Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Тиханской А.В, Гордеевой О.В,
при секретаре Михайлове Д.А,
рассмотрев по докладу судьи Гордеевой О.В. в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административных истцов Ислентьевой Е.В, Мюльбергер А.А. по доверенности Солосина К.В. на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 10 сентября 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении административного иска Ислентьевой Е.В, Мюльбергера А.А. к Федеральному агентству воздушного транспорта, Министерству транспорта Российской Федерации о признании приказа незаконным, обязании устранить нарушения, взыскании расходов - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Ислентьева Е.В, Мюльбергер А.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к Федеральному агентству воздушного транспорта, Министерству транспорта Российской Федерации, в котором просили признать незаконным и отменить приказ N 966-П от 30 ноября 2017 года "Об аннулировании свидетельства авиационного персонала, в части аннулирования свидетельства частного пилота N 0035563 от 03.10.2016, выданного Ислентьевой Е.В. и свидетельства частного пилота N 0035357 от 25.07.2016 выданного Мюльбергеру А.А, взыскать судебные расходы на представителя в размере 50 000 рублей в равных долях.
В обоснование требований административные истцы указали, что о вышеуказанном Приказе им стало известно 23.01.2018 г. Из сообщения Росавиации от 21.02.2018 г. N исх-1025/01- OГ следует, что причиной аннулирования свидетельств является то, что в выданных Частным профессиональным учреждением "Челябинское летное училище гражданской авиации" документах о подготовке административных истцов, которые предоставлялись для получения свидетельств коммерческих пилотов, указана программа обучения, не заявленная в приложении к сертификату АУЦ N 216, выданному училищу, и это означает, что лица, получившие свидетельства, прошли обучение по программе, не подтвержденной и не включенной в Сертификат АУЦ. С данным выводом административные истцы не согласны, поскольку ими пройдена подготовка по программе подготовки частных пилотов, утвержденной ФАВТ 28.02.2014 г. по направлению "Летная эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных систем на уровне частного пилота". По результатам освоения учебной программы им были выданы свидетельства и удостоверения, в которых поименована программа подготовки пилотов-любителей. В приложении к Сертификту АУЦ N 216 в п. 1.3 указан курс подготовки "Подготовка пилотов-любителей", в связи с чем оснований для аннулирования свидетельств у административного ответчика не имелось. Кроме того, в силу действующего законодательства административный ответчик лишен права аннулировать выданные им свидетельства.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административных истцов по доверенности Солосин К.В. заявленные требования поддержал, в полном объеме; представитель административного ответчика Федерального агентства воздушного транспорта по доверенностям Степанова М.В. возражала против удовлетворения заявленных требований; представитель административного ответчика Министерства транспорта, представитель заинтересованного лица ЧПОУ "Челябинское летное училище гражданской авиации" не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судом постановлено приведенное выше решение об отказе в удовлетворении административного иска.
С данным судебным актом не согласны административные истцы, представителем административных истцов по доверенности Солосиным К.В. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного, утверждается о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, неправильной оценке собранных по делу доказательств, нарушении норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного ответчика Федерального агентства воздушного транспорта по доверенности Коблова Д.С, полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие сторон и иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении слушания, проверив решение, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
При рассмотрении административного дела судом установлено, что 30.11.2017 г. Росавиацией вынесен приказ N 966 "Об аннулировании свидетельства авиационного персонала", в том числе свидетельства частного пилота N 0035563 от 03.10.2016 г, выданного Ислентьевой Е.В, и свидетельства частного пилота N 0035357 от 25.07.2016 г, выданного Мюльбергеру А.А, за указание недостоверных сведений, представленных для выдачи свидетельств авиационного персонала.
Из сообщения Росавиации от 21.02.2018 г. N исх-1025/01- OГ следует, что гражданином Мюльбергером А.А. для предоставления государственной услуги по выдаче свидетельства лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемых к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, представлены документы о прохождении подготовки в ЧПОУ "ЧЛУГА" по программе подготовки частных пилотов по направлению "Летная эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных систем на уровне частного пилота", в то время как данная программа не утверждена и не включена в приложение N 1 от 28.08.2013 г. к сертификату авиационного учебного центра N 126.
