Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Пильгуна А.С,
судей Шипиковой А.Г, Раскатовой Н.Н,
при секретаре Левиной В.В,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Раскатовой Н.Н.
дело по апелляционной жалобеистца Устиновой Г.А.
нарешение Пресненскогорайонного суда г. Москвы от 18 сентября 2018года, которым постановлено:
" В удовлетворении исковых требований Устиновой Г.А. к ДГИ г. Москвы о признании бездействия незаконным - отказать. ",
УСТАНОВИЛА:
Устинова Г.А. обратилась в суд с иском к ДГИ г. Москвы о признании незаконным бездействия ДГИ г. Москвы, обязании ДГИ г.Москвы включить истца в список граждан-участников подпрограммы "Жилище" с 2003 г.
В обоснование заявленных требований истец указала на то, что 25.02.2014 г.она обратилась в ДГИ г. Москвы с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения.
Однако, до сегодняшнего дня, истцом не получен ответ из ДГИ г. Москвы.
Истец обращалась с жалобами в вышестоящие инстанции 15.04.2014 г, 09.08.2016г, которые также остались без ответа.
С января 2010 г.истцу отказывают в постановке на учет на получение жилищного сертификата в рамках программы "Жилище".
Истец считает действия ДГИ г. Москвы незаконными, нарушающими ее законные права и интересы, так как до сегодняшнего дня, истцом не получен ответ по существу из ДГИ г. Москвы на заявление от 25.02.2014г.
Истец в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд иск удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении, а также в дополнении к нему.
Представитель ответчика в судебном заседании суда первой инстанции возражала против удовлетворения требований, просила суд в иске отказать.
Представители третьих лиц Правительства Москвы, Министерства строительства и ЖКХ РФ в судебном заседание суда первой инстанции участия не принимали.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей апелляционной жалобе просит истец.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца,обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии со статьей 21 Закона N 29 от 14.06.2006 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (далее - Закон N 29) решение о предоставлении жителям города Москвы в пользование либо об оказании помощи в приобретении ими с помощью города Москвы жилых помещений в собственность принимает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы. Жилые помещения предоставляются жителям города Москвы, включенным в утверждаемую Правительством Москвы программу обеспечения жилыми помещениями.
Граждане Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежат обеспечению жилыми помещениями в рамках основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - основное мероприятие), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710.
Департамент осуществляет учет граждан - основного мероприятия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 (ред. от 30.12.2017) "О некоторых вопросах реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации") (далее - Постановление N 153) и постановлением Правительства Москвы от 11.05.2010 N 388-ПП "Об утверждении Правил рассмотрения заявлений граждан об участии в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы Департаментом городского имущества города Москвы и оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов о выделении социальной выплаты на приобретение жилых помещений".
В соответствии с подпунктом "з", "и" пункта 5 Постановления N 153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия имеют:
з) граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей";
и) граждане, выезжающие из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации (далее - закрывающиеся населенные пункты), имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Граждане Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежат обеспечению жилыми помещениями в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" (далее - подпрограмма ВГО) федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015-2020 годы".
Судом установлено и подтверждается материалам дела, что 25.02.2014 г. истец обратилась в ДГИ г. Москвы с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения (л.д. 8-9).
Заявляя исковые требования, истец указала на то, что она не получала ответ из ДГИ г.Москвы на свое обращение от 25.02.2014г.
На основании решения Пресненского районного суда г. Москвы от 12.03.2015 г, вступившего в законную силу 15.04.2015 г, распоряжением ДГИ г. Москвы от 19.04.2016 г. N 8943 Устинова Г.А. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях с 2015 г.
09.08.2016 г. Устиновой Г.А. подано заявление по форме, установленной Постановлением N 153, о включении в списки граждан для предоставления социальной выплаты из федерального бюджета.
Распоряжением ДГИ г. Москвы от 30.05.2017 г. N 15323 Устинова Г.А. включена в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы с момента подачи заявления от 09.08.2016г.
Номер в сводном списке граждан-участников вышеуказанной подпрограммы на 2018 год (категория "граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей") - 6.
Судом также установлено, что Устинова Г.А. зарегистрирована в г.Москве с... г. по... г. по адресу:.., что усматривается из представленной в материалы дела копии паспорта.
С... г. по... г. истец была зарегистрирована по адресу.., а также с... г. по настоящее время.
Оценив собранные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку ответ на заявление истца был дан ответчиком, что подтверждается ответами ДГИ г. Москвы от 30.08.2017г, 03.04.2018г, 15.03.2018г. (л.д. 16-20). Истец была включена в включена в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, номер её очереди - 6. В соответствии с определением суда от 07 июня 2018 г, которым разъяснено решение суда от 12 марта 2015 г, истец подлежит включению в эту программу с момента первичного обращения.
В настоящее время ничем права истца не нарушаются, так как 25.02.2014 г. истец обращалась с заявлением о включении её в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы как лица, выехавшего из районов Крайнего Севера. Истец в эту программу включена, причем в соответствии с указанным выше определением суда в момента первичного обращения.
Кроме того, в 2014 году, когда было подано заявление, на которое истец, как она утверждает, не получила ответ, вопросы обжалования действий и бездействий органов государственной власти регулировались главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, в соответствии с которой был установлен трехмесячный срок обращения в суд с заявлением о признании действия или бездействия незаконным с того момента, когда лицо узнало о нарушении своего права (ст. 256 ГПК РФ). Истец узнала о бездействии ДГИ г. Москвы, выразившемся в непредоставлении ответа на её заявление от 25.02.2014 г, ещё в 2014 году, поскольку 04.09.2014 г. обращалась в Пресненский районный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Управления ДЖИ и ЖФ г. Москвы, выразившегося в отсутствии ответа на её обращение от 25.02.2014 г, однако данное заявление, как указала истец, она забрала по просьбе ДЖИ и ЖФ г. Москвы из суда. С настоящим иском о признании незаконным бездействия ДГИ г. Москвы, выразившегося в непредоставлении ответа на обращение истца от 25.02.2014 г, она обратилась в суд только25.05.2018 г, то есть с существенным пропуском срока, установленного действовавшей в 2014 году ст. 256 ГПК РФ.
Одновременно суд указал на то, что вопрос предоставления государственного жилищного сертификата рассматривается в соответствии с нормами действующего законодательства в порядке очередности с учетом количества выделяемых городу Москве государственных жилищных сертификатов.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Апелляционная жалоба не содержит правовых доводов, могущих послужить основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции, все доводы апелляционной жалобы сводятся к выражению несогласия с постановленным судебным актом и иному толкованию как норм материального права, так и представленным в материалы дела доказательствам, которые были надлежащим образом оценены судом первой инстанции и отражены в решении суда.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешён в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 18сентября 2018 годаоставить без изменения, апелляционную жалобу истца Устиновой Г.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.