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законам от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (статья 1).
В целях предоставления государственных или муниципальных услуг частью 2 статьи 7.1 указанного Федерального закона предусмотрено направление межведомственного запроса.
При этом частью 6 статьи 7.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" определено, что непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в орган, указанный в абзаце первом части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги. Должностное лицо и (или) работник, не представившие (несвоевременно представившие) запрошенные и находящиеся в распоряжении соответствующих органа либо организации документ или информацию, подлежат административной, дисциплинарной или иной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учёта, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 г, разъяснено, что непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации не может повлечь отказ в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги, кроме случаев, когда соответствующим органом предоставлен ответ об отсутствии у него запрашиваемых сведений.
Таким образом, оспариваемый отказ, содержащий основание в виде непредставления Управлением земельного и градостроительного муниципального контроля Администрации "адрес" Республики Крым, отделом судебных приставов по г. Ялте Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и Управлением Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым информации по межведомственным запросам не может являться основанием для отказа в осуществлении государственной регистрации на основании статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ.
Наличие объекта недвижимости - магазина, расположенного по адресу: "адрес", в Перечне объектов капитального строительства, строительство которых запрещено до проверки разрешительной и технической документации по строительству данных объектов, необходимых правоустанавливающих документов Архитектурно-градостроительным советом Республики Крым ( N), являющемуся приложением к распоряжению Главы Республики Крым от 24 апреля 2017 г. N 198-рг "О некоторых вопросах регулирования градостроительной деятельности" не входит в перечень причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, указанных в статье 26 Федерального закона N 218-ФЗ.
С учётом изложенного выше и обстоятельств, установленных по делу, у государственного регистратора отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, находящийся по адресу: "адрес", в связи с чем, оспариваемый отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в государственной регистрации перехода права собственности, оформленный сообщением от 22 марта 2018 г. N 90/021/100/2018-969, правомерно признан судом первой инстанции незаконным.
Признав незаконными оспариваемый отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, суд первой инстанции, в соответствии с требованиями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возложил на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения, правильно указав на способ восстановления нарушенного права путём повторного рассмотрения заявления, поскольку разрешение вопросов о проведении регистрации прав на недвижимое имущество на территории Республики Крым отнесено к компетенции Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
По сути, доводы апелляционной жалобы о нарушении норм материального права направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции мотивированы, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
С учётом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 августа 2018г. по административному делу N 2а-2188/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий О.В. Хожаинова
Судьи Н.В. Кучеренко
Л.А-В. Юсупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.