Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича,
судей О.В. Гордеевой, А.В. Тиханской,
при секретаре Л.Р. Зейналян,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе А.В. Ладонина на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 3 сентября 2018 года по административному иску А.В. Ладонина к Федеральному агентству воздушного транспорта (в дальнейшем - Росавиация) об оспаривании решения об отказе в предоставлении государственной услуги, восстановлении нарушенного права
УСТАНОВИЛА:
А.В. Ладонин обратился в суд с указанным выше административным иском к Росавиации, ссылаясь на незаконность решения от 12 марта 2018 года об отказе в предоставлении государственной услуги по признанию на территории Российской Федерации свидетельства иностранного государства, выданного лицу из числа авиационного персонала гражданской авиации.
В обоснование иска указал, что названные в обжалуемом решении обстоятельства, послужившие основанием для отказа в предоставлении государственной услуги, - несоответствие свидетельства международным авиационным стандартам, признаваемым Российской Федерацией и Федеральным авиационным правилам - в действительности отсутствовали.
Решением Савеловского районного суда г. Москвы от 3 сентября 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе А.В. Ладонина ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
В заседании судебной коллегии А.В. Ладонин доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Росавиации Д.С. Коблов по доверенности, просили решение суда оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, проверив решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда.
Из материалов дела усматривается, что решением Росавиации от 12 марта 2018 года гражданину Республики Беларусь А.В. Ладонину отказано в предоставлении государственной услуги по признанию на территории Российской Федерации свидетельства иностранного государства, выданного лицу из числа авиационного персонала гражданской авиации.
Решение Росавиации мотивировано несоответствием представленной летной книжки на имя А.В. Ладонина нормам Воздушного кодекса РФ и федеральных авиационных правил (ФАП-147), в частности, это касалось отсутствия указания в летной книжке опыта пилотирования воздушного судна под контролем пилота-инструктора.
Кроме того, отсутствовало разрешение Росавиации на выполнение тренировочных полетов и пилотирование воздушных судов типа С-172 с регистрационными номерами RA 1452- G и RA -2318- G, что является нарушением пункта 1.5. раздела 1 ФАП-147.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что решение административного ответчика соответствовало требования закона, и было обусловлено обеспечением безопасности полетов.
Судебная коллегия с приведёнными выводами суда первой инстанции соглашается.
Право на безопасность охраняется Конституцией РФ, относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, являясь одним из инструментов защиты высших ценностей, признание, соблюдение и защита которых составляют обязанность государства ( статьи 2, 37, 55, 72).
Основные принципы обеспечения безопасности закреплены в статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N390-ФЗ "О безопасности".
Основными принципами обеспечения безопасности являются:
1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;
5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
Согласно статье 5 указанного Закона правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.
Право на безопасность реализуется на разных уровнях общественных отношений, включая правоотношения, вытекающие из профессиональной деятельности.
В соответствии с преамбулой Воздушного кодекса РФ настоящий Кодекс устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.
Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.
Поскольку авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную ( статья 20 Воздушного кодекса РФ), соответствующим образом для каждого вида авиации реализуется государственная программа обеспечения безопасности.
Реализация государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов обеспечивается в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации ( пункт 1 статьи 24.1 Воздушного кодекса РФ).
Целью государственного надзора в области гражданской авиации является обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества выполняемых в гражданской авиации работ и оказываемых услуг. ( пункт 1, статьи 28 Воздушного кодекса РФ).
В Российской Федерации признается действительным свидетельство иностранного государства, выданное лицу из числа авиационного персонала, при условии, если это свидетельство соответствует международным авиационным стандартам, признаваемым Российской Федерацией, и федеральным авиационным правилам (статья 55 Воздушного кодекса РФ).
К авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации ( пункт 1 статьи 52 Воздушного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 5.4.15 Постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 года N396 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта" в компетенцию Росавиации входит признание свидетельств иностранного государства, выданных из числа авиационного персонала гражданской авиации.
Предоставления государственной услуги по признанию свидетельств иностранного государства, выданных лицу из числа авиационного персонала гражданской авиации согласно перечням специалистов, осуществляется в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N45 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по признанию свидетельств иностранного государства, выданных лицу из числа авиационного персонала гражданской авиации согласно перечням специалистов" (далее - Административный регламент).
Для рассмотрения и признания свидетельств иностранного государства заявителем лично в адрес Росавиации представляются следующие документы (на русском языке, а также заверенные в установленном порядке переводы):
заявка на получение Свидетельства (далее - заявка) согласно форме, указанной в приложении N2 к настоящему Административному регламенту;
документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт заявителя);
свидетельство иностранного государства с соответствующими квалификационными отметками;
медицинское заключение, выданное в соответствии с требованиями ФАП-50;
летная книжка с налетом часов по типам воздушных судов (для членов экипажа) - пункт 20 Административного регламента.
Пункт 25 Административного регламента предусматривает основания для отказа в предоставлении государственной услуги в случаях: несоответствия документов требованиям нормативных правовых актов и настоящего Административного регламента; наличия противоречий между заявленной информацией и информацией, предоставленной иностранным государством - членом ИКАО, выдавшим Свидетельство.
В данном случае такие основания для отказа в предоставлении государственной услуги имелись.
Из летной книжки А.В. Ладонина следует, что для тренировочных полетов использовались воздушные суда С-172 N с регистрационными номерами RA 1452- G и RA -2318- G, которые зарегистрированы в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.
Для выполнения функций члена экипажа воздушного судна, зарегистрированного в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, к свидетельству, выданному другим государством - членом ИКАО, необходимо иметь разрешение, выдаваемое уполномоченным органом, которое является неотъемлемой частью свидетельства, что прямо предусмотрено пунктом 1.5. раздела 1 Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденных приказом Минтранса России от 12 сентября 2008 г. N147 (далее ФАП - 147).
В апелляционной жалобе А.В. Ладониным не оспаривалось, что такое разрешение отсутствует.
Доводы апелляционной жалобы не учитывают, что указанный в летной книжке налет часов не может быть засчитан в соответствии с подпунктом "в" пункта 3.1 и пункта 3.3 раздела III ФАП - 147.
Далее из летной книжки А.В. Ладонина усматривается, что тренировочные полету и проверку техники пилотирования он прошел у частного пилота *** в *** "***" в Республике ***.
Однако вопреки требованиям пп. 2.7, 2.8, 2.12, 2.17, 3.3 ФАП - 147 в летной книжке отсутствуют данные о том, что *** является пилотом-инструктором, в то время как частный пилот должен иметь не менее 10 часов самостоятельного налета на самолетах под руководством пилота-инструктора.
Изложенное позволяет сделать вывод, что представленные административным истцом документы не соответствовали требованиям нормативных правовых актов и Административному регламенту, что являлось основанием для отказа в предоставлении государственной услуги на основании пункта 25 Административного регламента.
Применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ судебная коллегия приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих охраняемых законом прав, свобод и законных интересов.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Басманного районного суда г. Москвы от 3 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.