Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мызниковой Н.В.,
и судей Дегтеревой О.В, Пильгановой В.М,
при секретаре Воропаевой Е.С,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В,
гражданское дело по апелляционной жалобе Ф. А.С. на решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 17 июля 2018 г, которым постановлено:
Исковые требования Ф.А.С. к Управлению социальной защиты населения Зеленоградского АО г. Москвы о признании незаконным отказа в назначении компенсационной выплаты, возложении обязанности - удовлетворить частично.
Признать за Ф.А.С. право на получение ежемесячной компенсационной выплаты как лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства до 23 лет в отношении М.С.В, *** года рождения, П.И.И, ** года рождения, М.Р.А, *** года рождения.
В остальной части требований - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец Ф.А.С. обратилась в суд с иском к УСЗН Зеленоградского АО г. Москвы о признании незаконным отказа в назначении и предоставлении ежемесячной компенсационной выплаты, признании права на ежемесячную компенсационную выплату, назначении и представлении ежемесячной компенсационной выплаты с 11.11.2016г. Требования мотивированы тем, что Ф.А.С. является опекуном М. С.В, ****г.р, М. Р.А, ****г.р, и попечителем П. И.И, ****г.р. Несовершеннолетние являются детьми-инвалидами по заболеванию ***. 11.05.2017г. истец обратилась к ОСЗН районов Старое Крюково и Силино Зеленоградского АО по вопросу назначения и предоставления ей ежемесячной компенсационной выплаты лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства в возрасте до 23-х лет. По результату рассмотрения обращение истец получила отказ, мотивированный отсутствием места жительства подопечных в г.Москве.
В судебном заседании истец поддержала исковые требования по указанным доводам.
Представители ответчика УСЗН Зеленоградского АО г. Москвы Т. А.В, С. М.В. возражали против удовлетворения иска.
Суд постановилприведенное выше решение, по доводам апелляционной жалобы истец в части отказа в удовлетворении исковых требований, просит об отмене решения и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав истца Ф.А.С. и ее представителя Г. А.И, возражения ответчика УСЗН Зеленоградского АО города Москвы по доверенности С. Г.Б, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В целях проведения адресной социальной политики, направленной на создание условий для повышения уровня жизни семей с детьми, был принят Закон г. Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" (далее также - Закон г. Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60), регулирующий отношения по предоставлению семьям с детьми денежных выплат и других мер социальной поддержки.
Частями 1 и 2 статьи 1 Закона г. Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60 установлено, что действие данного закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в городе Москве. Место жительства граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливается по данным органов регистрационного учёта. В статье 3 Закона г. Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60 перечислены меры социальной поддержки семей с детьми, к которым, в частности, относятся единовременные, ежемесячные и ежегодные денежные выплаты.
К ежемесячным денежным выплатам относится в том числе ежемесячная компенсационная выплата неработающему лицу, занятому уходом за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет (пункт 3 части 1 статьи 7 Закона г. Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60).
Постановлением Правительства г. Москвы от 24 января 2006 г. N 37-ПП утверждено Положение о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве (далее - Положение), где в подпункте 17 пункта 1 было предусмотрено, что в соответствии с данным положением назначается и предоставляется ежемесячная компенсационная выплата неработающему лицу, занятому уходом за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет, предусмотренная пунктом 3 части 1 статьи 7 Закона г. Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60.
Согласно пункту 2 Положения денежные выплаты назначаются и предоставляются гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, имеющим место жительства в городе Москве.
В силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания. Местом жительства малолетних детей (несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста) признаётся место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведённых нормативных положений в их системной взаимосвязи, правом на предусмотренную Законом города Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" ежемесячную компенсационную выплату неработающему лицу, занятому уходом за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет, обладают лица, имеющие место жительства в городе Москве, которое устанавливается по данным органов регистрационного учёта. При этом место жительства в городе Москве должны иметь как заявитель, так и ребёнок-инвалид или инвалид с детства.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Ф.А.С. является опекуном М. С.В, ** г.р, М. Р.А, *** г.р, и попечителем П. И.И, *** г.р. и данные обстоятельства подтверждены приказом ТОИОГВ СО УСЗН МСЗН СО по г. Полевскому N*** от 27.09.2011г.; приказом Управления социальной политики по Ленинскому району г.*** N*** от 11.04.2013г, распоряжением Управления опеки и попечительства г.*** N*** от 28.10.2014г.