Из материалов дела следует, что Ислентьева Е.В. в период с 17.06.2015 г. по 24.07.2016 г. обучалась на курсах подготовки частных пилотов ЧПОУ "Челябинское летное училище гражданской авиации".
По окончании курса подготовки Ислентьевой Е.В. выдано удостоверение N 632, согласно которому она закончила ЧПОУ "ЧЛУГА" по программе подготовки частных пилотов, утвержденной ФАВТ 28.02.2014 г, по направлению: "Летная эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных систем на уровне частного пилота", а также свидетельство N 633 о том, что она прошла полный курс обучения по программе подготовки пилотов-любителей, утвержденной ФАВТ МТ РФ от 28.02.2014 г.
Мюльбергер А.А. в период с 04.12.2014 г. по 03.10.2015 г. обучался на курсах подготовки частных пилотов ЧПОУ "Челябинское летное училище гражданской авиации".
По окончании курса подготовки, Мюльбергеру А.А. выдано удостоверение N 589, согласно которому он закончил ЧПОУ "ЧЛУГА" по программе подготовки частных пилотов, утвержденной ФАВТ 28.02.2014 г, по направлению: "Летная эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных систем на уровне частного пилота", а также свидетельство N 590 о прохождении полного курса обучения по программе подготовки пилотов-любителей, утвержденной ФАВТ МТ РФ от 28.02.2014 г.
Из материалов дела следует, что ЧПОУ "ЧЛУГА" осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии N 11725 от 23.09.2015 г, сертификат АУЦ N 216 от 26.08.2014 г.; на период обучения административных истцов с 04.12.2014 по 03.10.2015, с 17.06.2015 по 24.07.2016 действовало свидетельство (сертификат) АУЦ N 216, выданный ЧУ ДПО "Учебно-тренировочный центр "ЧелАвиа" 26.08.2014 г. сроком действия до 27.08.2016 года, подтверждающий соответствие авиационного учебного центра требованиям воздушного законодательства РФ и изданным в соответствии с ним нормативным актам, и способность осуществлять ведение образовательной деятельности по направлениям (специальностям), приведенным в приложении к сертификату.
Согласно действовавшим на период обучения административных истцов ФАП-23, утвержденных Приказом Федеральной авиационной службы России от 29.01.1999 N 23 "О введении в действие Федеральных авиационных правил" Сертификация авиационных учебных центров" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.07.1999 " 1847), после успешного окончания полного цикла обучения (в соответствии с утвержденной программой в авиационном учебном центре обучающимся выдается документ в соответствии с ведомственными нормативными требованиями.
Как следует из свидетельств N 633 и N 590 о прохождении курса обучения по утвержденной программе подготовки, административные истцы обучались на курсах подготовки частных пилотов в Частном профессиональном образовательном учреждении "Челябинское летное училище гражданской авиации", при этом сертификат N 216 был выдан ЧУ ДПО "Учебно-тренировочный центр "ЧелАвиа".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд исходил из того, что наличие у Частного профессионального образовательного учреждения "Челябинское летное училище гражданской авиации" лицензии на ведение образовательной деятельности не подменяет и не заменяет собой обязательность соблюдения требований воздушного законодательства в случае, если образовательная организация осуществляет подготовку специалистов авиационного персонала. Кроме того, указанная в представленных в Росавиацию удостоверениях программа подготовки частных пилотов по направлению "летная эксплуатация воздушных судов, двигателей и функциональных систем на уровне частного пилота" не была внесена в сертификат АУЦ N 1216, выданный НОУ "УТЦ "ЧелАвиа". Так в приложении N 2 к сертификату от 26.08.2014 г. внесена программа подготовки частных пилотов со сроком обучения 90 дней, в то время как в удостоверениях административных истцов срок обучения указан с 17.06.2015 г. по 24.07.2016 г, с 04.12.2014 г. по 03.10.2015 г, подобное произвольное обучение по программам, не внесенным в сертификат АУЦ, в том числе никем не контролируемое изменение срока обучения слушателей образовательной организации, законодательством не допускается.
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, а также установленные на их основе обстоятельства административного дела, судебная коллегия находит выводы суда правомерными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству, оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется; необходимая совокупность обстоятельств, поименованная в пункте 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, для удовлетворения требований отсутствует.