11.05.2017г, Ф.А.С. обратилась в ОСЗН районов Старое Крюково и Силино Зеленоградского АО г.Москвы по вопросу о возможности назначения ежемесячной компенсационной выплаты лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет, с приложением копий свидетельств о рождении детей, документов о назначении опеки, копии паспорта, копии свидетельств о регистрации по месту пребывания.
Разрешая спор, суд установил, что заявление истца рассмотрено ОСЗН районов Старое Крюково и Силино Зеленоградского АО г.Москвы, ответом N54-ОГ/17 от 23.05.2017г. Ф.А.С. разъяснен порядок предоставления ежемесячной компенсационной выплаты, в том числе указано на то, что назначение выплаты истцу не возможно по причине отсутствия у приемных детей Ф.А.С. места жительства в г. Москве, неправомерно.
Как установлено судом, Ф.А.С. проживает по месту жительства по адресу: ****, зарегистрирована по данному адресу с 06.04.2017 г.
Подопечные истца - М. С.В, ***г.р, М. Р.А, ***г.р, и П. И.И, ***г.р. на основании договоров о приемной семье от 22.07.2015, распоряжений ОСЗН районов Старое Крюково и Силино УСЗН ЗелАО г.Москвы N**, N ***, N *** от 15.07.2015, поставлены на учет и определено их место проживания с опекуном Ф.А.С. по адресу ее жительства: ***. По указанному адресу подопечные зарегистрированы по месту пребывания с истцом.
Согласно справок от 16.07.2018г. ОСЗН района Старое Крюково и Силино г. Москвы следует, что истцу выплачиваются ежемесячно денежные средства в размере ***руб. на каждого ребенка (в повышенном размере с учетом инвалидности детей).
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Ф.А.С. требования о признании права на компенсационные выплаты, как лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом, суд первой инстанции исходил из того, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей, опекунов. Принимая во внимание свидетельства о регистрации по месту пребывания подопечных по месту проживания с опекуном по адресу: ***, и фактическое проживание с истцом подопечных детей, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанный адрес является в силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства подопечных несовершеннолетних детей истца М. С.В, П. И.И, М. Р.А, в связи с чем признал за истцом право на предоставление ежемесячных компенсационных выплат как лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства до 23 лет.
В то же время суд первой инстанции с учетом заявленных Ф.А.С. требований о назначении компенсационных выплат и возложении на УСЗН Зеленоградского АО г. Москвы обязанности предоставить данные выплаты в данной части требований отказал, поскольку истцом не был соблюден порядок обращения за назначением ежемесячной компенсационной выплаты, установленный Административным регламентом предоставления государственных услуг по назначению социальных выплат отдельным категориям семей с детьми, Приложения 5 к постановлению Правительства Москвы от 20 декабря 2016 г. N 895-ПП, Приложение 7 к постановлению Правительства Москвы от 24 января 2006 г. N 37-ПП (действовавшего с 20.12.2016, т.е. на дату обращения Ф.А.С. в ОСЗН 11.05.2017), со ссылкой на то, что заявление о назначении компенсационной выплаты подано истцом не в МФЦ, а непосредственно в ОСЗН районов Старое Крюково и Силино УСЗН Зеленоградского АО г. Москвы.
Судебная коллегия считает, что приведенные выводы суда первой инстанции в данной части основаны на неправильном толковании и применении норм права, регулирующих спорные отношения.
Так, порядок предоставления ежемесячной компенсационной выплаты лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства в возрасте до 23-х лет (далее - Ежемесячная компенсационная выплата) регулируется Положением о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 24.01.2006 N 37-ПП (далее - Положение).
Согласно пункту 4 Положения Ежемесячная компенсационная выплата назначается и выплачивается управлениями социальной защиты населения города Москвы (далее - УСЗН города Москвы).
Решение о назначении и об отказе в назначении Ежемесячной компенсационной выплаты принимаются УСЗН города Москвы (пункты 47, 48 Положения).
В соответствии с пунктом 55 Положения основаниями для отказа в назначении единовременных денежных выплат являются: а) нахождение ребенка на полном государственном обеспечении; б) лишение граждан родительских прав или ограничение их в родительских правах; в) отсутствие права на назначение единовременной денежной выплаты, в том числе пропуск срока обращения с заявлением о назначении единовременной денежной выплаты; г) несоответствие представленных документов установленным требованиям либо представление противоречивых или недостоверных сведений, документов, утративших силу; д) подача в МФЦ или УСЗН города Москвы заявления о назначении
единовременной денежной выплаты от имени гражданина не уполномоченным на
то лицом; е) непредставление в установленный срок документов, необходимых для
назначения единовременной денежной выплаты, и истечение такого срока в случае
подачи заявления о назначении единовременной денежной выплаты с
использованием Портала; ж) назначение единовременной денежной выплаты второму родителю (усыновителю), опекуну, попечителю, приемному родителю, патронатному воспитателю.
В пункте 67 Положения установлено, что ежемесячная компенсационная выплата лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет, назначаются с месяца освидетельствования ребенка в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы, но не более чем за шесть месяцев до месяца обращения с заявлением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты.
Из ответа на обращение истца ОСЗН районов Старое Крюково и Силино УСЗН Зелеленоградского АО г. Москвы от 23.05.2017 г. N 54-ОГУ17 следует, что вопрос о назначении Ф.А.С. ежемесячной компенсационной выплаты в отношении М. СВ, ***г.р, П. И.И, *** г.р, и М. Р.А, *** г.р, рассмотрен по существу и отказано по тем основаниям, что приемные дети не имеют места жительства в городе Москве, правовых оснований для назначения ежемесячной компенсационной выплаты лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства в возрасте до 23-х лет" у отдела социальной защиты населения районов Старое Крюково и Силино Зеленоградского административного округа города Москвы не имеется.
Иных оснований для отказа в назначении Ежемесячной компенсационной выплаты в ответе ОСЗН районов Старое Крюково и Силино УСЗН Зеленоградского АО г. Москвы не содержится (л.д.64).
С момента подачи заявления гражданином о реализации своего права в сфере социального обеспечения в орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Москвы в назначении и предоставлении ежемесячной компенсационной выплаты, у указанного органа возникла обязанность предоставить истцу указанную выплату, а с учетом признания судом за истцом права на ЕКВ, основания для отказа в предоставлении данной выплаты не основаны на положениях законодательства.
Следовательно отказ суда в удовлетворении части исковых требований о назначении и предоставлении ЕКВ не основан на положениях законодательства и не соответствует представленным в материалы дела доказательствам.
Право на ежемесячную компенсационную выплату как у лица, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, в отношении М. СВ, П. ИИ и М. Р.А. у истца возникло с 11.11.2016 года, т.е. за шесть месяцев до момента обращения за указанной выплатой 11.05.2017г. в ОСЗН районов Старое Крюково и Силино Зеленоградского административного округа города Москвы (согласно пункту 67 Положения), в связи с чем отказ ответчика в назначении и предоставлении выплаты ЕКВ истцу является не законным.
С учетом изложенного, решение суда в части отказа Ф.А.С. в удовлетворении требований об обязании УСЗН назначить и предоставить ей ЕКВ с 11.11.2016г. подлежит отмене, с принятием в данной части решения об о бязании УСЗН Зеленоградского АО города Москвы назначить и предоставить Ф.А.С. ежемесячную компенсационную выплату как лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства до 23 лет в отношении в отношении М.С.В, **** года рождения, П.И.И, *** года рождения, М.Р.А, *** года рождения, с 11 ноября 2016 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 17 июля 2018 года в части отказа в назначении и предоставлении ежемесячной компенсационной выплаты Ф.А.С. отменить, принять в данной части новое решение, которым:
Обязать УСЗН Зеленоградского АО города Москвы назначить и предоставить Ф.А.С. ежемесячную компенсационную выплату как лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства до 23 лет в отношении М.С.В, *** года рождения, П.И.И, **** года рождения, М.Р.А, **** года рождения, с 11 ноября 2016 года.
В остальной части решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 17 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.