Согласно статье 20 Воздушного кодекса Российской Федерации авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Воздушного кодекса Российской Федерации авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации.
К авиационному персоналу согласно части 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.
В соответствии с пунктом 1.2 Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" (далее - Правила), утвержденных приказом Министерства Транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 147, частный пилот относится к лицам авиационного персонала.
Выполнение функций члена экипажа воздушных судов, специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации осуществляется лицом, который удовлетворяет требованиям данного приказа и имеет действующее свидетельство с соответствующими квалификационными отметками (пункт 1.3 указанных Правил).
В разделах III Правил содержатся требования, предъявляемые к частному пилоту.
Положениями Федеральных авиационных правил предусмотрено, что для получения свидетельств частного пилота установлена обязанность кандидата пройти курс профессиональной подготовки по утвержденной программе.
Обязанность специалистов гражданской авиации пройти профессиональное обучение для получения свидетельств пилота-любителя, а затем пилота коммерческой авиации, линейного пилота также была установлена Положением о классификации специалистов гражданской авиации, утвержденным Министром гражданской авиации СССР 19 декабря 1988 года N 44/И, введенным в действие с 1 сентября 1989 года.
Согласно статье 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" профессиональное образование - это вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности, а дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
Из анализа приведенных норм следует, что свидетельство пилота выдается лицам, прошедшим полный курс обучения в летных учебных заведениях гражданской авиации.
В соответствии с частью 4 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Пунктом 5.4.10 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 396, к полномочиям Федерального агентства воздушного транспорта отнесено утверждение программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации.
Правилами проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 года N 670, установлено, что свидетельства выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утвержденным в соответствии со статьей 54 Воздушного кодекса Российской Федерации, и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил (пункт 3); указание недостоверных сведений и (или) использование подложного документа в представленных документах влекут за собой аннулирование свидетельства, выданного на основе недостоверных сведений и (или) использования подложного документа в представленных документах (пункт 8).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2004 года N 1730-р, утвержден прилагаемый перечень федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Росавиации.
Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов авиационного персонала, до 28. 06.2016 установлены Федеральными авиационными правилами "Сертификация авиационных учебных центров", утверждённые Приказом Федеральной авиационной службы России от 29.01.1999 N 23 (далее - ФАП-23), с 29. 06.2016 - Федеральными авиационными правилами "Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил", утверждёнными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29.09.2015 N 289 (далее - ФАП-289).
Согласно Приказу Федеральной авиационной службы России от 29 января 1999 года N 23 "О введении в действие федеральных авиационных правил "Сертификация авиационных учебных центров" (далее ФАП-23), авиационным учебным центром признавалось образовательное учреждение дополнительного образования, имеющее сертификат и лицензию установленной формы, осуществляющее профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации авиационного персонала в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Федеральными авиационными правилами.
В силу пунктов 5, 7, 8 Приказа Минтранса России от 29 сентября 2015 года N 289 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил", запрещается осуществлять обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечню специалистов авиационного персонала авиационным учебным центром (АУЦ), не имеющим выданного в соответствии с данными Правилами сертификата АУЦ, или в нарушение ограничений, указанных в сертификате АУЦ, или в нарушение требований федеральных авиационных правил.
Сертификаты АУЦ выдаются центральным аппаратом Федерального агентства воздушного транспорта и территориальными органами Федерального агентства воздушного транспорта и действуют бессрочно, за исключением случаев приостановления действия или аннулирования их центральным аппаратом или территориальным органом названного федерального ведомства.
Главой III ФАП-23 установлено, что сертификация АУЦ осуществляется с целью проведения единой государственной политики в области подготовки авиационного персонала, создания правовых гарантий для свободного функционирования и развития образовательных учреждений различных организационно - правовых форм.
Все авиационные учебные центры, осуществляющие свою деятельность в гражданской авиации, проходят в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации в обязательном порядке сертификацию в сроки, установленные ФАП (пункт 1.2).
К задачам процесса сертификации авиационных учебных центров относятся установление соответствия Федеральным авиационным правилами; обеспечение соответствия качества и организации профессиональной подготовки авиационного персонала международным требованиям; защита прав потребителей услуг от снижения уровня по обучению в АУЦ (заказчиков и обучаемых) при несоблюдении соответствующих требований к качеству профессиональной подготовки авиационного персонала; упорядочение сети и структуры профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации авиационного персонала отрасли.
По результатам сертификации составляется заключение о возможностях выполнять заявленные виды деятельности, являющееся основой для выдачи (аннулирования) сертификата АУЦ. Заключение подписывается членами рабочей сертификационной комиссии, назначаемой руководителем Органа по сертификации АУЦ (пункт 1.8 ФАП).
Право АУЦ на профессиональную подготовку по заявленным видам определяется по результатам сертификации, отсутствию объективных претензий и замечаний к АУЦ со стороны Органа по сертификации и приобретается АУЦ с момента получения сертификата (пункт 1.10 ФАП).
В случае невыполнения условий осуществления образовательного процесса, приводящих к нарушению авиационным учебным центром требований данных ФАП и (или) контрольных нормативов и показателей, зафиксированных в сертификате, Орган по сертификации АУЦ может приостановить действие или изъять сертификат у АУЦ (пункт 5.7 ФАП).
Из содержания приведенных выше норм ФАП следует, что орган по сертификации вправе приостанавливать действие сертификата в случае выявления в АУЦ нарушений требований федеральных авиационных правил, указывающих на осуществление авиационным учебным центром образовательной деятельности не в полном соответствии с законодательством и при несоблюдении соответствующих требований к качеству профессиональной подготовки авиационного персонала.
В силу Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии и в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, ЧПОУ "ЧЛУГА" на период прохождения Ислентьевой Е.В. профессиональной подготовки пилотов-любителей (с 17 июня 2015 года по 24 июля 2016 года), Мюльбергером А.А. профессиональной подготовки пилотов-любителей (с 4 декабря 2014 года по 3 октября 2015 года), не имело документа, выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, подтверждающего его соответствие требованиям федеральных авиационных правил, что не соответствует пункту 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпунктам "а, б, в" пункта 49 Федеральных авиационных правил, утвержденных Приказом Минтранса России от 29 сентября 2015 года N 289, авиационный учебный центр должен осуществлять обучение в соответствии с руководством по организации деятельности АУЦ по программам подготовки, разработанным и утвержденным в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил; может привлекать юридических лиц для осуществления обучения по заявленным программам в части проведения подготовки авиационных специалистов по отдельным частям (модулям) программ с выдачей документа, подтверждающего прохождение и усвоение обучаемым указанной части программы (модуля). Привлекаемое юридическое лицо должно иметь сертификат АУЦ, выданный в соответствии с настоящими Правилами, предусматривающий право проводить обучение в части, в которой оно привлекается к обучению; после успешного прохождения обучения выдать документ, подтверждающий прохождение обучения.
В силу пункта 50 ФАП-289, АУЦ не должен осуществлять обучение в случае, если у него на момент проведения обучения отсутствуют необходимые персонал, помещения, документация, оборудование или условия, предусмотренные настоящими Правилами.
Таким образом, из совокупности перечисленных норм в их взаимосвязи следует, что деятельность организации по подготовке и профессиональной переподготовке пилотов с выдачей дипломов и свидетельств о профессиональной подготовке и переподготовке и повышении квалификации подразумевает получение организацией сертификата с учетом утвержденных программ подготовки. При этом профессиональная переподготовка могла осуществляться только в отношении лиц, имеющих профессиональное образование специалиста авиационного персонала.
Учитывая изложенное, следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что у административного ответчика имелись основания для вынесения оспариваемого приказа в части аннулирования свидетельства пилота коммерческой авиации Ислентьевой Е.В, Мюльбергеру А.А, поскольку административными истцами не пройден полный курс обучения в одном из высших учебных заведений гражданской авиации с присвоением соответствующей квалификации, при этом авиационный учебный центр, в котором административные истцы прошли летную подготовку, не имел права осуществлять образовательную деятельность по подготовке пилотов-любителей, согласно требованиям ФАП.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.
Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется; суд постановилзаконное и обоснованное решение; выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу; нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по результатам рассмотрения дела судом апелляционной инстанции также не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Савеловского районного суда г. Москвы от 10 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.